Красота глаз Очки Россия

Образец плана самообразования учителя физической культуры. Программа профессионального самообразования

Пояснительная записка

«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир». (А. Дистервег)

Совершенствование качества обучения и воспитания в МОУ гимназии № 11 напрямую зависит от уровня подготовки учителей. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя.

Самообразование учителя, есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других, необходимо знать больше, чем все остальные. Поэтому я обязана знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике, т.е. быть компетентной во всех вопросах образования. Поэтому и тема, над которой я работаю: «Выявление одаренности школьника на уроках физической культуры, во внеурочной познавательной и воспитательной деятельности».

Актуальность темы: Проблема одаренности человека актуальна всегда, на каждом историческом этапе она представляется в новом свете, требует новых подходов и решений. Кроме того, данная проблема имеет социальный, философский, медицинский и педагогический аспекты.

Новые социально-экономические условия, складывающиеся в России, вызывают необходимость поиска эффективных способов деятельности образовательной системы при решении новых задач.

Направлениями оптимизации и гуманизации отечественной системы образования являются актуализация традиционных, адаптация известных, открытие инновационных обучающих технологий. Эти процессы закономерно потребуют от учителя овладения особой профессиональной технологией педагогического взаимодействия, постоянной потребности к профессиональному и личностному росту. Одним их средств реализации данного направления является аттестация педагогических и руководящих кадров, цель которой – стимулирование роста квалификации, профессионализма и продуктивности (результативности) педагогического труда, развитие творческой инициативы как условий, способствующих развитию качества образования.

Самообразование, мотивы, этапы, достижения

Мотивы:

Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации

Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.

Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как «несовременного человека».

Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим учителем быть обидно.

Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.

Интерес. Учиться просто интересно.

Направления самообразования учителя:

Основные направления, в которых я должна совершенствоваться и заниматься самообразованием:

Действия и мероприятия:

I. Профессиональное:

  1. Постоянно знакомиться с современными исследованиями ученых в области преподавания предмета «Физическая культура».
  2. Знакомиться с новыми примерными и авторскими программами по физической культуре, концепциями обучения, их оценками.
  3. Изучать новую литературу по физической культуре и методике преподавания.
  4. Своевременно повышать квалификацию на курсах для учителей физической культуры, организованных в Институте образования.
  5. Принимать участие на научно-практических конференциях, конкурсах, фестивалях различных уровней.
  6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.
  7. Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.
  8. Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической жизни.
  9. Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.
  10. Проводить открытые уроки для анализа со стороны коллег.
  11. Организовывать кружковую и внеклассную деятельность по предмету.
  12. Систематически просматривать спортивные телепередачи.
  13. Посещать семинары, конференции, организованные на разных уровнях.

II. Психолого-педагогическое

  1. Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.
  2. Изучать современные психологические методики.

III. Методическое:

1. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями, формами, методами и приемами обучения через предметные издания:

  • Физическая культура в школе
  • Спорт в школе
  • Теория и практика физической культуры.

2. Изучать прогрессивный опыт коллег по организации различных форм уроков физической культуры.

3. Изучать научно-методическую и учебную литературу.

4. Проводить открытые уроки для коллег по работе, учителей района.

5. Разрабатывать разные формы уроков, внеклассных мероприятий, учебных материалов.

6. Проводить научно-исследовательскую работу по проблеме: «Создание учебной программы по изучению игры «Русская лапта» для учащихся 1-9 классов как материал по выбору из вариативной части программы».

7. Внедрять в учебный процесс новые формы оценивания физического состояния учащихся:

  • оценка физической подготовленности 2 раза в течение учебного года;
  • «Президентские состязания».

8. Разрабатывать пакет стандартного поурочного планирования по темам «Легкая атлетика», «Спортивные игры».

9. Создавать комплект дидактики по предмету (индивидуальные планы тренировок, оптимально-минимальный уровень (стандарт) физической подготовленности учащихся, контрольные тесты-упражнения).

10. Создавать пакет материалов по педагогическим технологиям.

11. Проектировать личную методическую веб-страницу.

12. Создавать пакет сценариев уроков с применением информационных технологий.

13. Создавать пакет бланков и образцов документов для педагогической деятельности.

  • Разработка пакета тестового материала в электронном виде.
  • Разработка пакета стандартного поурочного планирования по теме или группе тем.
  • Разработка комплекта раздаточного материала по предмету (карточки, задания и вопросы по предмету)
  • Создание терминологического словаря по предметной теме, главе.
  • Создание сборника предметных кроссвордов.
  • Разработка комплекта тематических классных часов, родительских собраний или внеклассных предметных мероприятий (познавательные игры, конкурсы, представления)
  • Разработка пакета олимпиадного материала для подготовки учащегося.
  • Пакет административной документации методического предметного объединения.
  • База данных методик обучения.
  • Пакет материалов по одной из педагогических технологий (интерактивное, дифференцированное, блочное, опережающее и др. обучение).
  • данных вопросов и задач по предмету, т по главам.
  • Пакет психолого-педагогических материалов для учителя.
  • Пакет сценариев уроков с применением информационных технологий.
  • Пакет бланков и образцов документов для педагогической деятельности (различные грамоты, анкеты, планы и т.д.).
  • Ведение предметного кружка с использованием медиа-ресурсов.
  • Размещение методических разработок на педагогических сайтах «Про школу.РУ», «Педсовет.ORG», Завуч.инфо» и др.
  • Участие в интернет фестивалях, конкурсах и т.д.

Возможность разместить свой материал в Интернете, позволяет учителю аккумулировать свои работы в некой виртуальной учительской библиотеке, где его коллеги могут посмотреть работу педагога, воспользоваться ее результатами, дополнить, оставить отзыв и обсудить. В этом случае бесценный педагогический опыт становится независимым от времени и пространства.

Охрана здоровья:

  1. Своевременно обновлять инструкции по ТБ на уроках физической культуры, на занятиях секции.
  2. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.
  3. Вести здоровый образ жизни, заниматься спортом, физическими упражнениями.

Интересы и хобби

  1. Продолжать заниматься спортом и физическими упражнениями.
  2. Посещать бассейн, каток.

Формы представления результатов педагогической деятельности учителя

  1. Серия учебных занятий
  2. Методическая продукция
  3. Портфолио
  4. Собеседование
  5. Творческий отчет
  6. Представление результатов педагогической деятельности
  7. Мастер-класс
  8. Творческая мастерская

Личный план самообразования учителя

  1. Герцен Елена Алексеевна;
  2. Образование – высшее;
  3. Тема самообразования: «Выявление одаренности школьника на уроках физической культуры, во внеурочной познавательной и воспитательной деятельности».
  4. Сроки работы над темой самообразования 2011-2015 г.г.

Цель: Повышение своего теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности учителя.

Задачи: Применение разнообразных форм работы во внеурочной познавательной и воспитательной деятельности с обучающимися. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта. Пропаганда здорового образа жизни.

Основные вопросы

Предполагаемый результат: победители районных, городских, областных, всероссийских. соревнований, фестивалей, конкурсов.

