Красота глаз Очки Россия

Эпилог. Читая классику

В эпилоге две части. В первой части автор размышляет о том, какую роль в войне 1812 года и вообще в истории сыграли император Александр Первый и Наполеон. Затрагивается область филосфских вопросов таких, как что такое «случай», «гений». Так же рассказывается дальнейшая жизнь семейства Ростовых и Болконских. Пьер и Наташа, Николай и Марья женятся, и описывается их семейная жизнь: быт, отношения между ними, рассказывается о том, как они воспитывают детей.

Во второй части автор поднимает различные философские вопросы (что такое свобода, власть и т.д.), на которые, наверное, нельзя давать однозначного ответа. Эта часть больше предназначена для того, чтобы читатель попытался сам найти ответы на те вопросы, на которые рассуждает автор. Таким образом, получается, что эпилог написан не только с целью рассказать о том, что случилось с главными героями, но и побудить читателя мыслить. Так же в первых главах первой части писатель, рассуждая о войне с философской точки зрения, пытается помочь читателю рассмотреть тему войны и мира с разных точек зрения. Для этого кроме своих собственных, автор приводит мнения различных историков, чтобы читатели могли, прочитав несколько мнений, выбрать правильное или же составить свое собственное.

Читать краткое содержание Толстой Война и мир Эпилог по частям и главам

Часть 1

Глава 1

После войны 1812 года прошло 7 лет. В этой главе автор рассуждает о движущих силах в истории и какую роль сыграли в историческом развитии Александр Первый и Наполеон. Автор не оценивает однозначно полезными или вредными были их действия, потому что нельзя точно определить для чего именно они могли казаться таковыми.

Глава 2

Написаны размышления о понятиях «случай» и «гений». Этим понятиям нельзя дать точное определение, потому что они ничего конкретного не обозначают. Если причина возникновения какого-либо явления неизвестна, то говорят: случай. Если люди видят определённое действие, которое нельзя сравнить с общечеловеческими, то тогда это гений.

Глава 3

Размышления о том, почему возникло движение народов Европы с запада на восток и наоборот. Говорится о том, что Наполеон занял важную роль случайно. Что дело не в его гениальности, а причины глупость и подлость, в той степени, в которой их не было ни у кого.

Глава 4

Случайная роль, отведённая Наполеону закончилась, после того как действие свершилось. Рассуждения о том, какую роль занимал Александр в движении народных масс с востока на запад. Народ не нуждался в нём во время народной войны, но после того, как началась европейская война, он выходит на первый план. Философствование о том, как может личность служить общим целям. Но личность может лишь только наблюдать за жизнью, осознавая недостижимость конечной цели.

Глава 5

Говорится о том, что свадьба Пьера и Наташи стало последним радостным событием в семье Ростовых. Все несчастья, случившиеся с родными графа, сильно подорвали его здоровье и, после свадьбы дочери, он умер, оставив денежные дела в плачевном состоянии. Николай выходит в отставку и устраивается на гражданскую службу. Его средств с трудом хватает на то, чтобы содержать мать и Соню, которая во всём ему помогает. Николай понимает, что он в огромном долгу перед ней, но осознаёт, что не сможет её полюбить, даже за её совершенство. Дела у Николая идут всё хуже и хуже, и он видит только два выхода: женитьба на богатой наследнице или смерть матери, но обо всём этом он и думать не хочет. Всё это время Наташа и Пьер живут в Петербурге и не имеют точного представления о делах Ростовых.

Глава 6

В Москву приезжает княжна Марья. Ей становится известно о самопожертвовании Николая и она убеждается в том, что никогда не заблуждалась на его счёт. Княжна наносит визит Ростовым, но Николай принимает её холодно. Марья Болконская уезжает о них в полной уверенности в том, что больше не будет общаться с Николаем. Спустя какое-то время, Ростов приезжает к ней с визитом. Марья говорит ему, что он изменился, на что он отвечает, что тому есть причины. Княжна догадалась, что причина такого общения – это её богатство. Эта догадка подтверждает её уверенность в благородстве Николая. Но чувства берут вверх и Марья и Николай решают быть вместе.

Глава 7

Николай Ростов и княжна Марья женятся и селятся в Лысых Горах. Николай стал очень хорошим хозяином и за 3 года смог расплатиться со всеми долгами, купить землю близ Лысых Гор и начать вести переговоры о покупке имения Ростовых Отрадного. Марья не вмешивалась в дела своего мужа, а только восхищалась им.

Глава 8

Описывается семейная жизнь Николая и Марьи. Ростов имел вспыльчивый нрав и мог распустить руки на слуг. Но после одного случая со старостой, жена просит его перестать так делать. Николай обещает ей. Соня живёт вместе с ними, и Ростов рассказал Марье всё, что было между ним и Соней и просит жену пожалеть её. Но у неё не получается этого сделать. В разговоре с Наташей, Безухова называет её «пустоцветом», но Соня не может этого чувствовать так, как они. Она живёт так, как получается.

