Красота глаз Очки Россия

Лев ник толстой биография для детей. Лев Толстой: биография и писательская деятельность писателя, личная жизнь и творческое наследие

Русский писатель, граф Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября (28 августа по старому стилю) 1828 года в усадьбе Ясная Поляна Крапивенского уезда Тульской губернии (ныне — Щекинский район Тульской области).

Толстой был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать, Мария Толстая (1790-1830), урожденная княжна Волконская, умерла, когда мальчику не было еще двух лет. Отец, Николай Толстой (1794-1837), участник Отечественной войны, тоже умер рано. Воспитанием детей занималась дальняя родственница семьи Татьяна Ергольская.

Когда Толстому исполнилось 13 лет, семья переехала в Казань, в дом Пелагеи Юшковой, сестры отца и опекунши детей.

В 1844 году Толстой поступил в Казанский университет на отделение восточных языков философского факультета, затем перевелся на юридический факультет.

Весной 1847 года, подав прошение об увольнении из университета "по расстроенному здоровью и домашним обстоятельствам", он отправился в Ясную Поляну, где пытался наладить по-новому отношения с крестьянами. Разочарованный неудачным опытом хозяйствования (эта попытка запечатлена в повести "Утро помещика", 1857), Толстой вскоре уехал сначала в Москву, затем в Петербург. Образ его жизни в этот период часто менялся. Религиозные настроения, доходившие до аскетизма, чередовались с кутежами, картами, поездками к цыганам. Тогда же у него появились первые незавершенные литературные наброски.

В 1851 году Толстой уехал на Кавказ с братом Николаем, офицером российских войск. Принимал участие в военных действиях (сначала добровольно, потом получив армейскую должность). Написанную здесь повесть "Детство" Толстой отправил в журнал "Современник", не раскрыв своего имени. Она была напечатана в 1852 году под инициалами Л. Н. и вместе с позднейшими повестями "Отрочество" (1852-1854) и "Юность" (1855-1857) составила автобиографическую трилогию. Литературный дебют принес Толстому признание.

Кавказские впечатления отразились в повести "Казаки" (18520-1863) и в рассказах "Набег" (1853), "Рубка леса" (1855).

В 1854 году Толстой отправился на Дунайский фронт. Вскоре после начала Крымской войны его по личной просьбе перевели в Севастополь, где писателю довелось пережить осаду города. Этот опыт вдохновил его на реалистические "Севастопольские рассказы" (1855-1856).
Вскоре после завершения боевых действий Толстой оставил военную службу и некоторое время жил в Санкт-Петербурге, где имел большой успех в литературных кругах.

Он вошел в кружок "Современника" , познакомился с Николаем Некрасовым, Иваном Тургеневым, Иваном Гончаровым, Николаем Чернышевским и другими. Толстой принимал участие в обедах и чтениях, в учреждении Литературного фонда, оказался вовлеченным в споры и конфликты писателей, однако чувствовал себя чужим в этой среде.

Осенью 1856 года он уехал в Ясную Поляну, а в начале 1857 года отправился за границу. Толстой побывал во Франции, Италии, Швейцарии, Германии, осенью вернулся в Москву, затем — снова в Ясную Поляну.

В 1859 году Толстой открыл в деревне школу для крестьянских детей, а также помог устроить более 20 подобных заведений в окрестностях Ясной Поляны. В 1860 году он вторично отправился за границу, чтобы ознакомиться со школами Европы. В Лондоне часто виделся с Александром Герценом, был в Германии, Франции, Швейцарии, Бельгии, изучал педагогические системы.

В 1862 году Толстой начал издавать педагогический журнал "Ясная Поляна" с книжками для чтения в качестве приложения. Позднее, в начале 1870-х годов, писатель создал "Азбуку" (1871-1872) и "Новую азбуку" (1874-1875), для которых сочинил оригинальные рассказы и переложения сказок и басен, составившие четыре "Русские книги для чтения".

Логика же идейных и творческих исканий писателя начала 1860-х годов — стремление к изображению народных характеров ("Поликушка", 1861-1863), эпический тон повествования ("Казаки"), попытки обратиться к истории для понимания современности (начало романа "Декабристы", 1860-1861) — вела его к замыслу романа-эпопеи "Война и мир" (1863-1869). Время создания романа было периодом душевного подъема, семейного счастья и спокойного уединенного труда. В начале 1865 года первая часть произведения была напечатана в "Русском вестнике".

