Красота глаз Очки Россия

Тема «маленького человека» в советской литературе. История образа «маленького человека» в мировой литературе и её писателей Маленький человек в русской литературе 20 века

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 2. Сравнение темы маленького человека в произведениях Пушкина и произведениях других авторов…………………………………………………...9

2.1. «Маленький человек» в произведениях А.С. Грибоедова…………………9

2.2. Разработка образа «маленького человека» у Н.В. Гоголя………………..10

2.3. Тема «маленького человека» в творчестве М.Ю. Лермонтова…………..10

2.4. Ф.М. Достоевский, как продолжатель темы «маленького человека»….11

2.5. Видение образа «маленького человека» Л.Н. Толстым…………………..13

2.6. Тема «маленького человека» в произведениях Н.С. Лескова……………16

2.7. А.П. Чехов и «маленький человек» в его рассказах………………………17

2.8. Создание образа «маленького человека» Максимом Горьким…………..20

2.9. «Маленький человек» в «Гранатовом браслете» А.И. Куприна…………21

2.10. Тема «Маленького человека» у А.Н. Островского……………………...21

Заключение……………………………………………………………………….23

Список источников литературы………………………………………………...25


Определение "маленький человек" применяется к разряду литературных героев эпохи реализма , обычно занимающих довольно низкое место в социальной иерархии: мелкий чиновник, мещанин или даже бедный дворянин. Образ "маленького человека" оказывался тем более актуален, чем более демократичной становилась литература. Само понятие "маленький человек", скорее всего, в употребление ввел Белинский (статья 1840 г. "Горе от ума"). Тему "маленького человека" поднимают многие писатели. Она всегда была актуальна, потому что ее задача - отражать жизнь простого человека со всеми ее переживаниями , проблемами, бедами и маленькими радостями. Писатель берет на себя тяжкий труд показать и объяснить жизнь обычных людей. "Маленький человек - представитель всего народа. И каждый писатель представляет его по-своему.

В мировой литературе можно выделить роман-притчу Франца Кафки «Замок, раскрывающий трагическое бессилие маленького человека и его нежелание примирится с судьбой.

В немецкой литературе к образу «маленького человека» тяготели Герхарт Гауптман в своих драмах «Перед восходом солнца» и «Одинокие». Богатство образов «маленького человека» в произведениях Гауптмана порождает множество различных вариантов (от малообразованного возчика до тонкого интеллигента). Продолжил традицию Гауптмана Ханс Фаллада .

В русской литературе XIX века изображение образа маленького человека стало особенно популярным. Над ним работали Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Грибодоев, Достоевский, Чехов, Лев Толстой и многие другие писатели.

Представление о "маленьком человеке" менялось на протяжении всего 19 - начала 20 веков. Каждый писатель тоже имел свои личные взгляды на данного героя. Но уже со второй трети 20 века этот образ исчезает со страниц литературных произведений, так как метод социалистического реализма не предполагает такого героя.

Глава 1. Образ «маленького человека» в произведениях А.С.

Пушкина

Величайший поэт 19 века А.С.Пушкин тоже не оставил незамеченной тему "маленького человека", только он обратил свой взор не на образ коленопреклоненного, а на судьбу несчастного человека, показывая нам его чистую, неиспорченную богатством и благополучием душу, умеющего радоваться, любить, страдать. Это повесть "Станционный смотритель", входящая в цикл "Повестей Белкина". Пушкин сочувствует своему герою.

Изначально его жизнь складывается нелегко.

"Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? Кто не почитает их извергами человеческого рода, равными покойным подьячим или по крайней мере муромским разбойникам? Будем, однако, справедливы, постараемся войти в их положение и, может быть, станем судить о них гораздо снисходительнее. Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда… Покою ни днем, ни ночью. Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут - а виноват смотритель. Входя в бедное его жилище, проезжающий смотрит на него как на врага; хорошо, если скоро удастся ему избавиться от непрошенного гостя; но если не случится лошадей? боже! какие ругательства, какие угрозы посыплются на его голову! В дождь и слякоть принужден он бегать по дворам; в бурю, в крещенский мороз уходит он в сени, чтоб только на минуту отдохнуть от крика и толчков раздраженного постояльца… Вникнем во все это хорошенько, и вместо негодования сердце наше исполнится искренним состраданием".

Но, герой повести Самсон Вырин , остается счастливым и спокойным человеком. Он привык к своей службе и имеет хорошую помощницу дочь.

Он мечтает о простом счастье, внуках, большой семье, но судьба распоряжается по-другому. Гусар Минский, находясь у них проездом забирает дочь Дуню с собой. После неудачной попытки вернуть дочь, когда гусар "сильной рукой, схватив старика за ворот, вытолкнул его на лестницу", Вырин был уже не в состоянии бороться. И несчастный старик умирает от тоски, горюя о возможной плачевной ее судьбе.

Евгений , герой "Медного всадника", похож на Самсона Вырина.
Наш герой живет в Коломне, где-то служит, дичится знатных. Он не строит великих планов на будущее, его устраивает тихая, незаметная жизнь.

Он тоже надеется на свое личное, пусть маленькое, но так нужное ему семейное счастье.

Но все его мечты тщетны, потому что злой рок врывается в его жизнь: стихия губит его возлюбленную. Евгений не может противиться судьбе, он тихо переживает свою утрату. И только в состоянии безумия грозит Медному всаднику, считая виновником своего несчастья человека, построившего город на этом гиблом месте. Пушкин смотрит на своих героев со стороны. Они не выделяются ни умом, ни своим положением в обществе, но они добрые и порядочные люди, а поэтому достойны уважения и сочувствия. В романе "Капитанская дочка" в разряд "маленьких людей" входят Петр Андреевич Гринев и капитан Миронов . Их отличают те же качества: доброта, справедливость, порядочность, способность любить и уважать людей. Но у них есть еще одно очень хорошее качество - сохранять верность данному слову. Пушкин вынес в эпиграф поговорку: "Береги честь смолоду". Свою честь они сберегли. И так же дороги А.С.Пушкину, как и герои его уже ранее названных произведений.

Пушкин выдвигает в них демократическую тему
маленького человека (повесть "Станционный смотритель"), предваряющую собой "Шинель" Гоголя.

Вот что пишет в своей критической статье «Художественная проза Пушкина» литературовед С.М. Петров:

"Повести Белкина" явились в печати первым реалистическим произведением русской прозы. Наряду с традиционной тематикой из дворянско-усадебного быта ("Барышня-крестьянка") Пушкин выдвигает в них демократическую тему маленького человека (повесть "Станционный смотритель"), предваряющую собой "Шинель" Гоголя.

"Повести Белкина" явились полемическим откликом Пушкина на основные течения современной ему русской прозы. Правдивостью изображения, глубоким проникновением в характер человека , отсутствием всякого дидактизма "Станционный смотритель" Пушкина клал конец влиянию
сентиментально-дидактической повести о маленьком человеке типа "Бедной Лизы" Карамзина. Идеализированные образы, нарочито созданные в дидактических целях сюжетные ситуации сентиментальной повести сменяются реальными типами и бытовыми картинами, изображением подлинных радостей и горестей жизни.

Глубокий гуманизм повести Пушкина противостоит отвлеченной чувствительности сентиментальной повести. Манерный, впадающий в нравоучительную риторику язык сентиментальной повести уступает место простому и бесхитростному повествованию, вроде рассказа старика смотрителя о его Дуне. Реализм приходит на смену сентиментализму в русской прозе».

Д. Благой считает венцом пушкинского реализма, его последовательным завершением образ „маленького человека“, непритязательного „коллежского регистратора“, доходя даже до прямого отождествления жизненных идеалов Евгения („Медный Всадник“), наиболее типичного из серии подобных героев, - с устремлениями самого поэта.

«В действительности же Пушкин 30-х гг., не раз сочувственно изображавший жизнь и быт „маленьких людей“, наделявший последних теплыми человеческими чувствами, не мог в то же время не видеть ограниченности, скудости духовных запросов мелкого чиновника, мещанина, захудалого дворянчика. Жалея „маленького человека“, Пушкин в то же время показывает мещанскую узость его запросов.

Как характерен тип француза-учителя в „Дубровском“:

„У меня старушка мать, половину жалованья буду отсылать ей на пропитание, из остальных денег в пять лет могу скопить маленький капитал, - достаточный для будущей моей независимости, и тогда bonsoir, еду в Париж и пускаюсь в коммерческие обороты». – Подчеркивает А. Грушкин в статье «Образ народного героя в творчестве Пушкина 30-х годов».

