Культурное и философское наследие европейского средневековья. Культура средневековья кратко
Тема: Культура европейского Средневековья
1. Культура Византии
3. Художественная культура Средневековья
4. Русская культура эпохи Средневековья
В период Средневековья особенно важно подчеркнуть роль Византии (IV - сер. XV вв.). Она оставалась единственной хранительницей эллинистических культурных традиций. Однако наследие поздней античности Византия существенно преобразовала, создав художественный стиль, уже целиком принадлежащий духу и букве Средневековья. Причем в средневековом европейском искусстве именно византийское было в наибольшей степени ортодоксально христианским.
В истории византийской культуры выделяются следующие периоды:
1-й период (IV - сер. VII вв.) - Византия становится преемницей Римской империи. Происходит переход от античной к средневековой культуре. Протовизантийская культура этого периода носит еще городской характер, но постепенно центрами культурной жизни становятся монастыри. Становление христианского богословия происходит при сохранении достижений античной научной мысли.
2-й период (сер. VII - сер. IX вв.) - происходит культурный спад, связанный с экономическим упадком, аграризацией городов и потерей ряда восточных провинций и культурных центров (Антиохии, Александрии). Центром промышленного развития, торговли, культурной жизни, "золотыми воротами" между Востоком и Западом для византийцев стал Константинополь.
3-й период (сер. Х-ХII вв.) - период идейной реакции, обусловленный экономическим и политическим упадком Византии. В 1204 г. крестоносцы в ходе 4-го крестового похода осуществили раздел Византии. Константинополь становится столицей нового государства - Латинской империи. Православное патриаршество заменяется католическим.
В мировой культуре византийской цивилизации принадлежит особое место. В течение всего тысячелетнего существования Византийская империя, вобравшая в себя наследие греко-римского мира и эллинистического Востока, представляла собой центр своеобразной и поистине блестящей культуры. Для византийской культуры характерны расцвет искусства, развитие научной и философской мысли, серьезные успехи в области образования. В период Х-ХI вв. в Константинополе получила распространение школа светских наук. Вплоть до XIII в. Византия по уровню развития образованности, по напряженности духовной жизни и красочному сверканию предметных форм культуры, несомненно, находилась впереди всех стран средневековой Европы.
Первые византийские концепции в сфере культуры и эстетики сформировались в IV-VI вв. Они представляли собой сплав идей эллинистического неоплатонизма и ранней средневековой патристики (Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Псевдо-Дионисий Ареопагит). Идеалом ранневизантийской культуры становится христианский Бог как источник "абсолютной красоты". В трудах Василия Кесарийского, Григория Назианзина и Григория Нисского, в речах Иоанна Златоуста закладывался фундамент средневекового христианского богословия и философии. В центре философских исканий находится понимание бытия как блага, что дает своеобразное оправдание космоса, а следовательно, мира и человека. В поздневизантийский период широчайшие познания прославленных философов, богословов, филологов, риторов - Георгий Гемист Плифон, Дмитрий Кидонис, Мануил Хрисолор, Виссарион Никейский и др. - вызывали восхищение итальянских гуманистов. Многие из них стали учениками и последователями византийских ученых.
Качественно новым этапом в развитии византийской художественной культуры стали VIII - IX века. В этот период византийское общество переживало смутные времена, источником которых была борьба за власть между столичной и провинциальной знатью. Возникло движение иконоборчества, направленное против культа икон, объявленных пережитком идолопоклонства. В ходе своей борьбы как иконоборцы, так и иконопочитатели причинили огромный вред художественной культуре, уничтожив многочисленные памятники искусства. Однако эта же борьба сформировала новый тип видения мира – изысканную абстрактную символику с декоративной орнаментикой. В развитии художественного творчества оставила след борьба иконоборцев против чувственного, воспевающего человеческое тело и физическое совершенство, эллинистического искусства. Иконоборческие художественные представления проложили дорогу глубоко спиритуалистическому искусству X - XI вв. и подготовили победу возвышенной духовности и отвлеченного символизма во всех сферах византийской культуры последующих веков.
