Красота глаз Очки Россия

Какая главная мысль произведения бедная лиза. Сочинение на тему: Характеры главных героев

Когда человек хочет услышать максимально сжатую рецензию на произведение, он спрашивает об основном его идейном наполнении. Так как на повестке дня у нас Н. М. Карамзин, то и тема будет звучать так: "Бедная Лиза": основная мысль и ее вариации", потому что всем также хорошо известно, что главная мысль обычно не одна в произведении - основных авторских посылов, как правило, несколько.

Итак, начнем.

Сюжет

События здесь не будут рассматриваться подробно, просто стоит напомнить читателю, что эта чрезвычайно драматичная история о бедной наивной девушке по имени Лиза и богатом красивом, но бессовестном юноше по имени Эраст.

Сначала он показывает ей, что любит, что ему приятна ее чистота и невинность, потом, когда Эраст добивается своего, он бросает девушку под разными предлогами.

Лиза расстраивается, находит глубокий пруд и сводит счеты с жизнью.

Н. М. Карамзин хочет убедить читателя, что юный Эраст тоже мучился и прожил жизнь без счастья, но почему-то в это слабо верится. Если жизнь чему и учит, так это тому, что люди бессовестные и эгоистичные живут значительно лучше тех, у кого есть хоть какие-то моральные принципы и убеждения. Произведение «Бедная Лиза», основная мысль, скрытая в нем, не подводят читателя к такого рода пониманию, а жаль.

«Любовь зла…»

И известно, кто этим пользуется. А если серьезно, то зла только когда «один любит, а другой позволяет себя любить» (Ларошфуко). Ответная же любовь прекрасна, но она, как правило, будничная и заканчивается счастливым браком и детьми. Кому охота об этом читать? То ли дело трагическая, как в произведении «Бедная Лиза», основная мысль которого находится в поле нашего зрения.

Насколько свежо придание, поведанное Карамзиным?

История бедной Лизы вечна. Всегда будут находиться глупенькие и наивные девицы и парни-сластолюбцы, желающие этих девочек совратить. Сейчас в определенных кругах модно говорить о любой классике, что она, мол, предостережение - «роман-предостережение», «повесть-предостережение» и т. д. Если можно сказать, что сочинение «Бедная Лиза» (основная мысль его) - это предостережение, то оно пустое, потому что девушки так или иначе будут попадаться в сети к парням черствым, бездушным. Почему? Потому что молодые женщины всегда будут хотеть «большой и чистой любви», и это стремление будет вести их по лабиринту страданий.

Существует ли противоядие от несчастной судьбы?

Конечно, да, и оно только одно - тренировка разума, образование. Если бы Лиза была цинична, умна, образованна (к тому же она еще и красива, как ангел), нужен ли ей был бы такой пустой и бессодержательный человек, как Эраст? Ответ отрицательный. Конечно, представленное в этом пункте размышление - не основная мысль произведения «Бедная Лиза», но когда ее читает такой вывод напрашивается сам по себе.

У Лизы была вследствие того, что ее учили с малых лет: «Твой удел - жить на коленях и не перечить господам». К сожалению, ее и не могли учить иначе в те времена (18-й век). Итак, остановимся на том, что основная мысль повести «Бедная Лиза» - «любовь зла». В свою очередь, надеемся, что современным девушкам история Лизы все же послужит предостережением.

Повесть Карамзина «Бедная Лиза» стала ключевым произведением своего времени. Внедрение в произведение сентиментализма и наличие множества тем и проблем позволили 25-летнему автору стать необычайно популярным и известным. Читатели были поглощены образами главных героев повести – рассказ о событиях их жизни стал поводом переосмыслить особенности гуманистической теории.

История написания

В большинстве случаев необычные произведения литературы имеют необычные истории создания, однако, если такая история у «Бедной Лизы» и была, то общественности она не была предоставлена и потерялась где-то в дебрях истории. Известно, что повесть была написана в роли эксперимента на даче Петра Бекетова, которая располагалась недалеко от Симонова монастыря.

Данные о публикации повести также довольно скудны. Впервые «Бедная Лиза» увидела свет в «Московском журнале» в 1792 году. В то время редактором его был сам Н. Карамзин, а спустя 4 года повесть была опубликована отдельной книгой.

Герои повести

Лиза – это главная героиня повести. Девушка принадлежит к крестьянскому сословию. После смерти отца она живет с матерью и зарабатывает деньги, продавая вязаные изделия и цветы в городе.

Эразм – главный герой повести. Молодой человек обладает мягким характером, он не способен отстаивать свою жизненную позицию, что делает несчастным и его самого и влюбленную в него Лизу.

Мать Лизы – крестьянка по происхождению. Она любит свою дочь и желает, чтобы девушка прожила свою дальнейшую жизнь без сложностей и горестей.

Предлагаем проследить которую написал Н. Карамзин.

Сюжет повести

Действия повести происходят в окрестностях Москвы. Молодая девушка Лиза лишилась отца. Из-за этого ее семья, состоящая из нее и матери, стала постепенно беднеть – мать постоянно болела и поэтому не могла полноценно работать. Основную рабочую силу в семье представляла Лиза – девушка активно ткала ковры, вязала чулки на продажу, а также собирала и продавала цветы. Однажды к девушке подошел молодой аристократ – Эразм, он влюбился в девушку и поэтому решил покупать каждый день у Лизы цветы.

Однако на следующий день Эразм не пришел. Огорченная Лиза возвращается домой, но судьба преподносит девушке новый подарок – Эразм приходит к Лизе домой и сообщает, что может приходить за цветами сам.

С этого момента начинается новый этап в жизни девушки – ее полностью пленяет любовь. Однако несмотря ни на что эта любовь придерживается рамок платонической любви. Эразм пленен душевной чистотой девушки. К сожалению, эта утопия не продлилась долго. Мать решает выдать Лизу замуж – богатый крестьянин решил посвататься к Лизе. Эразм, невзирая на свою любовь и восхищение девушкой, не может претендовать на ее руку – общественные нормы строго регулируют их отношения. Эразм принадлежит к дворянам, а Лиза – к простым крестьянам, поэтому их брак априори невозможен. Лиза вечером приходит на свидание к Эрасту как обычно и рассказывает юноше о предстоящем событии в надежде на поддержку.


