Красота глаз Очки Россия

Повесть об отцах краткое содержание. Забавные рассказы нины куратовой

Открытый урок литературы в 10 классе учителя русского языка и литературы МОУ «СОШ № 25 с углубленным изучением отдельных предметов имени В.А.Малышева» г.Сыктывкара

Куликовой Ирины Леонидовны

Тема: Проблема истинного гуманизма в «Повести об отцах» Н.Н.Куратовой.

От отеческой любви - к любви детей.


Оформление доски: портрет Н.Н.Куратовой, иллюстрации по теме «Отцы и дети».

Ярче всего в моей памяти запечатлелся образ отца,

его я любила больше всех на свете.

Н.Куратова «Повесть об отцах»

Ход урока

Цели:
    Познакомиться с личностью первой коми писательницы - прозаиком Н.Н.Куратовой. Начать знакомство с «Повестью об отцах». Выявить особенности характера Васьки-кузнеца и выяснить причины большой любви к нему не только родной дочери, но и чужих детей. Понять, в чем заключается истинный гуманизм и отеческая любовь.
Биография первой коми писательницы - прозаика Н.Н.Куратовой (презентация учащихся).Вывод учителя: Н.Куратова – первопроходец в коми прозе. Она беззаветно любит свой язык, родину и, конечно, свой коми народ. В каждом её произведении чувствуется органическая связь со своими героями.Одним из таких произведений является «Повесть об отцах», написанная в 1969 году. За создание этой повести Н.Куратова награждена Государственной премией имени И. А. Куратова.Вопрос учителя: -Какова композиция «Повести об отцах»? (Кольцевая композиция, рассказ ведется от имени родной дочери Василия-кузнеца Раи).Вопрос учителя: -О чем это произведение? (О драматической судьбе двух семей, живущих в коми деревне).Вопрос учителя: -Какие проблемы волнуют автора? (Ответы учащихся)Слайд №1 «Проблемы, поднятые в повести об отцах»
Семьи любви гуманизмаДолга верности отцов и детей
Слово учителя :Проблема взаимоотношения отцов и детей характерна для литературы. Перед нами произведение коми писательницы.-А в каких произведениях русской литературы поднимается эта проблема? (И.С.Тургенев «Отцы и дети», А.С.Пушкин «Станционный смотритель», Л.Н Толстой «Детство. Отрочество. Юность», «Война и мир» и др.)Вопрос учителя :-Какова центральная проблема повести? (Проблема истинного гуманизма)Вопрос учителя: В «Повести об отцах» героев немного. Кто они? (Учащиеся перечисляют героев: Василий-кузнец, Василий Ксенофонтович, Дарья, Мария, дети: Рая, Игорь, Лариса, Юрочка).
Вопрос учителя: Но всё-таки она названа «Повесть об отцах ». Почему?(Большее внимание сосредоточено на мужских характерах (Василии-кузнеце и Василии Ксенофонтовиче).Вопрос учителя: -Какой характер наиболее интересен? (Характер Василия-кузнеца).Слово учителя: именно так любил называть себя сам герой. В коми селах встречается обращение к взрослому человеку с прибавлением суффикса – К -. В русском языке обращение «Васька» имеет пренебрежительный оттенок, в коми-скорее ласкательный.Вопрос учителя: - Посмотрите фрагмент из кинофильма «Цыган».- Что общего заметили между героем кинофильма и героем «Повести об отцах» (внешность, род занятий)(Смуглые, рослые, широкоплечие иссиня-чёрные кудри; оба – кузнецы), Васька – кузнец в селе носит прозвище «цыган».- Обратите внимание, даже имена у героев одинаковые: Василий.Слайд №2 . Василий (греч.) – «царский, царственный». Он человек долга. Женившись, он безропотно разделит тяготы быта, не жалуясь на свою судьбу. Ответственность Василия возрастает после рождения ребёнка. Его привязанность к детям по силе чувства может быть сравнима с чувством матери.Вопрос учителя: - Соответствует ли характер героя определению его имени? В чём? (Любит дочь, жену, хороший семьянин, работящий).Вопрос учителя: - Что о своих чувствах к отцу спустя много лет рассказала его дочь Рая, от имени которой ведётся повествование? («Ярче всего в моей памяти запечатлелся образ отца, его я любила больше всего на свете», «я же бегала за ним как собачонка»)Вопрос учителя :- А отец? Как он относился к дочери? (и он платил ей той же любовью. Называл «синичка», «сильными руками кузнеца подхватывал он дочь и подбрасывал высоко-высоко, до самого неба»).Слово учителя: страницы повести убеждают нас: какое это счастье для девочки быть любимой в семье, а особенно любимой отцом.Вопрос учителя: - Что привлекает Раю в отце? (Весёлый нрав, доброе отношение к людям, общительность, трудолюбие, сила отца)Вопрос учителя: -Умеет ли Василий ценить людей? (Рассмотреть его отношения с Василием Ксенофонтовичем) (В Василии Ксенофонтовиче он видит широко образованного человека, просиживает с ним до полуночи, восхищаясь его знаниями, мечтает дочь выучить на учителя)Семья Василия – кузнеца-счастливая, дружная.Вопрос учителя :-Что, ребята, может разрушить счастье человека, искалечить судьбы на долгие годы?(«Война… Она налетела как вихрь, вымела из деревни всех взрослых мужчин, оставила одних женщин и детей»).Этими словами писательница перевёртывает новую страницу жизни своих героев.Василий- кузнец одним из первых ушёл на фронт.Сообщение учащегося «Василий-кузнец на фронте».
Вывод учителя: Василий-кузнец на фронте сохранил весёлый нрав, был в плену, бежал, никогда в письмах не жаловался на судьбу, сражался вместе с польскими партизанами против фашистских оккупантов. Не потерял бодрости духа, даже тогда когда лишился руки. И рай, и ад прошёл фронтовик, не сломался, выдержал, преодолел все препятствия.И снова дома солдат.Вопрос учителя: -О какой жизни он мечтал? (Ответы учащихся).-А какой она предстала перед ним?(Фронтовика встретили новые жизненные испытания: Дарья, его жена, вышла замуж).Вопрос учителя: -Перед каким нравственным выбором встал Василий-кузнец? (Ответы учащихся)Слайд №3