Глава 9

Канун зимнего Николина дня. В Лысых Горках начинают собираться гости. Николай был не в духе, а Марья решила, что муж разлюбил её. Он успокаивает, говоря ей, что это не так. Читателя знакомят с детьми Ростовых. Графиня Марья чувствует себя очень счастливой.

Глава 10

В замужестве Наташа сильно изменилась. Она нарушала общепринятое правило о том, что в замужестве девушка не должна опускаться. Наташа полностью погрузилась в семейную жизнь, жила лишь заботами о муже и детях. Когда Пьер был дома, жена старалась угадать малейшее желание мужа. А он видел своё отражение в лице жены.

Глава 11

Из-за того, что Безухов задерживается в Петербурге, Наташа находится в тревожном состоянии. Но он возвращается прямо в праздник и женщина очень этому рада. Правда, она ругает его за то, что его долго не было, но граф знает, что он в этом не виноват и Наташа скоро перестанет злиться. Безухов приходит в детскую, где всё своё внимание уделяет маленькому ребёнку. Наташа, видя его трогательное отношение, говорит, что он прекрасный отец.

Глава 12

Все гости были рады приезду Пьера, особенно был рад ему Николенька Болконский. Безухов всегда привозил всем много подарков, но, несмотря на это, он замечает, что его денежные дела стали лучше и радуется этому. Не забывает граф и о старой графине Ростовой, которой кажется, что её существование потеряло всякий смысл. Домашние понимают её чувства и заботятся о ней.

Глава 13

Пьер рассказывает графине о петербургской жизни. При старой графине стараются не затрагивать политические темы, потому что она их всё равно не понимает. Потом граф уходит в детскую, где играет с детьми.

Глава 14

Безухов говорит, что Николенька становится очень похожим на отца, что вызывает гордость мальчика. После обеда мужчины уходят в кабинет Николая, где Безухов рассказывает о том, что император всё больше интересуется мистицизмом, в стране начинается упадок и в обществе растёт недовольство аракчеевщиной. Он говорит, что всё это приведёт к перевороту и возникает необходимость в создании тайного общества. Николай Ростов не согласен с ним и говорит, что ничего этого не произойдёт, что это лишь фантазии Пьера. Николенька встаёт на защиту Безухова и говорит, что если бы его отец был, то он непременно его бы поддержал. Граф понимает, какая серьёзная умственная работа происходит в голове у мальчика и гордится этим.

Глава 15

Графиня Марья показывает свой дневник, в котором она пишет о жизни детей, мужу. Николай в восхищении от своей жены, от её душевного над ним превосходства. Он рассказывает ей о споре с Пьером и говорит, что не сможет принять его взглядов. Княжна Марья соглашается и выражает беспокойство по поводу племянника, которого взволновала речь Пьера. Она просит мужа вывести ребёнка в общество и он обещает ей выполнить её просьбу.

Глава 16

Граф Безухов рассказывает жене о разговоре с её братом. Наташа пытается отвлечь мужа и заводит разговор о Платоне Каратаеве. На её вопрос одобрил бы он его мнение, Пьер говорит, что не знает этого, но его семейный уклад ему бы понравился, и что Пьер бы с гордостью показал ему своих детей. Описываются семейные отношение четы Безуховых. Николеньке снится сон, навеянный мыслями об отце и Пьере. Проснувшись, мальчик уверен, что его отец одобрил бы мысли Безухова, и он принимает решение учиться, чтобы все им гордились.

Часть вторая

Глава 1

Глава 2

Рассуждения о силе, которая может управлять народными массами. Спор с историками, которые считают, что это власть, присущая только определённым людям.

Глава 3

Философские размышления о том, какая сила влияет на исторические события. Спор с историками, которые описывают историю отдельных личностей.

Глава 4

Размышления о том, для чего нужна власть. Описание противоречий историков о вопросе власти.

Глава 5

Глава 6

Философствование о влиянии приказаний на события. Войско рассматривается как объединение людей общей целью. Размышления об отношениях начальников и подчинённых в войске.

Глава 7

О том, как могут быть связаны исторические личности с народом, и как может совпасть событие с желанием кого-нибудь одного или нескольких людей.

Глава 8

Рассуждения о свободе воли.

Глава 9

Рассматривается предмет истории и затрагивается вопрос о свободе и необходимости.

Глава 10

Свобода и необходимость.

Глава 11

Как история определяет свободу при помощи законов разума. Автор критикует данное определение. Предметом истории является отыскание законов движения народных масс.

Глава 12

Борьба между старым и новым видением истории. Говорится о законе необходимости в истории. Историческая личность зависит от внешнего мира, времени и причин, что служит основой для появления исторических законов.