Порой образ маленького человека у Александра Сергеевича переходят в описание народного героя . Обратимся к фрагменту той же статьи Грушкина:

«В „Песнях западных славян“ он нашел этого героя. Последний, казалось бы, наделен всеми чертами „маленького человека“. На первый взгляд перед нами невзыскательный, простой человек, жизненный уклад которого примитивен до крайности. О чем хотел бы, например, поведать старику отцу, находящемуся уже „за могилой“, герой „Похоронной песни?“

В 1913 году 20-летний поэт-футурист В. Маяковский на публичном диспуте о новейшей русской литературе высту-пил с докладом под названием «Пришедший сам». Назва-ние его доклада явно перекликалось с названием книги Д. Мережковского «Грядущий Хам», в которой звучало грозное доказательное предупреждение о выходе на исто-рическую арену в России нового человека.

Однако поэт-футурист В. Маяковский не только не стра-шился этого нового человека, он радостно приветствовал его скорый приход.

В. Маяковский как истинный футурист именно с рево-люцией связывал свои надежды на будущее. Называя себя ее предтечей, он почти отождествляет себя с грядущим человеком нового времени. Он даже готов стать его голо-сом, потому что грядущий новый человек его пока не имеет.

Но в действительности новый человек оказался не со-всем таким, как о нем писал Д. Мережковский, и не та-ким, каким представлял его себе В. Маяковский. Пальма первенства в художественном исследовании этого героя нового времени принадлежит А. Платонову, М. Зощенко, М. Булгакову.

Новый человек имел в русской литературе своих пред-шественников в виде художественных образов в произве-дениях Н. Гоголя, Н. Лескова, Ф. Достоевского, А. Чехова. Это был забитый и всеми забытый «маленький человек», который за многие десятилетия вырос в самомнении и окон-чательно созрел для такого грандиозного протеста, кото-рый был способен «весь мир насилья» разрушить.

Одним из них, несомненно, является капитан Лебядкин из романа Ф. Достоевского «Бесы». Он, как известно, любит сочинять. Но его лирическое самовыражение все-гда имеет исключительно утилитарную цель. Капитан Лебядкин прямо говорит о том, чего он хочет. Например, так: «Брачных и законных наслаждений желаю!» В более общей форме его жизненная философия выражается сле-дующей знаменитой фразой: «Плюй на все и торжествуй!»

Ученики и последователи капитана Лебядкина переня-ли у него не только его художественные методы и ориги-нальный склад мышления, но и картину мироздания, в которой не было места ни Богу, ни черту, ни вечности, ни разуму, ни смыслу.

Очень скоро бывший «маленький человек» осознал свое новое привилегированное положение и вслед за капита-ном Лебядкиным заявил свое право на «законные наслаж-дения». «Мне удобства подай. Мне, товарищи, хочется жить не хуже, чем жили господа», — требует новый человек устами В. Маяковского и жить он хочет «у самых солнечных протуберанцев». Материал с сайта

«Маленький человек» русской литературы XIX века вы-ступил на историческую сцену с мечтой о сокрушении про-клятого старого мира и построении мира нового, основан-ного на равенстве и справедливости. Но шли годы, а быв-ший «маленький человек» так и не воплотил в реальность свою мечту. Он строил мощные фабрики и заводы, элект-ростанции, превращал в пустыню вековую тайгу и возво-дил оазисы посреди пустыни, обращал вспять великие реки и покорял космические просторы. Он изменял мир вокруг себя, но сам внутренне не менялся. Со временем у него росли лишь материальные запросы. И сегодня, по проше-ствии стольких лет, он вполне спокойно может сказать: «Ну, через это я как раз могу переступить». И переступит без всякого зазрения совести. И до тех пор, пока он будет таким, до тех пор, пока он будет способен на подобные поступки, наша жизнь не изменится в лучшую сторону. Мы вечно будем плестись в хвосте цивилизации, мечтая о том, как бы догнать и перегнать Америку.

Введение

маленький человек островский литература

Понятие "маленький человек" в употребление ввел Белинский (статья 1840 г. «Горе от ума»).

"Маленький человек" - кто это? Это понятие относиться к литературному герою эпохи реализма, который обычно занимает достаточно низкое место в социальной иерархии. «Маленьким человеком» может быть кто угодно от мелкого чиновника к мещанину или даже к бедному дворянину. Чем демократичнее становилась литература, тем актуальнее становился «маленький человек».

Обращение к образу "маленького человека", было очень важно ещё в то время. Более чем, этот образ был актуален, потому что его задача заключается в том, чтобы показывать жизнь простого человека со всеми его проблемами, переживаниями, неудачами, бедами и даже маленькими радостями. Это очень тяжкий труд объяснить, показать жизнь обычных людей. Донести до читателя все тонкости его жизни, все глубины его души. Это сложно, ведь «маленький человек» - представитель всего народа.

Эта тема актуальна и сегодня, потому что и в наше время есть люди, у которых настолько мелкая душа, за которой не спрячешь ни обмана, ни маски. Именно таких людей можно называть «маленькими человечками». А есть просто люди, которые маленькие только по своему статусу, но великие показывая нам свою чистую, неиспорченную богатством и благополучием душу, умеющие радоваться, любить, страдать, переживать, мечтать, просто жить и быть счастливыми. Это маленькие птицы в бескрайнем небе, но это большие по духу люди.

История образа «маленького человека» в мировой литературе и её писателей

Многие писатели поднимают тему "маленького человека» . И каждый из них делает это по-своему. Кто-то представляет его точно и понятно, а кто-то скрывает его внутренний мир, для того чтобы читатели могли задуматься над его мировоззрением и где-то в глубине, сравнить со своим. Задать себе вопрос. А кто я? А маленький ли я человек?

Первым образом маленького человека стал Самсон Вырин из повести «Станционный смотритель» А.С. Пушкина. Пушкин, на ранних стадиях своего творчества, как один из первых классиков, описавший образ «маленького человека», старался показать высокую духовность персонажей. Так же Пушкин рассматривает вечное соотношение «маленького человека» и неограниченной власти - «Арап Петра Великого», «Полтава».

Для Пушкина было характерным глубокое проникновение в характер каждого героя - «маленького человека».

Эволюция маленького человека у самого Пушкина объясняется постоянными социальными переменами и изменчивостью самой жизни. Каждая эпоха имеет своего «маленького человека».

Но, с начала XX века образ «маленького человека» в русской литературе исчезает, уступая место другим героям.

Традиции Пушкина продолжает Гоголь в повести «Шинель». «Маленький человек» -- это человек невысокого социального положения и происхождения, без каких - либо способностей, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, безобидный и не делающий зла окружающим людям. И Пушкин, и Гоголь, создавая образ маленького человека, хотели напомнить читателям, что самый обыкновенный человек тоже человек, достойный сочувствия, внимания и поддержки.

Герой “Шинели” Акакий Акакиевич чиновник самого низшего класса - человек, над которым постоянно подшучивают и издеваются. Он настолько привык к своему униженному положению, что даже речь его стала неполноценной - он не мог до конца договорить фразы. А это делало его униженным перед всеми остальными, даже равными ему по сословию. Акакий Акакиевич даже не может защитить себя перед равными ему людьми, несмотря на то, противостоять государству (как попытался это сделать Евгений).

Именно таким способом Гоголь показал те обстоятельства, которые делают людей «маленькими»!

Ещё одним писателем, который затронул тему «маленького человека» был Ф.М Достоевский. Он показывает «маленького человека» как личность более глубоко чем Пушкин и Гоголь, но именно Достоевский пишет: все мы вышли из «Шинели» Гоголя.

Главной его целью было -- передать все внутренние движения своего героя. Прочувствовать пережить все вместе с ним, и делает вывод о том, что «маленькие люди» -- личности, и их личностное чувство, ценится намного больше, чем у людей с положением в обществе. «Маленький человек» у Достоевского ранимый, одной из ценностей его жизни есть то, чтобы другие смогли увидеть в нем богатую духовно личность. А собственное самосознание играет огромную роль.

В произведении “Бедные люди” Ф.М. Достоевского главный герой переписчик Макар Девушкин также является мелким чиновником. Над ним тоже издевались на работе, но это уже совсем другой человек по своей натуре. Эго волнуют проблемы человеческого достоинства, он размышляет о своем положении в обществе. Макар, прочитав «Шинель» был возмущен тем, что Гоголь изобразил чиновника как ничтожного человека, потому что узнавал себя в Акакии Акакиевиче. Он отличался от Акакия Акакиевича тем, что был способен глубоко любить и чувствовать, а значит, не был ничтожным. Он - личность, хотя и низкий по своему положению.