Особенности византийской культуры включают:
1) синтез западных и восточных элементов в различных сферах материальной и духовной жизни общества при господствующем положении греко-римских традиций;
2) сохранение в значительной степени традиций античной цивилизации;
3) Византийская империя в отличие от раздробленной средневековой Европы сохранила государственные политические доктрины, что наложило отпечаток на различные сферы культуры, а именно: при все возрастающем влиянии христианства никогда не затухало светское художественное творчество;
4) отличие православия от католичества, что проявлялось в своеобразии философско-богословских воззрений православных теологов и философов Востока, в системе христианских этических и эстетических ценностей Византии.
Признавая свою культуру как высшее достижение человечества, византийцы сознательно ограждали себя от иноземных влияний. Лишь с XI в. они начали привлекать опыт арабской медицины, переводить памятники восточной литературы. Позднее возник интерес к арабской и персидской математике, к латинской схоластике и литературе. Среди ученых энциклопедического характера, пишущих по широкому кругу проблем - от математики до богословия и художественной литературы, следует выделить Иоанна Дамаскина (VIII в.), Михаила Пселла (XI в.), Никифора Влеммида (III в.), Феодора Метохита (XIV в.).
Стремление к систематизации и традиционализм, характерные для византийской культуры, особенно отчетливо проявились в юридической науке, начало которой положено систематизацией римского права, составлением сводов гражданского права, наиболее значительный из которых - Кодификация Юстиниана.
Неоценим вклад византийской цивилизации в развитие мировой культуры. Он заключался прежде всего в том, что Византия стала "золотым мостом" между западной и восточной культурами; она оказала глубокое и устойчивое воздействие на развитие культур многих стран средневековой Европы. Ареал распространения влияния византийской культуры весьма обширен: Сицилия, Южная Италия, Далмация, государства Балканского полуострова, Древняя Русь, Закавказье, Северный Кавказ и Крым - все они в той или иной степени соприкасались с византийской образованностью, что способствовало дальнейшему прогрессивному развитию их культур.
2. Особенности развития культуры эпохи Средневековья
Средневековая культура - европейская культура в период с V в. н.э. до XVII в. (условно подразделяется на три этапа: культура раннего Средневековья V-Х1 вв.; средневековая культура XI-XIII вв.; культура позднего Средневековья XIV-XVII вв.). Начало Средневековья совпало с отмиранием эллинско-классической, античной культуры, а конец - с ее возрождением в Новое время.
Материальную основу средневековой культуры составляли феодальные отношения. Политическая сфера Средневековья представляла прежде всего господство военного сословия - рыцарства, основанное на сочетании прав на землю с политической властью. С образованием централизованных государств формировались сословия, составляющие социальную структуру средневекового общества - духовенство, дворянство и остальные жители ("третье сословие", народ). Духовенство заботилось о душе человека, дворянство (рыцарство) занималось государственными и военными делами, народ - трудился. Общество стало делиться на "тех, кто работает" и "тех, кто воюет". Средневековье - это эпоха многочисленных войн. Только "крестовых походов" (1096-1270) официальная история насчитывает восемь.
Средневековью свойственно объединение людей в различные корпорации: монашеские и рыцарские ордена, крестьянские общины, тайные общества и т.д. В городах роль таких корпораций прежде всего играли цехи (объединения ремесленников по профессиям). В цеховой среде выработалось принципиально новое отношение к труду как ценности, возникло принципиально новое представление о труде как даре Божьем.
Доминантой духовной жизни Средневековья являлась религиозность, которая обусловливала роль церкви в качестве важнейшего института культуры. Церковь выступала и как светская сила в лице папства, стремившаяся к господству над христианским миром. Задача церкви была достаточно сложна: хранить культуру церковь могла лишь "обмирщаясь", а развивать культуру можно было только путем углубления ее религиозности. Эта противоречивость подчеркнута крупнейшим христианским мыслителем Августином "Блаженным" (354-430) в его работе "О граде Божьем" (413 г.), где он показал историю человечества как извечную борьбу двух градов - Града земного (общности, основанной на мирской государственности, на любви к себе, доведенной до презрения к Богу) и Града Божьего (духовной общности, построенной на любви к Богу, доведенной до презрения к себе). Августин выдвинул мысль, что вера и разум - это лишь два различных вида деятельности одного рода мышления. Поэтому они не исключают, а дополняют друг друга.
Однако в XIV в. восторжествовала радикальная мысль, обоснованная Уильямом Оккамом(1285-1349): между верой и разумом, философией и религией нет и не может быть в принципе ничего общего. А потому они полностью независимы друг от друга и не должны контролировать друг друга.