Итоги и выводы

Из первой части становится понятно, что война изменила всех главных героев, их взгляды на жизнь. Особенно, это касается тех, кто участвовал в военных действиях. В стране назревает переворот, потому что государь постепенно удаляется от дел и в обществе растёт недовольство. И Пьер поддерживает это настроение, понимая, что переворот – это закономерный итог в сложившейся ситуации. И читателю показывается и другая половина общества, верная присяге и государю в лице Николая Ростова. И автор через этих героев показывает то общественное противостояние, которое царило в жизни народа. В Николеньке Болконском, который обожает Безухова и поддерживает его, можно провести аллегорию того, что будущее будет за теми, кто стремится учиться и развиваться.

Во второй части все размышления автора – это и народные мысли, потому что для многих людей жизнь после той войны изменилась, поменялись ориентиры и люди стали задумываться о том, что такое война, власть, свобода. И эти размышления были естественной реакцией народа на произошедшие с ними события.

Эпилог был написан, скорее всего для того, чтобы читатель смог лучше прочувствовать именно настроение послевоенное настроение общества и попробовать поискать ответы на эти философские вопросы.

Картинка или рисунок Война и мир Эпилог

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Волшебник из Страны Оз (Баум)

    В Канадской степи стоял маленький деревянный домик. Он был серого цвета. Все, что находилось в степи, приобретало такой скучный цвет. Даже люди становились серыми и грустными, такими, как тётя и дядя девочки по имени Дороти.

  • Краткое содержание Золя Карьера Ругонов

    Роман начинается со знакомства главного героя - Сильвером, и его возлюбленной Мьетты. Рабочий класс выступает против монархии, и Сильвер с Мьеттой становятся во главе протестующих.

  • Краткое содержание Пушкинский дом Битов

    Произведение начинается повествования жизни Левы Одоевцева. Предки нашего главного героя принадлежали к древнему роду князей Одоевских. Соответственно, Лева тоже был из них.

  • Краткое содержание Грин Зеленая лампа

    В начале истории один из героев в прекрасной ситуации: зрелый уважаемый и влиятельный миллионер. Вот только эта власть, видимо, наскучила ему. Захотелось чего-то большего, что продавать и покупать, нанимать и увольнять.

  • Краткое содержание эпилога Преступления и наказания Достоевского

    Роман «Преступление и наказание» заканчивается тем, что Раскольников идет в полицию и признается в

Как я уже говорил, эпилог достоин отдельного обсуждения. Да и по количеству страниц он вполне бы потянул на ещё один том. Лично мне было очень интересно узнать о дальнейшей судьбе героев романа и ознакомиться с главными выводами автора.

Граф Илья Андреевич Ростов умирает, не пережив череды потрясений. Но у молодых складывается всё хорошо: Наташа Ростова выходит замуж за Пьера Безухова, а Николай Ростов женится на княжне Марье. Благородная и правильная Соня, впрочем, остаётся не у дел (Кстати, куда-то окончательно выпала Вера Ростова: в последний раз её упоминают, если не ошибаюсь, ещё во втором томе, а далее этот персонаж словно исчез из сюжета. И её я не видел ни в одной из киноэкранизаций).

Но на этом "почти хэппи-энде" повествование не заканчивается. Герои не уходят, держась за руки, куда-то навстречу восходящему солнцу. Как и в жизни, на смену романтике и розовым мечтам приходит семейная бытовуха. Неожиданно для меня автор буквально разгромил Наташу Ростову (уже Безухову). Казалось бы, Толстой искренне любит этого персонажа - как-то чувствовалась эта любовь с самого начала, словно автор вложил в Наташу всю душу и задор, - однако в эпилоге её сурово разоблачает: «Черты ее лица имели теперь выражение спокойной мягкости и ясности. Теперь часто видно было одно ее лицо и тело, а души вовсе не было видно. Видна была одна сильная, красивая и плодовитая самка. Очень редко теперь в ней зажигался прежний огонь... Одна старая графиня, материнским чутьем понявшая, что все порывы Наташи имели началом только потребность иметь семью, иметь мужа, как она, не столько шутя, сколько взаправду, кричала в Отрадном, мать удивлялась удивлению людей...». Наташа не ухаживает за собой, не следит за своими манерами, главное для нее - служение мужу, детям, дому. Наташа очень ревнива, требовательна к мужу, и Пьер полностью подчиняется требованиям жены.
Вот так всё банально и прозаично. И я невольно задумывался: а как бы было при живом Андрее Болконском? Вспомнилось мне, как князь Андрей хамовато и грубо обращался с маленькой княгиней Лизой, когда та была беременной. И ещё вспомнилось, как Наташа пыталась сбежать с Анатолем Курагиным. Оба варианта замужества вряд ли сулили ей что-то хорошее. Поэтому, на мой взгляд, граф Пьер - лучший для Наташи вариант. Но пришла она к нему не по какому-то трезвому расчёту или следуя чётко продуманному плану. А просто так сложились обстоятельства, лично наташиной заслуги тут мало. Просто дуракам везёт. Равно как и дурочкам.