Форма самообразования: методическая и практическая;

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой;

Форма отчета по проделанной работе.

Методическая продукция педагога (учебно-программная документация)

  1. Рабочие программы по учебным предметам, элективным, факультативным курсам.
  2. Учебно-тематические планы.
  3. Программно-методическое обеспечение курса.
  4. Проекты (конспекты) учебных, внеклассных занятий, семинаров, деловых игр, лабораторных и практических работ; сценарии предметных праздников, турнирных, конкурсных форм и т.д.

Инструментарий:

  • Педагогический – пакет дидактических материалов, памятки, пособия для учащихся, учебно-наглядные средства, рабочие тетради и т.д.
  • Диагностический – пакет тестов, темы докладов, рефератов, творческих заданий для учащихся.

Ожидаемый результат: Работа над программой профессионального самообразования поможет мне повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность.

Вывод: компетентность учителя в области формирования здорового образа жизни школьников, становится продуктом обучения и приобретения соответствующего личностного опыта и складывается из знаний, умений, образованности, способствующих личностной самореализации. И этот опыт, при условии его целенаправленного применения, помогает учащимся находить свое место в мире, вследствие чего образование представляется как высокомотивированное и личностно ориентированное, обеспечивающее максимальную востребованность личностного потенциала, признание личности окружающими и осознание ею самой собственной значимости. На основе этого я ориентирую учащихся на приобретение личностного опыта здорового образа жизни, необходимого им в предстоящей деятельности. В связи с решением этой непростой задачи появляется необходимость в формировании профессиональной педагогической компетентности в формировании здорового образа жизни школьников на основе научных знаний, национально-культурных традиций русского народа сохранения и укрепления здоровья.

Список использованной литературы:

  1. Аттестация педагогических кадров. Справочник. 3-е изд. – М.: ИФ «Образование в документах», 2001.
  2. Аттестация учителей: Концепция, методика, результаты эксперимента / Под ред. Т.Г. Браже. – СПб., 1994.
  3. Аттестация педагогических и руководящих работников образовательных учреждений Московской области. – Вып. 1;2; 17 / Отв. ред. Л.Я. Олиференко. – М.: ИПК и ПРНО МО, 2001.
  4. Диагностика успешности учителя: Сб. метод, материалов для руководителей школ / Сост. Т.В. Морозова – М., 1997.
  5. Зверева В.И. Диагностика и экспертиза педагогической Деятельности. – М., 1998.
  6. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года. – М.: АПК и ПРО, 2002.
  7. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998.
  8. Фоменко И.А. Аттестация педагогических работников общеобразовательных учреждений. - М., Аркти, 2005

Результат самообразования в 2010-2011 учебном году: Тема самообразования: «Работа с одаренными детьми».

Публикация в газете «Спорт в школе», № 2 (500) январь 2011 года, стр.34-37, «Фейерверк радости».

Информационно-развлекательное гимназическое издание «Гармония и совершенство».

Участие во Всероссийском дне бегуна «Кросс наций»

Открытый урок на тему: «Ведения мяча с изменением направления» в 3В классе.

Личное участие во Всероссийском фестивале «Открытый урок» в 2010-2011 учебном году.

Личное участие в районном конкурсе методических разработок 2010-2011 учебном году.

Участие учеников во Всероссийском фестивале «Портфолио» в 2010-2011 учебном году:

Байран Дмитрий (7В) – тема исследовательской работы: «Рациональный режим учебы и отдыха школьников»;

Юлия Чудеса (7Б) – тема исследовательской работы «Негативное влияние различных видов обуви на стопу подростка».

Участие в педагогическом совещании на тему «Президентские состязания».

Подготовка к районным состязаниям – «Марафон здоровья» в гимназии.

Участие в районных соревнованиях «Президентских состязаниях».

Методическая тема по самообразованию:

"Подвижные игры как средство развития физических качеств" (нарушение осанки).

2. Условия возникновения, становление опыта.

3. Приемы формирования навыка правильной осанки:

Игровые упражнения, подвижные игры.

Упражнение на формирование навыка правильной осанки.

Нестандартные формы проведения урока физической культуры.

Успех в работе, как прием развития навыка правильной осанки.

4. Приложения.

5. Список литературы.

1. Теоретическая интерпретация.

Физическая культура – уникальный учебный предмет. Его уникальность состоит в том, что он обеспечивает овладение учащимися важными знаниями о человеке, о его развитии, сведениями по анатомии, физиологии, гигиене, педагогике. Она решает задачи воспитания у учащихся необходимых ему двигательных умений и навыков.

Сегодняшний день физической культуры – не погоня за результатами, а кропотливая работа учителя, родителей над укреплением здоровья детей. Здоровье – важнейшее условие гармонического развития ребенка, важнейший фактор его работоспособности, от которого в конечном итоге зависит эффективность его воспитания и обучения.

У детей младшего школьного возраста часто наблюдаются нарушения осанки. Осанка – это привычное положение тела при выполнении естественных видов движений. Она тесно связана с физическим развитием человека и его двигательной подготовленностью. Осанка может быть правильной и неправильной. Правильная осанка определяется по следующим признакам:

Голова и туловище держатся прямо;

Грудная клетка слегка выступает вперед, а плечи отведены назад, живот подтянут;

В области поясницы есть изгиб вперед;

Ноги прямые.

Осанка зависит от состояния позвоночника, от того, насколько слаженно работают мышцы, которые поддерживают тело в вертикальном положении. Если все мышцы развиты у человека одинаково хорошо, то осанка у него красивая, правильная. О школьнике, имеющем хорошую осанку, без ошибки можно сказать, что он гармонично физически развит. Ведь правильная осанка – это и определенная симметрия в развитии мышц плечевого пояса, и оптимальный уровень развития выносливости, мышечной силы, гибкости других физических качеств.

Чаще всего нарушения осанки бывают у ребят со слабо или неравномерно развитой мышечной системой. Особое внимание необходимо уделять гармоничному физическому развитию, так как нарушения в физическом развитии, как правило, сопровождаются и нарушениями осанки. Например, нередко можно встретить школьников, у которых ширина или высота плеч различна. Причина этого – неравномерная нагрузка.

При неправильной осанке наблюдается негармоничное развитие мышц тела, принимающих участие в поддержании и сохранении определенных поз.

Среди школьников наиболее распространены следующие виды нарушения осанки. Сутулость – шейная кривизна позвоночника увеличена, а поясничная сглажена, плечи опущены и несколько сведены вперед, грудь впалая, голова опущена, ноги полусогнуты в коленях, руки висят вдоль туловища. Часто встречаются сколиотические нарушения осанки (сколиоз), когда одно плечо выше другого. Причина – боковой изгиб позвоночника. Сегодня сколиоз составляет 8 - 12% от всей ортопедической патологии (по данным Центрального института ортопедии и травматологии). При нарушении осанки изменяются физиологические изгибы позвоночника. Начинают беспокоить боли в спине, утомляемость, появляется головная боль, а это неизбежно сказывается на успеваемости детей в школе. Неправильная осанка не только портит фигуру, она может отрицательно влиять на жизнедеятельность важнейших систем организма, и в первую очередь на работу его внутренних органов.