Романтичный и преданный Эраст решает забрать Лизу к себе в дом, однако девушка охлаждает его пыл, подметив, что в таком случае он не будет ее мужем. В этот вечер девушка лишается своей непорочности.

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с Николая Карамзина.

После этого отношения Лизы и Эразма уже не были прежними – образ непорочной и святой девушки угас в глазах Эразма. Молодой человек приступает к военной службе, и влюбленные расстаются. Лиза искренне верит в то, что их отношения сохранят былой пыл, но девушку ждет огромное разочарование: Эразм пристрастился к игре в карты и не становится удачным игроком – брак с богатой старухой помогает ему избежать нищеты, но не приносит счастья. Лиза, узнав о свадьбе покончила жизнь самоубийством (утонула в реке), а Эразм навсегда приобрел чувство вины за ее смерть.

Реальность описанных событий

Особенности художественного построения сюжета и описание фона произведения, наталкивают на мысль о реальности происходящих событий и литературной реминисценции Карамзина. После публикации повести среди молодых людей стали пользоваться особой популярностью окрестности Симонова монастыря, возле которого, исходя из повести Карамзина, жила Лиза. Читатели также облюбовали и пруд, предположительно в котором утонула девушка и даже мило переназвали его «Лизин». Однако никаких данных о реальной основе повести нет, считается, что герои ее, как, впрочем, и сюжет, были плодом фантазии автора.

Тематика

Повесть как жанр не подразумевает наличие огромного количества тем. Карамзин полностью соответствует этому требованию и ограничивается фактически всего двумя темами.

Тема крестьянского быта

На примере семьи Лизы читатель может широко ознакомиться с особенностями жизни крестьян. Читателям представляется не обобщенное изображение. Из повести можно узнать о деталях жизни крестьян, их бытовых и не только бытовых сложностях.

Крестьяне – тоже люди

В литературе часто можно встретить образ крестьян как обобщенный, лишенный индивидуальных качеств.

Карамзин же показывает, что крестьяне, несмотря на их необразованность и не приобщенность к искусству, не лишены ни ума, ни мудрости, ни морального облика.

Лиза – девушка, которая может поддержать разговор, конечно, это не темы о новшествах в области науки или искусства, но ее речь построена логично, а ее содержание заставляет ассоциировать девушку как умного и талантливого собеседника.

Проблематика

Проблема обретения счастья

Каждый человек хочет быть счастливым. Лиза и Эразм также не исключение. Платоническая любовь, возникшая между молодыми людьми, позволила им осознать, как это быть счастливым и в то же время как это быть глубоко несчастным. Автор в повести поднимает важный вопрос: всегда ли можно стать счастливым и что для этого нужно.

Проблема социального неравенства

Так или иначе, но наша реальная жизнь подчинена некоторым негласным правилам и социальным стереотипам. Большинство из них возникли на принципе социального распределения на слои или касты. Именно этот момент Карамзин остро олицетворяет в произведении – Эразм по своему происхождению аристократ, дворянин, а Лиза – бедная девушка, крестьянка. Брак между аристократом и крестьянкой были немыслимым делом.

Верность в отношениях

При прочтении повести понимаешь, что такие возвышенные отношения между молодыми людьми, если бы они были перенесены на плоскость реального времени, не существовали бы вечно – рано или поздно любовный пыл между Эразмом и Лизой угасли бы – дальнейшему развитию препятствовала позиция общественности, а возникшая стабильная неопределенность спровоцировала деградацию романтики.


Руководствуясь возможностью материального улучшения своего положения, Эразм решает жениться на богатой вдове, хотя сам при этом давал Лизе обещание ее всегда любить. В то время как девушка верно ждет возвращения возлюбленного – Эразм жестоко предает ее чувства и надежды.

Проблема урбанистической направленности

Еще одна глобальная проблема, которая нашла свое отображение в повести Карамзина, – сравнение города и деревни. В понимании жителей городов город – двигатель прогресса, новомодных тенденций и образования. Деревня же всегда представляется, как нечто отсталое в своем развитии. Жители деревни соответственно тоже отсталые во всех пониманиях этого слова.

Жители деревень тоже отмечают различия между жителями городов и деревень. В их понятии город – двигатель зла и опасности, деревня же – безопасное место, которое сохраняет моральный облик нации.

Идея

Основная идея повести заключается в обличении чувственности, моральности и влиянии возникших эмоций на судьбу человека. Карамзин подводит читателей к понятию: эмпатия – важная часть жизни. Не стоит преднамеренно отказываться от сострадания и гуманности.

Карамзин утверждает, что моральность человека – фактор, не зависящий от сословия и положения в обществе. Очень часто люди, обладающие аристократическими званиями, находятся ниже в своем моральном развитии, чем простые крестьяне.

Направление в культуре и литературе

Повесть «Бедная Лиза» обозначена особенностями направления в литературе – в произведении удачно нашел свое воплощение сентиментализм, который удачно воплотился в образе отца Лизы, который по описанию Карамзина, был идеальным человеком в рамках своей социальной ячейки.

Мать Лизы обладает также множественными чертами сентиментализма – она испытывает существенные душевные страдания после ухода мужа, искренне беспокоится о судьбе дочери.

Основной же массив сентиментализма припадает на образ Лизы. Она изображена как чувственная личность, которая настолько поглощена своими эмоциями, что не в состоянии руководствоваться критическим мышлением – после знакомства с Эразмом. Лиза настолько поглощена новыми романтическими переживаниями, что кроме этих чувств не принимает всерьез никаких других – девушка не способна здраво оценить свою жизненную ситуацию, ее мало волнуют переживания матери и ее любовь.

Вместо любви к матери (которая раньше была присуща Лизе), теперь мысли девушки занимает любовь к Эразму, которая достигает критического эгоистического апогея – трагические события в отношениях с молодым человеком Лиза воспринимает как бесповоротную трагедию всей жизни. Девушка не пытается найти «золотую середину» между чувственным и логическим – она полностью отдается эмоциям.

Таким образом, повесть Карамзина «Бедная Лиза» стала прорывом своего времени. Читателям впервые был предоставлен образ героев, максимально приближенный к жизни. Персонажи не имеют четкого распределения на положительных и отрицательных. В каждом герое можно найти положительные и отрицательные качества. В произведении нашли отображение основные социальные темы и проблемы, которые по своей сути являются философскими проблемами вне времени – их актуальность не регламентируется рамками хронологии.