Средневековая наука выступает как осмысление авторитета данных Библии. Вместе с тем складывается схоластический идеал знания, где высокий статус приобретает рациональное знание и логическое доказательство, опять же поставленные на службу Богу и церкви. Сближение науки с преподаванием способствовало формированию системы образования (XI-XII вв.). Появляется большое количество переводов с арабского и греческого - книг по математике, астрономии, медицине и т. д. Они становятся стимулом интеллектуального развития. Именно тогда зарождаются высшие школы, а затем и университеты. Первые университеты появились в начале XIII в. (Болонья, Париж, Оксфорд, Монпелье). К 1300 г. в Европе существовало уже 18 университетов, превратившихся в важнейшие культурные центры. Университеты позднего Средневековья строились по Парижскому образцу, с обязательными четырьмя "классическими" факультетами: искусств, теологии, права и медицины.
Читайте также:
|
Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.
Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.
Культурное наследие Византии.
Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.
Страны Азии, Африки и Америки в эпоху средневековья (V–XV вв.)
Завоевания сельджуков и османов. Османская империя. Османские завоевания на Балканах. Падение Византии.
Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.
Государства Центральной Азии в средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).
Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ (28 часов)
№ | Тема урока | Колич. часов | Тип урока, форма | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля | Дом. задание | Дата проведения | |
план. | факт. | ||||||||
Введение | Вводный. Урок изучения нового | Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья. Исторические источники. | Воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя. | Вопросы | Введение | ||||
Раздел I. Раннее средневековье | |||||||||
Тема 1. Западная и Центральная Европа в V- XI вв. | |||||||||
Древние германцы и Римская империя | Комбинированный | Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне. Занятия германцев. Выделение знати. Падение Западной Римской империи. Гунны. | Работать с контурной картой, выявлять сходства и отличия обществ германцев и римлян. | Задания с кратким ответом | §1 | ||||
Королевство франков и христианская церковь | Комбинированный | Франки: расселение, занятия, хозяйственное и общественное устройство. Появление государства. Король Хлодвиг. Христианская церковь. Монастыри. | Выявлять отличия власти короля от власти вождя; работать с контурной картой. | Вопросы | § 2 | ||||
Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность. | Комбинированный | Карл Великий. Войны в Италии и Испании. Франкская империя и её распад. Междоусобные войны. Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница. | Оценивать деятельность исторических личностей (на примере Карла Великого); работать с историческими документами. | Вопросы. Составление схемы. | § 3 | ||||
Западная Европа в IX – XI вв. | Комбинированный | Слабость королевской власти во Франции. Священная Римская империя. Англия в раннее средневековье; англосаксы и норманнское завоевание. | Указывать на контурной карте завоеванные норманнами земли; | Задания с кратким ответом | § 4-5 | ||||
Образование славянских государств | Комбинированный | Расселение славян. Занятия и образ жизни славян. Болгарское государство. Великоморавская держава и создатели славянской письменности – Кирилл и Мефодий. Образование Чехии и Польши. | Сравнивать образ жизни народов (славян и германцев); оценивать деятельность исторических личностей (Кирилла и Мефодия). | Задания с кратким ответом. Таблица. | § 8 | ||||
Урок обобщения | Западная и Центральная Европа в V- XI вв. | Анализ, сравнение, оценки. | тест | - | |||||
Тема 2. Византийская империя и Ближний Восток в VI – XI вв. | |||||||||
Византия при Юстиниане | Комбинированный | Территория, хозяйство, государственное устройство Византии. Византийские императоры. Юстиниан и его реформы. Войны Юстиниана. Культура Византии. Вторжения славян и арабов. | Составлять описание произведений искусства; сравнивать управление государством (Византии и империи Карла Великого). | Вопросы. | § 6 | ||||