Интересно также было понаблюдать за перипетиями семейной жизни Николая и Марии. Для Марии замужество, ещё недавно бывшее для неё заоблачной мечтой, очень быстро стало обыденностью со странными перепадами в отношениях с мужем. Николай деловит и слегка груб. Но отходчив. Та сила, резкость и решительность, за которые полюбила Николая Марья, в браке наоборот стали её пугать. Впрочем, несчастной её тоже не назовёшь: Мария всё воспринимает как должное и спокойно рожает и воспитывает детей, ведёт домашнее хозяйство.

Первая часть эпилога (а по сути, и вся основная сюжетная линия романа) заканчивается мрачновато. Пьер ссорится с Николаем Ростовым, а Николенька Болконский - сын покойного князя Андрея - плачет во сне, видя своего отца, и мечтает о государственном перевороте.

Заключение


Вот и всё. Роман "Война и мир" успешно мною прочитан, и, что особенно приятно осознавать, прочитан достаточно вдумчиво и внимательно. Я заметил ряд нюансов, на которые наверное мало кто вообще обращает внимание (в частности, на некоторые хронологические нестыковки). Мне интересно было анализировать характеры и поступки персонажей, а также крайне любопытно было узнать мнение автора о главных исторических событиях тех времён.

Вот такие у меня впечатления о великом романе великого писателя. Как видите, впечатления очень яркие и преимущественно положительные.
Ни в коем случае не пожалел о времени, потраченном на прочтение всех четырёх томов. Время не потрачено, а проведено с большой пользой. Но в школьном возрасте думал бы иначе. Видимо, настал тот момент в жизни, когда я уже созрел до такого произведения.

На этом у меня всё. Любите классическую литературу!

P.S. Кому интересно моё мнение по каждому тому произведения - пользуйтесь тегом " ".

В 1813 году Наташа выходит замуж за Пьера. Они поселяются в Петербурге. Вскоре умирает граф Илья Андреевич Ростов. Николай сразу выходит в отставку и из Парижа, где он был с русской армией, возвращается в Россию.

Наследство обременено долгами, но Николай не отказывается от него в память об отце. Все кредиторы требуют от Николая уплаты долгов. Имение продается на аукционе, но этого не хватает.

Ростов снова поступает на службу и поселяется с матерью и Соней в маленькой квартире в Москве. Графиня, привыкшая к роскоши, не может отказаться от своих привычек, и Николай старается содержать мать так, чтобы она не поняла, насколько ему тяжело. Соня ухаживает за графиней, ведет хозяйство.

Ростов сознает совершенство Сони, ценит ее, но не может любить. Спасти Николая может только женитьба на богатой невесте, но брак по расчету противен ему. В Москву приезжает княжна Марья. Она навещает Ростовых, хотя чувствует неловкость из-за своего отношения к Николаю.

Ростов принимает ее холодно. Однажды он приезжает к ней с ответным визитом: на необходимости сделать это хотя бы из учтивости настаивала графиня. Николай видит, что доставляет княжне Марье боль, и ему это тяжело. Она понимает, что причиной молчания Ростова становится ее богатство.

Марья с болью говорит, что Николай лишает ее прежней дружбы, начинает плакать и хочет уйти из комнаты. Ростов останавливает ее, и один взгляд друг на друга решает их судьбу.

Николай женится на княжне Марье в 1814 году, и они уезжают в Лысые Горы, взяв с собой графиню и Соню. Ростов начинает заниматься хозяйством, и У него это отлично получается. Он хорошо узнал мужиков и ловко управляет ими, поэтому хозяйство процветает.

Николай иногда проявляет вспыльчивость и бьет крестьян. Такие поступки Ростова очень огорчают Марью. она плачет, и Николай чувствует стыд и раскаяние. у Ростовых и Безуховых много детей. Обе семьи живут в любви и согласии.

Наташа всю себя отдает мужу и детям. Безуховы часто гостят у Николая и Марьи. В 1820 году на Николин день Наташа ждет приезда Пьера из Петербурга, где у него дела, связанные с деятельностью общества, в образовании которого он принимал деятельное участие. Это общество будущих декабристов.

Пьер, Николай и гостивший в Лысых Горах Денисов в кабинете говорят о делах в государстве. Здесь же находится Николенька
Болконский, сын князя Андрея.

Разговор начинает Пьер. Он говорит, что дела в государстве идут скверно - воровство в судах, палочная дисциплина в армии, мучения народа - и что долг честных людей этому противостоять. Николаю не нравится позиция Пьера. Он говорит, что тайное общество, в котором состоит Безухов, - это зло, несущее опасность переворота.

