Красота глаз Очки Россия

Поступки молчалина в комедии горе от ума. Характеристика Молчалина в «Горе от ума» (с цитатами)

Эпитеты, которыми награждают Алексея Молчалина, – льстец, подхалим и бессердечный проходимец. Антигерой комедии «Горе от ума» предстает перед читателями поистине гротескной фигурой, описание которой полно саркастических клише. И по закону жанра неприятный тип, похитивший сердце наивной девушки, будет разоблачен. Увы, подобный сюжет чаще всего возможен только в пьесах.

История создания

Молчалин – колоритный и яркий персонаж, с помощью которого обличил типичное светское общество времен крепостного права. Первые наброски комедии «Горе от ума» писатель создал еще в 1820 году.

Результаты работы, продолжавшейся в течение четырех лет, не удовлетворили автора. В 1824 году Грибоедов во время редакции получившегося произведения частично переписывает характер Молчалина. Писатель добавляет в комедию финальные сцены, тем самым изобличая секретаря перед остальными персонажами.

Первые попытки опубликовать «Горе от ума» состоялись в декабре того же года. Увы, цензура смягчила реплики героев, пригладив остросоциальные вопросы, которые затронул Грибоедов. К примеру, фразу Молчалина «Ведь надобно зависеть от других» заменили на «Ведь надобно других иметь в виду».

Комедию, не отягощенную правками цензора, выпустили в печать только в 1831 году, при этом пьеса специально переводилась на немецкий язык. Русскоязычный вариант стихотворного произведения появился в Москве в 1833 году.


Критические замечания о пьесе, в основном, затрагивали противостояние и Молчалина. Несмотря на многочисленные порицания секретаря, жизненные ценности героя понятны и соответствуют духу времени. Это тонко подметил :

«Чацкий говорит о Молчалине, что он прежде был так глуп, что он жалчайшее созданье. Молчалин принял себе за правило: умеренность и аккуратность. Давайте спросим: что же тут глупого и смешного?»

«Горе от ума»

Сюжет комедии Александра Грибоедова развивается на территории имения помещика . Хозяйство пожилого человека давно налажено, в рабочих моментах мужчине помогает секретарь, полное имя которого Алексей Степанович Молчалин.


Мужчина живет в доме работодателя, поэтому с легкостью завязывает отношения с Софьей Фамусовой. Молодые люди много времени проводят наедине, общаясь на личные темы. Биография Молчалина подвергается крутым переменам, когда на родину возвращается Чацкий.

Мужчины с первых минут невзлюбили друг друга. Чацкий намерен разобраться в причинах странного поведения возлюбленной. Молчалин напуган, что тайный роман раскроется. Секретарь не желает терять выгодное место, но возможность стать зятем обеспеченного аристократа слишком соблазнительна.


Сама же девушка давно потеряла интерес к Чацкому и с трудом сдерживается, чтобы не раскрыть свою тайну. Когда Молчалин падает с лошади, младшая Фамусова не справляется с эмоциями. Окружающие начинают подозревать, что между героями существует тайная связь.

Высмеяв взгляды секретаря на жизнь, Чацкий навлекает на себя гнев девушки. Взаимоотношения людей окружают сплетни, интриги и классовые предрассудки. Сытая жизнь Молчалина заканчивается в момент, когда поддавшись чувству, секретарь распускает руки и признается в коварных планах служанке Лизе.


Интимный разговор и неприятные высказывания слышат сама Софья и рассерженный Чацкий. В этот момент социальные проблемы российских чиновников и любовная драма смешиваются воедино. Молчалин изгнан из богатого дома, а его соперник с горечью заключает:

«Молчалины блаженствуют на свете!»

Образ и характер

Споры о том, жалок или страшен Молчалин, не утихают среди ценителей классической литературы. Цитатная характеристика персонажа расставит все на свои места, ведь Грибоедов выразил отношение к персонажу через реплики самого Молчалина и людей, его окружающих.


Герой комедии вырос в Твери и перебрался в Москву уже в зрелом возрасте. Молодой человек беден, вырос в семье мещан. Его отец тоже работал в услужении, поэтому Молчалин с детства привык пресмыкаться перед сильными мира сего:

«Мне завещал отец: во-первых, угождать всем людям без изъятья – хозяину, где доведется жить, начальнику, с кем буду я служить».

Секретарь следует заветам отца, поэтому с легкостью и комфортом устраивается в доме Фамусова. Официально молодой человек числится в «архивах», но на самом деле, выполняет обязанности личного помощника помещика. За время службы мужчина успел получить три награды, которыми Молчалин хвастливо гордится.


Иллюстрация к комедии "Горе от ума"

Частично характеристика секретаря раскрывается через внешность персонажа. Привлекательный молодой человек обладает стройной фигурой. Мужчина опрятно одевается и следит за собственными манерами:

«Услужлив, скромненький, в лице румянец есть...»

Костюм является для Алексея Степановича своеобразным способом добиться собственных целей в жизни. Скромный сюртук, цветной жилет и светлые панталоны помогает Молчалину продвинуться по карьерной лестнице. Ведь статус пресмыкающегося слуги позволяет добиться повышения быстрее. Да и тихому молодому человеку проще достичь благосклонности дочери начальника.


Образ скромного и замкнутого человека эксплуатируется Грибоедовым даже через фамилию героя. Так думает о неприятном герое Чацкий:

«Еще ли не сломил безмолвия печати? <...> А впрочем, он дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных».

Новые стороны характера Молчалина открываются в разрезе взаимоотношений секретаря с женщинами. Честолюбие заставляет мужчину ухаживать за Софьей, при этом интерес Алексей испытывает к служанке Лизе. Героя не смущает, что подобные поступки – признак лицемерия и двуличия. Ведь в борьбе аристократии и чиновничества хороши любые методы.


Недостойное поведение имеет последствия для жидкого и изворотливого человека. Алексей Степанович пойман с поличным, и различные увертки не спасут чинушу. Впрочем, даже после отлучения от богатого дома Молчалин с легкостью устроит собственную жизнь, ведь, как написал :

«Молчалин дьявольски умен, когда дело касается его личной выгоды».

Экранизации

В 2000 году вышла видеоверсия «Горе от ума», режиссером которой выступил . Пьеса вошла в 5 самых дорогих сценических проектов Москвы. Образ Молчалина воплотил актер .