Возникновение ислама и объединение арабов. Арабский халифат. | Комбинированный | Расселение, занятия арабских племен. Мухаммед и рождение ислама. Завоевания арабов в Азии, Северной Африке, Европе. Распространение ислама. Культура арабов. | Работать с контурной картой, составлять описание произведений искусства. | Задания с развёрнутым ответом. | § 9 | ||||
Тема 3. Культура Раннего Средневековья | |||||||||
10-11 | Культура Раннего Средневековья | Комбинированный | Представления людей о мире. Каролингское Возрождение. Искусство. Литература. | называть существенные черты представлений средневекового человека о мире. | Задания с кратким ответом | § 5, 7, 10 | |||
Обобщающий урок по разделу I «Раннее средневековье » | Урок обобщения | Повторить пути установления феодального строя. Обобщить признаки феодального строя в Византии, в в странах Арабского Халифата, в Западной и Центральной Европе. | Контрольная работа | ||||||
Раздел II. Расцвет Средневековья | |||||||||
Тема 4. Средневековое европейское общество | |||||||||
Крестьяне и феодалы | Комбинированный | Замок феодала. Снаряжение рыцаря. Развлечения рыцарей. Правила поведения рыцарей. Феодальное землевладение. Феодальная знать. Жизнь, быт, труд крестьян. Крестьянское хозяйство. Феодальная зависимость и повинности. Крестьянская община. | Использовать иллюстрации при описании снаряжения и замка рыцаря. Называть существенные черты социального положения людей (на примере феодалов и крестьян). | Задания с кратким ответом | § 11-12 | ||||
14-15 | Средневековый город в Западной и Центральной Европе | Комбинированный | Возникновение городов. Города – центры ремесла, торговли, культуры. Цехи и гильдии. Городские сословия. Городское управление. Жизнь и быт горожан. Средневековые города – республики | Устанавливать причинно-следственные связи (на примере возникновения городов). | Задания с развёрнутым ответом. Тест. | ||||
Тема 5.Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы. Государства Европы в XII – XV вв. | |||||||||
Католическая церковь в XI – XIII вв. Крестовые походы. | Комбинированный | Разделение христианства на католицизм и православие. Светские правители церковь. Ереси и преследование еретиков. Крестовые походы феодалов, послед-я. Крестовые походы бедноты. Духовно-рыцарские ордены. Борьба народов Востока против крестоносцев. | Выявлять различия католической и православной церквей. Наносить на контурную карту походы крестоносцев, обозначать государства крестоносцев. | Таблица. | § 15-16 | ||||
Объединение Франции и Англии | Комбинированный | Усиление королевской власти. Сословно-представительная монархия; Генеральные Штаты. Первые успехи объединения. Нормандское завоевание. Генрих II и его реформы. Великая хартия вольностей. Парламент. Сословная монархия. Экономическое и социальное развитие страны | Выявлять изменения в положении разных соц. групп (крестьян, государей, римских пап). Сравнивать причины образования централизованного государства во Франции и Англии; делать выводы. | Задания с кратким ответом. Схема. | § 17-18 | ||||
Столетняя война 1337 – 1453 гг. Крестьянские восстания | Комбинированный | Причины войны и повод к ней. Итоги и последствия Столетней войны. | Наносить на контурную карту ход боевых действий. | Вопросы. Таблица | § 19-20 | ||||
Усиление королевской власти во Франции и Англии. | Комбинированный | Завершение объединения Франции. Образование централизованного государства. Война Алой и Белой розы в Англии. Генрих VIII. | Давать самостоятельную оценку историческим явлениям. | Таблица, тест. | § 21 | ||||
20-21 | Государства Южной и Центральной Европы. Реконкиста. Гуситское движение в Чехии | Комбинированный | Мусульманская Испания. Реконкиста. Образование Испанского королевства. Введение инквизиции в Испании. Территориальные княжества в Германии. Натиск на Восток. Союзы городов. Городские республики в Италии. Гвельфы и гибеллины. Правление Медичи во Флоренции. Чехия в XIV веке. Ян Гус. Гуситские войны, их значение. Народное войско. | Работать с контурной картой. Сравнивать особенности развития Германии и Италии; давать самостоятельную оценку историческим событиям оценивать деятельность исторических личностей (Ян Гус). | Задания с кратким ответом. | § 22-25 | |||