Хорошим средством формирования правильной осанки и профилактики её нарушений являются комплексы гимнастических упражнений с предметами (мечом, палкой, обручем, мешочком с песком). В эти комплексы входят прогибания спины, наклоны в стороны с обручем, приседания, ходьба на четвереньках, упражнения «велосипед», «рыбка», «качалка», упражнения в висах на перекладине. Прекрасным профилактическим средством является плавание. Рационально использованные физические упражнения – эффективное средство не только предупреждения, но и лечения нарушений осанки.

Считаю, что моя задача, как учителя, состоит в том, чтобы формировать у учащихся умения самостоятельно выполнять комплексы физических упражнений, направленных на формирование навыка правильной осанки, а для этого необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях.

2. Условия возникновения, становления опыта.

Известно, что большинство болезней закладываются в детском возрасте. Сохранению здоровья в значительной мере помогает физическое воспитание детей и подростков. В большой степени задача сохранения здоровья детей должна решаться на уроках физической культуры в школе. В настоящее время отмечается постоянный рост заболеваемости детского населения, и с возрастом число «нездоровых» детей увеличивается. Если при поступлении в школу только30% детей имеют нарушение осанки, то к её окончанию уже 70-80%.

Врачи констатируют, что более 60% школьников, которым необходимо специальная коррегирующая гимнастика, как правило, приобретают искривления позвоночника не под влиянием болезни, а в результате асимметрии привычных положений и движений. Научные данные свидетельствуют, что с возрастом асимметрия усиливается, может стать значительной.

Наблюдая за школьниками, обратила внимание на то, что у некоторых детей были дефекты осанки: опущены и сдвинуты вперед плечи, слегка опущенная голова, выпяченный живот, асимметрия плеч. Многие из них не умеют красиво держаться, сохранять правильную осанку. При внимательном наблюдении заметила, что дети опускают голову, принимают неудобные позы. Неправильную позу отдельные дети принимают и при ходьбе: сгибают туловище вперёд, раскачивают его в стороны. Для формирования правильной осанки требуется коррекционная работа, как на уроках, так и в свободной деятельности. Поэтому поставила перед собой конкретную задачу – вести постоянную работу по укреплению силы и выносливости крупных мышечных групп и выработке стойкого рефлекса правильного положения тела детей. А для этого необходимо определить, какие выбрать методы и приемы, которые в наибольшей мере способствуют формированию навыка правильной осанки.

Это побудило меня выбрать тему по самообразованию: «Подвижные игры как средство развития физических качеств » (нарушение осанки). Презентация прилагается.

3. Приемы формирования навыка правильной осанки.

1. Игровые упражнения, подвижные игры.

В отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является язык, естественной средой общения для детей является игра. Игра – единственная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Игра для детей – способ научиться тому, чему их никто не может научить.

Выдающийся русский ученый П. Ф. Лесгафт рассматривал игры, как одно из важнейших средств физического воспитания, подчеркивал, что во время игры ребенок учится преодолевать препятствия, которые встречаются в жизни. В процессе игры дети познают мир и при высокой эмоциональной нагрузке учатся самостоятельно действовать в различных ситуациях.

Основной особенностью подвижных игр является ярко выраженная роль движения в содержании игры (бега, прыжков, метаний, бросков, передача и ловля меча). Эти двигательные действия направляются на преодоление различных препятствий, трудностей, поставленных на пути достижения цели игры. А достижения цели требует от учащихся активных двигательных действий, выполнение которых зависит от творчества и инициативы самих играющих (быстро добежать до цели, быстрее бросить в цель).

Важнейший результат игры – это радость и эмоциональный подъём. Именно благодаря этому замечательному свойству подвижные игры больше чем другие формы физической культуры адекватны потребностям растущего организма в движении, способствуют всестороннему гармоничному физическому и умственному развитию детей, развитию координации движения, ловкости, меткости.

Большое место подвижные игры занимают в физическом воспитании детей младшего школьного возраста, так как они благоприятствуют комплексному совершенствованию двигательных навыков, нормальному физическому развитию, укреплению и сохранению здоровья. Подвижные игры оказывают благоприятное воздействие на сердечно – сосудистую, мышечную, дыхательную и другие системы организма. Поскольку ребенок развивается в игре, то игры способствуют всестороннему развитию ребенка. Игры расширяют круг его представлений, развивают наблюдательность, сообразительность. Образовательное значение имеют игры, родственные по двигательной структуре отдельным видом спорта (спортивные игры, легкая атлетика, гимнастика).

Велико значение подвижных игр в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, выносливости, гибкости. В подвижных играх эти же качества у детей развиваются в комплексе.

В первой части урока игры могут решать задачи по организации детей, совершенствование в различных построениях и перестроениях. Во второй, основной, части урока игры решают самые различные педагогические задачи воспитательного и общеобразовательного характера, в том числе и совершенствовании двигательных умений и навыков. В третьей, заключительной части урока используются следующие приёмы:

Изменение продолжительности и количество повторений;

Увеличение или уменьшение площади;

Изменение веса инвентаря (от малых мячей до больших набивных);

Упрощение или усложнение правил;

Уменьшение или увеличение количества действий;

Введение или устранение перерывов.

На основании выше изложенного можно сделать вывод, что:

Игра – это средство познания ребенка в действительности.

В игре учащиеся учатся анализировать свою деятельность, оценивать свои поступки и возможности, умение действовать в коллективе, бороться за честь класса.

Повышается активность детей.

Игра облегчает межличностное общение.

В игре закрепляются и применяются в нестандартной обстановке знания, полученные на уроках.

Игра носит обучающий характер.

Игры и игровые упражнения стараюсь подбирать не ради забавы и развлечения, а направленные на комплексное совершенствование двигательных навыков.

2. Комплексы упражнений игрового характера, направленные на формирование навыка правильной осанки.

В числе важных задач физического воспитания в школе следует читать задачу, связанную, с формированием у учащихся двигательных умений и навыков в процессе подвижных игр. Включение в урок игр создает у детей бодрое настроение и облегчает преодоление трудностей.

Так при проведении урока гимнастики в 6 классе использовала подводящие игры для учебных заданий с равновесиями, опорными прыжками, с акробатическими упражнениями.

Бег с различными прыжками.

Цель: развитие быстроты, ловкости.

Организация. Класс делится на две команды, выстраивающиеся колоннами по одному. В 15м перед каждой колонной ставятся стойки, а в середине устанавливается гимнастическая скамейка. По сигналу первые игроки колонн бегут вперёд, вскакивают на скамейку и прыжками на правой ноге проходят до конца, соскочив с неё, добегают до стойки, огибают её слева, возвращаются к скамейке, продвигаются по ней на левой ноге, добегают до второго игрока своей команды, касаются его рукой и встают в конец колонны. Допустившие ошибку должны вернуться назад и продолжить игру с места ошибки. Выигрывает команда, завершившая задание первой.