Цитаты

«Частенько там мы покровительство находим, где не метим».
«Не повредила бы нам откровенность эта».
«Чего не сделаешь в угоду дочери такого человека».
«Ах, злые языки страшнее пистолета!»
«Не смею моего сужденья произнесть».

главный герой произведения.

С этой цитаты начинается, так называемый, " ", в котором отвечает на критику в свой адрес (действие 2, явление 5).

Слова Чацкого (действие 3, явление 22). рассказывает Софии (дочь ), о том, что его расстроило преклонение русской знати перед европейцами (французами). Чацкий приводит слова княжен, которые преклоняются перед Францией и французами.

Слова о том, что из-за его долгого отсутствия, его бывшая возлюбленная София, видимо влюбилась в другого (действие 2, явление 4). Чацкий и София (дочь ) раньше любили друг друга. Чацкий уехал в путешествие и когда вернулся через три года, София встретила его холодно. Из разговора с Фамусовым у Чацкого родилось подозрение, что София, за время их разлуки, полюбила другого.

:

София рассказывает Чацкому о том, как она ждала его, пока тот отсутствовал. На это Чацкий ответил этой фразой (действие I, явление 7).

Слова в разговоре с Софией (дочь ). Чацкий вернулся в Москву после длительного путешествия и навестил дом Фамусова. До разлуки Чацкий и София любили друг друга, но София встретила его холодно. Чацкий говорит Софие что он готов ради нее пойти хоть в огонь (действие 1, явление 7).

Возбудит малость их, и малость утишит. (д. 4, явл. 10):

Но этот обморок? беспамятство откуда?-

Нерв избалованность, причуда,

Возбудит малость их, и малость утишит

Слова Чацкого (действие 4, явление 14). выяснил что его возлюбленная София (дочь ) стала встречаться с низким человеком, секретарем ее отца - . устроил скандал и набросился с необоснованными упреками как на Софию, так и на Чацкого. Чацкий разочаровался в своей возлюбленной, раскритиковал порядки, сложившиеся у московской знати и решил уехать из Москвы, от людей, которые ему опостылили.

Вот наши строгие ценители и судьи! (д. 2, явл. 5):

Но должников не согласил к отсрочке:

Амуры и Зефиры все

Распроданы по одиночке!!!

Вот те, которые дожили до седин!

Вот уважать кого должны мы на безлюдьи!

Вот наши строгие ценители и судьи!

Слова из (действие 2, явление 5) в котором отвечает на критику в свой адрес . Чацкий говорит о том, что молодежи не на кого равняться.

Слова Чацкого (действие 3, явление 6). встретил в доме чиновника своего друга Платона Михайловича Горича. Его жена, Наталья Дмитриевна, жалуется на здоровье мужа. На что Чацкий советует поехать в деревню, чтобы поправить здоровье.

Слова , сказанные Софии (дочь ) про (действие I, явление 7). Чацкий презирает Молчалина, но уверен, что он сделает себе карьеру пресмыкаясь перед начальством. Выражение применено в значении - он далеко пойдет.

Слова (действие 2, явление 5), в ответ на слова и , что пожар 1812 года пошел Москве на пользу, так как было построено много новых домов. Чацкий говорит о том, что предрассудки аристократического общества остались, несмотря на то, что Москву застроили новыми домами.

Слова , который прервал льстивую и лживую речь своего знакомого Репетилова (действие 4, явление 4).

Слова , которые он произнес при первой встрече с Софией (дочь ), после его возвращения из длительного путешествия. До расставания Чацкий и София любили друг друга, но встретила София Чацкого холодно, так как за время их разлуки полюбила секретаря отца Молчалина (действие 1 явление 7).

Слова Чацкого (действие IV, явление 10). услышал, что его считают сумасшедшим. Кто-то распустил слух, что он сошел с ума. Чацкий очень расстроен и обескуражен этим обстоятельством и рассуждает о том, как нелепо формируется общественное мнение.

Слова в разговоре с Софией (дочь ). Чацкий вернулся в Москву из длительного путешествия (действие 1, явление 7).

Последние слова Чацкого (действие 4, явление 14). решил уехать из Москвы, от людей, которые ему опостылили.

Слова Чацкого, сказанные Молчалину (действие 3, явление 3). (секретарь ) спрашивает , почему тот не желает съездить с визитом к Татьяне Юрьевне, знакомой Чацкого, которая имеет важные связи у московской знати. Чацкий объясняет Молчалину, что он привык добиваться успеха сам, а не используя свои знакомства.

Слова (из ), обращенные к (действие 2, явление 5). Чацкий критикует глупое преклонение перед людьми в мундирах.

Слова Чацкого (действие 3, явление 22). говорит о том, как он страдает. Он любит Софию, дочь , а та, за время их разлуки, разлюбила Чацкого и влюбилась в секретаря Фамусова (). Московское общество раздражает Чацкого своими нравами.

Слова Чацкого, обращенные к Софии (действие 4, явление 13). ухаживает за бывшей возлюбленной — Софией (дочь ). Но потом неожиданно выясняется, что он тайком признался в любви и ее служанке Лизе.

На лбу написано: Театр и Маскерад. (д. 1 явл. 7):

"А наше солнышко? наш клад?

На лбу написано: Театр и Маскерад;

Дом зеленью раскрашен в виде рощи,

Сам толст, его артисты тощи."

Нам каждого признать велят историком и географом! (д. 1 явл. 7):

"В России, под великим штрафом,

Нам каждого признать велят

Историком и географом!"

Слова Чацкого, в ответ на слова Хлестовой про Загорецкого (действие 3, явление 10). Хлестова говорит про Загорецкого, который подарил ей слугу арапку. Затем она замечает, что тот "Лгунишка он, картежник, вор". На это и произносит эту фразу.

Слова Чацкого (действие 3, явление 22). рассказывает Софии (дочь ), о том, что его расстроило преклонение русской знати перед европейцами (французами).

Слова Чацкого (действие 3, явление 3). начинает догадываться, что София дочь ) влюблена в секретаря своего отца — . Он удивлен этим обстоятельством, так как считает Молчалина глупым и ничтожным человеком.

Слова Чацкого (действие 4, явление 10). услышал, что его считают сумасшедшим. Кто-то распустил слух, что он сошел с ума. Чацкий очень расстроен и обескуражен этим обстоятельством.