Николай, несмотря на дружбу с Пьером, обещает пойти со своим эскадроном против него и его общества. Он будет их рубить, если прикажет Аракчеев. Затем в разговоре с Марьей Николай говорит, что погорячился.

Наташа во всем поддерживает мужа. Она не понимает всего, что делает Пьер, но душой на его стороне. Николенька Болконский думает, что его отец был бы наверняка согласен с Безуховым.

Во сне Николенька видит, как он с Пьером идет во главе большого войска. Его, Николеньку. ждет слава. Но движение войска останавливает дядя Николай. Во сне мальчик видит князя Андрея. Но отец не имеет формы, он «жидкий» «бессильный». Болконский ласкает и жалеет сына. Николенька обещает, что будет достоин отца.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ.

Предмет истории есть жизнь народов и человечества. Непосредственно уловить и обнять словом, — описать жизнь не только человечества, но одного народа, представляется невозможным.

Прежние историки часто употребляли один простой прием для того, чтоб описать и уловить кажущуюся неуловимой — жизнь народа. Они описывали деятельность единичных людей, правящих народом; и эта деятельность выражала для них деятельность всего народа.

На вопросы о том: каким образом единичные люди заставляли действовать народы по своей воле и чем управлялась сама воля этих людей, историки отвечали, на первый вопрос признанием воли Божества, подчинявшей народы воле одного избранного человека и на второй вопрос — признанием того же Божества, направлявшего эту волю избранного к предназначенной цели.

Таким образом вопросы эти разрешались верою в непосредственное участие Божества в делах человечества.

Новая наука истории в теории своей отвергла оба эти положения.

Казалось бы, что отвергнув верования древних о подчинении людей Божеству и об определенной цели, к которой ведутся народы, новая наука должна бы была изучать не проявления власти, а причины, образующие ее. Но она не сделала этого. Отвергнув в теории воззрения прежних историков, она следует им на практике.

Вместо людей, одаренных божественною властью и непосредственно руководимых волею Божества, новая история поставила или героев, одаренных необыкновенными, нечеловеческими способностями, или просто людей самых разнообразных свойств, от монархов до журналистов, руководящих массами. Вместо прежних, угодных Божеству, целей народов: иудейского, греческого, римского, которые древним представлялись целями движения человечества, новая история поставила свои цели — благо французского, германского, английского и, в самом своем высшем отвлечении, благо цивилизации всего человечества, под которым разумеются обыкновенно народы, занимающие маленький северозападный уголок большого материка.

Новая история отвергла прежние верования, не поставив на место их нового воззрения, и логика положения заставила историков, мнимо отвергших божественную власть царей и фатум древних, притти другим путем к тому же самому: к признанию тoгo, что 1) народы руководятся единичными людьми, и 2) что существует известная цель, к которой движутся народы и человечество.

Во всех сочинениях новейших историков от Гибона до Бокля, несмотря на их кажущееся разногласие и на кажущуюся новизну их воззрений, лежат в основе эти два старые неизбежные положения.

Во-первых, историк описывает деятельность отдельных лиц, по его мнению, руководивших человечеством: один считает таковыми одних монархов, полководцев, министров; другой, — кроме монархов — и ораторов, ученых, реформаторов, философов и поэтов. Во-вторых, цель, к которой ведется человечество, известна историку: для одного цель эта есть величие римского, испанского, французского государств; для другого — это свобода, равенство, известного рода цивилизация маленького уголка мира, называемого Европою.

В 1789-м году поднимается брожение в Париже; оно растет, разливается и выражается движением народов с запада на восток. Несколько раз движение это направляется на восток, приходит в столкновение с противодвижением с востока на запад; в 12-м году оно доходит до своего крайнего предела — Москвы, и, с замечательною симметрией, совершается противодвижение с востока на запад, точно так же, как и в первом движении, увлекая за собой серединные народы. Обратное движение доходит до точки исхода движения на западе, — до Парижа, и затихает.

В этот 20-тилетний период времени огромное количество полей не паханы; домà сожжены; торговля переменяет направление; миллионы людей беднеют, богатеют, переселяются, и миллионы людей христиан, исповедующих закон любви ближнего, убивают друг друга.

Чтó такое всё это значит? Отчего произошло это? Чтó заставляло этих людей сжигать домà и убивать себе подобных? Какие были причины этих событий. Какая сила заставила людей поступать таким образом? Вот невольные, простодушные и самые законные вопросы, которые предлагает себе человек, натыкаясь на памятники и предания прошедшего периода движения.

За разрешением этих вопросов мы обращаемся к науке истории, имеющей целью самопознание народов и человечества.