Ловля кузнечиков.

Цель: развитие силы, быстроты, ловкости, внимания.

Организация. На дистанции 10-12м проводятся стартовая и финишная линия. В 1,5м впереди стартовой проводится ещё одна линия. Класс делится на две команды, одна из которых становится за стартовой линией и принимает упор присев, с опорой на руки. В 1,5м от них такое же положение принимают игроки другой команды. По сигналу все участники начинают прыжки вперед кузнечиком, отталкиваясь руками и ногами. Задача задних игроков догнать и касанием руки запятнать как можно больше кузнечиков передней команды, пока те не достигли финишной линии. А задача передних – как можно быстрее ускакать и не дать себя осалить. Прыгающие без опоры на руки из игры выбывают. Выигрывает команда, поймавшая больше кузнечиков.

Прыжок и кувырок.

Организация. Класс делится на две команды, игроки выстраиваются в колонны. В 7метрах перед каждой колонной ставятся гимнастические скамейки, за которыми укладываются по два гимнастических мата. По сигналу первые игроки бегут до гимнастических скамеек, перепрыгивают через них, затем – кувырок вперед на матах, добежав до стены, касаются её рукой и бегут обратно справа от скамеек и касанием руки передают эстафету следующему игроку. Побеждает команда, закончившая эстафету быстрее.

На уроках физической культуры использую игровые упражнения, способствующие профилактике нарушений осанки. Упражнения доступны, легко осваиваются и высокоэффективны.

(Приложение 1).

Игровой и соревновательный методы желательно считать основными. Ведущим можно считать такой путь: от игры и соревнования к двигательному навыку, повышению уровня физической подготовленности. Главное же – и в учебной, и во внеклассной деятельности – создавать атмосферу интереса к занятиям физической культурой.

Дети не любят долго слушать объяснения, сидеть на скамейках в ожидании своей очереди. Ничто так не способствует развитию лени и недисциплинированности, как вынужденное безделье на уроке. Стараюсь постоянно увеличивать моторную плотность урока. Нагрузку регулирую паузами отдыха, когда даю объяснения, зачем и почему, с какой целью выполняется то или иное упражнение. На уроках стремлюсь раззадоривать ребят, привлекать к активному выполнению упражнений, применяю самые различные методические приемы. Например, многие дети любят во всем быть первыми. Однако это доступно не каждому ребенку. А вот не быть последним – задача по силам любому школьнику. Её и стараюсь ставить, в первую очередь, во многих играх и упражнениях.

Наиболее зрелищным, эмоционально привлекательным является выполнение музыкально стимулируемых заданий с использованием фронтального метода, когда все занимающиеся работают одновременно. Преимущество данного метода очевидно – психологический эффект массового воздействия, максимальный охват учащихся двигательной деятельностью, гораздо большая, чем обычная моторная плотность урока, следовательно, более быстрое и успешное освоение учебной программы в сочетании с субъективным и объективным облегчением выполняемой работы.

Многолетний опыт подсказывает, что в работе с детьми лучше всего руководствоваться словами известного французского философа Ж. Ж. Руссо: «Ребёнок может делать все, что он хочет, но хотеть он должен то, чего желает воспитатель».

Планируя проведение игр на уроке, никогда не забываю, что урок – это труд, кропотливая работа.

3. Нестандартные формы проведения урока физической культуры.

Одним из приемов формирования навыка правильной осанки являются нетрадиционные уроки. Одно из средств повышения двигательной активности и одновременного снижения эмоционально – психической напряженности - использование на уроках специальных упражнений на растягивание. Воздействие на мышечную деятельность учащихся растяжками повышает двигательную активность, улучшает подвижность суставов. Начиная с 1класса, обращаю особое внимание на работу с позвоночником, ибо здоровый позвоночник – признак активного долголетия. Даю упражнения в положении лежа на наклонной плоскости, в висе и упоре. В висе на гимнастической стенке и перекладине в течение 20-30 сек. выполняют упражнение «маятник», которое способствует укреплению мышц спины и живота.

Для разгрузки позвоночника и выработки хорошей координации даю различные упражнения. Цель занятий растяжками – гармоничное, естественное развитие и укрепление систем и функций организма. Регулярное применение растяжек укрепляет мышечно – связочный аппарат рук, ног и туловища, восстанавливает гибкость суставов и позвоночника, повышает работоспособность, учит занимающихся снимать психоэмоциональные и физические нагрузки.

Нетрадиционные формы проведения уроков развивают интерес к предмету, наблюдательность, память. В своей практике использую такие виды уроков:

Урок – игра;

Урок – соревнование;

Урок – сказка;

Урок – путешествие. (Приложение 4).

Наиболее эффективное средство борьбы с нарушениями осанки, особенно с начальными формами, - физические упражнения; гимнастика до учебных занятий, физкультурные минуты во время уроков, подвижные игры на переменах. Выработку и закрепление навыка правильной осанки провожу во время выполнения различных общеразвивающих упражнений, при которых обязательно сохранять правильное положение тела, упражнения в равновесии и на координацию. (Приложение 5).

Для профилактики нарушений осанки использую ходьбу по полу с небольшим грузом на голове и по гимнастической скамейке, но с обязательным сохранением правильной осанки. Для закрепления навыка правильной осанки в различных частях урока провожу подвижные игры: «Пятнашки в основной стойке», «День и ночь», «Море волнуется раз…», «У ребят порядок строгий». (Приложение 6)

4.Успех в работе, как прием формирования навыка правильной осанки.

Работая на уроках с детьми стараюсь, так управлять их деятельностью, чтобы обязательно каждый ребенок почувствовал «окрыляющую силу успеха». Ребенок, если его усилия не венчаются успехом, начинает терять веру в свои силы, возможности. Постоянные неудачи отбивают охоту учиться. На своих уроках не злоупотребляю попреками, замечаниями, двойками. Напротив, стараюсь похвалить даже за незначительный шаг вперед. У детей повысился интерес к урокам. Они с удовольствием участвуют во внеклассных мероприятиях, как в школе, так и вне школы.

Приложение 1.

Упражнение 1.

Ученики принимают правильную осанку, контролируют смыкание губ и идут обычным шагом с изменением темпа 20-30 сек., повторяя за учителем:

«В путь пойдем мы спозаранку,

Не забудем про осанку».

Упражнение 2.

Школьники встают в круг и в такт стихам дуют на облака; машут на них руками – «прогоняют» их. Затем изображают дождик: поднимают обе руки вверх, потом, расслабив мышцы рук, «бросают» одну руку до уровня плеча, затем до пояса и вниз, потом другую руку – так же.

«Дождик, дождик,

Мы так умеем тоже,

Кап – кап – кап…

Мы разгоним облака

Ветру мы поможем».

Упражнение 3.