Певец зимой погоды летней. (д. 1 явл. 7):

"На бале, помните, открыли мы вдвоем

За ширмами, в одной из комнат посекретней,

Был спрятан человек и щелкал соловьем,

Певец зимой погоды летней."

Слова , который критикует образ жизни тех, кого ему ставят в пример (действие 2, явление 5). высказал свои взгляды и поставил в пример некоторых чиновников. не считает этих людей достойными и называет образ жизни людей круга и взглядов Фамусова, как "Прошедшего житья подлейшие черты".

Слова Чацкого (действие 3, явление 22). рассказывает Софии (дочь ) о «чужевластье мод», заставляющих русских людей перенимать европейскую одежду.

Слова в разговоре с (действие 2, явление 2). Фамусов рассказал о людях своего поколения. Чацкого поразило то, что пресмыкание перед начальством Фамусов превозносил как добродетель.

Спрашивает у как бы тот отнесся к тому, что если бы Чацкий женился на Софии, дочери Фамусова. Фамусов отвечает, что Чацкому надо бы устроиться на службу в государственное учреждение. На что Чацкий и ответил этой фразой (действие 2, явление 2).

Чацкий говорит Софье (действие I, явление 7) о том, что в свете принято говорить на французском языке. Но так как его хорошо знают немногие, то получается смесь языков французского с нижегородским.

Судьба любви - играть ей в жмурки. (д. 3 явл. 1):

"Молчалин прежде был так глуп!..

Жалчайшее созданье!

Уж разве поумнел?..

А тот - Хрипун, удавленник, фагот,

Созвездие маневров и мазурки!

Судьба любви, играть ей в жмурки,"

Слова Чацкого (действие 4, явление 10). увидел, что его возлюбленная София (дочь ) ищет . Чацкий решил спрятаться и выяснить, что происходит.

Слова в разговоре с Софией (дочь ), действие 1, явление 7. Чацкий, вернувшись из длительного путешествия, обнаружил, что София встретила его холодно (до разлуки молодые люди любили друг друга). Чацкий говорит о своем состоянии из-за этого.

Слова Чацкого, обращенные к Молчалину (действие 3, явление 3). (секретарь ) спрашивает , почему тот не преуспел в карьере. Чацкий отвечает этой фразой.

Числом поболее, ценою подешевле. (д. 1 явл. 7):

"Ах! к воспитанью перейдем.

Что нынче, так же, как издревле,

Хлопочут набирать учителей полки,

Числом поболее, ценою подешевле?

Не то, чтобы в науке далеки;

В России, под великим штрафом,

Нам каждого признать велят

Историком и географом!"

Слова , обращенные к Софии (дочь ), из их первого разговора после возвращения Чацкого из длительного путешествия в Москву (действие 1, явление 7).

Слова , которые он произнес при первой встрече с Софией (дочь ), после его возвращения из длительного путешествия. До расставания Чацкий и София любили друг друга (действие 1 явление 7).

Цитаты Фамусова

— один из ключевых героев произведения. Московский дворянин средней руки. Служит управляющим в казённом месте. Жена умерла вскоре после родов, оставив единственную дочь Софью. До событий комедии, Чацкий и Софья были влюблены друг в друга.

Слова Фамусова обращенные к Чацкому (действие 4, явление 14). неожиданно застал свою дочь Софию в компании с и набросился на них, считая, что они тайные любовники. Фамусов угрожает отправить дочь в деревню и требует от Чацкого не встречаться с ней.

Слова Фамусова (действие 1, явление 4). увидел свою дочь Софию в компании со своим секретарем . Фамусов недоволен тем, что его незамужняя дочь встречается с Молчалиным, так как хочет женить ее на богатом человеке со связями в обществе.

Слова Фамусова (действие 4, явление14). встретил свою дочь Софию в компании с . Фамусов набрасывается на них с руганью, считая их тайными любовниками.

Софья рассказала Фамусову странный сон, который ее напугал. Выслушав ее рассказ Фамусов отвечает этой фразой (действие1, явление 4).

Слова Фамусова обращенные к дочери Софии (действие 4, явление 14). неожиданно застал свою дочь Софию в компании с и набросился на них, считая, что они тайные любовники. Этой фразой он угрожает дочери отправить ее из Москвы в грушь (к тетке, в Саратов).

Слова Фамусова (действие 2, явление 5). расспрашивает о намерениях того жениться (Фамусов хочет выдать свою дочь Софию замуж за Скалозуба). Во время разговора Фамусов говорит этой фразой о том, что в Москве много достойных полковника невест.

Слова (действие 2, явление 3). Фамусов, узнав, что к нему прибыл в гости , говорит о слухах, что его дочь София, якобы, собирается замуж за полковника. Говоря о слухах он и применяет эту фразу.

Слова , в разговоре с . Чацкий вернулся в Москву после длительного путешествия и навестил дом Фамусова. Он заметил, что дочь Фамусова София похорошела. На что Фамусов ответил этими словами (действие 1, явление 9).

Слова Фамусова, обращенные к своей служанке Лизе. Лиза, чтобы разбудить хозяев, поставила стрелки часов так, чтобы они сыграли музыку. Фамусов догадался, что она специально подвела часы (действие 1 явление 2).

Слова Фамусова, обращенные к Чацкому (действие 2, явление 2). рассказал какие умные и хитрые люди его поколения. Заканчил свою речь Фамусов этой фразой.

Из ответа Фамусова на рассказ Софьи о странном сне, который ее напугал (действие 1, явление 4).

Слова , обращенные к дочери Софье (действие 1, явление 4). Губителями карманов и сердец Фамусов назвал французов, которые привезли в Россию модные вещички, развлекательную французскую литературу.

Слова Фамусова, обращенные к полковнику Скалозубу (действие 2, явление 5). рассказывает о своей военной службе и ее перспективах. Во время разговора желает этой фразой Скалозубу здоровья и продвижения по службе.

Слова Фамусова из разговора с полковником Скалозубом (действие 2, явление 5). говорит о гостеприимстве аристократии Москвы.

Слова Фамусова (действие 2, явление 5). расспрашивает о намерениях того жениться (Фамусов хочет выдать свою дочь Софию замуж за Скалозуба). Во время разговора Фамусов говорит этой фразой о том, что Москва лучший город и в Москве много достойных полковника невест.

