Красота глаз Очки Россия

Вера есликовская. Анализ эпизода художественного произведения как жанр ученических сочинений Признание Раскольникова Соне в убийстве

  1. Признание Раскольникова Соне в убийстве.
    Первой реакцией Сони на признание был испуг и ужас, который совсем недавно испытала на себе Лизавета. Мне кажется, Раскольников увидел в лице Сони Лизавету, и это ощущение «оледенило его душу» , ведь на месте Лизаветы могла бы оказаться Соня.
    Встреча с Соней убедила его, что она совсем не такая как он представлял себе, она раскрывается перед ним как человек любящий, с чуткой и отзывчивой душой, способной на сострадание.
    В конце эпизода Сонечка ведет себя с Раскольниковым никак с убийцей, а наоборот как с человеком, которому нужна помощь. Раскольников видит рядом с собой опору и единственную поддержку со стороны Сони, которая возможно поможет ему встать на правильный путь.

    Ответить Удалить
  2. Эпизод №1

    «А когда сердцу девушки станет жаль, то, уж разумеется, это для нее опаснее всего. Тут уж непременно захочется и «спасти», и образумить, и воскресить, и призвать к более благородным целям, и возродить к новой жизни и деятельности»
    Ф.М. Достоевский

    По моему мнению, эта сцена из романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» имеет очень значимую роль, мы глубже понимаем главного героя Родиона Раскольникова, и истинное отношение Сонечки Мармеладовой к нему. Признавшись в убийстве именно ей, его Сонечке, которая сама нарушала закон божий, он хочет видеть единомышленника, который разделит с ним ответственность и страдание.
    Сцена признания очень напряжённая, Раскольников понимает, что Сонечка должна знать, что он совершил, вся его сущность хочет увидеть в её лице спасителя. Реакцией Сони был ужас, однако она может понять его, поверить в него. Вера в Бога и человеколюбие не позволяют Соне бросить Раскольникова на произвол судьбы. «Соня бросилась ему на шею, обняла его и крепко-крепко сжала его руками».
    Из этого можно понять, что Соня станет для него ангелом, который поведет Раскольникова на правильный путь, путь искупления.

    Ответить Удалить
  3. Эпизод признания Раскольникова.
    Мне этот эпизод показался не очень удачным. Хочеться отметить, что актеры подобранны хорошо, но меня очень сильно раздражают эмоции, которые хотят передать нам главные герои. После признания Сонечка как-будто каменная разговаривает с Раскольниковым.
    Декорации подобранны очень хорошо. И хотя я не смог разглядеть полностью всю квартиру, ясно, что фигурируют желтыйчвет и его оттенки.
    Подводя итоги, могу сказать, что все не так плохо, как на первый взгляд, но эти эмоции... Они меня убивают.

    Ответить Удалить

  4. Придя в первый раз в коморку к Сонечке, Раскольников хотел понять, как она живет, как этот «маленький ребенок» смог справиться со своим положением, что поддерживает ее. Он был уверен в том что, в скором времени она покончит жизнь самоубийством, не сможет жить со своим «преступлением». Но Соня невероятно стойкая девушка. Ею правит любовь, сострадание к людям и вера в Бога. Она никогда не допустит того, чтобы ее семья голодала, и уж тем более, чтобы ее сводная сестра Поленька пошла ее дорогой и стала проституткой.
    В предложенном эпизоде, мы видим, как Родион Романович посещает Сонечку во второй раз и признается ей в своем преступлении, потому что видит в ней родственную душу, ведь она тоже загубила свою жизнь, переступив через евангельские заповеди. Первой реакцией Сони на это признание был испуг и ужас, ведь она находилась в одной комнате с убийцей. Но она простила Раскольникова, понимая, что только одна она сейчас сможет понять его. «Соня бросилась ему на шею, обняла его и крепко-крепко сжала его руками…»

    Наташа Датлина

    Ответить Удалить
  5. Я выбрала второй фрагмент для коментария, так как мне кажется, что актёры старой версии фильма "Преступление и наказание" наиболее точно передали атмосферу диалога между Соней Мармеладовой и Родионом Раскольниковым, описанного Ф.М. Достоевским в романе. Особенно мне понравился образ Сонечки. Такой я и ожидала увидеть эту бедную девушку. Она такая маленькая и хрупкая, голос её такой робкий и срывающийся, совсем как в книге. На экране точно переданы все чувства Сонечки, всё, что творится в её душе. Голос её полон отчаяния. Она заступается за свою мачеху, волнуясь и ломая руки, обнажая перед Раскольниковым всю глубину страданий, накопившихся в душе. Каждая чёрточка лица её полна бесконечной скорби.
    Родион Раскольников проникся к Соне и её несчастью, прочувствовал всю силу её любви к своей семье. Сострадание и понимание слышится в его словах:"А с вами что будет?". " Не знаю." - грустно отвечает Соня. Тогда он отворачивается и отходит к окну, как бы не в силах более смотреть на содрагающуюся от горя, бедную девушку.
    Этот эпизод полон смысла. В нём зарождается неразрывная связь между героями, которая проведёт их через горе и через радость и сохранится с ними на всю жизнь.

    Ответить Удалить
  6. Буглак Никита
    Первый эпизод
    На меня произвел огромное впечатление отрывок из современной, экранизированной версии романа "Преступление и наказание". На мой взгляд актеры подобраны гениально, именно такого Раскольникова и такую Сонечку я представлял себе читая этот роман. Актеры сыграли свои роли на высшем уровне, они сумели передать все эмоциональное напряжение, трагичность и ужас происходящего. Так же немалую роль в этом эпизоде сыграла музыка. Я считаю именно музыка пробудила во мне это непередаваемое чувство трепета, она задела меня за душу, настроив на нужный лад для восприятия этого эпизода.
    Я считаю, что по этому кроткому эпизоду можно судить весь оставшийся телесериал. Я уверен что он будет насыщен великолепной музыкой, отличной игрой актеров и динамичным развитием событий. В общим, меня этот отрывок сумел заинтересовать во всем оставшемся сериале.