XVIII век, который прославил многих замечательных людей, в том числе и писателя Николая Михайловича Карамзина. К концу этого столетия он публикует свое самое знаменитое творение – повесть «Бедная Лиза». Именно оно принесло ему громкую славу и огромную популярность среди читателей. В основе книги лежат два характера: бедной девушки Лизы и дворянина Эраста, которые проявляются по ходу сюжета в их отношении к любви.

Николай Михайлович Карамзин внес огромный вклад в культурное развитие отечества конца 18 века. После многочисленных поездок в Германию, Англию, Францию и Швейцарию писатель-прозаик возвращается в Россию, и во время отдыха на даче у известного путешественника Петра Ивановича Бекетова В 1790-х годах он берется за новый литературный эксперимент. Местный антураж неподалеку от Симонова монастыря сильно повлиял на замысел произведения «Бедная Лиза», который он вынашивал во время путешествий. Природа для Карамзина имела огромное значение, он по-настоящему любил ее и нередко менял городскую суету на леса и поля, где читал любимые книги и погружался в раздумья.

Жанр и направление

«Бедная Лиза» — это первая русская психологическая повесть, которая содержит в себе нравственное разногласие людей разных сословий. Чувства Лизы ясны и понятны читателю: для простой мещанки счастье — это любовь, поэтому она слепо и наивно любит. Чувства Эраста, напротив, более запутаны, ведь он сам никак не может их понять. Сперва молодой человек хочет попросту влюбиться так же, как в романах, которые он читал, но вскоре становится понятно, что он не способен жить любовью. Городская жизнь, полная роскоши и страстей, оказала огромное влияние на героя, и он открывает для себя плотское влечение, полностью уничтожающее духовную любовь.

Карамзин является новатором, его по праву можно назвать основоположником русского сентиментализма. Читатели восприняли произведение восхищенно, так как социум уже долгое время желал чего-то подобного. Публику вымотали нравоучения классицистического направления, основой которого служит поклонение разуму и долгу. Сентиментализм же демонстрирует душевные переживания, чувства и эмоции героев.

О чем?

По словам писателя, повесть эта — «сказка весьма незамысловатая». Действительно, сюжет произведения простой до гениальности. Начинается и заканчивается оно обрисовкой местности Симонова монастыря, которая вызывает в памяти рассказчика мысли о трагичном повороте в судьбе бедной Лизы. Это история любви небогатой провинциалки и обеспеченного молодого человека из привилегированного сословия. Знакомство возлюбленных началось с того, что Лиза продавала собранные в лесу ландыши, а Эраст, желая завязать разговор с понравившейся ему девушкой, решил приобрести у нее цветы. Его покорила естественная красота и доброта Лизы, и они начали встречаться. Однако вскоре юноша пресытился прелестью своей пассии и нашел более выгодную партию. Героиня, не выдержав удара, утопилась. Ее возлюбленный жалел об этом всю жизнь.

Их образы неоднозначны, в первую очередь раскрывается мир простого естественного человека, неиспорченного городской суетой и алчностью. Карамзин описал все настолько детально и живописно, что читатели поверили в эту историю и полюбили его героиню.

Главные герои и их характеристика

  1. Главная героиня повести — Лиза — бедная деревенская девушка. В раннем возрасте она потеряла отца и была вынуждена стать кормилицей для своей семьи, соглашаясь на любую работу. Трудолюбивая провинциалка очень наивна и чувствительна, она видит в людях лишь хорошие черты и живет своими эмоциями, следуя зову сердца. Она ухаживает за своей матерью день и ночь. И даже когда героиня решается на роковой поступок, она все равно не забывает о семье и оставляет ей деньги. Главный талант Лизы – дар любить, ведь ради своих близких она готова пойти на все.
  2. Мать Лизы — добрая и мудрая старушка. Она очень тяжело пережила смерть мужа Ивана, так как преданно любила его и счастливо прожила с ним много лет. Единственной отрадой была дочь, которую она стремилась выдать замуж за достойного и состоятельного человека. Характер героини внутренне цельный, но немного книжный и идеализированный.
  3. Эраст — богатый дворянин. Он ведет разгульный образ жизни, думая лишь о забавах. Он умный, но очень непостоянный, избалованный и безвольный. Не задумываясь о том, что Лиза из другого сословия, он влюбился в нее, но все же у него не получается преодолеть все сложности этой неравной любви. Эраста нельзя назвать отрицательным героем, ведь он признает свою вину. Он читал и вдохновлялся романами, был мечтательным, смотря на мир в розовых очках. Поэтому его реальная любовь и не выдержала такого испытания.
  4. Тематика

  • Главной темой в сентиментальной литературе являются искренние чувства человека в столкновении с равнодушием реального мира. Карамзин одним из первых принял решение писать о душевном счастье и страдании простого народа. Он отразил в своем произведении переход с гражданской темы, которая была распространена в эпоху Просвещения, на личностную, в которой основной предмет интереса — духовный мир индивидуума. Таким образом, автор, углубленно описав внутренний мир персонажей совместно с их чувствами и переживаниями, начал развивать такой литературный прием, как психологизм.
  • Тема любви. Любовь в «Бедной Лизе» — это испытание, которое проверяет героев на прочность и верность своему слову. Лиза полностью отдалась этому чувству, ее автор возвышает и идеализирует за эту способность. Она – воплощение женского идеала, та, что полностью растворяется в обожании своего любимого и верна ему до последнего вздоха. А вот Эраст не выдержал проверки и оказался трусливым и жалким человеком, неспособным на самоотдачу во имя чего-то более важного, чем материальные блага.
  • Противопоставление города и деревни. Автор отдает предпочтение сельской местности, именно там формируются естественные, искренние и добрые люди, не знающие соблазна. А вот в больших городах они приобретают пороки: зависть, алчность, себялюбие. Эрасту положение в обществе было дороже любви, он пресытился ею, ведь не способен был испытывать сильное и глубокое чувство. Лиза же не смогла жить после этого предательства: если умерла любовь, она следует за ней, ведь без нее не представляет своего будущего.
  • Проблема

    Карамзин в произведении «Бедная Лиза» затрагивает различные проблемы: социальные и моральные. Проблематика повести строится на противопоставлении. Главные герои разнятся как в качестве жизни, так и в характере. Лиза – чистая, честная и наивная девушка из низшего сословия, а Эраст – избалованный, слабохарактерный, думающий только о своих удовольствиях, молодой человек, принадлежащий к дворянству. Лиза, влюбившись в него, не может ни дня без мыслей о нем, Эраст же наоборот начал отдаляться, как только получил, что хотел от нее.