22-23 | Культура Западной Европы в XI – XV вв. | Комбинированный | Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Наука и образование. Появление университетов. Развитие знаний и церковь. Возрождение античного наследия. Новое учение о человеке. Гуманизм. Искусство раннего Возрождения. Развитие науки и технике. Появление огнестрельного оружия. Развитие мореплавания и кораблестроения. Изобретение книгопечатания. | Составлять описание достижений культуры; работать с дополнительной литературой. Выявлять новые черты в искусстве; сравнивать идеи гуманистов. Использовать иллюстрации при рассказе о технических открытиях и изобретениях. | Задания с кратким ответом. | § 27-30 | |||
Повторительно-обобщающий урок | Урок обобщения | Средневековое европейское общество. Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы. Государства Европы в XII – XV вв. | Анализ, сравнение, оценки. | тест | |||||
Тема 6. Восток, Африка и Америка в средние века | |||||||||
Османская империя. Китай в средние века. Индия в средние века. | Комбинированный | Балканские страны перед завоеванием. Завоевания турок-османов. Битва на Косовом поле. Гибель Византии. Император и подданные. Крестьянская война. Китай под властью монголов. Борьба против завоевателей. Культура средневекового Китая. Индийские княжества. Вторжение мусульман. Делийский султанат. Культура Индии. | Работать с контурной картой (на примере завоеваний турок-османов). культуры стран. Составлять описание достижений Сравнивать особенности развития Китая и Индии выявлять особенности развития стран. | Задания с кратким ответом. | § 26, 31, 32 | ||||
Народы Америки и Африки в средние века | Комбинированный | Народы Америки. Государства. Культура. Государства и народы Африки. | Составлять развернутый план параграфа; выявлять особенности развития стран. | Задания с кратким ответом. | § 33-34 | ||||
Обобщающий урок по разделу II «Расцвет средневековья» | Урок обобщения | Основные изменения в социальных отношениях, экономике, государственном строе и культуре, которые происходили в период расцвета средневековья. | Сравнивать исторические явления. Знать основные положения изученного курса. Разъяснять смысл высказываний. Уметь анализировать, отвечать на вопросы, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | Контрольная работа | |||||
Итоговый урок по истории средних веков. | Урок обобщения | Средние века в истории. Народы и государства на исторической карте. Достижения производства и техники. Культурное наследие. | Представление творческих работ. | Заключение |
Эпоха Средних веков рассматривалась передовыми мыслителями нового времени как время мрачное, не давшее миру ничего: узкое религиозное мировоззрение, навязанное католической церковью препятствовало развитию науки и искусства. На сегодняшнем занятии мы постараемся оспорить это утверждение и доказать, что Средневековье, длившееся тысячу лет, оставило богатое культурное наследие для будущих поколений.
В XI веке на юге Франции, в Провансе, возникла рыцарская по-эзия. Провансальские поэты-певцы назывались трубадурами (рис. 1). Воображением поэтов был создан образ иде-ального рыцаря - смелого, великодушного и справедливого. В поэзии трубадуров воспевалось служение Прекрасной Даме, Мадонне («моей госпоже»), в которой соединялись поклонение Богоматери и земной, живой и прекрасной женщине. В Северной Франции, Италии, Испании, Германии рыцарские поэты назывались труве-рами и миннезингерами (в переводе - певцы любви).
Рис. 1. Трубадур ()
В эти же столетия возникли стихотворные рыцарские романы и повести. Особенно широко в романах отразились легенды о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. Двор Артура представал как место, где процветали лучшие рыцарские качества. Рома-ны переносили читателя в фантастический мир, где на каждом шагу встречались феи, велика-ны, волшебники, притесняемые красавицы, ждущие помощи от смелых рыцарей.
В XII веке начал-ся расцвет городской литературы. Горожане лю-били короткие рассказы в стихах и басни на бы-товые темы. Их героями чаще всего были лов-кий, хитрый бюргер или веселый, находчивый крестьянин. Они неизменно оставляли в дураках своих противников - чванливых рыцарей и жад-ных монахов. С городской литературой связаны стихи ва-гантов (в переводе с латинского - бродяг). Вагантами называли школяров и студентов, кото-рые в XII-XIII веках кочевали по городам и уни-верситетам Европы в поисках новых преподава-телей.