В 1873-1877 годах был написан еще один великий роман Толстого — "Анна Каренина" (опубликован в 1876-1877 годах). Проблематика романа непосредственно подводила Толстого к идейному "перелому" конца 1870-х годов.

На вершине литературной славы писатель вступил в период глубоких сомнений и нравственных исканий . В конце 1870-х — начале 1880-х годов философия и публицистика в его творчестве выходят на первый план. Толстой осуждает мир насилия, угнетения и несправедливости, считает, что он исторически обречен и должен быть коренным образом изменен в ближайшее время. По его мнению, этого можно добиться мирными методами. Насилие же должно быть исключено из социального обихода, ему противопоставляется непротивление. Непротивление не понималось, однако, как исключительно пассивное отношение к насилию. Предлагалась целая система мер, нейтрализующих насилие государственной власти: позиция неучастия в том, что поддерживает существующий строй — армия, суды, подати, ложное учение и т.п.

Толстой написал ряд статей, в которых отражено его миропонимание: "О переписи в Москве" (1882), "Так что же нам делать?" (1882-1886, опубликована полностью в 1906 году), "О голоде" (1891, опубликована на английском языке в 1892 году, на русском — в 1954 году), "Что такое искусство?" (1897-1898) и др.

Религиозно-философские трактаты писателя — "Исследование догматического богословия" (1879-1880), "Соединение и перевод четырех Евангелий" (1880-1881), "В чем моя вера?" (1884), "Царство Божие внутри вас" (1893).

В это время были написаны такие рассказы, как "Записки сумасшедшего" (работа велась в 1884-1886 годах, не закончен), "Смерть Ивана Ильича" (1884-1886) и др.

В 1880-е годы Толстой охладел к художественной работе и даже осуждал как барскую "забаву" свои прежние романы и повести. Он увлекся простым физическим трудом, пахал, шил себе сапоги, перешел на вегетарианскую пищу.

Главной художественной работой Толстого в 1890-е годы стал роман "Воскресение" (1889-1899), который воплотил весь спектр проблем, волновавших писателя.

В рамках нового миропонимания Толстой выступал против христианской догматики и критиковал сближение церкви с государством. В 1901 году последовала реакция Синода: всемирно признанный писатель и проповедник был официально отлучен от церкви, это вызвало огромный общественный резонанс. Годы перелома привели также к семейному разладу.

Пытаясь привести свой образ жизни в согласие с убеждениями и тяготясь бытом помещичьей усадьбы, Толстой поздней осенью 1910 года тайно ушел из Ясной Поляны. Дорога оказалась для него непосильной: в пути писатель заболел и был вынужден сделать остановку на железнодорожной станции Астапово (ныне станция Лев Толстой, Липецкая область). Здесь, в доме начальника станции он провел последние несколько дней своей жизни. За сообщениями о здоровье Толстого, который к этому времени приобрел мировую известность не только как писатель, но и как религиозный мыслитель, следила вся Россия.

20 ноября (7 ноября по старому стилю) 1910 года Лев Толстой умер. Его похороны в Ясной Поляне стали событием общероссийского масштаба.

С декабря 1873 года писатель являлся членом-корреспондентом Императорской Санкт-Петербургской Академии наук (ныне — Российская академия наук), c января 1900 года — почетным академиком по разряду изящной словесности.

За оборону Севастополя Лев Толстой был награжден орденом Святой Анны IV степени с надписью "За храбрость" и другими медалями. Впоследствии его также наградили медалями "В память 50-летия обороны Севастополя" : серебряной как участника обороны Севастополя и бронзовой как автора "Севастопольских рассказов".