    Ответить Удалить
  7. Из двух предложенных фрагментов мне больше понравился первый, потому что Сонечка показалась мне более эмоциональной и действительно соответствовала книжному образу.
    Читая роман, я представляла себе Соню именно такой. Она действительно похожа на ребёнка, у неё нежный трепещущий голосок.
    В этом фрагменте мне показалось, что Соня прочитала всё на лице Раскольникова до того, как он сам сказал обо всём. Она переспрашивает, надеясь на то, что это неправда, что он не убивал.
    Мне кажется, что этот эпизод играет большую роль в самом романе. Признание. Соня понимает, что теперь, зная всю правду, она не может бросить Раскольникова одного, да и он понимает, что она его не оставит, готова ради него на все.

    Ответить Удалить
  8. Я выбираю советский художественный фильм снятый по роману "Преступление и наказание". Мне кажется, что актриса Татьяна Бедова лучше всех передаёт образ, характер и образ Сонечки Мармеладовой. С одной стороны, она проститутка, что показывает её в плохом свете. С другой стороны, мы видем девушку с "чистой" душой, которая готова на многое пойти ради семьи, Родиона.
    Самое сложное для актёров, это преподнести героев так, как задумал это автор произведение, по которому снимается данный фильм. Я думаю, что Татьяна Бедова и Георгий Тараторкин идеально сыграли роли Сонечки и Раскольникова.

    Ответить Удалить

  9. Мне кажется это очень важный эпизод в романе Достоевского "Преступление и наказание".
    В этом фильме очень видна талантливая актерская игра. Особенно мне понравилось то как Сонечка отреагировала на его признание. На ее лице читались все эмоции: печаль, гнев, отрицание происходящего, растерянность. Образы героев меня тоже очень впечатлили. Все:от прически до туфель соответствует описанию в книге.
    Раскольников понимал, что ему не избежать надвигавшейся развязки, но пытался хоть за что-нибудь зацепиться, помедлить. Его тон кажется Соне очень странным. Но в то же время она понимает что сама такая же, пошла против нравственных принципов, своих и общества в целом.
    В общем, мне больше понравился эпизод из фильма, мне кажется интереснее смотреть, видеть все эмоции на лицах, а не додумывать самим.

    Ответить Удалить
  10. Телесериал по роману "Преступление и наказание".8 серий.2007 год.

    Сцена признания Раскольникова в убийстве одна из важнейших в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание". Мне кажется, что фильм очень точно передает то, что хотел передать автор. Те же напряженность, безвыходность, грусть, тупиковое положение.
    Быть может, в одной из своих работ по этому произведению я уже говорила, что читать роман мне было достаточно тяжело. Сцена убийства, терзаний Родиона Раскольникова ужасно давили на меня. "Жестокий талант", - именно так определил Достоевского Михайловский, и невозможно не согласиться. Так или иначе эпизод, и, как мне кажется, и весь фильм, передал атмосферу, которую я, опираясь на свои эмоции, чувства, испытывала и при чтении. Безусловно, это заслуживает уважения режиссера картины.
    Если быть откровенной, я не люблю смотреть фильмы после прочтения книги. (Лишь немногие способны не испортить мнение, а, наоборот, внести что-то новое, но близкое мне.)Ведь когда сам представляешь себе героев, мысленно рисуешь их образы, несовпадение с образами из фильма не особо нравятся. По одному эпизоду я судить не могу, но полагаю, что этот фильм наилучшим образом передает историю романа, вплоть до мельчайших деталей.
    Актеры тоже замечательно справились со своей ролью. Сонечка Мармеладова предстает перед нами как истинный пример человеколюбия, кротости, как человек, способный понимать и поддержать, какова ужасна ни была бы ситуация.

    Ответить Удалить
  11. Телесериал по роману «Преступление и наказание».8 серий.2007 год.
    В представленном эпизоде Раскольников приходит к Сонечке, чтобы признаться в совершенном убийстве. Видно, что им обоим приходится нелегко. Родиону стоило большого труда набраться мужества, чтобы довериться и признаться Соне, а она терзала себя страшными подозрениями и догадками. Но, когда Сонечка узнала, что совершил Раскольников, пожалела, приняла и пообещала быть рядом во всех его жизненных испытаниях. Я считаю, что в этом эпизоде видно, насколько сильно она любит Родиона. Сонечка - человек набожный, верующий. Этот момент я считаю трогательным, потому что Раскольников после долгих терзаний и мучений частично облегчает свою душу, однако, не задумываясь при этом, какой груз он взваливает на Соню. Она всё это принимает.
    Представленный момент из сериала эмоционально-напряженный. Волнение передается как в позах, жестах актеров, так и в их интонациях. Даже учащенное дыхание свидетельствует о том, насколько тяжела была данная сцена.
    Я думаю, что артистам, которые играют в данном сериале, удалось правдоподобно передать образы героев. Они полностью прочувствовали их, именно поэтому сцена признания получилось волнующей, проникновенной и запоминающейся.

    Ответить Удалить
  12. Признание Раскольникова в убийстве Соне.
    Ну что ж… Не плохо, конечно, но поскольку на меня не произвел впечатления этот роман, то и отрывок не очень понравился. Ничего плохого сказать не могу, актеры играют правдоподобно, все эмоции переданы очень хорошо. Однако, не вижу я особого смысла в этом. Я считаю это ошибкой Раскольникова. По моему, вполне вероятно неверному, суждению теория Раскольникова была почти верна и он этим признанием сам ее и подтвердил. Он доказал, что он такая же вошь, как и эта старуха.
    В общем, сделан отрывок хорошо, но идея романа не пришлась мне по душе и соответственно оценить всю прелесть момента в полной мере наверно не смогла.

    Ответить
  13. Телесериал по роману «Преступление и наказание».8 серий.2007 год.
    Сцена признания Раскольникова в совершенном убийстве Сонечке Мармеладовой является одной из ключевых сцен и играет довольно значимую роль во всем романе,так как в этом эпизоде раскрывается вся сущность главных героев.