Выдающимся по-этом Средневековья был Данте Алигьери (1265-1321) (рис. 2). Данте родился во Флоренции в старинной дво-рянской семье. Он учился в городской школе, а затем всю жизнь изучал философию, астроно-мию, античную литературу. В 18 лет он пере-жил любовь к юной Беатриче, впоследствии вы-шедшей замуж за другого и рано умершей. О своих переживаниях Данте с небывалой для тех времен откровенностью рассказал в малень-кой книжке «Новая жизнь»; она прославила его имя в литературе. Данте написал великое произве-дение в стихах, которое назвал «Комедией». Потомки назвали ее «Бо-жественной комедией» в знак высшей похвалы. Данте описывает путешествие в загробное царство: ад для грешников, рай для праведни-ков и чистилище для тех, кому Бог еще не вынес свой приговор. У врат ада, расположен-ного на севере, надпись, ставшая крылатой: «Оставь надежду всяк сюда входящий». В центре южного полушария - огромная гора в виде усеченного конуса, на уступах горы расположе-но чистилище, а на плоской ее вершине - зем-ной рай. В сопровождении великого римского поэта Вергилия Данте посещает ад и чистилище, а по раю его ведет Беатриче. В аду 9 кругов: чем тя-желее грехи, тем ниже круг и суровее наказа-ние. В аду Данте поместил кровожадных влас-толюбцев, жестоких правителей, преступников, скупцов. В центре ада - сам дьявол, грызущий предателей: Иуду, Брута и Кассия. Данте по-местил в ад и своих врагов, в том числе нес-кольких пап. В его изображении грешники не бесплотные тени, а живые люди: они ведут с поэтом беседы и споры, в аду бушуют поли-тические распри. Данте беседует с праведни-ками в раю и, наконец, созерцает Богоматерь и Бога. Картины загробного мира нарисованы так живо и убедительно, что современникам каза-лось, будто поэт видел это своими глазами. А описал он, по существу, многообразный зем-ной мир, с его противоречиями и страстями. По-эма написана на итальянском языке: поэт хо-тел, чтобы его понимал самый широкий круг читателей.
Рис. 2. Доменико Петарлини. Данте Алигьери )
С XI века в Западной Евро-пе началось большое строительство. Богатая церковь расширяла число и величину храмов, перестраивала старые сооружения. До XI-XII веков в Европе господствовал романский стиль. Романский храм - массивное здание с почти гладкими стенами, высокими башнями и лаконичным декором. Всюду повторяются очер-тания полукруглой арки - на сводах, оконных проемах, входах в храм (рис. 3).
Рис. 3. Церковь Сан-Мартин во Фромисте (1066 г.) - один из лучших памятников романского стиля в Испании )
С середины XII века в сво-бодных городах сооружались торговые помещения, залы для собраний цехов и гильдий, боль-ницы, гостиницы. Главными ук-рашениями города были ратуша и особенно собор. Постройки XII-XV веков получили позже название готических. Теперь легкий и высокий стрельчатый свод опирается внутри на пучки узких, высо-ких колонн, а снаружи на мас-сивные опорные столбы и на со-единительные арки. Залы - просторные и высокие, в них поступает больше света и воздуха, они богато украшены живопи-сью, резьбой, барельефами. Благодаря широким проходам и сквозным галереям, множеству огромных окон и кружев-ной каменной резьбы готические соборы кажут-ся прозрачными (рис. 4).
Рис. 4. Собор Парижской Богоматери (
В Средние века скульптура была неотделима от архитектуры. Храмы укра-шали снаружи и внутри сотнями, а то и тыся-чами рельефов и статуй, изображающих Бога и Деву Марию, апостолов и свя-тых, епископов и королей. На-пример, в соборе в Шартре (Фран-ция) было до 9 тысяч статуй, не считая рельефы. Церковное искусство должно было служить «Библией для не-грамотных» - изображать сце-ны, описанные в христианских книгах, укреплять в вере и уст-рашать муками ада. В отличие от античного искусства, прослав-лявшего красоту человеческого тела, художни-ки Средних веков стремились раскрыть богат-ство души, мыслей и чувств человека, его на-пряженной внутренней жизни. В готических статуях, в их гибких, вытяну-тых фигурах особенно живо передан облик лю-дей, под складками одежды четче проступают формы тела, в позах больше движения. Все за-метнее проявляется идея гармонии внешнего и внутреннего облика человека; особенно прекрасны женские образы - Марии в Реймском соборе, Уты в Наумбурге.
Стены романских храмов были покрыты росписями. Большим достижением жи-вописи была книжная мини-атюра. Во множестве ярких рисунков отражалась вся жизнь людей. Бытовые сцены изображались и на фресках, что особенно характерно для немецких и скан-динавских храмов XIV-XV веков.
Рассматривая культурное наследие Средневековья, остановимся на научных достижениях. В Сред-ние века процветали астрология и алхимия. Наблюдения и опыты астрологов и алхимиков способствовали накоп-лению знаний по астрономии и химии. Алхими-ки, например, открыли и усовершенствовали способы получения металлических сплавов, красок, лекарственных веществ, создали мно-гие химические приборы и приспособления для проведения опытов. Астрологи изучали распо-ложение звезд и светил, их движение и законы физики. Накапливала полезные знания и медицина.