    Итогом таких мимолетных моментов счастья Лизы и Эраста становится гибель девушки, после которой молодой человек не может перестать винить себя в этой трагедии и до конца жизни остается несчастным. Автор показал, как сословное неравенство привело к несчастливому финалу и послужило поводом для трагедии, а также, какую ответственность несет человек за тех, кто ему доверился.

    Главная мысль

    Сюжет — далеко не самое главное в данной повести. Эмоции и чувства, пробуждающиеся во время чтения, достойны большего внимания. Огромную роль играет сам рассказчик, ведь он с печалью и сочувствием рассказывает о жизни нищей сельской девушки. Для русской литературы образ эмпатического повествователя, который умеет сопереживать эмоциональному состоянию героев, оказался открытием. Любой драматичный момент заставляет обливаться кровью его сердце, а также искренне проливать слезы. Таким образом, главная идея повести «Бедная Лиза» заключается в том, что надо не бояться своих чувств, любить, переживать, сострадать полной грудью. Только тогда человек сможет победить в себе безнравственность, жестокость и эгоизм. Автор начинает с себя, ведь он, дворянин, описывает грехи своего же сословия, а сочувствие дарит простой деревенской девушке, призывая людей своего положения стать более гуманными. Обитатели бедных избушек порой затмевают своей добродетелью господ из старинных усадеб. Такова основная мысль Карамзина.

    Отношение автора к главному герою повести тоже стало новшеством в русской литературе. Так Карамзин не винит Эраста, когда погибает Лиза, он демонстрирует социальные условия, которые и послужили причиной трагического события. Большой город повлиял на молодого человека, уничтожив в нем моральные принципы и сделав его развращенным. Лиза же выросла в деревне, ее наивность и простота сыграли с ней злую шутку. Также писатель демонстрирует, что не только Лиза, но и Эраст подвергнулся тягостям судьбы, став жертвой печальных обстоятельств. Герой испытывает чувство вины на протяжении всей жизни, так и не став по-настоящему счастливым.

    Чему учит?

    Читатель имеет возможность научиться чему-то на чужих ошибках. Столкновение любви и эгоизма — злободневная тема, так как любой хотя бы раз в жизни испытывал неразделенные чувства, либо пережил измену близкого человека. Анализируя повесть Карамзина, мы обретаем важные жизненные уроки, становимся человечнее и отзывчивее друг к другу. Творения эпохи сентиментализма имеют единое свойство: они помогают людям душевно обогатиться, а также воспитывают в нас наилучшие гуманные и нравственные качества.

    Повесть «Бедная Лиза» обрела популярность среди читателей. Данное произведение учит человека быть отзывчивее по отношению к другим людям, а также умению сострадать.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

История создания произведения Карамзина «Бедная Лиза»

Николай Михайлович Карамзин — один из самых образованных людей своего времени. Он проповедовал передовые просветительские взгляды, широко пропагандировал западноевропейскую культуру в России. Личность писателя, многогранно одаренного в самых разных направлениях, сыграла значительную роль в культурной жизни России конца XVIII — начала XIX веков. Карамзин много путешествовал, переводил, писал оригинальные художественные произведения, занимался издательской деятельностью. С его именем связано становление профессиональной литературной деятельности.
В 1789-1790 гг. Карамзин предпринял поездку за границу (в Германию, Швейцарию, Францию и Англию). По возвращении Н.М. Карамзин начал издавать «Московский журнал», в котором опубликовал повесть «Бедная Лиза» (1792), «Письма русского путешественника» (1791-92), поставившие его в ряд первых русских литераторов. В этих произведениях, а также в литературно-критических статьях выражалась эстетическая программа сентиментализма с его интересом к человеку независимо от сословной принадлежности, его чувствам и переживаниям. В 1890-е гг. возрастает интерес писателя к истории России; он знакомится с историческими сочинениями, основными опубликованными источниками: летописными памятниками, записками иностранцев и т.п. В 1803 г. Карамзин начал работу над «Историей государства Российского», которая стала главным делом всей его жизни.
По воспоминаниям современников, в 1790-х гг. писатель жил на даче у Бекетова под Симоновым монастырем. Окружающая обстановка сыграла определяющую роль в замысле повести «Бедная Лиза». Литературный сюжет повести был воспринят русским читателем как сюжет жизненно достоверный и реальный, а ее герои — как реальные люди. После публикации повести вошли в моду прогулки в окрестностях Симонова монастыря, где Карамзин поселил свою героиню, и к пруду, в который она бросилась и который получил название «Лизин пруд». Как точно заметил исследователь В.Н. Топоров, определяя место карамзинскои повести в эволюционном ряду русской литературы, «впервые в русской литературе художественная проза создала такой образ подлинной жизни, который воспринимался как более сильный, острый и убедительный, чем сама жизнь». «Бедная Лиза» — самая популярная и лучшая повесть — принесла Карамзину, которому было тогда 25 лет, настоящую славу. Молодой и до этого никому не известный писатель неожиданно стал знаменитостью. «Бедная Лиза» явилась первой и самой талантливой русской сентиментальной повестью.