Исходное положение – стоя, принять правильную осанку. Читаю стихи, а дети выполняют упражнения: поднимают руки вверх (вдох), затем, согнув в локтях, кисти сжав в кулаки, с силой опускают вниз (выдох).

«Вот веселый трубочист,

Он трубы чистит, чистит,

Руки ходят вверх и вниз,

И крепко сжаты кисти».

Упражнение 4.

Ходьба обычным шагом под ритмичные стихи, затем с высоким подниманием бедра, носок оттянут, руки на поясе, спинка прямая.

Что там? Змейка! Вьется, вьется!

Эй, кто с нами не смеется?

Это ручеёк петляет,

Тот, что зародился в мае.

Так ребята друг за другом

Мчатся, мчатся, мчатся кругом.

И петлею и змеёю.

Кружат и не падают,

И друг друга радуют.

Упражнение 5.

Ходьба обычным шагом, с постепенным замедлением темпа. Учитель контролирует правильность осанки. Дыхательное упражнение со звуковым выдохом «ш ш ш …»

«Мы уходим на носках,

Мы проверили осанку.

Мы идем на пятках

И свели лопатки

Приложение 2

Карточка 1.

Затылком, ягодицами, пятками;

Лопатками, ягодицами, пятками;

Затылком, спиной, пятками;

Затылком, лопатками, ягодицами, пятками.

Карточка 2.

что называется осанкой?

Качество позвоночника, обеспечивающее хорошее самочувствие и настроение;

Пружинные характеристики позвоночника и стоп;

Привычная поза человека в вертикальном положении.

Карточка 3.

Главной причиной нарушения осанки является:

Привычка к определенным позам;

Слабость мышц;

Отсутствие движений во время школьных уроков;

Ношение сумки, рюкзака на одном плече.

Карточки, рисунок с изображением позвоночника, кубики, человечки из проволоки.

Доклад по теме самообразования: «Современные формы и методы проведения урока физической культуры в условиях ФГОС»

Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………......3
ГЛАВА 1. Формы организации образовательного процесса………………5
1.1. Урок физической культуры……………………………………....5
1.2. Физкультурно - оздоровительные мероприятия ………………7
1.3. Внеклассные формы организации занятий.………………….....8
Выводы по первой главе………………………………………………..9
ГЛАВА 2. Методы проведения урока физической культуры в условиях ФГОС…………………………………………………………………………….10
2.1. Специфические методы…………………………………………..10
2.2. Общепедагогические методы…………………………………….10
Выводы по второй главе………………………………………………13
Список литературы…………………………………………………….14
ВВЕДЕНИЕ
Актуальным вопросом на сегодня является то, каким должен быть урок в современных условиях. В.А. Сухомлинский связывал урок с педагогической культурой учителя:
“Урок – это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора, эрудиции”.

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций, ведутся дискуссии. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик.
Любой урок – имеет огромный потенциал для решения задач, поставленных обществом. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату. Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный.
Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.
Цель современного образования: формирование компетенции – умения учиться; формирование творческой само реализующей личности, готовой к саморазвитию, самосовершенствованию.
В соответствии с ФГОС общего образования цель школьного образования по физической культуре - формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. В основной школе данная цель конкретизируется: учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Образовательный процесс в области физической культуры в основной школе строится так, чтобы были решены следующие задачи:
укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта;
освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.

ГЛАВА 1. Формы организации образовательного процесса

1.1 Урок физической культуры

Уроки физической культуры - это основная форма организации учебной деятельности учащихся в процессе освоения ими содержания предмета.
По сравнению с другими формами физического воспитания урок физической культуры имеет ряд преимущества, так как он:
а) является самой массовой формой организованных, систематических и обязательных занятий школьников;
б) проводится на базе научно обоснованной государственной программы, рассчитанной на длительные сроки обучения;
в) осуществляется под руководством педагога при учете возрастно-половых и индивидуальных особенностей школьников;
г) содействует всестороннему и гармоничному физическому совершенствованию всех учащихся вне зависимости от их двигательных способностей, спортивных результатов, распределения на медицинские группы и т.д.
Уроки физической культуры в общеобразовательной школе проводятся 3 раза в неделю по 40мин каждый. Их основное содержание – двигательная деятельность.
В основной школе уроки физической культуры подразделяются на три типа:
- уроки с образовательно-познавательной направленностью,
- уроки с образовательно-обучающей направленностью,
- уроки с образовательно-тренировочной направленностью.
Уроки с образовательно-познавательной направленностью дают учащимся необходимые знания, знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по их планированию, проведению и контролю. Важной особенностью этих уроков является то, что учащиеся активно используют учебники по физической культуре, различные дидактические материалы (например, карточки) и методические разработки учителя.
Уроки с образовательно-познавательной направленностью имеют и другие особенности. Во-первых, продолжительность подготовительной части уроков небольшая (до 5-6 мин), в нее включаются как ранее разученные тематические комплексы упражнений (например, для развития гибкости, координации движений, формирования правильной осанки), так и упражнения общеразвивающего характера, содействующие повышению работоспособности, активности процессов внимания, памяти и мышления. Учебная деятельность в этой части урока может быть организована фронтально, по учебным группам, а также индивидуально (или с небольшой группой школьников). Во-вторых, в основной части урока выделяют соответственно образовательный и двигательный компоненты. Образовательный компонент включает в себя постижение детьми учебных знаний и знакомство со способами физкультурной деятельности. В зависимости от объема учебного материала продолжительность этой части урока может быть от 3 до 15 мин. Двигательный компонент включает в себя обучение двигательным действиям и развитие физических качеств учащихся. Продолжительность этой части урока будет зависеть от времени, требующегося на решение задач, запланированных в образовательном компоненте. Между образовательным и двигательным компонентами основной части урока необходимо включать обязательную разминку (до 5-7 мин), которая по своему характеру должна соотноситься с задачами двигательного компонента. Вместе с тем если урок проводится по типу целевого урока, то все учебное время основной части отводится нарушение соответствующей педагогической задачи. В-третьих, продолжительность заключительной части урока зависит от продолжительности основной части, но не превышает 5-7 мин.
Уроки с образовательно-обучающей направленностью используются по преимуществу для обучения практическому материалу, который содержится в разделе «Физическое совершенствование» (гимнастика с основами акробатики, легкая атлетика и др.). На этих же уроках учащиеся осваивают и учебные знания, но только те, которые касаются предмета обучения (например, названия упражнений, описание техники их выполнения и т. п.). В основной школе данный вид уроков проводится по типу комплексных уроков с решением нескольких педагогических задач. Отличительные особенности планирования этих уроков:
планирование задач обучения осуществляется в логике поэтапного формирования двигательного навыка: начальное обучение, углубленное разучивание и закрепление, совершенствование;
планирование освоения физических упражнений согласовывается с задачами обучения, а динамика нагрузки - с закономерностями постепенного нарастания утомления, возникающего в процессе их выполнения;
планирование развития физических качеств осуществляется после решения задач обучения в определенной последовательности:
1) гибкость, координация движений, быстрота;