Слова в разговоре с (действие 2, явление 3). Фамусов узнал, что к нему прибыл знатный гость . Фамусов говорит Чацкому об идеях, которые тот только что высказал в их разговоре. Чацкий критиковал сложившиеся у аристократии Москвы порядки. Эти идеи Фамусов и назвал завиральными.

Софья влюблена в небогатого секретаря Молчалина, но отец не одобряет их отношений. Софья рассказывает Фамусову свой сон, в котором был небогатый молодой человек. Во время ее рассказа Фамусов и произносит эту фразу (действие 1, явление 4).

Слова Фамусова (действие 2, явление 5) из разговора с полковником Скалозубом. говорит о традициях и порядках, сложившихся у аристократии Москвы. Этой фразой он заключает, что предствители московской аристократии значительно отличаются от других.

Фамусов хвалится тем, как правильно он воспитывал свою дочь Софью (действие 1, явление 4).

Слова , обращенные к своему секретарю Молчалину (действие 1, явление 4). Фамусов встретил утром в своем доме своего секретаря Молчалина вместе со своей дочерью Софьей. Он против их близких отношений.

(управляющий в казенном месте) рассказывает про то, что он на службу подбирает только родственников (действие 2, явление 5).

Слова Фамусова, который заигрывает со своей служанкой Лизой (действие 1 явление 2).

Слова Фамусова в разговоре с полковником Скалозубом (действие 2, явление 5). говорит о том, что у аристократии Москвы принято судить о детях по достоинствам и достижениям их родителей.

Молчалин предлагает Фамусову обсудить бумаги, на что Фамусов, отказываясь тратить на обсуждение время, отвечает этой фразой (действие 1, явление 4).

Слова Фамусова (действие 2, явление 5). говорит о любящих поспорить старичках.

Слова Фамусова, обращенные к Чацкому (действие 2, явление 2). говорит о требованиях, которые бы он предъявил к Чацкому, если бы тот решил жениться на его дочери Софии.

Слова Фамусова (действие III, явление 21). говорит о вреде обучения и учености.

Слова Фамусова (действие III, явление 21). с собеседниками обсуждают причины, из-за которых Чацкий сошел с ума. Хлёстова высказала предположение, что главная причина в том, что Чацкий злоупотреблял алкоголем. На это Фамусов замелил, что причина сумасшедствия Чацкого другая — ученье и ученость.

Слова об (действие 2, явление 2). Фамусов рассказал Чацкому о людях своего поколения. Чацкого поразило то, что пресмыкание перед начальством Фамусов превозносил как добродетель. Чацкий осудил это качество, на что Фамусов ответил этой фразой.

Фамусов рассуждает о своей дочери (София) и двух молодых людях, влюбленных в нее ( и ). Оба молодых человека не нравятся Фамусову, так как они не богаты и не знатны.

Слова Фамусова о богатых москвичах, в разговоре со слугой Петрушкой (действие 2, явление 1). с восхищением говорит слуге о достоинствах человека, на похороны которого он собрался.

Цитаты Софьи

Софья Павловна — дочь Фамусова.

Слова Софии в разговоре со служанкой Лизой (действие 1, явление 5). София обсуждает со своей служанкой Лизой, как ее отец (), встретил Софью с ее возлюбленным Молчалиным и остался недоволен этим. София любит молодого человека, но Молчалин не богат и отец против их сближения.

Слова Софии (дочь ). вернулся из длительного путешествия. До расставания Чацкий и София любили друг друга, но София встретила молодого человека холодно, так как полюбила секретаря своего отца Молчалина. Чацкий, заметив холодность Софии, спрашивает, влюблена ли она в кого-либо? На что та отвечает этой фразой (действ. 1, явл. 7).

Слова Софии в разговоре с Лизой (служанка в доме ) о том, что возможным женихом Софии может стать полковник Скалозуб (действие 1 явление 5).

Слова Софии (дочь ), действие 3, явление 1. старается выяснить, любит ли кого-либо София. Когда он заговорил о , София ответила этими словами, намекая на то, что не любит полковника.

Слова Софьи (действие 1, явление 3). Софья (дочь ) долгое время находилась вместе со своим возлюбленным Молчалиным. Лиза (служанка в доме Фамусова) сказала Софье, что они слишком долго были вместе. На это Софья и ответила этой фразой.

Слова Софьи, обращенные к служанке отца Лизе (действие 1, явление 5). Отец Софьи, застал ее с Молчалиным в своем доме. Фамусов недоволен сближением своей дочери с безродным Молчалиным. Фраза из разговора Софии с Лизой, после ухода Фамусова.

  • Да эдакий ли ум семейство осчастливит? (д. 3. явл. 1)
  • Делить со всяким можно смех (д. 1. явл. 5)
  • Подумаешь, как счастье своенравно! (д. 1. явл. 5)

Цитаты Молчалина

— секретарь Фамусова, живущий у него в доме. Молчалин ухаживает за Софией.

Слова Молчалина в разговоре с Чацким (действие 3, явление 3). (секретарь ) рассказывает , что он не высказывает своего мнения, так как пока его положение в обществе не является значительным (говорят о навыках письма известного чиновника Фомы Фомича).

“Молчалин за других себя забыть готов
Враг дерзости, – всегда застенчиво, несмело,
Ночь целую с кем можно так провесть!” Софья
“Бывало, песенок где новеньких тетрадь
Увидит, пристает: пожалуйте списать.
А впрочем, он дойдет до степеней известных,
Ведь нынче любят бессловесных” Чацкий
“Почему вы с барышней скромны, а с горничной повесы?” Лиза
“При батюшке три года служит,
Тот часто без толку сердит,
А он безмолвием своим обезоружит,
От доброты души простит.
И, между прочим,
Веселостей

Искать бы мог,
Ничуть: от старичков не ступит за порог;
Мы резвимся, хохочем,
Он с ними целый день засядет, рад не рад,
Играет…” Софья
“Чудеснейшего свойства
Он наконец: уступчив, скромен, тих.
В лице ни тени беспокойства
И на душе поступков никаких,
Чужих и вкривь и вкось не рубит…” Софья
“Услужлив, скромненький, в лице румянец есть” Чацкий
“Кто другой так мирно все уладит!
Там моську вовремя погладит,
Тут в пору карточку вотрет…” Чацкий
ВЫВОД: Молчалин – мелочный, двуличный и раболепный человек. Софья предпочитает это “жалкое создание” Чацкому. Если Чацкий – сын знатного московского дворянина и воспитывался он в его доме, то Молчалин – человек более низкого происхождения.