В XIV-XV веках в горном деле и ремесле ста-ли активно применять водяные мельницы. Во-дяное колесо издавна было основой мельниц, которые строили на реках и озерах для помола зерна (рис. 5). Но позднее изобрели более мощное колесо, которое приводилось в движение силой падаю-щей на него воды. Энергия мельницы применялась также в сукноделии, для промывки («обогащения») и плавки метал-лических руд, поднятия тяжестей и др. Мель-ница и механические часы - первые механиз-мы Средневековья.
Рис. 5. Верхнебойное водяное колесо ()
Появление огнестрельного оружия. Рань-ше металл плавили в маленьких горнах, нагне-тая в них воздух ручными мехами. С XIV века начали строить домны - плавильные печи до 3-4 метров в высоту. Водяное колесо было соедине-но с большими мехами, которые с силой вдува-ли в печь воздух. Благодаря этому в домне до-стигалась очень высокая температура: желез-ная руда плавилась, образовывался жидкий чу-гун. Из чугуна отливали различные изделия, а путем его переплавки получали железо и сталь. Металла теперь выплавляли намного больше, чем прежде. Для плавки металла в домнах стали приме-нять не только древесный, но и каменный уголь.
Долгое время редкие европейцы решались пускаться в далекие плавания в открытом море. Без правильных карт и морских приборов ко-рабли ходили «каботажно» (вдоль берега) по мо-рям, омывающим Европу, и вдоль Северной Аф-рики. Выходить в открытое море стало безопаснее после того, как у моряков появился компас. Были изобретены астролябии - приборы для определения места, где находится корабль (рис. 6).
Рис. 6. Астролябия ()
С развити-ем государства и городов, науки и мореплава-ния возрастал объем знаний и, одновременно, нужда в образованных людях, в расшире-нии обучения и в книгах, в том числе учеб-никах. В XIV веке в Европе стали изготовлять более дешевый писчий материал - бумагу, но книг по-прежнему не хватало. Чтобы размножить текст, делали оттиски с деревянной или медной доски с вырезанными на ней буквами, но этот способ был очень несовершенным и требовал больших затрат труда. В середине XV века немец Иоганн Гутенберг (ок. 1399-1468) изобрел книгопечатание. После долгих и упорных трудов и поисков он стал отливать из металла отдельные литеры (буквы); из них изобретатель составлял строки и страницы набора, с которого делал оттиск на бумагу. С помощью разборного шрифта можно было набрать сколько угодно страниц любого текста. Гутенберг изобрел и печатный станок. В 1456 году Гуттенберг выпустил первую печатную книгу - Библию (рис. 7), которая в художе-ственном отношении не уступала лучшим руко-писным книгам. Изобретение книгопечатания - одно из величайших открытий в истории человече-ства. Оно способствовало развитию образова-ния, науки и литературы. Благодаря печатной книге знания, накопленные людьми, вся необ-ходимая информация стали распространяться быстрее. Они полнее сохранялись и передава-лись следующим поколениям людей. Успехи в распространении информации важной части развития культуры и всех отраслей жизни общества, сделали в позднее Средневековье свой очередной важный шаг - шаг к Новому времени.
Рис. 7. Библия Иоганна Гуттенберга ()
Список литературы
- Агибалова Е.В., Г.М. Донской. История Средних веков. - М., 2012
- Атлас Средневековья: История. Традиции. - М., 2000
- Иллюстрированная всемирная история: с древнейших времен до XVII века. - М., 1999
- История Средних веков: кн. Для чтения/ Под ред. В.П. Будановой. - М., 1999
- Калашников В. Загадки истории: Средние века/ В. Калашников. - М., 2002
- Рассказы по истории Средних веков/ Под ред. А.А. Сванидзе. М., 1996
- Liveinternet.ru ().
- Pavluchenkov.ru ().
- E-reading-lib.com ().
- Countries.ru ().
- Playroom.ru ().
- Meinland.ru ().
Домашнее задание
- Какие жанры литературы развивались в средневековой Европе?
- Почему Данте считают самым великим поэтом Средневековья?
- Какие стили господствовали в средневековой архитектуре?