Женой Льва Толстого была дочь врача Софья Берс (1844-1919), на которой он женился в сентябре 1862 года. Софья Андреевна на протяжении долгого времени была верной помощницей в его делах: переписчицей рукописей, переводчиком, секретарем, издателем произведений. В их браке родились 13 детей, пять из которых умерли в детстве.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Лев Николаевич Толстой, русский писатель, философ, мыслитель , родился в Тульской губернии , в родовом поместье «Ясная Поляна» в 1828- м году. Еще ребенком он потерял родителей и воспитывался своей дальней родственницей Т. А. Ергольской. В 16 лет поступил в Казани в университет на факультет философии, но обучение оказалось для него скучным, и уже через 3 года он бросил учебу. В возрасте 23-х лет уехал воевать на Кавказ , о чем, впоследствии, много писал, отобразив этот опыт в своих трудах «Казаки», «Набег», «Рубка леса», «Хаджи-Мурат».
Продолжив воевать, после Крымской войны Толстой отправился в Санкт-Петербург, где стал членом литературного кружка «Современник », вместе с прославленными писателями Некрасовым, Тургеневым и другими. Уже имея определенную славу писателя, многие восприняли его вступление в кружок с энтузиазмом, Некрасов назвал его «великой надеждой русской литературы». Там он издал свои «Севастопольские рассказы», написанные под влиянием опыта Крымской войны, после чего отправился в путешествие по странам Европы, вскоре, однако, разочаровавшись в них.
В конце 1856 -го года Толстой ушел в отставку и, вернувшись в родную Ясную Поляну, стал помещиком . Отойдя от литературной деятельности, Толстой занялся деятельностью просветительской. Он открыл школу, практиковавшую разработанную им же систему педагогики. Для этих целей он в 1860 году уехал в Европу, чтобы изучить иностранный опыт.
Осенью 1862 года Толстой женился на молодой девушке из Москвы С. А. Берс , уехав с ней в Ясную Поляну, избрав тихую жизнь семьянина. Но через год его внезапно осенила новая идея, в результате воплощения которой на свет явилось известнейшее произведение «Война и мир ». Не менее известный его роман «Анна Каренина » был закончен уже в 1877 . Говоря об этом периоде жизни писателя, можно сказать что его мировоззрение на тот момент уже окончательно сформировалось и стало известно как «толстовство». Его роман «Воскресенье» был издан в 1899 , последними же для Льва Николаевича произведениями стали «Отец Сергий», «Живой труп», «После бала».
Имея мировую славу, Толстой пользовался популярностью у многих людей по всему миру. Будучи для них фактически духовным наставником и авторитетом, он частенько принимал гостей в своем поместье.
В соответствии со своим мировоззрением, в конце 1910 года, ночью Толстой тайно покидает свой дом в сопровождении своего личного врача. Намереваясь выехать в Болгарию или на Кавказ, им предстояла дальняя дорога, но в связи с тяжелой болезнью Толстой вынужден был остановиться на небольшой железнодорожной станции Астапово (ныне названной в его честь), где и умер от тяжелой болезни в возрасте 82-х лет.

Лев Николаевич Толстой – один из величайших писателей-романистов мира. Он является не только крупнейшим мировым литератором, но также философом, религиозным мыслителем и просветителем. Обо всем этом подробнее вы узнаете из данной .

Но вот в чем он действительно достиг успеха, – так это в ведении личного дневника. Эта привычка вдохновила его на написание своих романов и повестей, а также позволила сформировать большинство жизненных целей и приоритетов.

Интересен факт, что этот нюанс биографии Толстого (ведение дневника), было следствием подражания великому .

Увлечения и военная служба

Естественно, у Льва Толстого было . Он чрезвычайно сильно любил музыку. Самыми любимыми его композиторами были Бах, Гендель и .

Из его биографии явственно следует, что иногда он мог по несколько часов кряду играть на рояле произведения , Шопена, Мендельсона и Шумана.

Достоверно известно, что старший брат Льва Толстого – Николай, имел на него большое влияние. Он был другом и наставником будущего писателя.

Именно Николай пригласил младшего брата присоединиться к военной службе на Кавказе. В результате Лев Толстой стал юнкером, а в 1854 г. был переведен в , где участвовал в Крымской войне до августа 1855 г.

Творчество Толстого

Во время службы у Льва Николаевича было довольно много свободного времени. За этот период он написал автобиографическую повесть «Детство», в которой мастерски описал воспоминания первых лет жизни.

Это произведение стало важным событием для составления его биографии.

После этого Лев Толстой пишет следующую повесть – «Казаки», в которой описывает свою армейскую жизнь на Кавказе.

Работа над этим произведением велась вплоть до 1862 г., и была окончена лишь после службы в армии.

Интересен факт, что Толстой не прекращал свою писательскую деятельность даже во время участия в Крымской войне.