Нравственный выбор Васьки-кузнеца

Понять, простить жену, Упрекать жену в неверности, оставить в покое новую семью разрушить покой новой семьиВопрос учителя :-Какой выбор делает герой? И почему?Вопрос учителя: - Какие качества необходимы человеку, чтобы принять такое сложное решение? (Сильная любовь, человечность, умение прощать, понимать)Слово учителя: Встреча Васьки с Дарьей после долгой разлуки – это встреча двух любящих людей, умеющих понять друг друга (Прочитать отрывок «Бросилась я к отцу…»).Вопрос учителя: -Как в «Повести об отцах» показано отношение дочери к отцу в этот сложнейший момент жизни (Переживает, жалеет отца, надеется, что жить будут как прежде)- Оправдан ли внезапный отъезд отца? (Это стыд за содеянное (избил учителя Василия Ксенофонтовича), это не бегство от себя, это желание не мешать новой семье, которая создавалась во имя счастья детей).Слово учителя: Василий умеет терпеть, прощать, любить и ждать, он так и не научился жить ради личного благополучия.Вопрос учителя :-Так ли это? Приведите примеры.(Получив известие о смерти учителя Василия Ксенофонтовича, он, не задумываясь, возвращается на родину, чтобы помочь Дарье. Аргументы его просты: «Ты, говорит, синичка, у меня умница, сама зарабатываешь, проживёшь и без меня. А там три рта голодных. Матери нужно помочь». Когда не стало Дарьи, он берёт на себя ответственность быть отцом для совершенно чужих детей.)Вопрос учителя :-Кем стал Василий для неродных детей? (Родным отцом)-Почему вы так решили, ведь в «Повести об отцах» ничего не сказано о том, как Василий смог добиться любви неродных детей: Игоря, Ларисы и Юрочки?(Дети спешат к нему из-за тревожного сообщения о болезни отца, они заняты одной мыслью: «Нет, не должен…Нет,нет..Вылечим, не дадим умереть…).Вопрос учителя: -Что чувствуют дети к отцу?(Преданность, привязанность, любовь, без него они чувствуют себя сиротами)Учитель читает заключительные строки повести (слова сестры Анны).Слово учителя: вся жизнь этого человека, все его качества, гуманность говорят, что он настоящий отец.Работа со сравнительной таблицей «Истинный гуманизм в «Повести об отцах» Н.Куратовой» (Заранее дано задание: заполнить первую часть таблицы «Как вы понимаете смысл слово «гуманизм»?)
Как вы понимаете смысл слова «гуманизм»