Род, жанр, творческий метод

В русской литературе XVIII в. широкое распространение получили многотомные классические романы. Карамзин впервые ввел жанр короткой новеллы — «чувствительной повести», которая пользовалась особенным успехом среди современников. Роль рассказчика в повести «Бедная Лиза» принадлежит автору. Малый объем делает сюжет повести более четким и динамичным. Имя Карамзина неразрывно связано с понятием «русский сентиментализм».
Сентиментализм — течение в европейской литературе и культуре второй половины XVII в., выдвигающее на первый план чувства человека, а не разум. Сентименталисты основное внимание уделяли человеческим отношениям, противостоянию добра и зла.
В повести Карамзина жизнь героев изображается через призму сентиментальной идеализации. Образы повести приукрашены. Умерший отец Лизы, образцовый семьянин, потому, что он любит работу, пахал хорошо землю и был довольно зажиточным, его все любили. Мать Лизы, «чувствительная, добрая старушка», слабеет от непрестанных слез по своему мужу, ибо и крестьянки чувствовать умеют. Она трогательно любит свою дочь и с религиозным умилением любуется природой.
Само имя Лиза до начала 80-х гг. XVIII в. почти не встречалось в русской литературе, а если и встречалось, то в своем иноязычном варианте. Выбирая для своей героини это имя, Карамзин шел на ломку достаточно строгого канона, сложившегося в литературе и предопределявшего заранее, какой должна быть Лиза, как она должна себя вести. Этот поведенческий стереотип определялся в европейской литературе ХУН-ХУШ вв. тем, что образ Лизы, Лизетты (ОхеПе), был связан прежде всего с комедией. Лиза французской комедии обычно служанка-горничная (камеристка), наперсница своей молодой госпожи. Она молода, хороша собой, достаточно легкомысленна и с полуслова понимает все, что связано с любовной интригой. Наивность, невинность, скромность меньше всего свойственны этому комедийному амплуа. Разбивая ожидания читателя, снимая маску с имени героини, Карамзин тем самым разрушал основы самой культуры классицизма, ослаблял связи между означаемым и означающим, между именем и его носителем в пространстве литературы. При всей условности образа Лизы ее имя связано именно с характером, а не с амплуа героини. Установление зависимости между «внутренним» характером и «внешним» действием стало существенным завоеванием Карамзина на пути к «психологизму» русской прозы.

Тематика

Анализ произведения показывает, что в повести Карамзина обозначено несколько тем. Одна из них — обращение к крестьянской среде. Писатель изобразил в качестве главной героини крестьянскую девушку, сохранившую патриархальные представления о нравственных ценностях.
Карамзин одним из первых вводит в русскую литературу противопоставление города и деревни. С образом Эраста неразрывно связан образ города, с «ужасной громадой домов» и сияющим «златом куполов». Образ Лизы сопряжен с жизнью прекрасной естественной природы. В повести Карамзина деревенский человек — человек природы — оказывается беззащитен, попадая в пространство городское, где действуют законы, отличные от законов естества. Недаром мать Лизы говорит ей (тем самым косвенно предсказывая все, что случится потом): «У меня всегда сердце не на своем месте, когда ты ходишь в город; я всегда ставлю свечу перед образом и молю Господа Бога, чтобы он сохранил тебя от всякой беды и напасти».
Автор в повести поднимает не только тему «маленького человека» и социального неравенства, но и такую тему, как рок и обстоятельства, природа и человек, любовь-горе и любовь-счастье.
С голосом автора в частный сюжет повести входит тема большой истории отечества. Сопоставление исторического и частного делает повесть «Бедная Лиза» основополагающим литературным фактом, на базе которого впоследствии возникнет русский социально-психологический роман.

Повесть привлекла внимание современников своей гуманистической идеей: «и крестьянки любить умеют». Авторская позиция в повести — это позиция гуманиста. Перед нами Карамзин-художник и Карамзин-философ. Он воспел красоту любви, описал любовь как чувство, способное преобразить человека. Писатель учит: миг любви прекрасен, но долгую жизнь и прочность дает только разум.
«Бедная Лиза» сразу стала чрезвычайно популярной в русском обществе. Гуманные чувства, умение сочувствовать и быть чувствительным оказались очень созвучны веяниям времени, когда литература от гражданской тематики, характерной для эпохи Просвещения, перешла к теме личной, частной жизни человека и главным объектом ее внимания стал внутренний мир отдельной личности.
Карамзин совершил и еще одно открытие в литературе. С «Бедной Лизой» в ней появилось такое понятие, как психологизм, то есть умение писателя живо и трогательно изображать внутренний мир человека, его переживания, желания, стремления. В этом смысле Карамзин подготовил почву для писателей XIX века.

Характер конфликта

Анализ показал, что в произведении Карамзина есть сложный конфликт. Прежде всего это конфликт социальный: пропасть между богатым дворянином и бедной поселянкой очень велика. Но, как известно, и «крестьянки любить умеют». Чувствительность — высшая ценность сентиментализма — толкает героев в объятия друг к другу, даёт им миг счастья, а затем приводит Лизу к гибели (она «забывает душу свою» — кончает с собой). Эраст тоже наказан за своё решение оставить Лизу и жениться на другой: он будет вечно корить себя её смертью.
Повесть «Бедная Лиза» написана на классический сюжет о любви представителей разных сословий: ее герои — дворянин Эраст и крестьянка Лиза — не могут быть счастливы не только в силу нравственных причин, но и по социальным условиям жизни. Глубокий социальный корень сюжета воплощен в повести Карамзина на своем самом внешнем уровне как нравственный конфликт «прекрасной душою и телом» Лизы и Эраста — «довольно богатого дворянина с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным». И, конечно, одной из причин потрясения, произведенного повестью Карамзина в литературе и читательском сознании, было то, что Карамзин первым из русских писателей, обращавшихся к теме неравной любви, решился развязать свою повесть так, как подобный конфликт скорее всего разрешился бы в реальных условиях русской жизни: гибелью героини.
Основные герои повести «Бедная Лиза»
Лиза — главная героиня повести Карамзина. Писатель впервые в истории русской прозы обратился к героине, наделенной подчеркнуто обыденными чертами. Его слова «...и крестьянки любить умеют» стали крылатыми. Чувствительность является центральной чертой характера Лизы. Она доверяет движениям своего сердца, живет «нежными страстями». В конечном счете, именно пылкость и горячность приводят Лизу к гибели, но нравственно она оправдана.
Лиза на крестьянку не похожа. «Прекрасная телом и душой поселенка», «нежная и чувствительная Лиза», горячо любя своих родителей, не может забыть об отце, но скрывает свою печаль и слезы, чтобы не тревожить мать. Нежно заботится она о своей матери, достает ей лекарства, трудится день и ночь («ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды и продавала их в Москве»). Автор уверен, что такие занятия вполне обеспечивают жизнь старушки и ее дочери. По его замыслу, Лиза совершенно незнакома с книгой, однако после встречи с Эрастом она мечтает о том, как хорошо было бы, если бы возлюбленный «рожден был простым крестьянином пастухом...» — эти слова совсем в духе Лизы.
По-книжному Лиза не только говорит, но и думает. Тем не менее психология Лизы, впервые полюбившей девушки, раскрыта подробно и в естественной последовательности. Прежде чем кинуться в пруд, Лиза помнит о матери, она позаботилась о старушке, как могла, оставила ей деньги, но на этот раз мысль о ней была уже не в силах удержать Лизу от решительного шага. В итоге характер героини — идеализированный, но внутренне цельный.
Характер Эраста намного отличается от характера Лизы. Эраст обрисован в большем соответствии с воспитавшей его социальной средой, чем Лиза. Это «довольно богатый дворянин», офицер, который вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил, скучал и жаловался на судьбу свою. Наделенный «изрядным умом и добрым сердцем», будучи «добрым от природы, но слабым и ветреным», Эраст представлял новый тип героя в русской литературе. В нем впервые намечен тип разочарованного русского аристократа.
Эраст безрассудно влюбляется в Лизу, не думая о том, что она девушка не его круга. Однако герой не выдерживает испытания любовью.
До Карамзина сюжет автоматически определял тип героя. В «Бедной Лизе» образ Эраста значительно сложнее того литературного типа, к которому принадлежит герой.
Эраст — не «коварный соблазнитель», он искренен в своих клятвах, искренен в своем обмане. Эраст столько же виновник трагедии, сколько и жертва своего «пылкого воображения». Поэтому автор не считает себя вправе вершить суд над Эрастом. Он стоит наравне со своим героем — ибо сходится с ним в «точке» чувствительности. Ведь именно автор выступает в повести в роли «пересказчика» того сюжета, который поведал ему Эраст: «..Я познакомился с ним за год до его смерти. Он сам рассказал мне сию историю и привел меня к Лизиной могилке...».
Эраст начинает в русской литературе длинную череду героев, главной чертой которых является слабость и неприспособленность к жизни и за которыми в литературоведении надолго закрепился ярлык «лишнего человека».