    Я думаю,что Раскольников идет к Сонечке, потому что видит в ней человека,который поможет и поймет,так как сама она совершила грех не менее тяжелый чем сам Родион.Мы видим,насколько тяжело обоим героям:Раскольникову - потому что он после стольких мучений все-таки решился рассказать о том,что он сделал, а Сонечке,в свою очередь, приходится не легко,так как Родион выкладывает все,что накопилось у него в душе,весь груз на Соню.В этом эпизоде мы проникаем в душу Родиона Раскольникова и понимаем, что на самом деле он добрый и чуткий,а Сонечка предстает перед нами как человек с отзывчивой душой,способный поддержать, помочь встать на путь истинный.Ее любовь возрождает Родиона,воскресила его к новой жизни
    На мой взгляд,актеры подобран довольно не плохо,потому что они с точностью передают те эмоции ичувства, которые испытавают Соня и Родион в этой сцене: страх,напряженность,ужас, виднывсе их переживания.
    Мне кажется, актеры вжились в свои роли очено хорошо, читая роман, я представляла их именно такими.

    Николаева Валерия

    Ответить Удалить
  14. «Преступление и наказание» — советский художественный фильм.
    В данном эпизоде я наблюдал монолог Сонечки,в котором она защищает Катерину Ивановну,оправдывает побои нанесённые мачехой,с лёгкой руки которой главная героиня попала на панель.Даже в этой ситуации Сонечка придерживается своих главных принципов:гуманизм,целомудрие,забота о других.Очень ярко альтруизм главной героини проявил себя в эпизоде,когда Раскольников предлагает Соне самоубийство, "Тысячу раз справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить!", но главная героиня задумывается о своих сёстрах и брате.От воды ее удерживала не столько мысль о грехе,страх смерти, сколько забота «о них, своих».После смерти мачехи все обязанности:забота,обеспечение семьи Мармеладовых сваливаются на плечи Сонечке,впрочем,как правильно подметил Раскольников," и прежде всё было на вас",но Софья готова в очередной раз совершить самопожертвование ради близких.В образе Сони Достоевский воплотил самые лучшие качества человека: жертвенность, веру, любовь и целомудрие. Находясь в окружении порока, вынуждаемая жертвовать своим достоинством, Соня смогла сохранить чистоту души.Я считаю, что Татьяне Бедовой удалось полностью передать,задуманный Достоевским образ Ангела.Её актёрская игра-великолепна,благодаря ей я смог лучше понять фильм,сочувствуя и сострадая её персонажу...

    Ответить Удалить

Разделы: Литература

Цель урока: определить, в чем “правда” Сони Мармеладовой; проследить, как на протяжении романа меняется взгляд Раскольникова на “преступление” Сонечки, как происходит открытие христианских ценностей Раскольниковым через любовь к Соне; осмыслить слова Достоевского, вынесенные в эпиграф урока.

Оформление урока: портрет Ф.М.Достоевского, выполненный В.Г. Перовым в 1872 г., картина И.Н. Крамского “Христос в пустыне” 1872 г., Микеланджело “Страшный суд”, рисунки учащихся, музыка “Аве Мария”, Нагорная проповедь.

Предварительно учащимся было задано прочитать 4 главу 4 части, обратить внимание на поведение героев при встрече, выписать авторские ремарки; определить, в каком контексте звучит библейская притча о Воскресении Лазаря; подумать о том, какие нравственные уроки, заключенные в ней, извлекут для себя герои романа.

Обрести Христа – значит обрести
собственную душу.

Ф.М. Достоевский

ХОД УРОКА

1. Слово учителя.

Мы продолжаем работу над произведением Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”.

Произведение “Преступление и наказание” учит нас тому же, что и Библия: милосердию, состраданию, добру, ответственности перед высшим судом за каждый свой шаг. Но прежде, чем приступим к анализу произведения, хочу обратить ваше внимание на картину Крамского “Христос в пустыне” и портрет Ф.М. Достоевского. Постараемся увидеть, что в них общего.

Посмотрите внимательно на картину Ивана Николаевича Крамского “Христос в пустыне” 1872 года. Основа сюжета этой картины трактуется по-разному:

2. Сообщение учащегося.

1) Христос, приняв крещение и услышав голос с небес о его мессианском назначении на земле, уходит в пустыню, где в течение 40 дней пребывает в полном уединении, без пищи, он размышляет о своем назначении, о том, как трудно это выполнить, как трудно на это решиться.

2) Преданный одним из своих учеников Иудой, Христос удалился на ночь в пустыню, чтобы решить: скрыться ли от властей иудейских или погибнуть за свою идею.

3. Беседа.

Что, по-вашему, в картине является композиционным и смысловым центром? (Руки Иисуса – до боли сжатые, словно пытается связать воедино мир, землю и небо.)

Перед нами драма: превращение частного человека в посланника божьего среди людей, страдающего за людей. Обратите внимание на портрет Ф.М.Достоевского, выполненного В.Г.Перовым в 1872 году. Что общего в этих двух, на первый взгляд, разных картинах? (У Достоевского тоже руки сжаты до боли, взгляд сосредоточен, боль в глазах.)

4. Слово учителя.

Романы Ф.М. Достоевского – это размышления о пути человеческом, о выборе, который делает человек: путь совести, сострадания – нелегкий путь. В портрете Достоевского заключена вся боль за каждого из нас, стремление создать на земле царствие добра, любви, милосердия, справедливости. По Достоевскому, путь к этому – нравственное совершенствование каждого человека.

5. Послушайте стихотворение Льва Болеславского “Чудных отцу в небесной синеве”. (Читает ученик.)

6. Беседа.

Одним из основных библейских мотивов романа Достоевского является мотив страшного суда за грехи человеческие. Перед вами картина Микеланджело “Страшный суд”. Какой эпизод из “Преступления и наказания” может стать иллюстрацией страшного суда? (4-й сон Раскольникова.)

Какие основные евангельские заповеди он нарушил? (Не убий, возлюби ближнего своего.)