Вопросы учителя: -Как вы понимаете слово «гуманизм»?-А в чём заключается истинный гуманизм? Что вы записали во вторую часть таблицы? Назовите нравственные качества Василия-кузнеца, позволившие ему достойно выйти из сложнейшей ситуации и завоевать любовь детей (учащиеся перечисляют эти качества)
Слайд №4 . Истинный гуманизм в «Повести об отцах» Н.Куратовой: доброта, любовь, отзывчивость, умение понять, умение прощать, огромное терпение, забота о ближнем, жизнь для других.
Вывод: Именно такие качества подразумевает Н.Куратова под истинным гуманизмом.Этими чертами наделен простой коми мужчина. Такие отцы очень нужны детям. Сила их любви воплотится в любовь и преданность к ним детей. Искренне хотелось бы, чтобы как можно больше девчонок и мальчишек, став взрослыми, сказали (см. эпиграф): «Ярче всего в моей памяти запечатлелся образ отца, его я любила больше всех на свете».

Родилась 17 февраля 1930 года в селе Кибра Сысольского района Коми автономной области (ныне - село Куратово Сысольского района Республики Коми). В 1946 году окончила среднюю школу в родном селе, в 1949 году - Сыктывкарское дошкольное педучилище № 2. Работала воспитательницей в детских домах. Пять лет жила в ГДР. В 1962 году переехала в город Сыктывкар. С 1971 года - литературный консультант Союза писателей Коми АССР.

В 1964 году Куратова написала свой первый рассказ «Аппассионата». Затем появились более значительные произведения - «Марьюшка» и «Повесть об отцах». Нина Куратова - первая женщина-писатель коми, обратившаяся к теме Великой Отечественной войны.

Один за другим выходят сборники рассказов и повестей народной писательницы: «Радейтана, муса» («Дорого, любимо», 1974), «Бобöнянь кöр» («Вкус цветущего клевера», 1980), «Горсть солнца» (1980), «Öтка пöтка» («Одинокая пташка», 1985), «Вöр гормöг» («Дикий перец», 1986). В центре внимания писательницы - женский характер, женские судьбы, проблема семейного счастья.

Н. Куратова пишет и для детей. Отдельными книгами выходили произведения: «Кöч гöснеч» («Подарок зайца», 1968), «Давайте знакомиться и дружить» (1984), «Грамотей Петя и спесивая Люба» (2005).

В настоящее время Н. Куратова активно работает, печатается в журналах.

Н. Н. Куратова - заслуженный работник культуры Коми АССР (1980), лауреат Государственной премии Коми АССР (1985-1987), Народный писатель Республики Коми (2001).

Художественные произведения

На коми языке

Куратова, Н. Н. Кöч гöснеч / Нина Никитична Куратова; серпасалiс М. П. Безносов. - Сыктывкар: Коми кн.изд-во, 1972. - 16 л.б. Пер. загл.: Зайкин гостинец: рассказы для детей дошк. возраста.

Куратова, Н. Н. Радейтана, муса: повесть, висьтъяс / Нина Никитична Куратова; серпасалiс Л. И. Потапов. - Сыктывкар: Коми кн. Изд-во, 1974. - 175, л. б. : серпас. Пер. загл.: Что любимо, мило: повесть, рассказы.

Рец.: Латышева, В. Олöмтö выль пöв он ов // Войвыв кодзув. 1975. № 2. Л. б. 55-56. Пер. загл.: Жизнь снова не проживёшь.

Куратова, Н. Н. Вайö тöдмасямöй: висьтъяс / Н. Н. Куратова; ред. Т. Н. Чукичев; серпасалic А. М. Гаранин. - Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1977. - 45, л. б. : серпас. Пер. загл.: Давайте знакомиться: рассказы.