Достоевский стремился чтоб его персонаж осознавал в себе человека, личность.

Макар - это человек, который умеет сопереживать, чувствовать, мыслить и рассуждать, а это по Достоевскому лучшие качества «маленького человека».

Ф.М. Достоевский становится автором одной из ведущих тем - темы «униженных и оскорбленных», «бедных людей». Достоевский акцентирует на том, что всякий человек, кем бы он ни был, как бы низко ни стоял, всегда имеет право на сострадание и сочувствие.

Для бедного человека основой в жизни есть - честь и уважение, но для героев романа «Бедные люди» этого добиться практически невозможно: «И ведомо каждому, Варенька, что бедный человек хуже ветошки и никакого ни от кого уважения получить не может, что уж там не пиши».

«Маленький человек» по Достоевскому сам осознает себя «маленьким»: «Я привык, потому что я ко всему привыкаю, потому что я смирный человек, потому что я маленький человек; но, однако же, за что это все?…». «Маленький человек» - это так называемый микромир, и в этом мире есть многие протесты, попытки вырваться из тяжелейшего положения. Этот мир богат положительными качествами и светлыми чувствами, но он подвергнут унижению и гнету. «Маленький человек» выброшен на улицу самой жизнью. «Маленькие люди» по Достоевскому малы только в социальном положении, а их внутренний мир - богат и добр.

Главная особенность Достоевского - человеколюбие, обращение внимание на натуру человека его душу, а не на положение человека на социальной лестнице. Именно душа это основное качество, по которому надо судить о человеке.

Ф.М. Достоевский желал лучшей жизни для бедного, беззащитного, «униженного и оскорбленного», «маленького человека». Но в то же время чистого, благородного, доброго, бескорыстного, душевного, честного, мыслящего, чувствительного, духовно возвышенного и пытающегося протестовать против несправедливости.

Реферат по литературе

Тема «маленького человека» в русской литературе XIX века.

1. Тема «маленького человека» в русской литературе.

2. А.С. Пушкин «Станционный смотритель».

3. Н.В. Гоголь «Шинель».

4. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание».

5. «Маленький человек» и время.

6. Список используемой литературы.

Термин «маленький человек» - подлинный долгожитель в школьном и вузовском литературоведении. Сложился смысловой и эмоциональный стереотип, сопровождающий это выражение.

Забытые, всеми униженные люди, их жизнь, маленькие радости и большие беды долгое время казались ничтожными, недостойными внимания. Таких людей и такое к ним отношение породила эпоха. Жестокое время и царская несправедливость заставляли «маленьких людей» замыкаться, уходить в себя. Исстрадавшиеся, они жили незаметной жизнью и также незаметно умирали. Но именно такие люди иногда по воле обстоятельств, повинуясь крику души, начинали роптать против сильных мира сего, взывать к справедливости. Мелкие чиновники, станционные смотрители, «маленькие люди», сошедшие с ума, не по своей воле выходили из тени.

Одним из первых писателей, которых открыл мир «маленьких людей» был Н.М. Карамзин. Самое большое влияние на последующую литературу оказала повесть Карамзина «Бедная Лиза. Автор положил начало огромному циклу произведений о «маленьких людях», сделал первый шаг в неизвестную до этого тему А.С. Пушкин был следующим писателем, в сферу творческого внимания которого стала входить вся огромная Россия, ее просторы, жизнь деревень. Впервые русская литература так пронзительно и наглядно показала искажение личности враждебной ей средой. Впервые оказалось возможным не только драматически изобразить противоречивое поведение человека, но и осудить злые и бесчеловечные силы общества – Самсон Вырин судит это общество. Художественное открытие Пушкина было устремлено в будущее – оно пробивало русской литературой дорогу в неведомое.

Наибольшего апогея эта тема достигла в произведениях Н.В. Гоголя. Гоголь открывает читателю мир чиновников в своих «Петербургских повестях».

Н.В. Гоголь, раскрывший в своих «Петербургских повестях» и других рассказах истинную сторону столичной жизни и жизни чиновников, ярко и весомо показал возможности «натуральной школы» в преображении и изменении взгляда человека на мир и на судьбы «маленьких людей». Критический реализм Гоголя раскрыл и помог развить эту тему писателям будущего как никто другой. Гоголь ратовал за глубокую и оригинальную критику, должную быть «верным представителем мнений» своей эпохи.

В Петербургских записках 1836 года Гоголь с реалистических позиций выдвигает идею социально-насыщенного искусства, которое замечает общие элементы нашего общества, двигающие его пружины. Он даёт замечательно глубокое определение реалистического искусства, следующего за романтизмом, обнимающего своим действенным взглядом ветхое и новое. В реализме гоголя содержится раскрытие сложности жизни, её движение, рождение нового. Реалистический взгляд утверждается в творчестве Н.В. Гоголя во второй половине 30-х годов.

«Петербургские повести», особенно «Шинель», имели огромное значение для всей последующей литературы, утверждения в ней социально-гуманистического направления и натуральной школы. Герцен считал «Шинель» колоссальным произведением Н.В. Гоголя, а Ф.М. Достоевский говорил: «Все мы вышли из гоголевской «Шинели». Творчество Н.В. Гоголя чрезвычайно обогатило русскую литературу.

Развитие темы «маленького человека» имеет свою собственную логику, что мы и постараемся проследить в дальнейшем. Я остановилась на следующих произведениях русской классики: «Станционный смотритель» А.С. Пушкина, «Шинель» Н.В. Гоголя, «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского.

Петербург и Москва, в творчестве А.С. Пушкина, открывались уже не только с роскошного подъезда, но и через узкие двери бедняцких домов. Доказательством этого послужили его «Повести Белкина», в центре которых – провинциальная Россия. Здесь и «мученик четырнадцатого класса» коллежский регистратор, смотритель одной их тысяч мелких почтовых станций, бедный чиновник Самсон Вырин, и отставной гусарский офицер Сильвио, и богатые дворяне, и обедневшие.

Раскрытию социальной и художественной значимости «Станционного смотрителя» положил начало Ф.М. Достоевский, он высказал суждения о реализме повести Пушкина, о её познавательном значении, указал на типичность образа бедного чиновника Вырина, на простоту и ясность языка повести, отметил глубину изображения в ней человеческого героя. Трагическая судьба «мученика четырнадцатого класса» после Ф.М. Достоевского не раз привлекла внимание критиков, отмечавших гуманизм и демократизм Пушкина и оценивавших «Станционного смотрителя», как одну из первых, начиная с 18 века, реалистических повестей о бедном чиновнике.

Выбор Пушкиным героя – станционного смотрителя был не случайным. В 20-х годах 19 века в русской литературе, как известно, появляется немало нравоописательных очерков, рассказов, героями которых оказываются люди «низшего класса». Кроме того, возрождается жанр путешествий. В середине 20-х годов в журналах все чаще начинают появляться стихотворения, поэмы, очерки, в которых уделяется внимание не только описаниям края, но и встречам, беседам со станционным смотрителем.

В повести три приезда рассказчика, отделённые один от другого несколькими годами, организуют ход повествования, и во всех трёх частях, как и во введении, повествование ведётся рассказчиком. Но во второй, центральной части повести мы слышим и самого Вырина. В словах рассказчика: «Вникнем во всё это хорошенько, и вместо негодования сердце наше исполнится искренним сочувствием», - дано обобщение, сказано о каторжной жизни и положении станционного смотрителя не одного какого-либо тракта, а всех, во всякое время года, дня и ночи. Взволнованные строки с риторическими вопросами («кто не проклинал…», «кто в минуту гнева?» и т.д.), перебивающиеся требованием быть справедливым, войти в положение «сущего мученика четырнадцатого класса» дают нам понять то, что Пушкин сочувственно говорит о тяжелом труде этих людей.