Итак, Раскольников совершил преступление, которое завело его в тупик. Соня же в это время получила желтый билет. Линии их жизни пересеклись в самой критической точке для них: именно в тот момент, когда нужно было раз и навсегда решить, как жить дальше. Старая вера Раскольникова уже пошатнулась, а новую он пока еще не обрел. Обреченность и невольная жажда смерти как выход из тупика овладели им.

Порфирий Петрович во время беседы с Раскольниковым советует ему: “Станьте солнцем, вас все и увидят. Солнцу прежде всего надо быть солнцем, то есть не только светить, но и греть.” Кто же в романе несет этот свет? (Таким теплым светом становится Соня.)

Лучи тепла, исходящего от Сониной души, достигают и Раскольникова. Он сопротивляется им, но все-таки, в конце концов, опускается перед ней на колени. В этом утверждают нас встречи героя с ней.

Именно Сонечка, беззащитная жертва жестокого мира, привела к покаянию убийцу, взбунтовавшегося против несправедливости и бесчеловечности, пожелавшего переделать мир, как Наполеон. Это она спасла душу Раскольникова

Почему падшая женщина спасает душу Раскольникова? (Соня преступила через себя для других. Она живет по законам любви к людям, совершила преступление над собой, принесла себя в жертву во имя любимых ею людей.)

Какие черты подчеркивает в ней Достоевский? (Достоевский постоянно подчеркивает ее робость, застенчивость, даже запуганность.)

Расскажите о жизни Сони.

(Мачеха Сони, Катерина Ивановна, обрекает ее на жизнь по желтому билету. Истощенные голодом дети выжили благодаря Соне. Ее жертва теплотой проникает в души людей. Она отдает Мармеладову последние “греховные гроши” на его непристойное пьянство в трактире… После гибели отца, смерти мачехи, именно она, Соня, падшая, смысл своей жизни видит в заботе об осиротевших малолетних детях. Даже людям, окружавшим ее, такой поступок кажется воистину христианским, а ее грехопадение в этом случае кажется святым.)

Скажите, пожалуйста, как на жизнь смотрит Раскольников и по каким законам живет Соня Мармеладова? (Раскольников не хочет принимать жизнь такой, какая она есть, он протестует против несправедливости. Его теория толкает на путь насилия над другими ради своего благополучия. Он готов переступить через трупы других, стремится создать в первую очередь для себя условия, чтобы затем изменить жизнь, стремится возвыситься над этим “муравейником”. Идея и преступление Раскольникова рождают конфликт в его душе, ведут к разъединению с людьми, заставляют героя презирать себя больше всего за человечность и чуткость к страданиям других. Соня идет другой дорогой. Ее жизнь строится по законам самопожертвования. В позоре и унижения, в условиях, казалось бы, исключающих всякую чистоту (моральную), она сохранила в себе чуткую и отзывчивую душу.)

Итак, Раскольников идет к Соне. Как объясняет он свой первый визит к Соне? Чего он ждет от него? (Он ищет родственную душу, ведь Соня тоже преступила. Вначале Раскольников не видит разницы между своим преступлением и преступлением Сони. Он видит в ней своеобразного союзника по преступлению.)

Как можно объяснить поведение Раскольникова, бесцеремонно осматривающего комнату? Кого он ожидал увидеть? (Он хочет понять, как она преступница живет, чем дышит, что поддерживает ее, во имя чего она преступила. Но, глядя на нее, он смягчается, голос его становится тихим.

Раскольников ожидал увидеть человека, сосредоточенного на своих бедах, измученного, обреченного, готового ухватиться за малейшую надежду, но увидел нечто иное, породившее вопрос: “Почему она так слишком долго могла оставаться в таком положении и не сошла с ума, если уж не в силах была броситься в воду”.)

Каким представляет себе Раскольников будущее девушки? (“Броситься в канаву, попасть в сумасшедший дом или броситься в разврат.”)

Три дороги и все погибельные. Почему она не сделала этого? В чем же причина? (Вера, глубокая, способная творить чудеса. Сила. В Соне увидел силу, позволяющую ей жить. Ее источник в заботе о чужих детях и их несчастной матери. Уповает на Бога и ждет избавления.)

Через знакомство с Соней Раскольникову открывается мир людей, живущих по иным законам, законам человеческого братства. Не равнодушие, ненависть и жесткость, а открытое душевное общение, чуткость, любовь, сострадание живут в ней.

Книга, которую заметил на комоде в комнате Сони Раскольников, оказалась Новым Заветом в русском переводе. Евангелие принадлежало Лизавете. Невинная жертва принимает смерть безмолвно, но она будет “говорить” Божьим словом. Раскольников просит прочитать ему про Воскресение Лазаря. Почему выбран этот эпизод из Евангелия? (Раскольников ходит среди живых людей, говорит с ними, смеется, негодует, но не сознает себя живым – сознает мертвым, он – Лазарь, который 4 дня как во гробе. Но, словно тусклый свет того свечного огарка, который освещал в “этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением вечной книги”, теплился свет веры в душе преступника в возможное для себя воскресение.)

7. Работа с текстом.

Прочитайте эпизод чтения Соней отрывка из Евангелия, проследите за состоянием Сони. Почему такое состояние испытывает она? (Звучит музыка “ Аве Мария”. У Сони дрожали руки, голоса не хватало, не выговаривала первые слова, но с 3 слова голос зазвенел и прорвался, как натянутая струна. И вдруг вся преобразилась.

Соня читает, желая, чтобы он, ослепленный и неверующий, уверовал в Бога. И дрожала от радостного ожидания чуда. Раскольников смотрел на нее, слушал и понимал, как Иисус любит тех, кто страдает. “Иисус прослезился”, – в это время Раскольников обернулся и увидел, “что Соня дрожит в лихорадке”. Он ожидал этого.)

Она хотела, чтобы Раскольников принял веру во Христа и через нее смог пройти к возрождению путем страдания. Почему Евангелие читают преступник и блудница? (Евангелие показывает путь к возрождению, почувствовали соединение душ.)

Достоевский выделил слова “Я есмь Воскресение и жизнь”. Почему? (Пробуждается душа.)