Сюжет, композиция

По выражению самого Карамзина, повесть «Бедная Лиза» — «сказка весьма незамысловатая». Сюжет повести прост. Это история любви бедной крестьянской девушки Лизы и богатого молодого дворянина Эраста. Общественная жизнь и светские удовольствия ему надоели. Он постоянно скучал и «жаловался на судьбу свою». Эраст «читывал романы идиллии» и мечтал о том счастливом времени, когда люди, не обремененные условностями и правилами цивилизации, жили бы беспечно на лоне природы. Думая только о своем удовольствии, он «искал его в забавах». С появлением в его жизни любви все меняется. Влюбляется Эраст в чистую «дочь природы» — крестьянку Лизу. Целомудренная, наивная, радостно доверчивая к людям, Лиза представляется прекрасной пастушкой. Начитавшись романов, в которых «все люди беспечно гуляли по лучам, купались в чистых родниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами», он решил, что «нашел в Лизе то, что сердце его давно искало». Лиза, хотя и «дочь богатого поселянина», всего лишь крестьянка, которая вынуждена сама зарабатывать себе на жизнь. Чувственность — высшая ценность сентиментализма — толкает героев в объятья друг к другу, дает им миг счастья. Картина чистой первой влюбленности нарисована в повести очень трогательно. «Теперь думаю, — говорит Лиза Эрасту, — что без тебя жизнь не жизнь, а грусть и скука. Без глаз твоих темен светлый месяц; без твоего голоса скучен соловей поющий...» Эраст тоже восхищается своей «пастушкой». «Все блестящие забавы большого света представлялись ему ничтожными в сравнении с теми удовольствиями, которыми страстная дружба невинной души питала сердце его». Но когда Лиза отдается ему, пресыщенный молодой человек начинает охладевать в своих чувствах к ней. Напрасно Лиза надеется вернуть утраченное счастье. Эраст отправляется в военный поход, проигрывает в карты все свое состояние и, в конце концов, женится на богатой вдове. А обманутая в лучших надеждах и чувствах Лиза бросается в пруд около Симонова монастыря.

Художественное своеобразие анализируемой повести

Но главное в повести не сюжет, а чувства, которые она должна была пробудить в читателе. Поэтому главным героем повести становится повествователь, который с грустью и сочувствием рассказывает о судьбе бедной девушки. Образ сентиментального повествователя стал открытием в русской литературе, поскольку прежде повествователь оставался «за кадром» и был нейтральным по отношению к описываемым событиям. Повествователь узнает историю бедной Лизы непосредственно от Эраста и сам нередко приходит грустить на «Лизину могилку». Рассказчик «Бедной Лизы» душевно вовлечен в отношения героев. Уже заглавие повести построено на соединении собственного имени героини с эпитетом, характеризующим сочувственное отношение к ней повествователя.
Автор-повествователь — это единственный посредник между читателем и жизнью героев, воплощенной его словом. Повествование ведется от первого лица, постоянное присутствие автора напоминает о себе периодическими обращениями его к читателю: «теперь читатель должен знать...», «читатель легко может вообразить себе...». Эти формулы обращения, подчеркивающие интимность эмоционального контакта между автором, героями и читателем, весьма напоминают приемы организации повествования в эпических жанрах русской поэзии. Карамзин, перенося эти формулы в повествовательную прозу, добился того, что проза приобрела проникновенное лирическое звучание и начала восприниматься так же эмоционально, как поэзия. Для повести «Бедной Лизы» характерны короткие или развернутые лирические отступления, при каждом драматическом повороте сюжета мы слышим голос автора: «сердце мое обливается кровию...», «слеза катится по лицу моему».
В своем эстетическом единстве три центральных образа повести — автор-рассказчик, бедная Лиза и Эраст — с невиданной для русской литературы полнотой реализовали сентименталистскую концепцию личности, ценной своими внесословными нравственными достоинствами, чувствительной и сложной.
Карамзин первый стал писать гладко. В его прозе слова сплетались таким правильным, ритмическим образом, что у читателя оставалось впечатление ритмической музыки. Гладкость в прозе — то же, что метр и рифма в поэзии.
Карамзин вводит в традицию деревенский литературный пейзаж.