Он из милости “пригрет” Фамусовым, хотя, безусловно, ему “нужен”. Молчалин обладает многими деловыми качествами, достаточно образован. Его безмолвие отнюдь не глупость.

Не случайно Белинский писал, что “Молчалин дьявольски умен, когда дело касается его личной выводы”.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. Пьеса “Горе от ума” построена на конфликте одновременно личном и общественном. Общественный конфликт состоит в том, что главный герой не сходится во взглядах на жизнь с обществом. Личная же проблема героя – это неразделенная любовь. Он приезжает из-за границы в надежде увидеть возлюбленную и надеется на взаимность. Но, к сожалению, его место уже занял другой […]...
  2. Образ Софьи Павловны сложен. От природы она наделена хорошими качествами: умом, сильным и независимым характером. Она способна глубоко переживать и искренне любить. Для девушки из дворянского общества она получила хорошее образование и воспитание. Героиня увлекается чтением французской литературы. Фамусов, отец Софьи, говорит: Ей сна нет от французских книг, А мне от русских больно спится. Но, […]...
  3. “Но будь военный, будь он статский, Кто так чувствителен, и весел, и остер, Как Александр Андреич Чацкий!” Софья “…Он славно Пересмеять умеет всех; Болтает, шутит, мне забавно; Делить со всяким можно смех” Софья “Остер, умен, красноречив, В друзьях особенно счастлив, Вот об себе задумал он высоко” Софья “Не человек, змея!” Софья “Ах, боже мой! Он […]...
  4. С Алексеем Степановичем Молчалиным мы встречаемся в самом начале комедии А. С. Грибоедова ” Горе от ума “. О нем с иронией и даже презрением отзывается Чацкий: А впрочем, он дойдет до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных. И сразу же мы узнаем, что его любит Софья. Возникает вопрос: Что за Софья полюбила Молчалина? Она […]...
  5. Недавно мы прочитали на уроках литературы произведение А. С. Грибоедова Горе от ума. В нем грибоедов показал Москву в начале 18 века, а если точнее, То он показал противостояние между старым и новым веком. А главными героями этого произведениями были Чацкий, представляющий новый век, и Молчалин, являющийся типичными представителем старого века. Грибоедов сделал их совершенно […]...
  6. СКАЛОЗУБ “Куда как мил! И весело мне страх Выслушивать о фрунте и рядах; Он слова умного не выговорил сроду, – Мне все равно, что за него, что в воду” Софья “И золотой мешок, и метит в генералы” Лиза “Речист, но больно не хитер” Лиза “Известный человек, солидный И знаков тьму отличья нахватал; Не по летам […]...
  7. Чацкий и Молчалин герои комедии Грибоедова ” Горе от ума. Они абсолютно разные и по характеру, и по мировоззрению, и по положению в обществе. Молчалин – типичный представитель фамусовской эпохи, олицетворение чинопочитания, лжи, лести, эгоизма, самоунижения в корыстных целях. Чацкий абсолютно противоположен Молчалину. Многие стороны души Грибоедова отразились в образе Чацкого. Он истинный и страстный […]...
  8. Мне завещал отец: Во-первых, угождать всем людям без изъятья – Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была. А. С. Грибоедов “.. .Девушка сама не глупая предпочитает дурака умному человеку”, – так говорил о замысле своего произведения сам […]...
  9. Великая комедия А. С. Грибоедова, появившаяся в начале XIX века, открывает новый этап в развитии русской литературы. Созданные драматургом характеры имеют историко-литературное и общечеловеческое значение. Безусловная находка автора – образ Молчалина, вобравший в себя черты социально-психологического типа, которому на Руси суждена была, к сожалению, долгая жизнь. Тип этого героя, можно сказать, один из самых распространенных […]...
  10. Любовный конфликт комедии Александра Сергеевича Гри­боедова “Горе от ума” строится на взаимоотношениях четырех персонажей: Софьи, Чацкого, Молчалина и Лизы. В целом его можно охарактеризовать словами из стихотворения современ­ного поэта Александра Семеновича Кушнера: Друг милый, я люблю тебя, А ты его, а он другую… Чацкий любит Софью; Софья увлечена Молчалиным; Молчалин же добивается любви Лизы. Та […]...
  11. Д. И. Писарев – один из выдающихся литературных критиков 19 века. Его талант многообразен. В своих работах он охватывает все стороны современной ему российской действительности. Известно, что по своим политическим убеждениям Писарев относился к революционным демократам. Поэтому его взгляды, а, следовательно, и статьи связаны именно с этим политическим течением. В своей статье “Наши усыпители” критик […]...
  12. Какое место в системе персонажей занимает Со­фья? Почему она выбрала Молчалина? Чем можно объ­яснить ее озлобление против Чацкого, как характеризу­ет героиню поведение после разоблачения Молчалина? Молчалин в отношениях с Софьей выглядит откро­венно неприглядно. Он беден, невысокого чина, но уже оценен влиятельным Фамусовым как “деловой”. Тон­кий льстец, приспособленец, Молчалин обманывает Софью, подыгрывает чувствам девушки, не испытывая […]...
  13. В комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” про­тивопоставляются две идеологии, два мира, два века – “век нынешний” и “век минувший”. Про­грессивные взгляды и убеждения молодого дво­рянина Чацкого противопоставлены традициям и нравам дворянского общества Москвы. Собы­тия пьесы развиваются в доме крепостника Фа­мусова, в котором собрался весь “свет” москов­ского дворянства. Здесь перед нами проходят многочисленные персонажи, […]...
  14. Изображение “деловых людей” в комедиях А.С. Грибоедова и А.Н. Островского (образы Молчалина и Буланова) I. Вступление Воссоздавая сатирическую картину нравов дворянского общества, Грибоедов и Островский уделили заметное место образам “деловых людей”, т.е. тех, кто, преодолевая свое ми­зерное общественное положение, стремится сделать карьеру, подняться на верх социальной лестницы, не гнушаясь при этом никакими способами, не думая […]...
  15. В комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” поэт выводит образ Молчалина, значение которого не утратило своей актуальности и в наши дни. Черты подхалима, втихомолку с помощью неприкрытой откровенной лести выбивающегося в люди, первым подметил Н. В. Гоголь, а М. Е. Салтыков-Щедрин в присущей писателю гротескной манере изображает Молчалина чиновником с обагренными кровью руками, стремящимся […]...
  16. Бог с вами, остаюсь опять с моей загадкой. А. Грибоедов Комедия “Горе от ума” занимает исключительное место в русской литературе. Напряженный сюжет, стихотворная форма и сами стихи, которые мигом разлетелись на крылатые фразы, – все это делает комедию Грибоедова интереснейшим произведением. Созданная почти 180 лет назад, она по-прежнему продолжает поражать нас своими “вечными” характерами – […]...
  17. Создавая характер Молчалина, Грибоедов показал растлевающее влияние крепостническо-чиновничьей морали на развитие и поведение человека, зависимого от фамусовского общества. С детства Молчалина учили рабскому угодничеству перед сильными мира сего. Выполнение отцовского завета – всем угождать – помогло Молчалину и “награжденья брать, и весело пожить”. Что еще нужно было безродному чиновнику, коптевшему в захолустной Твери, откуда вытащил […]...
  18. Фигура Чацкого определяет конфликт комедии, обе ее сюжетные линии. В монологах и репликах Чацкого, во всех его поступках выразилось то, что важнее всего было и для будущих декабристов: дух вольности, свободной жизни, ощущение, что “вольнее всяких дышит”. Свобода личности – вот мотив времени и комедии А. С. Грибоедова. И свобода от обветшалых представлений о любви, […]...
  19. Сочинение по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”. Чацкий и Молчалин (Сравнительная характеристика). В произведении А. С. Грибоедова “Горе от ума” противопоставлены два героя А. А. Чацкий и А. С. Молчалин. Они разные по мировоззрению, отношению к службе и вышестоящим чинам. Так как комедия было написано в начале 19 века, автор затронул тему отношения […]...
  20. Замечательная комедия “Горе от ума” была написана в начале 19 века великим русским писателем – Грибоедовым. В этом произведении Грибоедов затрагивает важнейшие проблемы современности: политические, социально бытовые. Но основной конфликт комедии – взаимоотношений между старым и новым поколениями. Представители уходящей эпохи – лживые, лицемерные люди – составляют фамусовское общество. В этом обществе отрицательно относятся ко […]...