С каким впечатлением о Соне Раскольников уходит? (Раскольников, слушая рассказы Сони о Катерине Ивановне, ее проникновенное чтение Евангелия, изменил свое мнение о ней. Христианской любовью любит людей Соня. Раскольников, не верящий в Бога, мечтающий о власти над всею тварью дрожащею, понял правду Сони, ее жертвенную чистоту.)

Уходя от Сони, он сказал, что скажет, кто убил. “Знаю и скажу… тебе, одной скажу! Я тебя выбрал”. В романе важно не только к кому приходит с признанием Раскольников, но и где это происходит – в квартире у портного Капернаумова, где Соня комнату снимает. Капернаумов – фамилия значимая.

8. Сообщение ученика.

Капернаум – город, часто упоминаем в Новом Завете; здесь поселился Иисус Христос после того, как оставил Назарет, и Капернаум стал называться “Его городом”. В Капернауме Иисус совершил много чудес и исцелений, сказал много притчей: “И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с ним и учениками Его. Увидевши то, Фарисеи сказали ученикам Его: “ Для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?”. Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные”.

В комнате Сони в квартире портного Капернаумова сходятся грешники и страдальцы, убогие – все больные и жаждущие исцеления: сюда приходит и Раскольников, чтобы сознаться в преступлении.

Знаем, что здесь символичны числа. В 11 часов Раскольников приходит к Соне. В Евангелии от Матвея есть притча о работниках в виноградниках.

9. Сообщение ученика.

“Царствие Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой. Выходил он нанимать работников в третьем часу, в шестом, в девятом и, наконец, вышел в 11. … и пришедши около одиннадцатого часа получили по динарию.” “Так будут последние первыми, а первые последними; ибо много званых, а мало избранных”.

Итак, мы видим, что для Раскольникова еще есть возможность покаяться, искупить свой грех страданием (в 7 часов рассоединил свою жизнь с богом) и воссоединиться с Богом.

10. Инсценирование разговора Раскольникова с Соней.

11. Беседа.

Почему, прежде чем признаться Соне, Раскольников предложил ей дилемму? (Если бы Соня ответила, что лучше жить Катерине Ивановне с детьми, чем Лужину, то Раскольников тем самым был бы ею оправдан: вышло бы, что он имел право убить процентщицу. Она не может решать: кто должен жить, а кто нет.)

Почему Раскольников признается Соне в убийстве? Что она испытывает к нему? (Соня полна сострадания к Раскольникову и думает только о том, как тяжело ему жить, испытывая мучения совести.

Говорит: “Говори, я про себя пойму”. Все окружающее она воспринимает сердцем, душой, а не разумом, как Раскольников.)

В чем причина совершения преступления, по мнению Сони? (“От бога вы отошли, и вас поразил, дьяволу продал”.)

Как вы понимаете это выражение? (По мнению Сони, теория, рожденная в ненависти и презрении к людям, преумножающая зло и нравственное опустошение, отрицает добро, любовь, сострадание.

Для Сони все люди имеют одинаковое право на жизнь. Никто не может добиваться счастья, своего или чужого, путем преступления. Грех остается грехом, кто бы и во имя чего бы его ни совершил.)

Какой путь предлагает Соня Раскольникову? (Страдание принять и искупить себя им, вот что надо. Она не может мыслить иначе, для нее нет ни вопроса, ни сомнения.)

12. Слово учителя.

Главная проблема романа: имеет ли право человек решать, кому жить, кому не жить.

Сонина правда победила. Она помогла сгореть индивидуалистической философии Раскольникова. Своей жалостью и человечностью вернула ему ту полноту восприятия себя самого и окружающего, которая, казалось, навсегда была утрачена, стерта переживаниями о содеянном. Но он еще не принимает крест от Сони. Крест – это человеческие страдания. Тяжкий крест не для себя, а для других. Он еще к этому не готов.

13. Чтение сцены на Сенной площади.

14. Беседа.

Раскольников нарушил главную библейскую заповедь “не убий”, а верующая Соня обнимает его. Почему? Ответьте словами Нагорной проповеди. (Прощайте да прощены будете.)

Смогла ли Соня привести Раскольникова к вере, когда это происходит? (В эпилоге, на каторге.)

Как к Соне относились каторжники? (Били ее, кланялись ей.)

Что значит для писателя эпилог? (Раскольников с Соней, которая последовала за ним на край света, которая спасла и спасает его ежедневно, ежечасно, не давая погаснуть едва тлеющему огоньку добра в его душе. Именно здесь происходит человеческое прозрение Раскольникова, которое отрешает его от болезни индивидуализма, от стены, которую в своих мыслях он чуть не возвел между собой и другими “обыкновенными” людьми.)

Возрождение приходит к герою романа как преодоление болезни. Что необычного мы в нем видим, чего ни в одной сцене не видели? (Слезы – это очищение, просыпается душа…)

15. Слово учителя.

Слезы – рубеж нового этапа его жизни. Ему становится легче дышать. Он начинает видеть высокий смысл тех, кого считал обыкновенными. Раскольников понимает, что стать человеком – значит обрести те нравственные идеалы, без которых невозможно жить с людьми, сердцем принять нормы человеческих взаимоотношений, освещенных религией.

На последней странице романа вновь появляется число “семь”, означающее союз человека с Богом. “Им оставалось еще семь лет”. Это начало очищения, а впереди 7 лет, только тогда может наступить полное очищение. В чем же сила Сонечки? (В умении любить, сострадать, в самопожертвовании во имя любви.)

Соня своей любовью, жалостью и состраданием, своим бесконечным терпением и самопожертвованием, своей верой в Бога спасает Раскольникова. Живший своей бесчеловечной идеей, не верящий в Бога, он изменяется лишь в эпилоге романа, приняв в свою душу веру. “Обрести Христа – значит обрести собственную душу” – вот вывод, к которому приходит Достоевский.

“Блаженный тот, на которого сойдет благодать Божья”, – так сказано в Нагорной проповеди, которую Достоевский считал бесценной. “Блаженны”… ведь это о Сонечке и о тех людях, которые умеют сострадать другому человеку. Хотелось бы, чтобы вы так же, как и Соня, любили людей такими, каковы они есть, умели прощать и дарили бы свет, исходящий от вашей души, другим людям.