- Какие технические изобретения Средневековья вам известны?
- Почему изобретение книгопечатания считается одним из важнейших открытий в истории человечества?
Культура - это разнообразные формы и способы человеческого самовыражения. Какие особенности имела культура средневековья, кратко изложенная? Средние века охватывают период более тысячи лет. За этот огромный отрезок времени произошли большие изменения в средневековой Европе. Появился феодальный строй. На смену ему пришел буржуазный. Темные века сменились эпохой Возрождения. И во всех изменениях, происходящих в средневековом мире, особую роль играла культура.
Роль церкви в средневековой культуре
Важную роль в культуре средневековья играла христианская религия. Влияние церкви в те времена было огромным. Во многом это определило и становление культуры. Среди поголовно безграмотного населения Европы служители христианской религии представляли отдельное сословие образованных людей. Церковь в раннем средневековье играла роль единого центра культуры. В монастырских мастерских монахи переписывали труды античных авторов, там же были открыты первые школы.
Культура средневековья. Кратко о литературе
В литературе основным направлениями были героические эпосы, жития святых, рыцарский роман. Позднее появляется жанр баллады, куртуазный роман, любовная лирика.
Если говорить о раннем средневековье, то уровень развития культуры был еще крайне низок. Но, начиная с 11 века, ситуация начинает коренным образом меняться. После первых Крестовых походов их участники вернулись из восточных стран с новыми знаниями и привычками. Затем, благодаря путешествию Марко Поло, европейцы получают еще один ценный опыт того, как живут другие страны. Мировоззрение средневекового человека претерпевает серьезные изменения.
Наука средневековья
Она получает широкое развитие с появлением первых у университетов в 11 веке. Очень интересной наукой средневековья была алхимия. Превращение металлов в золото, поиски философского камня - основные ее задачи.
Архитектура
Она представлена в средние века двумя направлениями - романским и готическим. Романский стиль массивен и геометричен, с толстыми стенами и узкими окнами. Он подходит больше для оборонных сооружений. Готика - это легкость, значительная высота, широкие окна и обилие скульптур. Если в романском стиле строили в основном замки, то в готическом - прекрасные храмы.
В эпоху Возрождения (Ренессанса) культура средневековья делает мощный рывок вперед.
Период Средневековья в Западной Европе это стремление воссоздать порядок после распада могущественной некогда . Вернуть мир из хаоса во всех сферах жизни, как материальной, так и моральной. Формируется новый человек и новое мировоззрение и происходит это под эгидой христианской церкви. Христианская религия с ее основным постулатом душеполезности пропитывает всю жизнь человека средневековья. Поэтому средневековой Европы формируется, развивается и существует на основе христианской и под ее пристальным присмотром. Все подчинено единой задаче – как можно преданней служить Богу и тем самым уберечь свою душу от греховности.
Основные черты культуры Средневековья
В литературе, архитектуре, живописи, музыке все подчинено одной идее – служение Богу. Но христианская религия пришла на смену язычеству, поэтому в церковных обрядах сосуществовали новые образы и сюжеты со старинными, привычными для простого народа. Всей культуре средневековья присуща каноничность. Невозможно было изобретать или привносить что-то свое, любое отступление от религиозных канонов объявлялось еретичеством. Церковь отказывала человеку в праве на индивидуальность, он не должен был быть личностью, так как был созданием Бога. Поэтому для средневековой культуры, особенно на раннем периоде, присуща анонимность.
Человек – божья тварь, он не может быть автором, он только исполняет волю создателя. В соответствии с такой концепцией средневековую культуру характеризует наличие символов и аллегорий. Символизм проявляется в соединении духовного и материального. Это наглядно просматривается в архитектурных формах храмов и церквей. Крестовокупольные храмы и базилики передают форму креста, роскошь внутреннего убора напоминают об обещанном богатстве жизни в раю. Тоже происходит и в живописи. Голубой цвет – это символ чистоты, духовности, божественной мудрости. Изображение голубя символизирует Бога. Виноградная лоза символизирует искупительную жертву Христа. Цветок лилии становится синонимом чистоты Богоматери. Сосуд с водой символизирует Крещение, а поднятая рука становится символом клятвы. Колючие, ядовитые растения и вызывающие отвращение и брезгливость животные служат в качестве аллегории для изображения или описания адских существ, служителей темных, злобных, дьявольских сил Сатаны.