  21. Одним из величайших произведений первой половины XIX века является комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума”. В комедии автор поставил ряд важнейших проблем своего времени, которые и по сей день продолжают волновать человечество. Главный герой комедии Чацкий рассматривается как во взаимоотношениях с представителями фамусовского общества, так и с Софьей, которую он любит. Вот почему немаловажную […]...
  22. Комедия “Горе от ума”, написанная А. С. Грибоедовым, стала одним из самых ярких событий в литературе, при чем, не только в литературе начала девятнадцатого века. Главным персонажем этой сатирической комедии является персонаж Чацкого. Без этого образа, созданного Грибоедовым, как отмечают критики, не было бы самой комедии. Грибоедов был первым писателем, который человека – носителя высоких […]...
  23. Софья Павловна Фамусова – центральный женский персонаж комедии. Вокруг нее разворачиваются события. Софье 17 лет, ее воспитывал отец и старушка Розье. Мать она потеряла когда была совсем маленькой. Софья очень красива, умна, остроумна и сообразительна, но из-за чтения французких романов, она немного сентиментальна и романтична. Она старается жить по законам общества: в глазах других казаться […]...
  24. “Горе от ума” есть и картина нравов, и галерея живых типов…” – так охарактериховал пьесу И. Гончаров. Основу конфликта комедии А. С.Грибоедова “Горе от ума” составляет конфликт “века нынешнего” и “века минувшего”. К “веку минувшему” относятся Фамусов и его гости, к “веку нынешнему” Чацкий и несколько внесценических персонажей – князь Федор и брат Скалозуба. Чацкий […]...
  25. Благородный муж думает о должном. Низкий человек думает о том, что выгодно. Конфуций Комедия “Горе от ума” была завершена А. С. Грибоедовым к осени 1824 года. Произведение поставило писателя в один ряд с первыми поэтами страны. И действительно, нельзя поспорить с гениальностью этой комедии – в ней полностью раскрываются самые важные проблемы России XIX века. […]...
  26. Комедия “горе от ума”- одно из наиболее ярких произведений русской классической драмы. Мнения литераторов и критиков о героях произведения были самые разнообразные и противоречивые, в том числе том, к какому обществу относятся персонажи, но одним из самых сложных лиц комедии А. С. Грибоедова стала Софья Фамусова. Софья, на мой взгляд, лучший женский персонаж. В комедии […]...
  27. Сопоставляя поведение героев комедий Александра Сергеевича Грибоедова “Горе от ума” и Николая Васильевича Гоголя “Ревизор”, Молчалина и Хлестакова, можно заметить немало схожего в их общении с окружающими. И Ивана Александровича, и Алексея Степановича принимают не за тех, кем персонажи являются. Хлестаков говорит, что он высокопоставленное лицо (“Хотели…меня коллежским асессором сделать”, “…меня приняли за главнокомандующего”), хотя […]...
  28. Милон – один из положительных героев комедии “Недоросль”, введенный автором для создания контраста характеров с Простаковыми и Скотининым. Милон – офицер, которого во главе отряда солдат мы впервые встречаем в комедии в деревне Простаковых. Милон – человек образованный, благородный, ответственно исполняющий свои обязанности перед государством. При встрече со своим приятелем Правдиным (членом правления наместничества, отправленным […]...
  29. В комедии ” Горе от ума ” А. С. Грибоедова представлены образы московских дворян начала 19 века, когда в обществе наметился раскол между консервативным дворянством и теми, кто воспринял идеи декабризма. Основная тема произведения – противоборство “века нынешнего” и “века минувшего”, болезненная и исторически закономерная смена старых дворянских идеалов новыми. Сторонники “века минувшего” в комедии […]...
  30. КОГО ПРЕДПОЧЛИ БЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ: ЧАЦКОГО ИЛИ МОЛЧАЛИНА? “Молчалины блаженствуют на свете”, – восклицает Чацкий, когда окончательно убеждается, что Софья предпочла ему этого неисправимого подхалима и лицемера. Но Чацкий был охвачен пламенным чувством, и его обида понятна. Современному же читателю, свободному от предвзятого отношения к изображаемым персонажам, вполне под силу объективно оценить и Чацкого, […]...
  31. В комедии “Горе от ума” О. С. Грибоедов изобразил картину быта и обычаев дворянской Москвы периода 1815- 1825 годов. Нельзя не заметить контраст в характерах, убеждениях, взглядах на жизнь героев комедии. Чацкий и Молчалин находятся по разные стороны барьера моральных ценностей, и каждый из них символизирует образ части дворянства в свое время. Молчалин – человек […]...
  32. Герой Краткая характеристика Павел Афанасьевич Фамусов Фамилия “Фамусов” проис­ходит от латинского слова “фама”, что значит “молва”: этим Грибоедов хотел под­черкнуть, что Фамусов боится молвы, общественного мне­ния, но с другой стороны, в корне слова “Фамусов” есть корень латинского слова “фамосус” – знаменитый, известный Алексей Степанович Молчалин Сергей Сергеевич Скалозуб Полковник. Лиза: “И золотой мешок, и метит […]...
  33. Образ Лужина Роман “Преступление и наказание” был задуман Достоевским еще на каторге. Тогда он назывался “Пьяненькие”, но постепенно замысел романа трансформировался в “психологический отчет одного преступления”. Достоевский в своем романе изображает столкновение теории с логикой жизни. По мнению писателя, живой жизненный процесс, то есть логика жизни, всегда опровергает, делает несостоятельной любую теорию – и самую […]...
  34. Левин о Кити: “Когда он думал о ней, он мог себе живо представить ее всю, в особенности прелесть этой, с выражением детской ясности и доброты, небольшой белокурой головки, так свободно поставленной на статных девичьих плечах. Детскость выражения ее лица в соединении с тонкой красотою стана составляли ее особенною прелесть, которую он хорошо помнил; но, что […]...
  35. Анализ явлений 10 – 15 четвертого действия комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”. Комедия была написана одним из умнейших людей девятнадцатого века. Она рассказывает о герое, вернувшемся в Москву в надежде найти самое прекрасное, бесценное в его жизни – юношескую любовь. Но неожиданно он не находит то, что искал. Чувства в Чацком, конечно, ни […]...
  36. Соня – главная героиня романа великого русского классика Федора Михайловича Достоевского. На страницах книги разворачивается история любви Сони и Родиона Раскольникова, главного героя романа. ”Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами”. Судьба наградила Сонину юность отцом-алкоголиком, больной истеричной мачехой и тремя сводными братьями и […]...
  37. ”А подать сюда Землянику!” О непередаваемом равнодушии к службе людей, состоящих на ней, Гоголь говорит посредством характеристики Земляники: “человека толстого, но плута тонкого”. Земляника отличается внушительной внешностью, а вот по характеру он плут и проныра, что и создает комический эффект. Будучи уклюжим и неповоротливым, он способен проскользнуть к счастливому финалу в любых неприятностях […]...
  38. Впервые Владимир Ленский появляется на страницах романа, когда возвращается из Германии, где он учился в престижном Геттингенском университете. Он очень хорош собой: ”С душою прямо геттингенской, Красавец, в полном цвете лет, Поклонник Канта и поэт”. Пылок и восторжен: ”Дух пылкий и довольно странный, Всегда восторженную речь И кудри черные до плеч”. […]...
  39. Характеры Чацкого и Молчалина противопоставлены друг другу. Чацкий, несомненно, главный герой комедии, потому что именно с его появлением начинают развиваться события в доме Фамусова. Чацкий по своему происхождению небогатый человек, но это для него не главное. Другие говорят о нем хорошо: “Кто так чувствителен и весел, и остер…”. Раньше он служил чиновником, но бросил службу, […]...
  40. В повести “Княжна Мери” Печорин говорит о себе: “Целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку”, “во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его”, “одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле… Одни скажут: он был добрый малый, другие […]...

В комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова представлены образы московских дворян начала 19 века, когда в обществе наметился раскол между консервативным дворянством и теми, кто воспринял идеи декабризма. Основная тема произведения – противоборство «века нынешнего» и «века минувшего», болезненная и исторически закономерная смена старых дворянских идеалов новыми. Сторонники «века минувшего» в комедии многочисленны. Это не только такие весомые и влиятельные в свете люди, как помещики-крепостники Фамусов и полковник Скалозуб, но и молодые дворяне, не имеющие высоких чинов и вынужденные «услуживать» влиятельным людям. Таков образ Молчалина в комедии «Горе от ума».

Молчалин – небогатый дворянин родом из Твери. Он живет в доме у Фамусова, который ему «дал чин асессора и взял в секретари». Молчалин является тайным любовником дочери Фамусова, но в зятьях отец Софьи видеть его не желает, ведь в Москве положено иметь зятя «с звездами и чинами». Этим стандартам Молчалин пока не соответствует. Однако очень ценно для фамусовского общества его стремление «услужить».

Благодаря этому умению Молчалин и получил должность секретаря Фамусова, ведь обычно на такие места берут только по протекции. Фамусов говорит: «При мне служащие чужие очень редки: все больше сестрины, свояченицы детки; один Молчалин мне не свой, и то затем, что деловой». Именно деловые качества, а не честь и достоинство, ценны в фамусовской среде.

В пьесе «Горе от ума» образ Молчалина полностью соответствует принятым стандартам поведения молодого дворянина в обществе. Он выслуживается и унижается перед влиятельными гостями в доме Фамусова, ведь они могут быть полезными в его продвижении по службе. Молчалин опускается до того, что принимается нахваливать гладкую шерстку собаки Хлёстовой. Он полагает, что, пока «в чинах мы небольших», «надобно зависеть от других». Именно поэтому Молчалин живет по принципу «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь».

Как и все в фамусовском обществе, в комедии «Горе от ума» Молчалин гордится своими успехами по службе и хвалится ими при каждом удобном случае: «По мере я трудов и сил, с тех пор, как числюсь по архивам, три награжденья получил». Молчалин преуспел и в налаживании связей с «нужными» людьми. Он часто бывает у княгини Татьяны Юрьевны, ведь «чиновные и должностные – все ей друзья и все родные», и даже осмеливается рекомендовать такую манеру поведения Чацкому.