Значение произведения

Карамзин положил начало огромному циклу литературы о «маленьких людях», открыл дорогу классикам русской литературы. Повестью «Богатая Лиза» по существу открывается в русской литературе тема «маленького человека», хотя социальный аспект в отношении Лизы и Эраста несколько приглушен. Конечно, пропасть между богатым дворянином и бедной поселянкой очень велика, но Лиза меньше всего похожа на крестьянку, скорее на милую светскую барышню, воспитанную на сентиментальных романах. Тема «Бедной Лизы» появляется во многих произведениях А.С. Пушкина. Когда он писал «Барышню-крестьянку», то совершенно определенно ориентировался на «Бедную Лизу», превратив «печальную быль» в роман со счастливым концом. В «Станционном смотрителе» Дуню соблазняет и увозит гусар, и ее отец, не выдержав горя, спивается и умирает. В «Пиковой даме» просматривается дальнейшая жизнь ка-рамзинской Лизы, судьба, которая ожидала бы Лизу, если бы она не покончила жизнь самоубийством. Лиза живет и в романе «Воскресенье» Л.Н.Толстого. Соблазненная Нехлюдовым Катюша Маслова решает броситься под поезд. Хотя она остается жить, но жизнь ее полна грязи и унижений. Образ героини Карамзина продолжился и в произведениях других писателей.
Именно в этой повести зарождается признанный во всем мире утонченный психологизм русской художественной прозы. Тут Карамзин, открывая галерею «лишних людей», стоит у истока еще одной мощной традиции — изображения умных бездельников, которым праздность помогает сохранить дистанцию между собой и государством. Благодаря благословенной лени «лишние люди» всегда в оппозиции. Служи они честно отечеству, у них бы не оставалось времени на совращение Лиз и остроумные отступления. К тому же, если народ всегда беден, то «лишние люди» всегда со средствами, даже если они промотались, как это случилось с Эрастом. У него в повести нет дел, кроме любви.

Это интересно

«Бедная Лиза» воспринимается как рассказ о подлинных событиях. Лиза принадлежит к персонажам с «пропиской». «...Все чаще привлекает меня к стенам Си...нова монастыря — воспоминание о плачевной судьбе Лизы, бедной Лизы» — так начинает автор свое повествование. За пропуском в середине слова любой москвич угадывал название Симонова монастыря, первые постройки которого датируются XIV в. Пруд, находившийся под стенами монастыря, назывался Лисиным прудом, но благодаря повести Карамзина был в народе переименован в Лизин и стал местом постоянного паломничества москвичей. В XX в. по Лизиному пруду получили названия Лизина площадь, Лизин тупик и станция Лизино железной дороги. К настоящему времени сохранилось только несколько построек монастыря, большая часть была взорвана в 1930 г. Пруд засыпали постепенно, окончательно он исчез после 1932 г.
К месту Лизиной гибели приходили плакать прежде всего такие же несчастные влюбленные девушки, какой была сама Лиза. По свидетельствам очевидцев, кора деревьев, растущих вокруг пруда, была безжалостно изрезана ножами «паломников». Надписи, вырезанные на деревьях, были и серьезными («В струях сих бедная скончала Лиза дни; / Коль ты чувствителен, прохожий, воздохни»), и сатирическими, враждебными Карамзину и его героине (особую славу среди таких «березовых эпиграмм» приобрело двустишие: «Погибла в сих струях Эрастова невеста. / Топитесь, девушки, в пруду довольно места»).
Гуляния у Симонова монастыря были настолько популярны, что описание этой местности можно встретить на страницах произведений многих писателей XIX в.: М.Н. Загоскина, И.И. Лажечникова, М.Ю. Лермонтова, А.И. Герцена.
Карамзин и его повесть непременно упоминались при описании Симонова монастыря в путеводителях по Москве и специальных книгах и статьях. Но постепенно эти упоминания стали носить все более иронический характер, а уже в 1848 г. в знаменитом сочинении М.Н. Загоскина «Москва и москвичи» в главе «Прогулка в Симонов монастырь» не было сказано ни слова ни о Карамзине, ни о его героине. По мере того как сентиментальная проза утрачивала обаяние новизны, «Бедная Лиза» переставала восприниматься как рассказ о подлинных событиях и тем более как предмет для поклонения, а становилась в сознании большинства читателей примитивной выдумкой, курьезом, отражающим вкусы и понятия давно минувшей эпохи.

Благой ДД. История русской литературы XVIII века. — М., 1960.
ВайльП., ГенисА. Родная речь. Наследство «Бедной Лизы» Карамзина // Звезда. 1991. № 1.
ВалагинАЛ. Прочитаем вместе. — М., 1992.
Д.И. Фонвизин в русской критике. — М., 1958.
История московских районов: энциклопедия / под ред. К.А. Аверьянова. — М., 2005.
Топоров ВЛ. «Бедная Лиза» Карамзина. М.: Русский мир, 2006.

Повесть «Бедная Лиза», ставшая образцом сентиментальной прозы, была выпущена Николаем Михайловичем Карамзиным в 1792 году в издании «Московский журнал». Стоит отметить Карамзина как заслуженного реформатора русского языка и одного из самых высокообразованных россиян своего времени - это важный аспект, позволяющий в дальнейшем оценить успех повести. Во-первых, развитие русской литературы имело «догоняющий» характер, так как она отставала от европейской примерно на 90-100 лет. В то время как на западе вовсю писали и читали сентиментальные романы, в России еще складывали неуклюжие классические оды и драмы. Прогрессивность Карамзина как литератора состояла в том, чтобы «привезти» из Европы на родину сентиментальные жанры и выработать стиль и язык для дальнейшего написания таких произведений.

Во-вторых, освоение литературы конца 18 века публикой было таким, что сначала для общества писали, как жить, а затем общество стало жить по написанному. То есть, до сентиментальной повести люди читали в основном житийную или церковную литературу, где не было ни живых персонажей, ни живой речи, а герои сентиментальной повести - такие как Лиза - дали светским барышням настоящий сценарий жизни, путеводитель чувств.

История создания повести

Карамзин привез сюжет о бедной Лизе из своих многочисленных поездок - с 1789 по 1790 годы он побывал в Германии, Англии, Франции, Швейцарии (родиной сентиментализма считается именно Англия), а по возвращении опубликовал новую революционную повесть в собственном журнале.