Куратова, Н. Н. Бобöнянь кöр: повестьяс, висьтъяс / Нина Куратова; ред. В. А. Попов; рец. А. К. Микушев; серпасалic С. А. Добряков. - Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1983. - 211 л. б. - Пер. загл.: Вкус клевера: повести, рассказы.

Рец.: Андреев, А. Бобöнянь кöра олöм // Войвыв кодзув. 1980. № 8. Л. б. 39-40. Пер. загл.: Жизнь со вкусом клевера.

Куратова, Н. Н. Вöр гормöг: повестьяс, висьтъяс / Нина Никитична Куратова. - Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1989. - 160 л. б. - Пер. загл.: Дикий перец: повести, рассказы.

Куратова, Н. Н. Мишук быдмö лунысь лунö: посни челядьлы висьтъяс / Нина Никитична Куратова. - Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1991. - 12 л. б. - Пер. загл.: Миша растёт: рассказы для детей.

Куратова, Н. Н. Бобöяс тi бобöяс, нывкаяс да зонкаяс: кывбуpъяс, нöдкывъяс / Нина Никитична Куpатова; серпасалic А. Мошев. - Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1993. - 32 л. б. - Пер. загл.: Помощники: стихи, загадки.

Куратова, Н. Н. Аддзысьлам на тшук: повестьяс да висьтъяс / Нина Никитична Куратова. - Сыктывкар: Коми кн.изд-во, 1995. - 239 л.б. - Пер. загл.: Увидимся непременно: повести и рассказы.

Куратова, Н. Н. Кöнi узьлö шондi: Висьтъяс / Нина Никитична Куратова; серпасалiс Е. В.Сухарева. - Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1998. - 80 л. б. : ил. - Пер. загл.: Где спит солнышко: рассказы.

Куратова, Н. Н. Йöктiгтырйи тувччöмöй: висьтъяс, повесьт / Нина Никитична Куратова; ред. А. В. Тентюков; серпасалic В. А. Клейман. - Сыктывкар: Коми небöг лэдзанiн, 2002. - 293, л. б. : серпас. - Пер. загл.: Ступать, приплясывая: рассказы, повесть.

Куратова, Н. Н. Грамотей Петя да тшапунька Люба: кывбуръяс, висьтъяс, нöдкывъяс, ворсан-сьыланъяс / Нина Никитична Куратова; серпасалic А. В. Мошев; ред. П. И. Симпелев. - Сыктывкар: Коми небöг лэдзанiн, 2005. - 110, л. б. : серпас, ноты. - Пер. загл.: Грамотей Петя и спесивая Люба: стихи, рассказы, загадки, игровые песни.

Куратова, Н. Н. Менам дона сикöтш-ожерельеöй: повесьтъяс, висьтъяс, пьесаяс, олöмысь серпасторъяс / Нина Никитична Куратова; ред. В. И. Трошева; серпасалiс Г. Н. Шарипков. - Сыктывкар: Анбур, 2009. - 749 л. б. : серпас. Пер. загл.: Ожерелье моё драгоценное: повести, рассказы, пьесы, заметки.

На русском языке

Куратова, Н. Н. Повесть об отцах / Нина Никитична Куратова; пер. с коми В. Синайской // Плоты плывут: рассказы писателей Коми. - М.: Сов. Россия, 1972. - С. 334-352.

Куратова, Н. Н. Горсть солнца: повести, рассказы / Нина Никитична Куратова; пер. с коми. - Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1980. - 240 с. : ил.

Рец.: Мирошниченко, Н. Горсть солнца // Красное знамя. 1980. 8 нояб. ; Воронина, И. [Рец. на кн. «Горсть солнца»] // Литературное обозрение. 1981. № 9. С. 74. ; Микушев, А. Кто достоин счастья? // Север. 1982. № 5. С. 116-117.

Куратова, Н. Н. Вкус цветущего клевера: повести / Нина Никитична Куратова. - М. : Современник, 1982. - 304 с. : ил.

Куратова, Н. Н. Давайте знакомиться и дружить: повесть и рассказы / Нина Никитична Куратова; пер. с коми В. Путилина. - М.: Дет. лит., 1984. 96 с.