Первая встреча в 1816 году описана рассказчиком с явной симпатией к отцу, к дочери, красавице Дуне, и к их налаженной жизни. Вырин – образ «свежего, доброго человека лет пятидесяти, в длинном зеленом сюртуке с тремя медалями на полинялых лентах», старого солдата, который, верно лет 30 шагал во время военных походов, он схоронил жену в 1812 году, и только несколько лет пришлось ему прожить с любимой дочерью, и новое несчастье обрушилось на него. Станционный смотритель Самсон Вырин жил бедно, его желания элементарны – трудом, исполненным оскорблений и унижений, он добывает средства к существованию, ни на что не жалуется и доволен судьбой. Беда, которая врывается в этот частный мир, потом – молодой гусар, который тайно увозит его дочь Дуню в Петербург. Горе потрясло его, но ещё не сломало. Рассказ о бесплодных попытках Вырина бороться с Минским, после того как он выпросил отпуск и пешком отправился в Петербург, дан также скупо, как и рассказ о герое Вырина, но иными средствами. Четыре небольших, но полные жизненной правды картины прихода Вырина рисуют в условиях социального и сословного неравенства типичную ситуацию – положение бесправного, слабого и «право» сильного, власть имущего. Первая картина: Старый солдат в роли просителя перед равнодушным, важным чиновником.

Вторая картина: Отец в роли просителя перед Минским.

Казалось, наступила решительная минута в жизни человека, когда все накопленные прошлые обиды поднимут его на бунт во имя святой справедливости. Но «…слезы навернулись на глаза, и он дрожащим голосом произнёс только: Ваше благородие! ...Сделайте такую божескую милость!» Вместо протеста вылилась мольба, жалкая просьба.

Третья картина: (спустя два дня). Снова перед важным лакеем, который грудью вытеснил его из передней и хлопнул дверью ему под нос.

Четвёртая картина: Снова перед Минским: «Пошел вон!» - и, сильною рукой схватив старика за ворот, вытолкнул его на лестницу.

И, наконец, еще через два дня возвращение из Петербурга к себе на станцию, очевидно тоже пешком. И Самсон Вырин смирился.

Второй приезд рассказчика – он видит, что «горе превратило доброго мужика в хилого старика». И не ускользнувший от внимания рассказчика вид комнаты (ветхость, небрежность), и изменившийся облик Вырина (седина, глубокие морщины давно небритого лица, сгорбленная спина), и удивленное восклицание: «Это был точно Самсон Вырин, но как он постарел!» - все это свидетельствует о том, что рассказчик симпатизирует старому смотрителю. В повествовании самого рассказчика мы слышим отголоски чувств и мыслей Вырина – молящего отца («пожимал Дунюшкину руку; «Увидел бедную свою Дуню») и Вырина – доверчиво, услужливого и бесправного человека (« жаль было ему расставаться с любезным своим постояльцем», «не понимал, как нашло на него ослепление», «решился к нему явиться», «доложил его высокоблагородию», что «старый солдат»; «подумал… воротился, но его уже не было», «Смотритель за ним не погнался», «подумал, махнул рукой и решился отступить».)

Роль самого Вырина выражает его горе и проливает свет на роль Дуни в доме отца («Его дом держался; что прибрать, что приготовить, «Бывало, барин, какой бы сердитый не был, при ней утихает и милостиво со мной разговаривает»).

Судьба «маленького человека» в центре внимания автора и сострадания к нему – не только исходный, но и окончательный элемент отношения автора к своим героям. Оно выражено и во вступлении, и в каждом их трёх эпизодов, их которых последние два являются противопоставлением первому, при этом каждая их трёх частей этой лиро-эпической повести окрашены в различные эмоциональные тона. Третья часть явно окрашена в тон лирической грусти – Самсон Вырин окончательно смирился, запил и умер с горя и тоски.

Вопрос о поведении человека в повести «Станционный смотритель». Поставлен остро и драматично. Стремление, показывает Пушкин, унижает человека, делает жизнь бессмысленной, вытравливает из души гордость, достоинство, независимость, превращает человека в добровольного раба, в покорную ударом судьбы жертву.

Впервые русская литература так пронзительно и наглядно показала искажение личности враждебной ей средой. Впервые оказалось возможным не только драматически изобразить противоречивое поведение человека, но и осудить злые и бесчеловечные силы общества. Самсон Вырин судил это общество.

Художественное отношение Пушкина было устремлено в будущее – оно пробивало дорогу в еще неведомое.

В повести, написанной на популярную в 20-х годах тему о станционном смотрителе, прекрасно растолковано, кто такой коллежский регистратор, а сострадание к нему является решающим элементом отношения автора к своему герою. В повести выражено широкое обобщение действительности, раскрытое в индивидуальном случае трагической истории рядового человека, «мученика четырнадцатого класса» Самсона Вырина.

Пушкин подчеркивает: «…смотрители вообще суть люди мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые». В образе станционного смотрителя Пушкин отмечает не только смирение, кротость, как бы согласие с судьбой именно маленького человека, но и желание благополучия, скромных радостей.

Бог даёт Самсону красавицу дочь, которая тоже входит в малое хозяйство смотрителя, более того – Дуня помогает своему отцу избегать всех страданий смотрителя. Самсон Вырин тонко использует поразительную красоту дочери, чтобы сохранить своё благополучие. «Маленький человек», будучи сам «подавлен обстоятельствами», далеко не равнодушен к власти над ближними.

Интересно отметить этимологию фамилии Выриных: «вырить» - значит приноравливаться, а также «вырь» - это омут, темный и гибельный водоворот.

Итак, в «Станционном смотрителе» Пушкин показывает, что быть «маленьким человеком» - удел естественный и неизбежный; «маленькому человеку» открыто многое, но мало воспринято им; он стремиться к облегчению земной участи, но лишь навлекает на себя ещё большее страдание; стремясь к благу, не избегает греха; уходит из жизни глубоко подавленный и в ожидании высшего суда; сама смерть оказывается для него желанней жизни.

Судьба станционного смотрителя – типичная судьба простого человека, чье благополучие в любой момент может быть разрушено грубым вмешательством «сильных мира сего», правящим классом, Пушкин предварил своей повестью Гоголя, Достоевского, Чехова и их героев, сказав своё слово о «маленьком» человеке.

Прочитав повести Н.В. Гоголя, мы долго помним, как останавливался перед витриной незадачливый чиновник в картузе неопределённой формы и в синей ваточной шинели, со старым воротником, чтобы поглядеть сквозь цельные окна магазинов, блистающих чудными огнями и великолепной позолотой. Долго с завистью, пристально разглядывал чиновник различные предметы и, опомнившись, с глубокой тоской и стойкой твёрдостью продолжал свой путь. Гоголь открывает читателю мир «маленьких людей», мир чиновников в своих «Петербургских повестях».

Центральная в этом цикле повесть «Шинель». «Петербургские повести» отличаются по характеру от предыдущих произведений Гоголя. Перед нами чиновный Петербург, Петербург – столица – основной и великосветский, огромный город – деловой, коммерческий и трудовой, и «всеобщая коммуникация» Петербурга – блистательный Невский проспект, на тротуаре которого всё, что живёт в Петербурге, оставляет следы свои; «вымещает на нём могущество силы или могущество слабости» . И перед читателем мелькает, как в калейдоскопе, пёстрая смесь одежд и лиц, в его воображении возникает жуткая картина неугомонной, напряженной жизни столицы. Написанию этого точного портрета столицы помог бюрократический аппарат того времени.

Настолько были очевидны проволочки бюрократии, проблема «высших» и «низших», что про это невозможно было не писать, «Какая бстрая совершается на нём фантасмагория в течение одного дня!» - как бы с удивлением восклицает Гоголь, но ещё удивительнее способность самого Гоголя с такой глубиной раскрыть сущность социальных противоречий жизни огромного города в кратком описании только одной улицы – Невского проспекта.

В повести «Шинель» Гоголь обращается к ненавистному ему миру чиновников, и сатира его становится суровой и беспощадной: «…он владеет даром сарказма, который порой заставляет смеяться до судорог, а порой будит презрение, граничащее с ненавистью». Эта небольшая повесть произвела огромное впечатление на читателей. Гоголь вслед за другими писателями выступил на защиту «маленького человека» - запуганного, бесправного, жалкого чиновника. Самое искреннее, самое тёплое и задушевное сочувствие к обездоленному человеку он высказал в прекрасных строках заключительного рассуждения о судьбе и гибели одной из многих жертв бездушия и произвола.

Жертвой такого произвола, типичным представителем мелкого чиновника в повести является Акакий Акакиевич. Всё в нём было заурядно: и его внешность, и его внутренняя духовная приниженность. Гоголь правдиво изобразил своего героя, как жертву несправедливой деятельности. В «Шинели» трагическое и комическое взаимно дополняют друг друга. Автор сочувствует своему герою, и в то же время видит его умственную ограниченность и посмеивается над ним. За все время пребывания в департаменте Акакий Акакиевич ничуть не продвинулся по служебной лестнице. Гоголь показывает, как ограничен и жалок был тот мир, в котором существовал Акакий Акакиевич, довольствующийся убогим жильём, обедом, поношенным мундиром и разъезжающейся от старости шинелью. Гоголь смеётся, но он смеётся не именно над Акакием Акакиевичем, он смеётся над всем обществом.