«Бедная Лиза» - не оригинальное произведение, так как его сюжет Карамзин адаптировал для русской почвы, взяв его из европейской литературы. Речь не идет о конкретном произведении и плагиате - таких европейских повестей было множество. К тому же автор создал атмосферу удивительной подлинности, нарисовав себя в качестве одного из героев повести и мастерски описав обстановку событий.

Согласно воспоминаниям современников, вскоре после возвращения из путешествия писатель жил на даче неподалеку от Симонова монастыря, в живописном спокойном месте. Описанная автором обстановка реальна - читатели узнавали и окрестности монастыря, и «лизин пруд», и это способствовало тому, что сюжет воспринялся как достоверный, а герои — как реально существовавшие люди.

Анализ произведения

Сюжет повести

Сюжет повести - любовный и, по признанию автора, донельзя простой. Крестьянская девушка Лиза (отец был зажиточным крестьянином, но после его смерти хозяйство в упадке и девушке приходится зарабатывать продажей рукоделия и цветов) живет на лоне природы со старой матушкой. В городе, кажущемся ей громадным и чужим, она встречает молодого дворянина Эраста. Молодые люди влюбляются - Эраст от скуки, навеянной удовольствиями и дворянским образом жизни, а Лиза - впервые, со всей простой, пылкостью и естественностью «природного человека». Эраст пользуется доверчивостью девушки и овладевает ею, после чего, естественно, начинает тяготиться обществом девушки. Дворянин уезжает на войну, где проигрывает все свое состояние в карты. Выходом из положения становится женитьба на богатой вдове. Лиза узнает об этом и кончает жизнь самоубийством, бросаясь в пруд, недалеко от Симонова монастыря. Автор, которому рассказали эту историю, не может вспоминать бедную Лизу без святых слез сожаления.

Карамзин впервые из русских писателей развязал конфликт произведения гибелью героини - так, как, скорее всего, было бы и в реальности.

Конечно, несмотря на прогрессивность повести Карамзина, его герои существенно отличаются от настоящих людей, они идеализированы и приукрашены. Особенно это касается крестьян - Лиза не похожа на крестьянку. Вряд ли тяжелый труд способствовал бы тому, что она оставалась «чувствительной и доброй», вряд ли она вела сама с собой внутренние диалоги изящным слогом, да и поддержать разговор с дворянином она вряд ли могла бы. Тем не менее, это и есть первый тезис повести - «и крестьянки любить умеют».

Главные герои

Лиза

Центральная героиня повести Лиза - воплощенная чувствительность, пылкость и горячность. Её ум, доброта и нежность, подчеркивает автор, - от природы. Повстречав Эраста, она начинает мечтать не о том, что он, как прекрасный принц, уведет её в свой мир, а о том, чтобы он был простым крестьянином или пастухом - это и уравняло бы их, и позволило быть вместе.

Эраст отличается от Лизы не только по социальному признаку, но и по характеру. Возможно, говорит автор, его испортил свет - он ведет типичный для офицера и дворянина образ жизни - ищет удовольствий и, найдя их, охладевает к жизни. Эраст и умен, и добр, но слаб, неспособен на поступки - такой герой тоже появляется в русской литературе впервые, тип «разочарованного жизни аристократа». Поначалу Эраст искренен в своем любовном порыве - он не лжет, когда говорит Лизе о любви, и получается, что он тоже жертва обстоятельств. Он не выдерживает испытания любовью, не разрешает ситуации «по-мужски», но испытывает искреннее терзание после случившегося. Ведь именно он, якобы, рассказал автору историю о бедной Лизе и привел его к Лизиной могиле.

Эраст предопределил появление в русской литературе ряда героев типа «лишних людей» - слабых и неспособных на ключевые решения.

Карамзин использует «говорящие имена». В случае с Лизой выбор имени оказался «с двойным дном». Дело в том, что классическая литература предусматривала приемы типизации, и имя Лиза должно было означать шаловливого, кокетливого, легкомысленного персонажа. Такое имя могла иметь горничная-хохотушка - хитрый персонаж комедии, склонный к любовным приключениям, отнюдь не невинный. Выбрав такое имя для своей героини, Карамзин разрушил классическую типизацию и создал новую. Он выстроил новую зависимость между именем, характером и действиями героя и наметил путь к психологизму в литературе.

Имя Эраст также выбрано не случайно. Оно означает с греческого «прелестный». Его роковая прелесть, потребность в новизне впечатлений заманили и погубили несчастную девушку. Но Эраст будет корить себя до конца жизни.

Постоянно напоминая читателю о своей реакции на происходящее («с грустью вспоминаю...», «слезы катятся по лицу моему, читатель….»), автор организует повествование так, что оно приобретает лиричность и чувствительность.

Цитаты

"Матушка! Матушка! Как этому статься? Он барин, а между крестьянами..." . Лиза .

"Натура призывает меня в свои объятия, к чистым своим радостям», — думал он и решился — по крайней мере на время — оставить большой свет" .

"Мне нельзя жить, — думала Лиза, — нельзя!.. О, если бы упало на меня небо! Если бы земля поглотила бедную!.. Нет! небо не падает; земля не колеблется! Горе мне" Лиза .

"Теперь, может быть, они уже примирились!" Автор

Тематика, конфликт повести

Повесть Карамзина затрагивает несколько тем:

  • Тема идеализации крестьянской среды, идеальности жизни на природе. Главная героиня - дитя природы, а потому она по умолчанию не может быть злой, безнравственной, бесчувственной. Девушка воплощает в себе простоту и невинность вследствие того, что она из крестьянской семьи, где хранятся вечные нравственные ценности.
  • Тема любви и предательства. Автор воспевает красоту искренних чувств и с горестью рассказывает об обреченности любви, не подкрепленной разумом.
  • Тема противопоставления деревни и города. Город оказывается злом, большой недоброй силой, способной сломать чистое существо из природы (мать Лизы интуитивно чувствует эту злую силу и молится за дочь каждый раз, когда она уходит в город продавать цветы или ягоды).
  • Тема «маленького человека». Социальное неравенство, уверен автор (и в этом очевидный проблеск реализма) не приводит к счастью влюбленных из разных слоев. Такая любовь обречена.

Основной конфликт повести социальный, ведь именно из-за пропасти между богатством и бедностью гибнет любовь героев, а затем и героиня. Автор превозносит чувствительность как высшую ценность человека, утверждает культ чувств в противовес культу разума.