16. Домашнее задание.

Согласны ли вы с тем, что Раскольников обрел душу? (Письменная работа.)

«А коли вы теперь заболеете». «Дети на улицу всей гурьбой пойдут». «С Полечкой, наверно, то же самое будет». Результат этого мучительного разговора: Соня - не бунтует, а только надеется на Бога. Раскольников - чувствует ее силу. Отсюда - «ненасытимое страдание», «всему страданию человеческому поклонился», «юродивая» - святая. В сцене чтения Евангелия два героя: Лазарь и Иисус.

Индивидуальное задание. Наблюдая за лексикой, проследите, как постепенно слабость Сони превращается в силу, а Раскольников теряет всю свою уверенность.

В романе «Преступление и наказание» две правды: правда Раскольникова и правда Сони. Но истинна одна правда, другая ложна.

До каких пор «простирается Сонино терпение, должна же и она взбунтоваться»? Раскольников в этой сцене выступает как змей-искуситель.

Анализ 1-й сцены (ч. 4, гл. 4) Раскольников, выбрав Соню, считая, что у них много общего, во время первой встречи «проверяет Соню на прочность». Он, убив старуху, совершает бунт; она, убив себя, приносит жертву.

Соня Раскольников

Соня - Раскольникову «Кого убить: Лужина или Катерину «И кто меня тут судьей поставил? » Ивановну»? «Ох, как вы мучаетесь!

Соня Раскольников

Абстрактного человечества, «убив других» Живет, исходя из требований жизни, вне теорий Пытаясь доказать свою теорию, совершает преступление. В духовном плане - преступник, хотя берет на себя грех всего человечества. Спаситель? Наполеон?

» «Зачем только тебя-то я пришел мучить?» «Нет тебя несчастнее никого».

Раскольников ставит и себя, и Соню на место Иисуса: он взял на себя право распоряжаться жизнью людей, а Соня - святая, мученица. Следует проанализировать эту сцену и со стороны лексики. Как в лексике отражается состояние героя, сила и слабость, как постепенно оно меняется?

Конкретных людей, «убив себя» Спасая других, берет на себя тяжести греха. В духовном плане - мученица Кроткая, добрая Гордый нрав, оскорбленное, униженное самолюбие В нем правда ложна. В рай ценой чужой крови нельзя

Работая над темой урока, следует остановиться на двух сценах романа, изображающих разговоры Раскольникова с Соней (ч. 4, гл. 4; ч. 5, гл. 4). Почему Раскольников выбрал в собеседники именно Соню?

Рассказ о ее поступке в кабаке в самой разнузданной обстановке

Это сцена веры в Воскресение. А в системе образов романа тоже два героя: Соня и Раскольников. Соня ставит и себя, и Раскольникова на место Лазаря - это надежда на Воскресение. Поэтому она сначала не хотела читать. Это для нее слишком личное, сокровенное.

«Катерина Ивановна ведь вас чуть не била». «А с вами что будет?» «Катерина Ивановна в чахотке, в злой, она скоро умрет».

Раскольников - Соне: Знаю «и про то, как вы в 6 часов пошли». Теория рассчитана безукоризненно, но человек не может переступить через кровь, спасая людей. Итог - тупик. Теория не может учесть все в жизни Божественная правда - в ней. Она выше духовно. Не сознание делает человека, а душа

Раскольников - Соне

Сначала он говорит о том, что знает, кто убил старуху и Лизавету, говорит, что он знаком с этим человеком. Соня с ужасом слушает его откровения и вдруг понимает, что убийца перед ней и это он – Родион Раскольников. И вот здесь проявляется вся сущность Сони – человека очень тонко чувствующего, жалеющего и берущего на себя весь ужас этого мира. В ней нет осуждения, есть только бесконечная жалость к Раскольникову. «Что вы, что вы это над собой сделали! Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!» - это говорит Соня. После этого Раскольников начинает рассказывать Соне о своей теории, о своем «праве», о том, что «хотел сделаться Наполеоном». Но все это звучит как-то мелко и неубедительно в сравнении с горем Сони и ее ужасом перед преступлением и болью за Раскольникова. Она не очень слушает его и, наверное, не все понимает из его «теории». Ее переполняет жалость к этому человеку. На вопрос Раскольникова что же ему теперь делать, она советует ему покаяться и предлагает ему надеть крест. Потом этот кипарисный крестик будет с Раскольниковым, когда он сознается в преступлении. «Возьми его, это мой крест! Мы вместе его понесем». Этими словами она бескорыстно и искренне предлагает ему разделить с ней последствия преступления, предлагает помощь и раскаяние. Но Раскольников еще не готов для раскаяния, он уходит к себе. Признание Соне не облегчает его состояние, он пока ничего не может решить. Решение придет только после третьей встречи с Соней. Третий визит Раскольникова к Соне Третий визит Раскольникова к Соне – самая короткая из их встреч. Причем здесь герои меньше разговаривают и больше действуют. Раскольников решается признаться в своем преступлении. Но сделать это ему по-прежнему очень трудно и он ищет близкого человека, который был бы рядом. В семье он не может найти такого человека и, видимо, сам не хочет нанести такой удар по семье. Остается один единственный близкий ему человек – Соня. Он опять что-то говорит, но соня чувствует, что все его слова это «напускное», а на самом деле в его душе «волнение и страх». В этой сцене опять возникает крест и на это раз Раскольников надевает его. «Я за твоими крестами, Соня», говорит он ей. И она надевает на него кипарисный крест. Второй крест, который принадлежал Лизавете она оставляет себе. Она опять самоотверженно разделяет тяжелую моральную ношу Раскольникова. Раскольников не разрешает Соне идти с ним, останавливает ее и идет один. Раскольников видит ее уже после площади, где он стоял на коленях под насмешками людей. Он понимает, что она тайно пошла за ним, не потому что сомневалась в его желании сознаться, а потому, что как настоящий друг стремилась быть с ним до конца. Это окончательно уверяет его в правильности его поступка и он идет и заявляет о своем преступлении. Мне кажется, что главная роль в понимании Раскольниковым своего преступления и решении признаться играет именно Соня Мармеладова. Только ее поддержка дает силы Раскольникову и на суде и на каторге. И именно она помогает придти герою к моральному возрождению.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Гимназия № 5" г. Брянска

Урок литературы в 10 классе

Раскольников и Соня Мармеладова. «Правда» Сони.