Но у Акакия Акакиевича была своя «поэзия жизни», имевшая такой же приниженный характер, как и вся его жизнь. В переписывании бумаг ему «виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир» . В Акакии Акакиевиче все же сохранилось человеческое начало. Его робость и смирение окружающие не принимали и всячески издевались над ним, сыпали ему на голову бумажки, а Акакий Акакиевич только и мог, что сказать: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете» . История жизни Акакия Акакиевича – это новая полоса в его жизни. А новая шинель – символ новой жизни. Апогеем творчества Акакия Акакиевича является его первый приход в департамент в новой шинели и посещение вечеринки у столоначальника. Трудная работа Акакия Акакиевича увенчалась успехом, он хоть чем-то доказал людям, что у него есть самомнение. На этой, казалось, вершине благополучия его постигает катастрофа. Двое грабителей снимают с него шинель. Отчаяние вызывает у Акакия Акакиевича бессильный протест. Добиваясь приёма у «самого частного» и обращаясь к «значительному лицу», Акакий Акакиевич «раз в жизни захотел показать характер» . Гоголь видит несостоятельность возможностей своего героя, но он даёт ему возможность противостоять. Но Акакий бессилен перед лицом бездушной бюрократической машины и в конце концов погибает так же незаметно, как и жил. Гоголь не заканчивает на этом повесть. Он показывает нам финал: мёртвый Акакий Акакиевич, который при жизни был безропотным и смиренным, теперь появляется в качестве привидения.

Знаменитым эпизодом в пьесе «Шинель» является выбор имени, здесь не просто невезение с именами в календаре, а именно картина бессмыслицы (поскольку имя есть личность): он мог быть и Моккием (перевод: «насмешником»), и Соссием («здоровяком»), и Хоздазатом, и Трифилием, и Варахасием, а повторил имя своего отца: «отец был Акакий, так пусть и сын будет Акакий («не делающий зла»), эту фразу можно прочитать как приговор судьбы: отец был «маленький человек», пусть и сын будет тоже «маленький человек». Собственно жизнь, лишённая смысла и радости, есть лишь умирание для «маленького человека», и он из скромности готов завершить своё поприще сразу же, едва появившись на свет.

Бошмачкин умер: «Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное…»

Но история о бедном чиновнике на этом не кончается. Мы узнаем, что умирающий в горячке Акакий Акакиевич в бреду так бранил «его превосходительство», что старушке хозяйке, которая сидела у постели больного, становилось страшно. Таким образом, перед самой смертью проснулся в душе забитого Башмачкина гнев против людей, погубивших его.

Гоголь говорит нам концом своей повести, что в том мире, в котором жил Акакий Акакиевич, герой как человек, как личность, бросающая вызов всему обществу, может жить только после смерти. В «Шинели» повествуется о самом заурядном и ничтожном человеке, о самых обыденных событиях в его жизни. Повесть оказала большое влияние на направление русской литературы, тема «маленького человека» стала на многие годы одной из самых важных.

«Шинель» Гоголя – гротеск и мрачный кошмар, пробивающий чёрные дыры в смутной картине жизни … (В.В. Набоков).

Ф.М. Достоевский является не просто продолжателем традиций в русской литературе, но становится автором одной ведущей темы – темы «бедных людей», «униженных и оскорблённых». Достоевский утверждает своим творчеством, что всякий человек, кто бы он ни был, как бы он низко ни стоял, имеет право на сочувствие и сострадание.

Как многие выдающиеся русские писатели, Достоевский уже в первом романе «бедные люди» обращается к теме маленького человека».

Социальная тема, тема «бедных людей», «униженных и оскорбленных», была продолжена автором в «Преступлении и наказании», здесь она прозвучала еще сильнее. Одну за другой раскрывает писатель перед нами картины беспросветной нищеты. Местом действия Достоевский выбрал самую грязную часть строго Петербурга. На фоне этого пейзажа разворачивается перед нами жизнь семьи Мармеладовых.

Судьба этой семьи тесно переплетается с судьбой главного героя, Родиона Раскольникова. Спивается с горя и теряет человеческий облик чиновник Мармеладов, которому больше «некуда идти» в жизни. Измученная нищетой, погибает от чахотки жена Мармеладова, Катерина Ивановна. Соня идет на улицу торговать своим телом, чтобы спасти семью от голодной смерти.

Тяжела судьба и семьи Раскольникова. Его сестра Дуня, желая помочь брату, готова пожертвовать собой и выйти замуж за богача Лужина, к которому она чувствует отвращение. Другие персонажи романа, в том числе и те несчастные люди, которые мимолётно встречаются Раскольникову на улицах Петербурга, дополняют эту общую картину безмерного горя. Раскольников понимает, что жестокая сила, создающая в жизни тупики для бедняков и бездонное море страданий, - это деньги. И чтобы их раздобыть, он идёт на преступление под влиянием надуманной идеи о «необыкновенных личностях».

Ф.М. Достоевский создал обширное полотно безмерных человеческих мук, страдания и горя, пристально и проницательно вглядывался в душу так называемого «маленького человека» и открыл в нём залежи огромного духовного богатства, душевной щедрости и красоты, не сломленных тяжелейшими условиями жизни. И это было новым словом не только в русской, но и во всей мировой литературе.

Стремление быть «немаленьким» рождает у Раскольникова известную формулу: «Тварь ли я дрожащая или право имею?», которая предполагает суждение о значении человеческой судьбы земными мерками. Герой у Достоевского ведом дьяволом в поле смертного греха – убийства.

Так или иначе, в Раскольникове Достоевский изобразил протест «маленького человека», доведённого до предела.

Достоевский умеет создать образ действительного падшего человека: мармеладовская назойливая слащавость, неуклюжая витиеватая речь – свойство пивного трибуна и шута одновременно. Осознание своей низости («Я прирожденный скот») лишь усиливает в нём браваду.

Не бедность даже, а нищета, при которой человек не только буквально гибнет от голода, но и теряте человеческий облик и чувство собственного достоинства, - вот состояние, в которое погружено несчастное семейство Мармеладовых. Запойный старик мармеладов, ради рюмки водки унижающийся перед трактирщиком; жена его, «гордая» Катерина Ивановна, умирающая от чахотки и посылающая семнадцатилетнюю падчерицу, великую страдалицу Соню, продавать себя на улице петербургским развратникам; гибнущие от голода малые дети Мармеладова, - яркое тому подтверждение. Материальные страдания влекут за собой мир нравственных мучений, которые уродуют человеческую психику. Добролюбов писал: «В произведениях Достоевского мы находим одну общую черту, более или менее заметную во всём, что он писал: это боль о человеке, который признаёт себя не в силах или, наконец, даже не вправе быть человеком, самим по себе».

Чтобы понять меру унижения человека, нужно вникнуть во внутренний мир титулярного советника Мармеладова. Душевное состояние этого мелкого чиновника намного сложнее и тоньше, чем у его литературных предшественников – пушкинского Самсона Вырина и гоголевского Башмачкина. Им не свойственна сила самоанализа, которого достиг герой Достоевского. Мармеладов не только страдает, но и анализирует своё душевное состояние, он как врач ставит беспощадный диагноз болезни – деградация собственной личности. Вот как исповедуется он в первой же встрече с Раскольниковым: «Милостивый государь, - бедность не порок, это истина. Но… нищета – порок – с. В бедности вы ещё сохраняете всё благородство врождённых чувств, в нищете же никогда и никто… ибо в нищете я первый сам готов оскорблять себя». Человек не только гибнет от нищеты, но понимает, как он духовно опустошается: начинает презирать самого себя, но не видит кругом ничего, за что бы уцепиться, что удержало бы его от распада личности. Мармеладов презирает себя. Мы сострадаем ему, мучаемся его мучениями и остро ненавидим социальные обстоятельства, породившие человеческую трагедию.

Огромной художественной убедительности достигает крик души Мармеладова, когда он заметил насмешку трактирных слушателей: «Позвольте, молодой человек, можете ли вы… но нет, изъяснить сильнее и изобразительнее: не можете ли вы, а осмелитесь ли вы, взирая в сей час на меня, сказать утвердительно, что я не свинья?» Подчёркивая эти слова, писатель обостряет наше восприятие, углубляет свою мысль. Конечно, можно обозвать пьяницу, губящего семью, бранным словом, но кто возьмет на себя смелость осудить такого Мармеладова, ставшего под пером писателя подлинно трагической фигурой!