В этот период из-под его пера выходит повесть «Отрочество», являющаяся продолжением «Детства», а также «Севастопольские рассказы».

После окончания Крымской войны Толстой уходит со службы. По приезду домой, он уже имеет большую славу на литературном поприще.

Его выдающиеся современники поговаривают о крупном приобретении для русской литературы в лице Толстого.

Будучи еще молодым, Толстой отличался высокомерием и упрямством, что хорошо заметно по его . Он отказывался принадлежать к той или иной философской школе, и однажды публично назвал себя анархистом, после чего решил уехать во в 1857 г.

Вскоре у него появился интерес к азартным играм. Но длилось это недолго. Когда он проиграл все свои сбережения, ему пришлось возвратиться из Европы домой.

Лев Толстой в молодости

Кстати, страсть к азартным играм наблюдается в биографиях многих писателей.

Несмотря на все трудности, он пишет последнюю, третью часть своей автобиографической трилогии «Юность». Произошло это в том же 1857 г.

С 1862 года Толстой начал издавать педагогический журнал «Ясная Поляна», где главным сотрудником являлся он сам. Однако, не имея призвания издателя, Толстой сумел выпустить только 12 номеров.

Семья Льва Толстого

23 сентября 1862 года в биографии Толстого происходит крутой поворот: он женится на Софье Андреевне Берс, которая была дочерью врача. От этого брака родилось 9 сыновей и 4 дочери. Пять детей из тринадцати умерли в детстве.

Когда свадьба состоялась, Софье Андреевне было всего 18 лет, а графу Толстому – 34 года. Интересен факт, что перед женитьбой Толстой признался будущей жене в своих добрачных связях.


Лев Толстой с женой Софьей Андреевной

На некоторое время в биографии Толстого наступает самый светлый период.

Он по-настоящему счастлив, причем во многом благодаря практичности своей жены, материальному достатку, выдающемуся литературному творчеству и в связи с ним всероссийской и даже всемирной славе.

В лице жены Толстой нашёл помощницу во всех делах, практических и литературных. В отсутствие секретаря именно она по нескольку раз переписывала набело его черновики.

Однако очень скоро их счастье омрачается неизбежными мелкими размолвками, мимолётными ссорами и взаимным непониманием, которое с годами лишь усугубляется.

Дело в том, что для своей семьи Лев Толстой предложил своеобразный «план жизни», согласно которому он предполагал часть семейного дохода отдавать на бедных и школы.

Образ жизни своей семьи (пища и одежда), он хотел значительно упростить, при этом намеревался продать и раздать «всё лишнее»: фортепьяно, мебель, экипажи.


Толстой с семьей за чайным столом в парке, 1892 год, Ясная Поляна

Естественно, его супругу, Софью Андреевну, такой неоднозначный план явно не устраивал. На почве этого у них вспыхнул первый серьёзный конфликт, послуживший началом «необъявленной войны» за обеспечение будущего своих детей.

В 1892 году Толстой подписал раздельный акт и, не желая быть собственником, передал жене и детям всю недвижимость.

Надо сказать, что биография Толстого во многом необычайно противоречива именно из-за его отношений с женой, с которой он прожил 48 лет.

Произведения Толстого

Толстой является одним из самых плодотворных писателей. Его произведения масштабны не только по объему, но и по смыслам, которые он в них затрагивает.

Наиболее популярными произведениями Толстого считаются «Война и Мир», «Анна Каренина» и «Воскресение».

«Война и Мир»

В 1860-х Лев Николаевич Толстой со всем семейством живет в Ясной Поляне. Именно тут появился на свет его самый известный роман «Война и мир».

Изначально часть романа была напечатана в «Русском вестнике» под названием «1805 год».

Через 3 года появляются еще 3 главы, благодаря чему роман был полностью окончен. Ему было суждено стать самым выдающимся творческим результатом в биографии Толстого.

Как критики, так и общественность долго дискутировали о произведении «Война и мир». Предметом их споров были войны, описанные в книге.

Также остро обсуждались продуманные, но все же вымышленные герои.


Толстой в 1868 г.

Роман стал интересен еще и тем, что в нем были представлены 3 содержательных сатирических эссе о законах истории.

Среди всех прочих идей, Лев Толстой старался донести до читателя то, что положение человека в обществе и смысл его жизни, являются производными его ежедневной деятельности.