подготовила

учитель русского языка и литературы

Радькова Юлия Николаевна

Брянск-2018

Цель: совершенствовать навыки анализа текста художественного произведения; показать, в чём Достоевский видит источник обновления жизни; осмыслить последние страницы романа, ответить на вопрос: «Как происходит открытие христианских ценностей Раскольниковым через любовь к Соне?»; воспитывать гуманную личность, ответственную за свои поступки.

Ход урока.

1.Подготовка к восприятию.

- Порфирий Петрович во время беседы с Раскольниковым советует ему: «Станьте солнцем, вас все и увидят. Солнцу прежде всего надо быть солнцем, то есть не только светить, но и греть». Кто же в романе несет этот тёплый свет?

Соня Мармеладова.

Лучи тепла, исходящего от Сониной души, достигают и Раскольникова. Именно Сонечка, беззащит-ная жертва жестокого мира, привела к покаянию убийцу, взбунтовавшегося против несправедливос-ти и бесчеловечности, пожелавшего переделать мир, как Наполеон. Это она спасла душу Раскольни-кова. Какие черты подчёркивает в Соне Достоевский? В чём «правда» героини? Над этими вопросами мы и поразмышляем сегодня на уроке.

2.Сообщение темы и целей урока.

3.Работа по теме урока.

Расскажите о жизни Сони.

Мачеха Сони, Катерина Ивановна, фактически обрекает ее на жизнь по желтому билету. Исто-щенные голодом дети выжили только благодаря Соне. Она отдает Мармеладову последние «гре-ховные гроши» на его непристойное пьянство в трактире… После гибели отца, смерти мачехи именно Соня смысл своей жизни видит в заботе об осиротевших малолетних детях.

Жизнь тяжела и дня Сони, и для Раскольникова. Но одинаково ли её воспринимают герои? Как смотрит на жизнь Раскольников и по каким законам живет Соня Мармеладова?

Раскольников не хочет принимать жизнь такой, какая она есть, он протестует против несправед-ливости. Теория толкает его на путь насилия над другими ради своего благополучия. Он готов пере-ступить через трупы других, стремится создать в первую очередь для себя условия, чтобы затем изменить жизнь, стремится возвыситься над этим «муравейником». Идея и преступление Расколь-никова рождают конфликт в его душе, ведут к разъединению с людьми, заставляют героя прези-рать себя больше всего за человечность и чуткость к страданиям других. Соня идет другой доро-гой. Она смиряется и страдает. Ее жизнь строится по законам самопожертвования. Во имя любви к людям она избирает путь насилия над собой, ради спасения других берёт на себя тяжести греха, идет на унижение и позор, при этом сохраняет в себе чуткую и отзывчивую душу.

Зачем Раскольников идёт к Соне? Как он сам объясняет свой первый визит к ней?

Он ищет родственную душу, ведь Соня тоже преступила. Вначале Раскольников не видит разницы между своим преступлением и преступлением Сони. Он видит в ней своеобразного союзника по преступлению и хочет понять, как она с этим живёт, что поддерживает ее, во имя чего она преступила.

Почему Раскольников задаёт вопросы, которые доводят Соню до исступления? Почему он беспощаден в своих прогнозах?

Раскольников специально пришёл мучить Соню, чтобы испытать глубину её человеческого терпе-ния, «ненасытного страдания», её стойкости, истоки которой ему непонятны. Он считает, что Соня - более преступница, чем он сам, ведь она напрасно погубила себя, ничего в мире не изменив. Отдалив гибель своих близких, Соня не может и не пытается уничтожить на земле зло.

- «Никому ты этим не помогаешь, и никого ни от чего не спасаешь», - говорит герой Соне, но, дума-ется, говорит и сам себе. Мы знаем, что, убив старуху, Раскольников тоже никому этим не помог и никого ни от чего не спас.

Отправляясь к Соне, Раскольников ожидал увидеть человека, сосредоточенного на своих бедах, измученного, обреченного, готового ухватиться за малейшую надежду, но увидел нечто иное, поро-дившее вопрос: «Почему она так слишком долго могла оставаться в таком положении и не сошла с ума, если уж не в силах была броситься в воду». Что же дает Соне силы жить дальше?

Вера, глубокая, способная творить чудеса. Соня уповает на Бога и ждет избавления.

Религиозность Сони влияет на него, и он просит ее прочитать легенду о воскрешении Лазаря. Почему выбран именно этот эпизод из Евангелия?

Раскольников ходит среди живых людей, говорит с ними, смеется, негодует, но не сознает себя живым - сознает мертвым, он - Лазарь, который 4 дня как во гробе. Но, словно тусклый свет того свечного огарка, который освещал в «этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошед-шихся за чтением вечной книги», теплился свет веры в душе преступника в возможное для себя воскресение.

Обратимся к тексту. Каково состояние Сони во время чтения Евангелия?

У Сони дрожали руки, голоса не хватало, она не выговаривала первые слова, но с 3 слова голос зазвенел и прорвался, как натянутая струна. И вдруг Соня вся преобразилась. Она читала, желая, чтобы Раскольников, ослепленный и неверующий, уверовал в Бога, и дрожала от радостного ожидания чуда.

- Через знакомство с Соней Раскольникову открывается мир людей, живущих по иным законам, зако-нам человеческого братства. Не равнодушие, ненависть и жесткость, а открытое душевное общение, чуткость, любовь и сострадание живут в героине. Слушая рассказы Сони о Катерине Ивановне, её проникновенное чтение Евангелия, Раскольников понимает, что Соня «переступила» ради блага го-лодных детей, думая не о себе, а о своих ближних . Уходя от девушки, он говорит, что скажет, кто убил: «Знаю и скажу… тебе, одной скажу! Я тебя выбрал». В романе важно не только к кому придёт с признанием Раскольников, но и где это произойдёт - в квартире у портного Капернаумова, где Соня снимает комнату. Капернаумов - фамилия значимая.