Мармеладов восстаёт против одиночества, на которое обречён бедняк в джунглях безжалостного города.

Мармеладовский вопль – «ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти» - выражает последнюю степень отчаяния обесчеловеченного человека.

Взглянув на Мармеладова, Раскольников увидел «старый, совершенно оборванный фрак с оставшимися пуговицами. Одна только держалась кое-как, и он на нее и застёгивался, видимо, желая не удаляться приличий».

«Не один раз уже жалели меня», - говорит Мармеладов Раскольникову. Пожалел его и добрый генерал Иван Афанасьевич, опять принял на службу. Но Мармеладов не выдержал испытания, снова запил, пропил всё жалование, пропил всё и взамен получил оборванный фрак с единственной пуговицей. Мармеладов в своём поведении дошёл до утраты последних человеческих качеств. Он уже на столько унижен, что человеком себя не ощущает, а только мечтает о том, чтобы быть человеком среди людей.

Встреча с Мармеладовым в трактире, его лихорадочная, как в бреду, исповедь дали Раскольникову последнее доказательство правильности «наполеоновской идеи».

Достоевский учился у многих. Почерпнутое им у Гоголя на первых порах было особенно заметно в его произведениях – в выборе темы и героя, в отдельных элементах, во внешних деталях описания и даже непосредственно в слоге. Но именно благодаря этому обстоятельству и делалась отчётливо различимой – по принципу контраста – разработка гоголевским учеником уже только ему одному присущих особенностей во взгляде на человека и окружающее.

Самое важное и новое, по сравнению с другими писателями, раскрывавшими эту тему, это способность у забитого человека Достоевского глянуть в себя, способность самоанализа и соответствующих действий. Писатель подвергает детальному самоанализу, ни у какого другого писателя в очерках, повестях, сочувственно изображавших быт и нравы городской бедноты не было такой неторопливой и сосредоточенной психологической проникновенности и глубины изображения характера действующих лиц.

Двадцатый век принёс окончательное формирование в России тоталитаризма. В период наиболее жестоких репрессий, в то время, когда человек был окончательно обезличен и превращен в винтик огромной государственной машины, писатели яростно откликнулись, встав на защиту личности.

Ослеплённые величием целей, оглушённые громкими лозунгами, мы напрочь забыли об отдельном человеке, который остался человеком и после сорок пятого, и после пятьдесят третьего, и после шестьдесят четвёртого – человеком с его повседневными заботами, с его желаниями и надеждами, которые не может отменить никакой политический режим. Тот, кого в своё время Белинский назвал «маленьким человеком», о ком сокрушался Достоевский, кого пытался поднять с колен А.П. Чехов, о ком как о великом Мастере писал М.А. Бурлгаков, затерялся в просторе огромного государства, превратился в малую песчинку для истории, сгинув в лагерях. Огромных усилий чтоило писателям его воскрешение. Традиции классиков, титанов русской литературы, продолжили писатели городского направления прозы, те, кто писал о судьбе деревни в годы гнёта тоталитаризма, и те, кто поветвовал нам о мире лагерей. Их были десятки. Достаточно назвать имена нескольких из них: А.И. Солженицын, А.Т. Трифонов, А.Т. Твардовский, В. Высоцкий. Чтобы понять, какого огромного размаха достигла литератур в судьбах «маленького человека» двадцатого столетия.

Петербург, Москва – город, так давно тревоживший многих русских писателей, стал ещё более страшным и жестоким. Он – символ той мощной силы, подавляющей слабые ростки человечности, он – сосредоточие людского горя, зеркало всей российской действительности, отражение которого мы видим по всей стране, в стенах лагерей и на задворках провинциальных городков.

«Маленький человек» нашего города 60-х – 70-х г. Не способен выбраться на поверхность жизни и громко заявить о своём существовании. Но ведь и он – человек, а не вошь, как хотел доказать самому себе Раскольников, и он заслуживает не просто внимания, но и лучшей доли. Путь к достижению этого открыли ему те, кто в наше время стремился «спины выпрями горбатым». Новые писатели выступают в защиту правды и совести, они формировали человека нового, поэтому нельзя закрывать последнюю страницу в огромной кипе, посвященной ему, – «маленькому человеку»!

Список используемой литературы:

1. Булин А.П. «Художественные образы Ф.М. Достоевского».

Москва, Наука, 1974 г.

2. Волкова Л.Д. «Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Ленинград, Просвещение, 1977 г.

3. Гоголь Н.В. «Проза. Статьи»

Московский Современник, Россия, 1977 г.

4. Кирпотин В.Я. «Разочарования и крушения Р. Раскольникова».

Москва, Художественная литература, 1986 г.

5. Набоков В.В. «Лекции по русской литературе».

Московская Независимая газета, 1998 г.

6. Турьянская Б.И. «Литература в 9 классе, урок за уроком».

Москва, Русское слово, 2002 г.


Пушкин А.С. «Романы и повести», М., худ. Литература, 1960 г. С. - 70

В.И. Даль «Толковый словарь русского языка», М., Эксмо-пресс, 2002 г., с. – 159.

Н.В. Гоголь «Петербургские повести», Лениздат, 1979 г. С. -3.

Н.В. Гоголь «Петербургские повести», Лениздат, 1979 г. С. -4.

Н.В. гоголь «Петербургские повести», Лениздат, 1979 г., с. – 120

Н.В. Гоголь «Петербургские повести», Лениздат, 1979 г., с. - 119

Н.В. Гоголь «Петербургские повести», Лениздат, 1979 г., с. - 136

Турьянская Б.И. «Литература в 9 классе», М., Русское слово, 2002 г., с - 34

Образ «маленького человека» в русской литературе

Само понятие "маленький человек" появляется в литературе раньше, чем складывается сам тип героя. Вначале это обозначение людей третьего сословия, которое стало интересовать писателей ввиду демократизации литературы.

В ХIХ веке образ «маленького человека» становится одной из сквозных тем литературы. Понятие "маленький человек" ввел в употребление В.Г. Белинский в статье 1840 года«Горе от ума». Первоначально оно обозначало человека «простого». С развитием психологизма в русской литературе этот образ обретает более сложный психологический портрет и становится самым популярным персонажем демократических произведений второй половины XIX века.

Литературная энциклопедия:

"Ма́ленький челове́к" — ряд разнообразных персонажей в русской литературе 19 в., объединённых общими признаками: низкое положение в социальной иерархии, бедность, незащищённость, что обуславливает особенности их психологии и сюжетную роль - жертвы социальной несправедливости и бездушного государственного механизма, часто персонифицированного в образе «значительного лица». Им свойственны страх перед жизнью, приниженность, кротость, которая, однако, может соединяться с ощущением несправедливости существующего порядка вещей, с уязвлённой гордостью и даже кратковременным бунтарским порывом, как правило не приводящим к изменению сложившейся ситуации. Тип «маленького человека», открытый А. С. Пушкиным («Медный всадник», «Станционный смотритель») и Н. В. Гоголем («Шинель», «Записки сумасшедшего»), творчески, а порой и полемически по отношению к традиции, переосмысляли Ф. М. Достоевский (Макар Девушкин, Голядкин, Мармеладов), А. Н. Островский (Бальзаминов, Кулигин), А. П. Чехов (Червяков из «Смерти чиновника», герой «Толстого и тонкого»), М. А. Булгаков (Коротков из «Дьяволиады»), М. М. Зощенко и др. русские писатели 19-20 вв.

«Маленький человек» — тип героя в литературе, чаще всего это бедный незаметный чиновник, занимающий маленькую должность, судьбаего складывается трагично.

Тема "маленького человека” — это "сквозная тема” русской литературы. Появление этого образа обусловлено российской служебной лестницей в четырнадцать ступеней, на нижних из которых трудились и страдали от бедности, бесправия и обид мелкие чиновники, малообразованные, часто одинокие или обременённые семьями, достойные человеческого понимания, каждый со своей бедой.

Маленькие люди —небогаты, незаметны, судьба трагична, они беззащитны.

Пушкин «Станционный смотритель». Самсон Вырин.

Труженик. Слабый человек. Теряет дочь - её увозит богатый гусар Минский. Социальный конфликт. Унижен. Не может постоять за себя. Спился. Самсон потерялся в жизни.

Одним из первых, кто выдвинул в литературе демократическую тему «маленького человека», был Пушкин. В «Повестях Белкина», законченных в 1830 году, писатель рисует не только картины дворянско-уездного быта («Барышня-крестьянка»), но и останавливает внимание читателей на судьбе «маленького человека».