Ежели бы история удержала старое воззрение, она бы сказала: Божество, в награду или в наказание своему народу, дало Наполеону власть и руководило его волей для достижения своих божественных целей. И ответ был бы полный и ясный. Можно было веровать или не веровать в божественное значение Наполеона; но для верующего в него, во всей истории этого времени, всё бы было понятно и не могло бы быть ни одного противоречия.

Но новая наука истории не может отвечать таким образом. Наука не признает воззрения древних на непосредственное участие Божества в делах человечества и потому она должна дать другие ответы.

Новая наука истории, отвечая на эти вопросы, говорит: вы хотите знать, чтò значит это движение; отчего оно произошло и какая сила произвела эти события? Слушайте.

«Людовик XIV был очень гордый и самонадеянный человек; у него были такие-то любовницы и такие-то министры, и он дурно управлял Францией. Наследники Людовика тоже были слабые люди и тоже дурно управляли Францией. И у них были такие-то любимцы и такие-то любовницы. Притом, некоторые люди писали в это время книжки. В конце ХVІІІ-го столетия, в Париже собралось десятка два людей, которые стали говорить о том, что все люди равны и свободны. От этого во всей Франции люди стали резать и топить друг друга. Люди эти убили короля и еще многих. В это же время во Франции был гениальный человек — Наполеон. Он везде всех побеждал, т. е. убивал много людей, потому что он был очень гениален. И он поехал убивать для чего-то африканцев, и так хорошо их убивал и был такой хитрый и умный, что, приехав во Францию, велел всем себе повиноваться. И все повиновались ему. Сделавшись императором, он опять пошел убивать народ в Италии, Австрии и Пруссии. И там много убил. В России же был император Александр, который решился восстановить порядок в Европе и потому воевал с Наполеоном. Но в 7-м году он вдруг подружился с ним, а в 11-м опять поссорился, и опять они стали убивать много народу. И Наполеон привел 600 тысяч человек в Россию и завоевал Москву; а потом он вдруг убежал из Москвы, и тогда император Александр, с помощью советов Штейна и других, соединил Европу для ополчения против нарушителя ее спокойствия. Все союзники Наполеона сделались вдруг его врагами; и это ополчение пошло против собравшего новые силы Наполеона. Союзники победили Наполеона, вступили в Париж, заставили Наполеона отречься от престола и послали его на остров Эльбу, не лишая его сана императора и оказывая ему всякое уважение, несмотря на то, что пять лет тому назад, и год после этого, все его считали разбойником вне закона. А царствовать стал Людовик XVIII, над которым до тех пор и французы, и союзники только смеялись. Наполеон же, проливая слезы перед старою гвардией, отрекся от престола и поехал в изгнание. Потом искусные, государственные люди и дипломаты (в особенности Талейран, успевший сесть прежде другого на известное кресло и тем увеличивший границы Франции), разговаривали в Вене и этим разговором делали народы счастливыми или несчастливыми. Вдруг дипломаты и монархи чуть было не поссорились; они уже готовы были опять велеть своим войскам убивать друг друга; но в это время Наполеон с батальоном приехал во Францию, и французы, ненавидевшие его, тотчас же все ему покорились. Но союзные монархи за это рассердились и пошли опять воевать с французами. И гениального Наполеона победили и повезли на остров Елены, вдруг признав его разбойником. И там изгнанник, разлученный с милыми сердцу и с любимою им Францией, умирал на скале, медленною смертью, и передал свои великие деяния потомству. А в Европе произошла реакция, и все государи стали опять обижать свои народы».

Напрасно подумали бы, что это есть насмешка, — каррикатура исторических описаний. Напротив, это есть самое мягкое выражение тех противоречивых и не отвечающих на вопросы ответов, которые дает вся история, от составителей мемуаров и историй отдельных государств до общих историй и нового рода историй культуры того времени.

Странность и комизм этих ответов вытекают из того, что новая история подобна глухому человеку, отвечающему на вопросы, которых никто ему не делает.

Если цель истории есть описание движения человечества и народов, то первый вопрос, без ответа на который всё остальное непонятно, — следующий: какая сила движет народами? На этот вопрос новая история озабоченно рассказывает или то, что Наполеон был очень гениален, или то, что Людовик XIV был очень горд, или еще то, что такие-то писатели написали такие-то книжки.

Всё это очень может быть, и человечество готово на это согласиться; но оно не об этом спрашивает. Всё это могло бы быть интересно, если бы мы признавали божественную власть, основанную на самой себе и всегда одинаковую, управляющею своими народами через Наполеонов, Людовиков и писателей; но власти этой мы не признаем и потому, прежде чем говорить о Наполеонах, Людовиках и писателях, надо показать существующую связь между этими лицами и движением народов.

Если вместо божественной власти стала другая сила, то надо объяснить, в чем состоит эта новая сила, ибо именно в этой-то силе и заключается весь интерес истории.