Капернаум - город, часто упоминаемый в Новом Завете; здесь поселился Иисус Христос после то-го, как оставил Назарет, и Капернаум стал называться «Его городом». В Капернауме Иисус совершил много чудес и исцелений. «И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с ним и учениками Его. Увидевши то, Фарисеи сказали ученикам Его: «Для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?» Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные».

Так и в комнате Сони в квартире портного Капернаумова сходятся грешники, страдальцы, убогие - все больные и жаждущие исцеления. Сюда приходит и Раскольников, чтобы сознаться в преступле-нии. Почему именно Соне герой признается в убийстве? Что она испытывает к нему?

Соня полна сострадания к Раскольникову и думает только о том, как тяжело ему жить, испыты-вая мучения совести. Говорит: «Говори, я про себя пойму». Все окружающее она воспринимает сердцем, душой, а не разумом, как Раскольников.

Почему, прежде чем признаться Соне, Раскольников предложил ей дилемму?

Если бы Соня ответила, что лучше жить Катерине Ивановне с детьми, чем Лужину, то Расколь-ников тем самым был бы ею оправдан: вышло бы, что он имел право убить процентщицу. Но Соня не может решать: кто должен жить, а кто нет.

Как Соня принимает признание Раскольникова?

Она понимает, как мучается Раскольников, и сама испытывает эти мучения вместе с ним.

Почему Соня считает, что Раскольникова Бог «дьяволу предал»?

Выслушав его исповедь, Соня поняла, что произошла страшная подмена ценностей: истинное, Божие было заменено в душе Раскольникова дьявольским. Рассудочная, бездушная теория стала его верой и законом.

Какой путь предлагает Соня Раскольникову?

«Страдание принять и искупить себя им, вот что надо», - говорит Соня. Она считает, что един-ственный путь спасения - через покаяние и искупление страданием. Но героиня понимает, что Раскольникову одному не справиться со своей гордыней, и готова идти с ним до конца, да и себя она считает грешницей.

Чуда воскрешения ждет теперь Раскольников от Сони. На Сенной площади, когда он вспоминает советы Сони, у него рождается ощущение полноты жизни: «... все разом в нем размягчилось, и хлы-нули слезы... он стал на колени среди площади, поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю с наслаждением и счастием».

Окончательное освобождение Раскольникова от его прежних идей Достоевский показывает в финале романа, но происходит это далеко не сразу. Каким предстаёт герой на каторге?

«…Он не раскаивался в своём преступлении…он вновь обсудил и обдумал все прежние свои поступки и совсем не нашёл их так глупыми и безобразными, как казались они ему в то роковое время, преж-де», «Вот в чём одном признавал он своё преступление: только в том, что не вынес его и сделал явку с повинною». Каторжане его не любили и избегали, «его даже стали …ненавидеть…Презирали его, смеялись над ним».

А как каторжане относились к Соне?

Её все полюбили, встретив Соню, каторжане снимали шапки и кланялись. «Они любили даже её походку, оборачивались посмотреть ей вслед, как она идёт, и хвалили её… к ней даже ходили лечиться».

- Возрождение приходит к Раскольникову как преодоление болезни. Какие сны видит он в это время?

Раскольников видит сон о моровой язве: претворение в жизнь его теории. Все люди вообразили себя Героями, причастными к высшей истине, и стремятся повести человечество в царство счастья и справедливости. Но никто не желает идти вслед: ведь гением-предводителем чувствует себя каждый. Разгораются споры, которые переходят в драки, вспыхивают войны. Во имя счастья всего человечества люди убивают друг друга - «все и всё погибало».

Пустая земля, где люди перебили друг друга, - вот логический итог теории Раскольникова. Только после этого сна начинается освобождение героя из-под власти идеи, именно сон помогает ему сде-лать последний шаг - сознательно отказаться от своей теории. Раскольников излечился не только от физической болезни, но и от болезни индивидуализма, рухнула та стена, которую в своих мыслях он возвел между собой и другими, «обыкновенными» людьми. Герой вдруг осознал, как важна, как дорога для него Соня: «как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к её ногам». Впервые в глазах Раскольникова появляются слёзы - символ очищения, рубеж нового этапа его жизни. «В этот день ему даже показалось, что как будто все каторжные, бывшие враги его, уже глядели на него иначе. Он даже сам заговаривал с ними, и ему отвечали ласково». Раскольников понимает, что стать человеком - значит обрести те нравственные идеалы, без которых невозможно жить с людьми, сердцем принять нормы человеческих взаимоотношений.

Справедливо осудив «бунт» Раскольникова, Достоевский оставляет победу не за сильным, умным и гордым героем, а за Соней, видя в ней высшую правду: лучше страдание, чем насилие - страдание очищает. Соня исповедует нравственные идеалы, которые, с точки зрения писателя, наиболее близки русскому народу: идеалы смирения, всепрощения, молчаливой покорности. Своей жалостью и человечностью Соня вернула герою ту полноту восприятия себя самого и окружающего , которая, казалось, навсегда была утрачена, стёрта. Утверждая «правду» Сони, Достоевский убеждает нас, что источник обновления мира не в борьбе и протесте, не в переустройстве общества, а в нравственном усовершенствовании личности.

4.Д/З: написать сочинение на материале романа «Преступление и наказание» по одной из тем:

Возможно ли счастье, построенное на несчастье других?

Ценности, которым можно быть верным всю жизнь…

Как Вы понимаете слова философа И. Канта: «Человек всегда должен быть целью и никогда средством»?

Может ли человек ставить себя выше общества?

Использованная литеитература:

Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание»

И.В.Золотарёва, Т.И.Михайлова. Поурочные разработки по литературе. 10 класс. 2 полугодие. - М.: ВАКО, 2003

Г.Фефилова. Литература. Планы-конспекты для 105 уроков. - М.: АСТ, 2016