2) сила (скоростно-силовые и собственно силовые способности);
3) выносливость (общая и специальная).
Уроки с образовательно-тренировочной направленностью используются для развития физических качеств и проводятся в рамках целенаправленной физической подготовки.
В основной школе такие уроки проводятся преимущественно, как целевые уроки и планируются на основе принципов спортивной тренировки: во-первых, с соблюдением соотношения объемов тренировочной нагрузки в общей и специальной подготовке; во-вторых, с системной цикловой динамикой повышения объема и интенсивности нагрузки; в-третьих, с ориентацией на достижение конкретного результата в соответствующем цикле тренировочных уроков. Помимо целевого развития физических качеств, на этих уроках необходимо сообщать школьникам соответствующие знания, формировать у них представления о физической подготовке и физических качествах, физической нагрузке и ее влиянии на развитие систем организма. Кроме этого, на уроках с образовательно-тренировочной направленностью учащихся обучают способам контроля величины и функциональной направленности физической нагрузки, а также способам ее регулирования в процессе выполнения учебных заданий. Отличительные особенности этих уроков:
- обеспечение постепенного нарастания величины физической нагрузки в течение всей основной части урока;
- планирование относительно продолжительной заключительной части урока (до 7–9 мин);
- использование в качестве основных режимов нагрузки развивающего (пульс до 160 уд./мин) и тренирующего (пульс свыше 160 уд./мин) режимов;
- обеспечение индивидуального (дифференцированного) подбора учебных заданий, которые выполняются учащимися самостоятельно на основе контроля частоты сердечных сокращений и индивидуального самочувствия.
В целом каждый из типов уроков физической культуры носит образовательную направленность и по возможности должен активно включать школьников в различные формы самостоятельной деятельности (самостоятельные упражнения и учебные задания). При этом приобретаемые учащимися на уроках знания и умения должны включаться в систему домашних занятий, при выполнении которых они закрепляются.

1.2. Физкультурно-оздоровительные мероприятия

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня. В процессе проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий решаются следующие задачи: активизация двигательного режима в течение учебного дня и внедрение физической культуры в повседневный быт школьников; поддержание оптимального уровня работоспособности в учебной деятельности
Утренняя гимнастика до учебных занятий. Ее цель – способствовать организованному началу учебного дня, улучшению самочувствия и настроения, повышению работоспособности учащихся на первых уроках. Основа гимнастики до занятий – это комплексы из 7–9 физических упражнений динамического характера, воздействующих на различные мышечные группы.
Физкультминутки и физкулътпаузы на уроках. Их цель – снятие утомления, повышение продуктивности умственной или физической работы, предупреждение нарушения осанки. Физкультминутки проводятся на общеобразовательных уроках при появлении первых признаков утомления (нарушения внимания, снижения активности и т.п.)
Игры и физические упражнения на удлиненных переменах являются хорошим средством активного отдыха, укрепления здоровья и восстановления работоспособности учащихся в процессе учебного дня. Важными условиями проведения физических упражнений и игр на перемене являются наличие хорошо заранее подготовленных мест занятий, достаточное количество инвентаря и оборудования. Как правило, во всех играх дети участвуют добровольно, по желанию.

1.3.Внеклассные формы организации занятий

К внеклассным формам физического воспитания школьников относятся:
1) спортивные секции по видам спорта;
2) секции общей физической подготовки;
3) секции ритмической и атлетической гимнастики;
4) школьные соревнования;
5) туристские походы и слеты;
6) праздники физической культуры;
7) дни здоровья, плавания и т.д.
Цель внеклассных форм занятий состоит в том, чтобы:
а) содействовать успешному и полному овладению материала программы по предмету «Физическая культура»;
б) удовлетворять интересы школьников к занятиям массовыми видами спорта и на этой основе выявлять детей, имеющих хорошие способности к занятиям определенными видами спорта;
в) обеспечивать здоровый, активный, содержательный отдых.
Содержание занятий в различных формах внеклассной работы определяется с учетом возраста, пола и интересов школьников.
Вывод по главе 1
Всё это многообразие форм должно обязательно дополняться комплексом самостоятельных физкультурно-спортивных занятий в рамках реализации форм семейной и “дворовой” физической культуры: утренняя гигиеническая гимнастика, закаливание, спортивные и подвижные игры во дворе и в местах отдыха, выполнение домашних заданий по физической культуре, турпоходы выходного дня, подготовка и участие в соревнованиях типа “Папа, мама, я - спортивная семья” и т. п.
Урок-это основная форма организации воспитательного процесса по физкультуре.
Типы уроков по ФГОС II поколения:
I-образовательно-познавательный;
II-образовательно-обучающий;
III- образовательно-тренирующий.

ГЛАВА 2. Методы проведения урока физической культуры в условиях ФГОС

2.1. Специфические методы

В физическом воспитании применяются две группы методов: специфические (характерные только для процесса физического воспитания) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).
К специфическим методам физического воспитания относятся:
1) методы строго регламентированного упражнения;
2) игровой метод (использование упражнений в игровой форме);
3) соревновательный метод (использование упражнений в соревновательной форме).
С помощью этих методов решаются конкретные задачи, связанные с обучением технике выполнения физических упражнений и воспитанием физических качеств.
В системе физического воспитания игра используется для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач.
Сущность игрового метода заключается в том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры.
Соревновательный метод- это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности занимающихся. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.
В практике физического воспитания соревновательный метод проявляется:
1) в виде официальных соревнований различного уровня (спортивные игры, соревнования по различным видам спорта;
2) как элемент организации урока, любого физкультурно-спортивного занятия, включая и спортивную тренировку.
Соревновательный метод позволяет:
стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития;
выявлять и оценивать качество владения двигательными действиями;
обеспечивать максимальную физическую нагрузку;
содействовать воспитанию волевых качеств.

2.2. Общепедагогические методы

Общепедагогические методы включают в себя:
1) словесные методы;
2) методы наглядного воздействия.
В физическом воспитании применяются следующие словесные методы.
Дидактический рассказ. Представляет собой изложение учебного материала в повествовательной форме. Его назначение - обеспечить общее, достаточно широкое представление о каком-либо двигательном действии или целостной двигательной деятельности. Наиболее широко применяется в процессе физического воспитания детей младшего и среднего школьного возраста. В начальной школе, особенно в I-II классах, занятия физическими упражнениями проходят интересно (эмоционально), если они проводятся в форме «двигательных, дидактических рассказов»: отдельные действия-эпизоды последовательно развертываются по рассказу преподавателя. Эти действия объединяются каким-либо общим сюжетным рассказом, который дети сопровождают действиями, доступными их воображению и двигательному опыту.
Чем старше занимающиеся, тем шире вместо рассказа применяются описание, объяснение учебного материала и лекция.
Описание. Это способ создания у занимающихся представления о действии. Описание предусматривает четкое, выразительное, образное раскрытие признаков и свойств предметов, их величины, расположения в пространстве, форм, сообщение о характере протекания явлений, событий. При помощи описания занимающимся сообщается главным образом фактический материал, говорится, что надо делать, но не указывается, почему надо так делать. Оно применяется в основном при создании первоначального представления или при изучении относительно простых действий, когда занимающиеся могут использовать свои знания и двигательный опыт.
Объяснение. Метод представляет собой последовательное, строгое в логическом отношении изложение преподавателем сложных вопросов, например понятий, законов, правил и т.д. Практически объяснение характеризуется доказательством утверждений, аргументированностью выдвинутых положений, строгой логической последовательностью изложения фактов и обобщений.
В физическом воспитании объяснение применяется в целях ознакомления занимающихся с тем, что и как они должны делать при выполнении учебного задания. При объяснении широко используется спортивная терминология, характерная для данного раздела программы (легкоатлетическая, гимнастическая и т.д.). Применение терминов делает объяснение более кратким.
Для детей младшего школьного возраста объяснение должно отличаться образностью, ярким сравнением и конкретностью.
Беседа. Вопросно-ответная форма взаимного обмена информацией между преподавателем и учащимися.