Куратова, Н. Н. Волчье лыко: повести и рассказы / Нина Никитична Куратова; пер. с коми. - М. : Современник, 1989. - 205 с. : ил.

Литература о Н. Н. Куратовой

О коми писательнице-прозаике Нине Никитичне Куратовой.

Торопов, И. Г. Нина Куратова / Иван Григорьевич Торопов // Молодёжь Севера. 1983. 24 апр., фото.

Давайте знакомиться и дружить. Нина Куратова - детям: [памятка для детей младшего возраста] / Коми респ. детская б-ка им. С. Я. Маршака справ.-библиогр. отд.; [сост. Л. Ф. Корнаухова]. - Сыктывкар: [б. и.], 1989 (РИО КРППО) . - 1 л., слож. втрое: ил.

Нина Куратова - первая коми писательница-прозаик: метод. указания к изучению творчества в школе / Коми РИПКРО]; [Е. Ф. Ганова]. - Сыктывкар: Коми РИПКРО, 1995. - 77, с.

Бурилова, Н. А. Нина Никитична Куратова / Н. А. Бурилова // Энциклопедический словарь школьника. Коми литература. Сыктывкар, 1995. С. 131-134.

Бурилова, Н. Нина Никитична Куратова / Н. Бурилова // Писатели Коми: библиограф. слов. Сыктывкар, 1996. Т. 1. С. 274-278.

Куратова Нина Никитична // Кто есть кто в Республике Коми. Сыктывкар, 1997. С. 94-95.

Ванеев, А. Куратова Нина Никитична / А. Ванеев // Республика Коми: энциклопедия. Сыктывкар, 1999. Т. 2. С. 176.

70 лет (1930 г., 17 февраля) со дня рождения Куратовой Нины Никитичны, коми писательницы // Календарь знаменательных и памятных дат Республики Коми на 2000 год. Сыктывкар, 1999. С. 9-10.

Бызова, В. Образы женщин / В. Бызова // Связь времён. Сыктывкар, 2000. С. 616.

О Нине Никитичне Куратовой и её творчестве.

Мартынов, В. И. Куратова Нина Никитична // Мартынов В. И. Литераторы земли Коми. Сыктывкар, 2000. С. 84-85.

Нина Никитична Куратова // Коми литература: 11-öд класслы велöдчан небöг. Сыктывкар, 2000. Л. б. 145-152.

О Нине Никитичне Куратовой и её творчестве.

Куратова, Н. Н. «Мед жö унджык лоö выль гижысьыс да лыддьысьысьыс» / Нина Никитична Куратова; интервьюер И. Белых // Йöлöга. 2001. № 37 (Сент.). Пер. загл.: «Пусть будет больше новых писателей и читателей».

Коми республикаса народнöй гижысь Нина Никитична Куратова / снимокыс С. Сухоруковлöн // Войвыв кодзув. 2001. № 12. 1 об. обл., цв. фото. Пер. загл.: Народный писатель Республики Коми Нина Никитична Куратова.

Указ Главы Республики Коми о присвоении коми писательнице почётного звания.

Куратова, Н. «Судьба каждой женщины - готовый роман» / Нина Куратова; подгот. Анна Сивкова // Республика. 2001. 27 сент., фот.

Воспоминания Народной писательницы Республики Коми о себе и семье родителей.

Куратова, Н. «Быд кыв меным - зарни» / Нина Куратова; интервьюер Анжелика Елфимова // Коми му. 2003. 15 февр. Пер. загл.: «Каждое слово для меня - золото».

Интервью с коми писательницей.

75 лет (1930 г., 17 февраля) со дня рождения Куратовой Нины Никитичны, народной писательницы Республики Коми // Календарь знаменательных и памятных дат Республики Коми на 2005 год. Сыктывкар, 2004. С. 15-16.

Краткая биографическая справка и список литературы.

О выставке «Женский портрет в интерьере эпохи. ХХ век» в Национальном музее Республики Коми, одной из героинь которой представлена Нина Куратова.

К 75-летию народной писательницы.