Судьба «маленького человека» впервые показана здесь реалистично, без сентиментальной слезливости, без романтического преувеличения, показана как результат определённых исторических условий, несправедливости общественных отношений.

В самом сюжете «Станционного смотрителя» передан типический социальный конфликт, выражено широкое обобщение действительности, раскрытое в индивидуальном случае трагической судьбы рядового человека Самсона Вырина.

Стоит где-то на перекрестке проезжих дорог небольшая почтовая станция. Здесь живут чиновник 14-го класса Самсон Вырин и его дочь Дуня — единственная радость, скрашивающая нелегкую жизнь смотрителя, полную покрикиваний и проклятий проезжающих. Но герой повести -Самсон Вырин- вполне счастлив и спокоен, он давно приспособился к условиям службы, красавица дочь Дуня помогает ему вести нехитрое хозяйство. Он мечтает о простом человеческом счастье, надеясь понянчить внуков, провести старость в кругу семьи. Но судьба готовит ему тяжкое испытание. Проезжий гусар Минский увозит Дуню, не задумываясь о последствиях своего поступка.

Самое страшное то, что Дуня уехала с гусаром по своей воле. Переступив порог новой, богатой жизни, она отказалась от отца. Самсон Вырин едет в Петербург, чтобы «вернуть заблудшую овечку», но его выгоняют из дома Дуни. Гусар "сильной рукой, схватив старика за ворот, вытолкнул его на лестницу". Несчастный отец! Где ему тягаться с богатым гусаром! В конце концов за свою дочь он получает несколько ассигнаций. «Слезы опять навернулись на глазах его, слезы негодования! Он сжал бумажки в комок, бросил их наземь, притоптал каблуком и пошел…»

Вырин был уже не в состоянии бороться. Он "подумал, махнул рукой и решил отступиться". Самсон после потери любимой дочери, потерялся в жизни, спился и умер в тоске по дочери, горюя о возможной плачевной ее судьбе.

О таких, как он, Пушкин пишет в начале повести: «Будем, однако, справедливы, постараемся войти в их положение и, может быть, станем судить о них гораздо снисходительнее».

Жизненная правда, сочувствие к «маленькому человеку», оскорбляемому на каждом шагу начальниками, стоящими выше по чину и положению, — вот что мы чувствуем, читая повесть. Пушкину дорог этот «маленький человек», живущий в горе и нужде. Демократизмом и гуманностью проникнута повесть, так реалистично изображающая «маленького человека».

Пушкин «Медный всадник». Евгений

Евгений — «маленький человек». Город сыграл роковую роль в судьбе. Во время наводнения теряет невесту. Все его мечты и надежды на счастье погибли. Утратил рассудок. В больном безумии бросает вызов "кумиру на бронзовом коне" Кошмар: угроза гибели под бронзовыми копытами.

В образе Евгения воплощена идея противостояния простого человека и государства.

«Страшился бедный не за себя». «Вскипела кровь». «По сердцу пламень пробежал»,«Ужо тебе!».Протест Евгения - мгновенный порыв, но более сильный, чем у Самсона Вырина.

Образ сияющего, оживленного, пышного города сменяется в первой части поэмы картиной страшного, разрушительного наводнения, выразительными образами бушующей стихии, над которой человек не властен. Среди тех, чью жизнь разрушило наводнение, оказывается и Евгений, о мирных заботах которого автор говорит в начале первой части поэмы. Евгений «человек обыкновенный» («маленький» человек): он не имеет ни денег, ни чинов, «где-то служит» и мечтает устроить себе «приют смиренный и простой», чтобы жениться на любимой девушке и пройти с ней жизненный путь.

…Наш герой

Живет в Коломне, где-то служит,

Дичится знатных…

Он не строит великих планов на будущее, его устраивает тихая, незаметная жизнь.

О чем же думал он? О том,

Что был он беден, что трудом

Он должен был себе доставить

И независимость, и честь;

Что мог бы бог ему прибавить

Ума и денег.

В поэме не указаны ни фамилия героя, ни его возраст, ничего не говорится о прошлом Евгения, его внешности, чертах характера. Лишив Евгения индивидуальных примет, автор превращает его в заурядного, типичного человека из толпы. Однако в экстремальной, критической ситуации Евгений словно пробуждается ото сна, и сбрасывает с себя личину «ничтожества» и выступает против «медного истукана». В состоянии безумия грозит Медному всаднику, считая виновником своего несчастья человека, построившего город на этом гиблом месте.

Пушкин смотрит на своих героев со стороны. Они не выделяются ни умом, ни своим положением в обществе, но они добрые и порядочные люди, а поэтому достойны уважения и сочувствия.

Конфликт

Пушкин впервые в русской литературе показал всю трагичность и неразрешимость конфликта между государством и государственными интересами и интересами частной личности.

Сюжетно поэма завершена, герой погиб, но остался и передан читателям центральный конфликт, не разрешённый и в самой действительности, остался антогонизм «верхов» и «низов», самодержавной власти и обездоленного народа. Символическая победа Медного всадника над Евгением - победа силы, но не справедливости.

Гоголь «Шинель» Акакий Акикиевич Башмачкин

«Вечный титулярный советник». Безропотно сносит насмешки сослуживцев, робок и одинок. Скудная духовная жизнь. Ирония и сострадание автора. Образ города, который страшен для героя. Социальный конфликт: «маленький человек» и бездушный представитель власти «значительное лицо». Элемент фантастики (приведение) - мотив бунта и возмездия.

Гоголь открывает читателю мир "маленьких людей", чиновников в своих "Петербургских повестях".Особенно значима для раскрытия этой темы повесть "Шинель", Гоголь оказал большое влияние и на дальнейшее движение русской литературы, "отозвавшись" в творчестве самых различных ее деятелей от Достоевского и Щедрина до Булгакова и Шолохова. «Мы все вышли из шинели Гоголя», — писал Достоевский.

Акакий Акакиевич Башмачкин — «вечный титулярный советник». Он безропотно сносит насмешки сослуживцев, он робок и одинок. Бессмысленная канцелярская служба убила в нем всякую живую мысль. Его духовная жизнь скудна. Единственное наслаждение находит он в переписке бумаг. Он любовно выводил буквы чистым, ровным почерком и полностью погружался в работу, забывая и обиды, причиняемые ему сослуживцами, и нужду, и заботы о пище и уюте. Даже дома он думал лишь о том, что «что-то бог пошлет переписывать завтра».

Но и в этом забитом чиновнике проснулся человек, когда появилась цель жизни — новая шинель. В повести наблюдается развитие образа. «Он сделался как-то живее, даже тверже характером. С лица и с поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность…» Башмачкин не расстается со своей мечтой ни на один день. Он думает об этом, как иной человек о любви, о семье. Вот он заказывает себе новую шинель, «…существование его сделалось как-то полнее…» Описание жизни Акакия Акакиевича пронизано иронией, но в ней есть и жалость и грусть. Вводя нас в духовный мир героя, описывая его чувства, мысли, мечты, радости и огорчения, автор дает понять, каким счастьем было для Башмачкина приобретение шинели и в какую катастрофу превращается ее пропажа.

Не было счастливее человека, чем Акакий Акакиевич, когда портной принес ему шинель. Но радость его была непродолжительной. Когда он возвращался ночью домой, его ограбили. И никто из окружающих не принимает участия вего судьбе. Напрасно Башмачкин искал помощи у «значительного лица». Его даже обвинили в бунте против начальников и «высших». Расстроенный Акакий Акакиевич простужается и умирает.

В финале маленький, несмелый человек, доведенный миром сильных до отчаяния, протестует против этого мира. Умирая, он «сквернохульничает», произносит самые страшные слова, следовавшие за словами «ваше превосходительство». Это был бунт, хотя и в предсмертном бреду.

Не из-за шинели умирает «маленький человек». Он становится жертвой бюрократического «бесчеловечья» и «свирепой грубости», которая, как утверждал Гоголь, таится под маской «утонченной, образованной светскости». В этом глубочайший смысл повести.

Тема бунта находит выражение в фантастическом образе приведения, который появляется на улицах Петербурга после смерти Акакия Акакиевича и снимает шинели с обидчиков.

Н.В.Гоголь, который в своей повести «Шинель» впервые показывает духовную скупость, убожество бедных людей, но и обращает внимание на способность «маленького человека» на бунт и для этого вводит в свое произведение элементы фантастики.