Что делает учитель Что делают учащиеся
Логически правильно формулирует вопросы, определяет их последовательность. Следит за ответами учащихся, вносит в них коррективы. Подводит итог беседы. Формулирует выводы. Осмысливают вопросы, вникают в их содержание. Припоминают необходимые для ответов факты и обобщения. Правильно логически и грамотно формулируют ответы и обобщения. Осмысливают выводы

Разбор - форма беседы, проводимая преподавателем с занимающимися после выполнения какого-либо двигательного задания, участия в соревнованиях, игровой деятельности и т.д., в которой осуществляются анализ и оценка достигнутого результата и намечаются пути дальнейшей работы по совершенствованию достигнутого.
Инструктирование - точное, конкретное изложение преподавателем предлагаемого занимающимся задания.

План самообразования учителя физической культуры

МБОУ «Гимназия № 26»

Досяк Н.А.

Проблема над которой работаю

Развитие физических качеств

на уроках спортивных игр

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ

ДОЛЖНА БЫТЬ ОЗАРЕНА МЫСЛЬЮ.

П. Д. ЛЕСГАФТ

Тема самообразования:

Развитие физических качеств на уроках спортивных игр

Актуальность темы: Проблема здорового образа жизни и здоровья человека актуальна всегда, на каждом историческом этапе она представляется в новом свете, требует новых подходов и решений.

Сущность педагогического обеспечения здоровья подрастающего поколения состоит в формировании у человека с раннего возраста компетентности в сфере сохранения здоровья, индивидуального стиля здорового образа жизни, являющегося основой культуры здоровья личности. Формирование здорового образа жизни - проблема комплексная. Речь не может идти лишь о способах и методах укрепления здоровья, профилактики заболеваний. Необходимо повышение роли личностных качеств в сознательном и волевом принятии принципов здорового образа жизни, а забота о здоровье, его укреплении должны стать ценностными мотивами поведения.

Цель:

Способствовать развитию физических качеств и формированию позитивного отношения учащихся к укреплению здоровья и организации здорового образа жизни

Задачи:

    планировать учебно-воспитательный процесс с учетом конкретных условий социума;

    творчески применять профессионально-педагогические знания в решении конкретных учебных и воспитательных задач с учетом возрастных, индивидуальных, социально-психологических особенностей учащихся;

    формировать интерес учащихся занятиям физической культурой и спортом. к здоровому образу жизни;

    организовать учебно- воспитательную работу с учащимися на уровне современных психолого- педагогических, дидактических и методических требований;

    выбирать и творчески применять методы, средства и современные технологии в соответствии с решаемыми задачами;

    формировать знания, умения и навыки, необходимые учащимся для самостоятельного использования средств физической культуры в процессе своего самосовершенствования;

    устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с учащимися, преподавателями, родителями.

План

самообразования на 2016 – 2017 учебный год

Планируемые мероприятия

Сроки исполнения

1. Профессиональное направление

Знакомиться с современными исследованиями, авторскими программами, методическими рекомендациями и разработками в области преподавания физической культуры и спорта, организации внеклассной работы.

Постоянно

Своевременно повышать квалификацию через систему самообразования, дистанционное обучение, на курсах повышения квалификации.

Принимать участие в спортивных соревнованиях, фестивалях, конкурсах педагогического мастерства различных уровней.

Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни страны.

Постоянно

Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.

Постоянно

Организовывать кружковую и внеклассную деятельность по предмету

С начала учебного года

2. Повышение теоретической подготовки по специальным и педагогическим знаниям

Изучение новых программ, учебников, методической литературы

По мере выхода

Изучение нормативных документов:

    Закон о правах ребенка в РК

    Закон о языках в РК

    Конвенция о правах ребенка

    Концепция воспитания в системе непрерывного образования РК

    Государственная программа развития образования до 2020 года.

В течение года

Изучение Государственных нормативных документов об образовании

В течение года

Обзор в Интернете информации по физическому воспитанию, педагогики, психологии, педагогических технологий

В течение года

3. Изучение и обмен опытом

Посещение мероприятий, уроков и изучение передового опыта учителей школы. Изучать инновационный опыт коллег по организации различных форм уроков и внеклассных занятий

В течение года

Проводить открытые уроки для коллег

По плану работы школы

Участие в заседаниях МО

По плану работы школы

4. Методическая работа

Составление тематических планов (технологических карт)

Август

Изучение методической литературы по физическому развитию и воспитанию детей

Первое полугодие

Знакомиться с новыми педагогическими технологиями, формами, методами и приемами обучения через предметные издания, через Интернет-сайты

Постоянно

Посещать библиотеки, изучать научно-методическую, учебную и художественную литературу

Постоянно

Пополнять «методическую копилку» уроков, внеклассных мероприятий, учебных материалов

Постоянно

Проводить научно-исследовательскую работу по проблеме: «Влияние спортивных игр на уровень развития физических качеств учащихся»

Постоянно

5. Творческая работа по совершенствованию учебного процесса

Работа спортивных кружков и секций

В течение года

Создать методические разработки, способствующие личностно-ориентированному подходу в изучении предмета.

В течение года

Тема: «Самообразование учителя»

«Воспитание, полученное человеком, закончено,

достигло своей цели, когда человек настолько

созрел, что обладает силой и волей самого себя

образовывать в течение дальнейшей жизни и

знает способ и средства, как он может осуществить

в качестве индивидуума, воздействующего на мир».

А.Дистервег

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других, необходимо знать больше, чем все остальные. Поэтому я обязана знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике, т.е. быть компетентной во всех вопросах образования. Поэтому и тема, над которой я работаю: « Компетентностный подход к формированию здорового образа жизни учащихся »

Актуальность темы: Проблема здорового образа жизни и здоровья человека актуальна всегда, на каждом историческом этапе она представляется в новом свете, требует новых подходов и решений. Кроме того, данная проблема имеет социальный, философский, медицинский и педагогический аспекты.