«Анна Каренина»

После того как Толстой написал «Войну и Мир», он приступил к работе над своим вторым, не менее знаменитым романом «Анна Каренина».

В него писатель внес множество автобиографических очерков. Это легко проследить, глядя на отношения Китти и Левина – главных персонажей «Анны Карениной».

Произведение печаталось частями в период между 1873-1877 гг., и было очень высоко оценено как критиками, так и обществом. Многие замечали, что «Анна Каренина» – это практически автобиография Толстого, написанная от третьего лица.

За свой очередной труд, Лев Николаевич получил баснословные по тем временам гонорары.

«Воскресение»

В конце 1880-х Толстой пишет роман «Воскресение». Его сюжет был основан на подлинном судебном деле. Именно в «Воскресении» четко обозначены резкие взгляды автора на церковные обряды.

К слову сказать, эта работа стала одной из причин, послуживших к полному разрыву между Православной церковью и графом Толстым.

Толстой и религия

Несмотря на то, что выше описанные произведения имели колоссальный успех, писателю это не доставляло никакой радости.

Он находился в депрессивном состоянии и переживал глубокую внутреннюю опустошенность.

В связи с этим, очередным этапом биографии Толстого стал непрерывный, практически судорожный поиск смысла жизни.

Изначально Лев Николаевич искал ответы на вопросы в Православной церкви, однако это не принесло ему никаких результатов.

Со временем он начал всячески критиковать как саму Православную церковь, так и вообще христианскую религию. Свои мысли по этим острым вопросам он стал публиковать в издании «Посредник».

Основная его позиция заключалась в том, что христианское учение хорошее, а вот сам Иисус Христос как будто и не нужен. Именно поэтому он решил сделать свой собственный перевод Евангелия.

Вообще религиозные взгляды Толстого были крайне сложными и запутанными. Это была какая-то невероятная смесь христианства и буддизма, приправленная различными восточными верованиями.

В 1901 году вышло определение Святейшего Правительствующего Синода о графе Льве Толстом.

Это было постановление, в котором официально извещалось, что Лев Толстой более не является членом Православной церкви, так как его публично высказываемые убеждения несовместимы с таким членством.

Определение Священного Синода иногда ошибочно трактуют, как отлучение (анафема) Толстого от церкви.

Авторские права и конфликт с женой

В связи со своими новыми убеждениями, Лев Толстой хотел раздать все свои сбережения и отказаться от собственного имущества в пользу бедных. Однако его супруга, Софья Андреевна, выразила категорический протест в этом отношении.

В связи с этим в биографии Толстого наметился главный семейный кризис. Когда Софья Андреевна узнала, что ее муж публично отказался от авторских прав на все свои произведения (что, по сути, было их главным источником дохода), у них начались ожесточенные конфликты.

Из дневника Толстого:

«Не понимает она, и не понимают дети, расходуя деньги, что каждый , проживаемый ими и наживаемый книгами, есть страдание, позор мой. Позор пускай, но за что ослабление того действия, которое могла бы иметь проповедь истины».

Разумеется, понять жену Льва Николаевича несложно. Ведь у них было 9 детей, которых он, по большому счету, оставлял без средств к существованию.

Прагматичная, рациональная и деятельная Софья Андреевна не могла позволить этому произойти.

В конечном счете, Толстой составил формальное завещание, передав права младшей дочери, Александре Львовне, которая полностью сочувствовала его взглядам.

При этом к завещанию прилагалась объяснительная записка, что на самом деле тексты эти не должны стать чьей-то собственностью, а полномочия по наблюдению за процессами берёт на себя В.Г. Чертков – верный последователь и ученик Толстого, который должен был забрать все сочинения писателя, вплоть до черновиков.

Позднее творчество Толстого

Поздние произведения Толстого представляли собой реалистичную беллетристику, а также рассказы, наполненные нравственным содержанием.

В 1886 г. появляется одна из самых знаменитых толстовских повестей – «Смерть Ивана Ильича».

Ее главный персонаж осознает, что большую часть своей жизни он потратил впустую, и осознание пришло слишком поздно.

В 1898 г. Лев Николаевич написал не менее известное произведение «Отец Сергий». В нем он подвергал критике собственные убеждения, появившиеся у него после своего духовного перерождения.