Куратова, Н. Н. Быдса олöм олöма / Н. Н. Куратова // Коми му. 2005. 17 февр. Пер. загл.: Целая жизнь прожита.

Куратова, Н. Н. Урок Сергея Михалкова не прошел даром для Нины Куратовой: беседа с писательницей / Н. Н. Куратова; записал Артур Артеев // Молодёжь Севера. 2005. 17 февр. С. 12.

Елина, И. Кебра сиктса ань / Ирина Елина // Знамя труда. 2005. 1 марта. Пер. загл.: Женщина из села Куратово.

Куратова, Н. Олöмыс тай велöдiс / Нина Куратова; подгот. Ганна Попова // Йöлöга. 2005. № 11. Л.б. 10-11. Пер. загл.: Жизнь научила.

Куратова Нина Никитична // Твои люди, Сысола. Сыктывкар, 2006. С. 41.

Краткая справка, фото.

Нина Куратова // Писатели земли Коми: комплект из 22 открыток. Сыктывкар, 2006. Ч. 1. 1 л.: портр. Текст парал. рус., коми.

Краткая справка, фото.

Куратова, Н. Н. «Вужтöгыс корйыд оз сяльöдчы» / Нина Никитична Куратова; интервьюер Н. Обрезкова // Арт. 2006. № 1. Л. б. 4-8, портр. Пер. загл.: Без корней листья не шелестят.

Интервью с коми писательницей.

Куратова, Н. Н. Чужан мулы бур вылö / Нина Никитична Куратова; интервьюер Иван Белых // Коми му. 2006. 24 янв. Пер. загл.: На благо родной земли.

Интервью с коми писательницей.

Головина, В. Н. Куратова Нина Никитична / В. Н. Головина // Литература Коми: слов. школьника. Сыктывкар, 2007. С. 143-144.

Краткая биографическая справка на коми языке.

Корнаухова, Л. Ф. Куратова Нина Никитична / Л. Ф. Корнаухова // Литература Коми: слов. школьника. Сыктывкар, 2007. С. 142-143.

Краткая биографическая справка на русском языке.

Куратова Нина Никитична // Лауреаты премий Правительства Республики Коми: биобиблиогр. справ. Сыктывкар, 2007. С. 150-151.

Нина Никитична Куратова // Лимерова, В. А. Коми литература: 7-öд класслы велöдчан да лыддьысян небöг. Сыктывкар, 2009. Л. б. 202.

Краткая биографическая справка.

Встречи с классиком: Нина Куратова была первой слушательницей михалковской «Анны-Ванны» // Молодёжь Севера. 2009. 10 сент. С. 13.: фото.

О встречах Нины Никитичны Куратовой с поэтом Сергеем Михалковым во время его визита в Коми АССР в 1939 г. и её визита в Москву в 1979 г.

Белых, И. Петас, вокъяс, шонді-й тан… / Иван Белых // Коми му. 2009. 7 июля. Пер. загл.: Верю, братцы, солнце здесь взойдёт…

О народной писательнице, выходце из рода первого коми поэта Ивана Куратова.

Куратова, Н. «Самая интересная книга - жизнь» / Нина Куратова; интервьюер Анна Сивкова // Республика. 2010. 19 февр. С. 12.

Интервью народной писательницы Республики Коми.

Электронные ресурсы

Мартынов, В. И. Куратова Нина Никитична [Электронный ресурс] / В. И. Мартынов // Литературная энциклопедия земли Коми / В. И. Мартынов. Сыктывкар, 2004. - Разд.: Персоналии. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

Краткая биографическая справка и библиотграфия.

«Шудторйöй, кодзулöй»: велöдчан отсöг / Коми Респ. нац. политика м-о; Йöзöс велöдан федеральнöй агентство; «Сыктывкарса канму университет» вылыс тшупöда уджсикасö велöдан государственнöй учреждение; сост.: Е. В. Остапова, Н. В. Остапов, В. А. Молчанова. - Сыктывкар: Изд-во Сыктывкар. ун-та, 2009. - Пер. загл.: «Счастье моё, звёздочка»: мультимедиа учеб. пособие.

Посвящено творчеству 12 писателей и поэтов Коми, в т.ч. Нине Куратовой.