Сущность педагогического обеспечения здоровья подрастающего поколения состоит в формировании у человека с раннего возраста компетентности в сфере сохранения здоровья, индивидуального стиля здорового образа жизни, являющегося основой культуры здоровья личности. Наиболее эффективно формирование здорового образа жизни происходит на основе личностно ориентированного обучения и воспитания, включающих изучение своего организма, освоения гигиенических навыков, знания факторов риска и умение реализовывать на практике все средства и методы сохранения и приумножения здоровья.

Формирование здорового образа жизни - проблема комплексная. Речь не может идти лишь о способах и методах укрепления здоровья, профилактики заболеваний. Необходимо повышение роли личностных качеств в сознательном и волевом принятии принципов здорового образа жизни, а забота о здоровье, его укреплении должны стать ценностными мотивами поведения. В решении этой задачи большую роль играет, в первую очередь, моя готовность к формированию здорового образа жизни учащихся, личностный опыт сохранения и приумножения здоровья.

Задачи:

Планировать учебно-воспитательный процесс по физическому воспитанию, физкультурно-оздоровительную и спортивную работу с учетом конкретных условий лице

Формировать интерес учащихся к занятиям физической культурой и спортом;

Организовать учебно-воспитательную работу с учащимися на уровне современных психолого-педагогических, медико-биологических, дидактических и методических требований;

Выбирать и творчески применять методы, средства и организационные формы учебной, воспитательной, физкультурно-оздоровительной и других видов деятельности учащихся в соответствии с решаемыми задачами;

Формировать знания, умения и навыки, необходимые учащимся для самостоятельного использования средств физической культуры в процессе своего самосовершенствования.

Устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с учащимися, преподавателями, администрацией учебного заведения;

Учитывать и оценивать результаты работы с целью определения новых задач;

Аргументировать социальную и личностную значимость избранного вида деятельности.

Предполагаемый результат:

1. Повышение качества преподаваемого предмета (средний балл по предмету не ниже 4,8, отсутствие неуспевающих).

3. Разработка дидактических материалов.

4. Разработка и проведение уроков по современным образовательным технологиям, в том числе информационным технологиям»

Направленность на формирование здорового образа жизни школьников на основе образовательных компетенций

В настоящее время реализуется компетентностный подход в образовании, а также в воспитании направленности личности на ведение здорового образа жизни. Воспитание направленности учеников на здоровый образ жизни, их подготовленность к сохранению здоровья формирую на основе образовательных компетенций:

1. Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными ориентирами ученика на здоровье и здоровый образ жизни, его способностью видеть и понимать ЗОЖ, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения, направленные на укрепление и сохранение своего здоровья.
2. Общекультурная компетенция. Множество вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, - это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль спорта и физкультуры в жизни человека.

3. Учебно-познавательная компетенция. Совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, элементы логической, общеучебной деятельности, соотнесенные с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации физкультурных занятий, целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки состояния своего здоровья.

4. Информационная компетенция. При помощи технических средств и информационных технологий формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию о сохранении здоровья, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее на конференциях, докладах, в рефератах.
5. Коммуникативная компетенция. Включает знание способов взаимодействия с окружающими людьми, навыки работы в команде, владение различными социальными ролями в коллективе, обеспечивающие взаимное сохранение здоровья.
6. Социальная компетенция означает владение знаниями и опытом в сфере общественного здоровья, в социально-трудовой деятельности, в сфере семейных отношений и обязанностей.
7. Личностная компетенция направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки своего личного здоровья, а также комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

Очень важно, что эти компетенции включают знания, умения, отражают целостное и комплексное представление тех составляющих социокультурного опыта, которыми овладевает человек в процессе образования.

Основные направления и действия для повышения личного самообразования

Свою компетентность в формировании здорового образа жизни лицеистов я рассматриваю в различных формах: в качестве степени умелости, способа личностной самореализации (привычка, способ жизнедеятельности, увлечение), итога саморазвития или формы проявления, поэтому для того, чтобы сформировать перечисленные компетенции у лицеистов, я определила основные направления и действия для повышения личного самообразования:

Профессиональное направление:

1. Своевременно повышать квалификацию на курсах для учителей физической культуры, организованных в Институте образования.

2. Постоянно знакомиться с современными исследованиями ученых в области преподавания предмета «Физическая культура», «ОБЖ».

3. Изучать новую литературу по физической культуре и методике преподавания.

4. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

5.Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.

6. Проводить открытые уроки для анализа со стороны коллег.

7. Систематически просматривать спортивные телепередачи.

Психолого-педагогическое направление:

1. Совершенствовать свои знания в области современной психологии и педагогики.

2. Изучать современные психологические методики.

3. Создание пакета психолого-педагогических материалов для учителя.

Информационно-коммуникативные технологии:

1. Пройти курсы повышения квалификации для получения пользовательских навыков работы на компьютере.

2. Поиск в Интернете информации по физической культуре и ОБЖ, психологии, педагогике, педагогических технологий.

3. Изучать информационно-компьютерные технологии и внедрять их в учебный процесс.

Методическое направление:

1. Изучать научно-методическую и учебную литературу.

2. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями, формами, методами и приемами обучения через предметные издания, через Интернет-сайты.

3. Изучать прогрессивный опыт коллег по организации инновационных форм уроков физической культуры.

4. Проводить научно-исследовательскую работу по проблемам: «Влияние физических упражнений на уровень физической подготовленности школьников», «Укрепления и сохранения здоровья школьников»

5. Разрабатывать разные формы уроков, внеклассных мероприятий, учебных материалов.

8. Разрабатывать пакет стандартного поурочного планирования по темам «Легкая атлетика», «Гимнастика», «Спортивные игры».

Эстетическое направление:

1. Посещение спортивных комплексов, выставок, музеев, проведение экскурсий.

2. Участвовать в смотрах художественной самодеятельности, проводимых в лицее.

Охрана здоровья:

1. Своевременно обновлять инструкции по ТБ на уроках физической культуры.

2. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.

3. Вести здоровый образ жизни, заниматься спортом (волейболом).

Интересы и хобби:

2. Участвовать на соревнованиях различных видов спорта.

Форма отчета по проделанной работе

Вывод: компетентность учителя в области формирования здорового образа жизни лицеистов, становится продуктом обучения и приобретения соответствующего личностного опыта и складывается из знаний, умений, образованности, способствующих личностной самореализации. И этот опыт, при условии его целенаправленного применения, помогает учащимся находить свое место в мире, вследствие чего образование представляется как высокомотивированное и личностно ориентированное, обеспечивающее максимальную востребованность личностного потенциала, признание личности окружающими и осознание ею самой собственной значимости. На основе этого я ориентирую учащихся на приобретение личностного опыта здорового образа жизни, необходимого им в предстоящей деятельности. В связи с решением этой непростой задачи появляется необходимость в формировании профессиональной педагогической компетентности в формировании здорового образа жизни лицеистов на основе научных знаний, национально-культурных традиций казахского народа сохранения и укрепления здоровья.