Остальные работы посвящены теме искусства. К ним относится пьеса «Живой труп» (1890) и гениальная повесть «Хаджи-Мурат» (1904).

В 1903 г. Толстой написал маленький рассказ, который называется «После бала». Он был опубликован лишь в 1911 г., после смерти писателя.

Последние годы жизни

Последние годы своей биографии, Лев Толстой был больше известен, как религиозный лидер и нравственный авторитет. Его мысли были направлены на то, чтобы оказывать сопротивление злу ненасильственным методом.

Еще при жизни Толстой стал кумиром для большинства . Однако, несмотря на все свои достижения, в его семейной жизни были серьезные изъяны, которые особенно обострились к старости.


Лев Толстой с внуками

Супруга литератора, Софья Андреевна, не соглашалась с взглядами мужа и испытывала неприязнь к некоторым его последователям, которые часто приезжали в Ясную Поляну.

Она говорила: «Как можно любить человечество, и ненавидеть тех, кто рядом с тобой».

Все это не могло продолжаться долго.

Осенью 1910 года Толстой в сопровождении только своего врача Д.П. Маковицкого навсегда покидает Ясную Поляну. При этом у него не было никакого определенного плана действий.

Смерть Толстого

Однако по дороге Л. Н. Толстой почувствовал себя плохо. Сначала он простудился, а потом болезнь обернулась воспалением лёгких, в связи с чем пришлось прервать поездку и вынести больного Льва Николаевича из поезда на первой большой станции рядом с населённым пунктом.

Этой станцией была Астапово (ныне Лев Толстой, Липецкая область).

Слух о болезни писателя моментально распространилась на всю окрестность и далеко за ее пределами. Шесть врачей тщетно пытались спасти великого старца: болезнь неумолимо прогрессировала.

7 ноября 1910 года Лев Николаевич Толстой скончался в возрасте 83 лет. Его похоронили в Ясной Поляне.

«Душевно сожалею о кончине великого писателя, воплотившего во время расцвета своего дарования в творениях своих образы одной из славных годин русской жизни. Господь Бог да будет ему милосердный судья».

Если вам понравилась биография Льва Толстого, поделитесь ею в социальных сетях.

Если же вы вообще любите биографии великих людей и просто обо всем – подписывайтесь на сайт I nteresnye F akty.org любым удобным способом. С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку.

Лев Николаевич Толстой - выдающийся писатель в русской литературе, а также педагог, общественный деятель и публицист. Невозможно в двух строчках описать, в чем заключается его творчество, ведь каждое произведение поразительно масштабно и отражает в себе личность писателя. Мировоззрение Льва Николаевича очень противоречиво, и в течение всей жизни оно претерпевает серьезные изменения, что, естественно отразиться на всех произведениях.

Мысль о том, что все люди духовно связаны с окружающем миром не покинет его до конца жизни.

Произведения Толстого несут в себе нравственную проблематику, где объектами познания являются внутренние миры и духовные составляющие людей. Бесспорно, каждого поразит то, насколько реалистичны события, действия, поведение людей, а также то как подробен и точен анализ всего описанного. Особый акцент писателя в творчестве - это раскрытие внутреннего становления разных личностей, а одна из кардинальных идей-это, конечно, нравственное совершенствование. Важной составляющей произведений великого писателя также является «диалектика души», то есть литературное описание внутреннего мира героев с детальным описанием в развитии и движении. Это принцип точно отражает толстовский реализм во многих произведения: «Детство», «Отрочество», «Юность», а также в более объемных, таких, как «Анна Каренина», «Война и мир», «Воскресенье». Те герои, которые для писателя любимые, будут изображены в постоянном духовном развитии, чего нельзя сказать о нелюбимых.

Стоит отметить особую чуткость Л. Н. Толстого к движению истории. В «Севастопольских рассказах» и «Войне и мире» нельзя не отметить, что в писателе проявляется патриотическое сознание. «Война и мир» - это не только роман, это историческая хроника, отражение действительности той эпохи во всех красках. «Историческая эпопея» - это самое близкий жанр, который выделили исследователи. Эта эпопея содержит описание не только всего народа, но и его движение во времени, в истории. Именно здесь нам открывается еще одна сторона творчества Толстого:» мысль народная». Многие пониманию под народом что-то обычное, у писателя же это люди, как носители нравственных и социально-значимых качеств. Это и крестьяне, и мужики, и дворяне, и офицеры. Конкретно в романе «Война и мир» «мысль народная» напрямую связана с представлениями писателя о смысле существования.