История как будто предполагает, что сила эта сама собой разумеется и всем известна. Но, несмотря на всё желание признать эту новую силу известною, тот, кто прочтет очень много исторических сочинений, невольно усомнится в том, чтобы новая сила эта, различно понимаемая самими историками, была всем совершенно известна.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

по литературе

на тему: Роль эпилога в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"

Выполнила ученица

10А класса

Фролова Дарья

Введение

Лев Николаевич Толстой -- художник большого и мощного таланта, философ, рассуждающий о смысле жизни, предназначении человека, непреходящих ценностях земного бытия. Все это в полной мере отразилось в его крупнейшем и прекраснейшем творении - "Война и мир". На протяжении романа автор много размышляет об интересующих его темах. В наше быстротекущее время почти невозможно заставить себя прочесть неторопливо его колоссальное произведение, но как это необходимо именно нам, молодым, чтобы проникнуться "русским духом", патриотизмом, истинной народностью, а не той суетой, которая так активно насаждается в последнее время различными источниками. Философию Толстого понять сложно, но необходимо. И эпилог романа "Война и мир" приоткрывает дверь в тайную кладовую автора. Можно соглашаться или не соглашаться с писателем, творившим в середине XIX века, нам -- читателям XXI. Но истинный художник предвидел изменения, грядущие во времени, и гениально сказал об этом. "Как солнце и каждый атом эфира есть шар, законченный в самом себе и вместе с тем только атом недоступного человеку по огромности целого,-- так и каждая личность носит в самом себе свои цели и между тем носит их для того, чтобы служить недоступным человеку целям общим", - говорил Л.Н. Толстой.

Эпилог - заключительная часть произведения, в которой окончательно проясняется развязка сюжета, судьба героев, формулируется основная мысль произведения. Эпилог представляет собой итог романа. В романе Л. Н. Толстого роль эпилога чрезвычайно велика. Во-первых, он логически завершает сюжет произведения, во-вторых, эпилог содержит авторскую философскую и жизненную позицию, оценку сюжетных событий и персонажей. Рассмотрим, как достигают этих целей авторы романов “Война и мир”. В романе Толстого две самостоятельные части эпилога соответствуют двум вышеназванным целям. Философская позиция Толстого настолько отдалена от сюжета произведения, что могла бы существовать самостоятельно, в качестве философского трактата. Сюжетная развязка (первая часть эпилога) занимает существенно меньшую часть эпилога.

Первая часть эпилога богата выражением авторской позиции, как и весь роман Толстого. Она содержит в себе лишь описание фактов, подчеркивающих позицию Толстого, причем в описание этих фактов автором искусно вставлены многочисленные свои наводящие мысли. Писатель показывает нам своих героев уже после событий войны 1812 года (действие эпилога происходит в 1821 году). Пьер стал прекрасным мужем, семьянином и, по мнению Толстого, настоящим человеком. Тот первый жизненный цикл, который наметил для своего героя Толстой, пройден с честью. Что ждет героя дальше? Тихая уютная семейная жизнь? Занятия поместьем? Нет. На эти вопросы автор дает совсем другой ответ: Пьера ждут новые испытания. Испытания, связанные с участием героя в политическом кружке. Толстой доказывает нам, “что люди, как реки”, все время меняются, ищут что-то, к чему-то стремятся, и это стремление к гармонии, к истине делает их “вполне хорошими”.

В эпилоге мы видим идеал женщины, созданный писателем. Княжна Мария и Наташа Ростова, некогда романтические девушки, становятся добрыми подругами мужей, верными наставницами детей, истинными ангелами-хранительницами семейного очага. Они ограничиваются кругом семейных проблем, но исподволь влияют и на мужей. Так, Николай Ростов невольно смягчается под влиянием жены, становится терпимее к людским слабостям и несовершенствам. И когда все же "срывается", именно Мария помогает мужу обрести душевное равновесие.

Меня удивил образ Наташи. Она стала сильной, мудрой. К этому моменту она уже имела трех дочерей и сына. Героиня пополнела, и теперь в ней трудно узнать прежнюю Наташу Ростову: "Черты ее лица имели теперь выражение спокойной мягкости и ясности. Теперь часто видно было одно ее лицо и тело, а души вовсе не было видно". Она совсем не походит на ту девочку, грациозную, жизнерадостную, какой в начале романа представляет нам Толстой. Смысл жизни Наташи -- в материнстве. А именно так представляет судьбу и предназначение женщины сам писатель.

Но не только о ценностях семьи говорит Толстой. Писатель рассказывает о тех политических изменениях, которые произошли в русском обществе после 1812 года. Толстой предполагал написать продолжение романа, где бы показал декабристское восстание. Можно предположить, что Пьер не остался бы в стороне от столь великих событий. А Наташа? Она последовала бы за мужем. Но нам остаются только догадки и домыслы. А в эпилоге -- конкретное описание семейного уклада людей первой четверти XIX века, их мысли, переживания, мечты и помыслы. Многое изменилось с тех пор, но неизменными остались патриотизм, трепетное отношение к Родине, вечная ценность семьи и воспитания детей.