Несмотря на то, что взгляды и ценности Молчалина полностью совпадают с идеалами консервативного дворянства, Молчалин способен причинить серьезный вред тому обществу, в котором он находится. Дочь Фамусова будет обманута именно этим человеком, поскольку он принимает вид ее любовника «по должности», то есть из выгоды.

Молчалин полностью открывает свое лицо при взаимодействии со служанкой Лизой, которую выражает симпатию. «Вы с барышней скромны, а с горничной повесы», – говорит она ему. Читателю становится понятно, что Молчалин вовсе не глупый скромник – он двуличный и опасный человек.

В сердце Молчалина нет ни любви, ни уважения к Софье. С одной стороны, он разыгрывает этот спектакль «в угоду дочери такого человека», а с другой – смертельно боится того, что его тайная связь с Софьей откроется. Молчалин очень труслив. Он боится испортить о себе мнение в обществе, ведь «злые языки страшнее пистолета». Даже Софья готова идти наперекор свету ради любви: «Что мне молва?!» Наверное, поэтому Молчалин не находит в браке с Софьей «ничего завидного».

Получается, что своей подлостью Молчалин причиняет вред даже тому обществу, порождением которого он является. Молчалин просто четко следует совету своего отца – «угождать всем людям без изъятья – хозяину, где доведется жить, начальнику, с кем буду я служить…»

Этот герой полностью соответствует идеалам «века минувшего», хотя принадлежит к молодому поколению дворян. Он умеет главное – приспосабливаться, а потому «Молчалины блаженствуют на свете».
Таким образом, Молчалин – порождение и достойное продолжение представителей консервативного дворянства. Он, как и это общество, дорожит лишь чинами и деньгами и только по этим меркам оценивает людей. Хитрость и двуличие этого героя – определяющие черты в характеристике Молчалина в комедии «Горе от ума». Потому Чацкий и утверждает, что Молчалин «дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных».

Проблема, которую поднимает Грибоедов в комедии «Горе от ума», остается актуальной и по сей день. Во все времена существовали Молчалины, которые не останавливались ни перед чем для достижения своих целей. Образ Молчалина будет оставаться живым для читателей до тех пор, пока во главу угла будут ставиться такие ценности, как богатство и положение в обществе, а не честь, совесть, человеческое достоинство и истинный патриотизм.

Характеристика героя, рассуждение о его взглядах и идеалах, описание взаимоотношений с другими персонажами – все эти аргументы помогут ученикам 9 класса при написании сочинения на тему образа Молчалина в комедии «Горе от ума»

Тест по произведению

«Молчалины блаженствуют на свете». Крылатая фраза живет и сегодня. В изменившихся условиях современного мира «Молчалиных» узнать и встретить несложно.

Образ и характеристика Молчалина в комедии «Горе от ума» поможет понять, какие черты не претерпели изменений, кто скрывается под маской двуличного скромника.

Молчалин и Фамусов

Алексей Степанович Молчалин – секретарь Фамусова, хозяина дома, в котором развиваются события комедии. Фамусов приютил бедного дворянина из Твери, дал ему чин асессора, устроил официально на службу в «Архивы». Молчалин немолод, взрослый мужчина («мы с вами не ребяты… ») доволен таким положением. Он числится на архивной службе, получает повышения, но не покидает дом Фамусова. В Алексее хозяин разглядел черты делового человека. Все остальные служивые в доме - родственники. Способность угодить становится основой характера Молчалина. Простой по происхождению, вероятно, выходец из семьи мещан, получив чин, Алексей приобрел право на потомственное дворянство. За 3 года службы он успел получить 3 награждения. Такой карьерный рост – показатель терпения и стремления мужчины подняться любыми путями как можно выше и быстрее.

Положительные черты характера

Грибоедов представляет реальные персонажи, поэтому в них есть положительные и отрицательные качества. Молчалин – не исключение.

Скромность. Не многие могут похвастаться умением общаться с людьми разного возраста и уровня образованности. На балу у Фамусова Молчалин выдерживает причуды и унижения сварливых старух, глупость пьяных гуляк, жеманство молодых дам.

Застенчивость и тактичность. Алексей, находясь рядом с дочерью хозяина, не проявляет наглых или резких действий. Он тактично терпит отношение Софии, умело скрывает свои истинные чувства.

Неразговорчивость. Умение молчать – это для многих недостижимое качество. От их болтовни устают. Здесь ситуация другая:

«он дойдет до степеней известных, /Ведь нынче любят бессловесных…».

Воспитанность и вежливость. Молчалин ведет себя корректно в разных ситуациях. Он легко приносит извинения, строит фразы так, чтобы не возникало желания его журить, ругать.

Умение дружить.

«Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел».

Мирно улаживает любые проблемы и споры, для других способен забыть про себя.

Спокойствие. Молчалина сложно вывести из себя. Он не высказывает нервозности, беспокойства даже в самых сложных ситуациях: утренняя встреча с хозяином, падение с лошади.

Отрицательные качества личности

Среди представителей высшего света Алексей Степанович застенчив и робок, но это только личина, маска. За ней скрываются черты, которые не красят мужчину:

Услужливость. Молчалин стремится угодить всем вокруг себя, надеясь произвести приятное впечатление, извлечь выгоду. Отец завещал ему угождать всем людям, но сын пошел дальше. Он пресмыкается не только перед людьми, но и перед животными хозяев. Цель такого поведения – добиться продвижения по службе и в личных отношениях.

Двуличность. Поведение мужчины меняется от ситуации и окружения. С кем общается по статусу, так себя и ведет. С графиней Хлёстовой любезен, с горничной – развязен.

Не умение любить. Молчалин выстраивает свои отношения ради выгоды. Он любит «по должности». О таком чувстве стало очень известно в современную эпоху, когда заводят романы для обмана и наживы. Секретарь умело играет роль влюбленного, покоряет умную и образованную девушку. Софья готова ради него пойти против молвы и мнения отца, но ответное чувство обманно.

Отсутствие собственного мнения. Молчалин ни разу не высказался. Он избрал тактику молчания, которая нравится окружающим. Постепенно потерял возможность иметь свои сужденья.