Отпечаток Л. Н. Толстого в русской литературе весьма существенен. Такие произведения, как «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение» были хорошо восприняты публикой и многими критиками ХIX-XX веков. По сей день они остаются нашими ценнейшими сокровищами и достоянием литературы.

Тем не менее, были и те, кто не смог понять содержание творчества выдающегося писателя. Наверное, потому что вопросы и проблемы, затронутые в произведениях, слишком серьезны и масштабны для каждого из нас, а потому для того, чтоб осознать значимость каждой строчки Толстого требуется время, много времени.

Сочинение

В творчестве Толстого полно сказались те национальные черты русской литературы, на которых основана ее всемирная слава: трезвая правдивость художественного отражения жизни, патриотическое чувство, прямота и бесстрашие в постановке социальных вопросов, беспощадное обличение эксплуататоров, страстная защита угнетенных, чувство уважения к трудовому народу.

Толстой выдвинул новые принципы изображения человека в литературе. Он нашел оригинальные способы передачи внутреннего мира человека во всей его сложности, в противоречивом, диалектическом развитии. Толстой придавал громадное значение стихийным, эмоциональным началам в психике человека, но это вовсе не означало умаления разума. Напротив, стремление к добру, истине, справедливости - важнейшие проявления именно сферы сознания. Чистота нравственного чувства, отмеченная еще Чернышевским, находится у Толстого в неразрывной связи с тончайшим анализом «диалектики души» человека.

Большим художественным достижением Толстого-реалиста было глубокое постижение им «текучести», подвижности человеческой натуры (люди как реки…»). Его привлекали не только законченные, уже сформировавшиеся характеры, но и герои, не останавливающиеся в своем развитии, способные к нравственным кризисам, духовному возрождению. Преодолевая рационалистическое объяснение человеческого характера, Толстой не соглашался с мыслью о непреодолимом влиянии среды на человека. Великий художник всячески стремился пробудить самосознание людей. И не случайно любимые его герои так настойчиво искали самостоятельные ответы на самые важные, самые насущные вопросы о смысле жизни, о цели человеческого существования. Писатель был убежден, что человек должен сам нести нравственную ответственность за свои поступки, за всю свою жизнь. И вполне закономерно растущее сопротивление его героев тем обстоятельствам, которые препятствуют наиболее полному проявлению их духовной сущности.

Реализм Толстого, основанный на творческом использовании лучших традиций русской класической литературы, оказал громадное воздействие на процесс ее дальнейшего развития. Младшие современники Толстого - Чехов, Гаршин, Мамин-Сибиряк, Короленко, Куприн, Бунин, Максим Горький не могли пройти мимо художественных достижений Толстого. Следуя за своим гениальным предшественником, косвенно или даже прямо полемизируя с ним, они ясно отдавали себе отчет в том, что дальнейшее развитие литературы невозможно без учета и использования того, что сделал автор «Войны и мира» и «Смерти Ивана Ильича».

Толстой выдвинул важнейшее методологическое положение, объясняя суть и причины мирового значения гениального русского писателя:

* «…Л. Толстой сумел поставить в своих произведениях столько великих вопросов, сумел подняться до такой художественной силы, что его произведения заняли одно из первых мест в мировой художественной литературе» .

Именно поэтому творчество Толстого оказывает благотворное воздействие на развитие мировой культуры. Выдающиеся зарубежные писатели Р. Роллан, Ф. Мориак, Р. Мартен дю Гар (Франция), Т. Драйзер, Э. Хемингуэи, Т. Вулф (США), Б. Шоу, Дж. Голсуорси (Англия), А. Стринберг и А. Лундквист (Швеция), М. Садовяну (Румыния), Э. Ожешко, Б. Прус, Я. Ивашкевич (Польша), И. Вазов (Болгария), М. Пуйманова (Чехословакия), писатели Индии, Японии, Китая, Африки, Латинской Америки - все признавали громадный литературный и нравственный авторитет гениального представителя русской литературы, отмечали первостепенное значение его художественных открытий в мировом литературном процессе.