Таким образом, рассказывая о судьбах героев в первой части эпилога. Толстой достигает того, что любому внимательному читателю приходят на ум те самые выводы, которые и желает получить от него автор, несмотря на то что сам автор эти выводы не формулирует.

Во второй части эпилога Толстой задается более глобальной проблемой: “Что движет миром, его историей?” И дает на него ответ: “Законы необходимости”.

Совсем другую роль отводит человеку Толстой: по его мнению, человек -- лишь пешка в сложной игре, исход которой предопределен, и цель пешки -- осознать правила игры и следовать им и в конечном итоге оказаться в числе победителей, а в противном случае пешка будет наказана судьбой, сопротивление которой бесполезно. Гигантская иллюстрация такой позиции - картины войны, где все, включая царей и великих полководцев, бессильны перед судьбой, где побеждает тот, кто лучше понимает законы необходимости и не противится им.

Заключение

В эпилоге повествование убыстряет свое течение, события концентрированы и даны автором в общем виде. Понимаешь, что дальше последует продолжение, жизнь не обрывается концом романа. Но писателю не удалось продолжить эпопею, осуществить задуманное. Эпилог к роману "Война и мир" явился не столько послесловием к произведению, сколько достойным завершением его, связующим с жизнью. Ибо герои, созданные фантазией художника, продолжают жить в нашей памяти.

В эпилоге своего романа Лев Толстой изобразил не только окончание огромной истории, сотканной из хитрых переплетений человеческих судеб, но и представил собственные историко-философские размышления о законе бесконечных взаимовлияний и взаимосвязей человеческой жизни. Именно этот, неуловимый разумом, иррациональный закон и определяет, по мнению автора, судьбы народов и отдельных людей.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Принципы композиции в романе. Исследование системы рассказчиков, используемой в нем. Романтические мотивы произведения. Экспозиция, кульминация, развязка и эпилог в создании образа главного героя. Развитие действия в раскрытии внутреннего облика Печерина.

    курсовая работа , добавлен 07.12.2015

    История и описание сюжетных линий романа Пушкина "Пиковая дама", возможности их интерпретации. Исследование данного произведения многими российскими литературными критиками. Сказка Томского и место данного эпизода в романе. Германн и его роль в сюжете.

    реферат , добавлен 05.02.2011

    Определение функций художественных деталей в историческом романе "Война и мир". Роль и своеобразие костюма XIX века. Выявление особенностей использования костюмной детали в творчестве Л.Н. Толстого. Содержательная нагрузка изображения костюмов в романе.

    реферат , добавлен 30.03.2014

    Душевный мир героев в творчестве Л.Н. Толстого. Добро и зло в романе "Преступление и наказание". Стремление к нравственному идеалу. Отражение нравственных взглядов Л.Н. Толстого в романе "Война и мир". Тема "маленького человека" в романах Достоевского.

    курсовая работа , добавлен 15.11.2013

    Описание образов князя Андрея Болконского (загадочного, непредсказуемого, азартного светского человека) и графа Пьера Безухова (толстого, неуклюжего кутилу и безобразника) в романе Льва Толстого "Война и мир". Выделение темы родины в творчестве А. Блока.

    контрольная работа , добавлен 31.05.2010

    Выявление специфики жанра литературной сказки в творчестве писателей-романтиков XIX в. Рассмотрение сюжетных линий, персонажей, соотношения реальности и ирреальности в произведении, проявления авторской позиции. Роль сказочных героев в произведении.

    дипломная работа , добавлен 12.04.2014

    Поиски идиллии Львом Толстым на протяжении творческого пути от повести "Детство" к роману "Война и мир". Осмысление дома в парадигме семейно-родственных отношений. Доминантная роль идиллического начала в романе "Война и мир". Лишение смерти трагичности.

    статья , добавлен 25.06.2013

    Роман-эпопея Л.Н. Толстого "Война и мир". Изображение исторических персонажей. Женские характеры в романе. Сравнительная характеристика Наташи Ростовой и Марии Болконской. Внешняя замкнутость, чистота, религиозность. Духовные качества любимых героинь.

    сочинение , добавлен 16.10.2008

    Образ Наташи Ростовой в романе: описание внешности, черты характера в начале произведения и в эпилоге, необычайная бурная жизнь души, борьба и постоянное движение и изменение. Первый бал Наташи, его значение в произведении. Участие героини в войне.

    презентация , добавлен 30.06.2014

    Сущность индивидуального авторского стиля, его проявление в научных и художественных текстах. Анализ жанровой специфики, сюжета, времени и пространства, основных персонажей, образов, мотивов и стилевых особенностей произведения "Шелк" Алессандро Барикко.