Н. В. Гоголь углубляет социальный конфликт: писатель показал не только жизнь «маленького человека», но и его протест против несправедливости. Пусть этот «бунт» робкий, почти фантастический, но герой выступает за свои права, против основ существующего порядка.

Достоевский «Преступление и наказание» Мармеладов

Сам писатель заметил: «Все мы вышли из "Шинели” Гоголя».

Духом гоголевской «Шинели» проникнут роман Достоевского «Бедные люд и». Это рассказ о судьбе того же «маленького человека», раздавленного горем, отчаянием и социальным бесправием. Переписка бедного чиновника Макара Девушкина с Варенькой, потерявшей родителей и преследуемой сводней, раскрывает глубокий драматизм жизни этих людей. Макар и Варенька готовы ради друг друга на любые лишения. Макар, живя в крайней нужде, помогает Варе. И Варя, узнав о положении Макара, приходит ему на помощь. Но герои романа беззащитны. Их бунт — «бунт на коленях». Никто не может помочь им. Варю увозят на верную гибель, а Макар остается один со своим горем. Разбита, искалечена жизнь двух прекрасных людей, разбита жестокой действительностью.

Достоевский раскрывает глубокие и сильные переживания «маленьких людей».

Любопытно отметить, что Макар Девушкин читает «Станционного смотрителя» Пушкина и «Шинель» Гоголя. Он с сочувствием относится к Самсону Вырину и неприязненно к Башмачкину. Наверное, потому, что видит в нем свое будущее.

О судьбе «маленького человека» Семёна Семёновича Мармеладова поведал Ф.М. Достоевский на страницах романа «Преступление и наказание» . Одну за другой раскрывает писатель перед нами картины беспросветной нищеты. Местом действия Достоевский выбрал самую грязную часть строго Петербурга. На фоне этого пейзажа разворачивается перед нами жизнь семьи Мармеладовых.

Если у Чехова персонажи унижаются, не сознают своего ничтожества, то у Достоевского спившийся отставной чиновник полностью понимает свою ненужность, бесполезность. Он пьяница, ничтожный, с его точки зрения, человек, который хочет исправиться, но не может. Он понимает, что обрек свою семью, а особенно дочь, на страдания, переживает из-за этого, презирает себя, но ничего не может поделать с собой. "Жалеть! Зачем меня жалеть! — вдруг завопил Мармеладов, вставая с вперед протянутой рукой…- Да! Меня жалеть не за что! Меня распять на кресте, а не жалеть! Но распни, судья, распни и, распяв, пожалей его!"

Достоевский создаёт образ действительного падшего человека: мармеладовская назойливая слащавость, неуклюжая витиеватая речь - свойство пивного трибуна и шута одновременно. Осознание своей низости («Я прирожденный скот») лишь усиливает в нём браваду. Он отвратителен и жалок одновременно этот пьяница Мармеладов с его витиеватой речью и важной чиновничьей осанкой.

Душевное состояние этого мелкого чиновника намного сложнее и тоньше, чем у его литературных предшественников - пушкинского Самсона Вырина и гоголевского Башмачкина. Им не свойственна сила самоанализа, которого достиг герой Достоевского. Мармеладов не только страдает, но и анализирует своё душевное состояние, он как врач ставит беспощадный диагноз болезни - деградация собственной личности. Вот как исповедуется он в первой же встрече с Раскольниковым: «Милостивый государь, — бедность не порок, это истина. Но… нищета - порок - с. В бедности вы ещё сохраняете всё благородство врождённых чувств, в нищете же никогда и никто… ибо в нищете я первый сам готов оскорблять себя».

Человек не только гибнет от нищеты, но понимает, как он духовно опустошается: начинает презирать самого себя, но не видит кругом ничего, за что бы уцепиться, что удержало бы его от распада личности. Трагичен финал жизненной судьбы Мармеладова: на улице его задавила щегольская барская коляска, запряжённая парой лошадей. Бросившись им под ноги, этот человек сам нашёл исход своей жизни.

Под пером писателя Мармеладов становится трагическим образом. Мармеладовский вопль - «ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти» — выражает последнюю степень отчаяния обесчеловеченного человека и отражает суть его жизненной драмы: некуда идти и не к кому идти.

В романе сострадает Мармеладову Раскольников. Встреча с Мармеладовым в трактире, его лихорадочная, как в бреду, исповедь дали и главному герою романа Раскольникову одно из последних доказательств правильности «наполеоновской идеи». Но не только Раскольников сострадает Мармеладову. «Не один раз уже жалели меня», — говорит Мармеладов Раскольникову. Пожалел его и добрый генерал Иван Афанасьевич, опять принял на службу. Но Мармеладов не выдержал испытания, снова запил, пропил всё жалование, пропил всё и взамен получил оборванный фрак с единственной пуговицей. Мармеладов в своём поведении дошёл до утраты последних человеческих качеств. Он уже на столько унижен, что человеком себя не ощущает, а только мечтает о том, чтобы быть человеком среди людей. Это понимает и прощает своего отца Соня Мармеладова, которая способна помочь ближнему, сострадать тому, кто так нуждается в сосрадании

Достоевский заставляет нас жалеть недостойного жалости, испытывать сострадание к недостойному сострадания. "Сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия человеческого",- так считал Федор Михайлович Достоевский.

Чехов «Смерть чиновника», "Толстый и тонкий"

Позже Чехов подведет своеобразный итог в развитии темы, он усомнился в добродетелях, традиционно воспеваемых русской литературой, — в высоких нравственных достоинствах «маленького человека» — мелкого чиновника.Добровольное пресмыкательство, самоуничижение «маленького человека» — вот поворот темы, предложенный А.П. Чеховым. Если Чехов и «разоблачал» что-то в людях, то, прежде всего, — способность и готовность их быть «маленькими». Человек не должен, не смеет делать себя «маленьким» — вот основная мысль Чехова в его интерпретациитемы «маленького человека». Подытоживая все сказанное, можно сделать вывод о том, что тема «маленького человека» раскрывает важнейшие качества русской литературы XIX века - демократизм и гуманизм.

С течением времени «маленький человек», лишенный собственного достоинства, «униженный и оскорбленный», вызывает у передовых писателей не только сострадание, но и осуждение. «Скучно вы живете, господа», — сказал Чехов своим творчеством «маленькому человеку», смирившемуся со своим положением. С тонким юмором высмеивает писатель кончину Ивана Червякова, с уст которого всю жизнь не сходит лакейское «Вашество».

В тот же год, что и «Смерть чиновника», появляется рассказ «Толстый и тонкий». Чехов вновь выступает против обывательщины, против лакейства. Хихикает, «как китаец», склонившись в подобострастном поклоне, коллежский служака Порфирий, встретив своего бывшего друга, который имеет высокий чин. Забыто чувство дружбы, связывавшее этих двух людей.

Куприн «Гранатовый браслет».Желтков

У А.И.Куприна в "Гранатовом браслете" Желтков является "маленьким человеком". И снова герой принадлежит к низшему классу. Но он любит, и любит он так, как не способны многие из высшего общества. Желтков полюбил девушку и всю свою дальнейшую жизнь он любил лишь ее одну. Он понимал, что любовь — это возвышенное чувство, это шанс, подаренный ему судьбой, и его нельзя упускать. Его любовь — это его жизнь, его надежда. Желтков заканчивает жизнь самоубийством. Но после смерти героя женщина понимает, что ее никто так сильно не любил, как он. Герой Куприна — человек необыкновенной души, способный на самопожертвование, умеющий любить по-настоящему, а такой дар — это редкость. Поэтому "маленький человек" Желтков представляется фигурой, возвышающейся над окружающими.

Таким образом,тема «маленького человека»претерпевала значительные изменения в творчестве писателей.Рисуя образы «маленьких людей», писатели обычно подчеркивали их слабый протест, забитость, что впоследствии приводит «маленького человека» к деградации. Но у каждого из этих героев есть что-то в жизни, что помогает ему переносить существование: у Самсона Вырина — дочь, радость жизни, у Акакия Акакиевича — шинель, у Макара Девушкина и Вареньки — их любовь и забота друг о друге. Потеряв эту цель, они гибнут, не сумев пережить утраты.

В заключение хочется сказать, что человек не должен быть маленьким. В одном из писем к сестре Чехов восклицал: «Боже мой, как богата Россия хорошими людьми!»

В XX веке тема получила развитие в образах героев И. Бунина, А. Куприна, М. Горького и даже в конце XX века можно найти её отражение в творчестве В. Шукшина, В. Распутина и других писателей.