В литературе традиции Толстого широко используются, начиная с первых шагов ее формирования и на всех последующих этапах ее развития. Обращение к бесценному опыту Толстого способствует постановке в новейшей литературе острых проблем нравственности, разработке «вечных вопросов» о смысле жизни, месте человека в обществе, о его моральной ответственности за себя и за все, что совершается в мире. Как писал Л. Леонов, «все в нашей духовной жизни содержит след его творческого наследия.

Велико значение Толстого в развитии литератур всех народов нашей страны. Творчество русского классика способствовало демократизации национальных литератур. Художественный опыт Толстого помогал многим писателям воспринимать мир в его кричащих противоречиях, усиливал их обличительный пафос. Произведения великого писателя стали школой гуманизма, правдивости, высокого мастерства и гражданской ответственности. Толстой сыграл важную роль в истории русско-украинских культурных связей. Он искренне сочувствовал страданиям украинского народа, с возмущением писал о жестоких репрессиях царского правительства против участников крестьянских волнений в Харьковской и Полтавской губерниях. В ряде его произведений с большой симпатией нарисованы образы украинских крестьян, рядовых солдат. Как и многие другие русские писатели, Толстой с большим уважением относился к истории украинского народа, его культуре, народным песням, языку.

Толстой был знаком с поэзией Шевченко. Среди его произведений он особенно ценил поэму «Наймичка», в которой русского писателя особенно поразила разработка вечной темы - самоотверженной материнской любви. Шевченко также знал ранние произведения Толстого, с одобрением отзывался о его педагогической деятельности. Эта деятельность интересовала также и Марко Вов-чок, которая была знакома с Толстым.

Среди деятелей украинской культуры наибольшее внимание Толстого привлек Григорий Сковорода, которого он называл мудрецом. Ему было близко учение украинского философа о самоусовершенствовании, его простота, презрение к мирским благам, богатству, роскоши. Л. Толстой встречался с выдающимися представителями украинского театрального искусства - М. Заньковецкой, М. Кропивницким и высоко ценил их актерское мастерство.

Вокруг истолкования творчества Толстого в украинской дооктябрьской литературе и журналистике шла напряженная борьба. Буржуазно-националистическая критика предпринимала попытки принизить значение критического реализма Толстого, поставить под сомнение ценность его наследия для украинской литературы или выделить в его произведениях преимущественно религиозные мотивы. Эти тенденции резко критиковал Франко в статье «Щиристь тону щиршть переконань» (1905).

Как показано в исследованиях многих литературоведов (И. Я. Заславского, Н. Е. Крутиковой, В. Ф. Осмоловского, М. М. Пархоменко, А. А. Сахалтуева, Ю. 3. Янковского и др.), творчество Толстого помогло украинским писателям демократического лагеря углубить реалистическое понимание действительности, понять общественные конфликты эпохи. Под воздействием великого русского писателя в украинской литературе укреплялось психологическое направление в реализме, усваивались принципы анализа «диалектики души», обогащалось представление о сложных связях человека и общества.

Для восприятия важнейших творческих уроков Толстого нужна была соответствующая почва. Она уже существовала в последней трети XIX в., когда в результате внутреннего развития украинская литература достигла больших идейно-творческих достижений. В этих условиях художественные открытия Л. Толстого приобретали для украинских писателей огромную притягательность. Творчески воспринятый опыт Толстого не только не отрывал их от прогрессивных национальных традиций, но, напротив, нередко способствовал более вдумчивому обращению к этим традициям, к глубокому изучению жизни своего народа, к органическому сочетанию эпического размаха и пристального внимания к судьбам отдельных людей.

В популяризации Л. Толстого очень большую роль сыграл И. Я. Франко. Он издал на Западной Украине ряд произведений классика русской литературы («Смерть Ивана Ильича», «Севастопольские рассказы», «Казаки», «Воскресение»), посвятил ему несколько литературно-критических статей. Не все конкретные суждения Франко были справедливы. Порою он, борясь с толстовской проповедью непротивления злу насилием, с призывами к всепрощению, не замечал той «мысли народной», которая определяла пафос многих произведений гениального писателя и прежде всего роман «Война и мир», явно недооцененный Франко. Но в общей оценке реализма Толстого, в суждениях о ряде его произведений украинский писатель проявил большую проницательность. Непримиримо отвергая реакционные тенденции в философских взглядах Толстого, Франко подчеркивал мировое значение его творчества.