Нина Никитична (Никитьевна) Куратова - первая профессиональная коми писательница, родилась 17 февраля 1930 года в селе Кибра (ныне село Куратово) Сысольского района Коми автономной области. В годы войны работала в колхозе, Куратовском детском доме. После окончания школы в 1946 году поступила учиться в Сыктывкарское педагогическое училище. С 1949 по 1951 год работала воспитателем в детских садах Серегово и Ухты, затем шесть лет жила с семьей в Германской Демократической Республике. После возвращения на родину снова поступила на педагогическую работу, была воспитательницей в детских садах Инты, Воркуты, Сыктывкара. С 1972 года - консультант в Союзе писателей Республики Коми. В 1978 году принята в Союз писателей СССР.

Путь Н. Н. Куратовой в литературе начался с сочинения стихов и сказок для юных воспитанников, а в 1972 году вышла ее первая книга - сборник рассказов для детей - «Кoч гoснеч» (Гостинец от зайца). В настоящее время на счету Нины Никитичны - сотни детских произведений, опубликованных на страницах журнала «Би кинь» и отдельными сборниками. Знаком всесоюзного признания Н. Куратовой как детской писательницы стала ее книга «Давайте знакомиться и дружить» (Москва, 1984), вышедшая в авторитетном издательстве «Детская литература».

Первое «взрослое» произведение Н. Н. Куратовой появилось в печати в 1964 году. Рассказ «Аппассионата» в журнале «Войвыв кодзув» (Северная звезда) познакомил читателей с автором новым, но уже обладающим собственной литературной манерой письма: исповедальностью повествования, выдвижением на первый план внутренних переживаний героев, вниманием к ценностям повседневной жизни человека. С особой силой эти общие для всего творчества Н. Н. Куратовой черты выразились в ее первой повести «Батьяс йылысь висьт» (Повесть об отцах, 1969), в которой тема войны раскрывается через драматическую коллизию личной судьбы героев, сумевших в экстремальной ситуации сохранить любовь и чистоту человеческих отношений.

Важным этапом в творчестве Н. Куратовой стали книги «Радейтана, муса» (Что любимо, мило, 1974) и «Бобoнянь кoр» (Вкус клевера, 1983). Автор утверждает в них простые, но необходимые для душевного «хозяйства» своего современника истины: что зло бессильно перед добром, что с людьми надо жить по-человечески, что семья - главная питательная почва, на которой произрастает людское счастье. Центральные персонажи большинства произведений в этих сборниках - женщины. Писательница соизмеряет поступки своих героинь с народными представлениями о женщине как хранительнице семьи, носительнице вековой житейской мудрости. Не случайно одну из ключевых героинь Н. Куратовой - бабушку Татьяну (повесть «Бобoнянь кoр») - окружающие считают «тoдысь», т. е. знающая, ведающая. Это же народное определение вполне применимо и к другим женским персонажам, таким как Марьюшка из одноименного рассказа, Галина из повести «Куим вожа тополь» (Тополь с тремя вершинами), Дарья из «Повести об отцах» и др. Их характеры раскрываются в разных драматических жизненных ситуациях, но всем им присуще обостренное стремление к добру, правде, красоте, и именно им доверено писательницей воспитание детей. В этом смысле произведения Н. Н. Куратовой можно отнести к особой категории произведений - так называемой литературе воспитания. Немало-важно, что в роли воспитываемых в произведениях Н. Н. Куратовой, как правило, выступают девочки. Эта особенность персонажного состава связана с авторской идеей, также основанной на народной мудрости: воспитывая мальчика, воспитываешь мужчину; воспитывая девочку, воспитываешь будущее народа.

Женщина несет ответственность за нравственный порядок в жизни - такова мысль писательницы, поэтому она внимательна к женским судьбам, но и особо взыскательна к своим героиням и далека от их идеализации. Тема оскудения женского начала в женщине стала главной в книге «Вoр гормoг» (Волчье лыко, 1989). Сказочно сильна и хороша в молодости Марья, героиня давшей название книге повести. Но рано осталась вдовой, в годы войны исправно трудилась за пустые трудодни в колхозе, а детей приучила варить самогон - не ради пьяного веселья, а ради куска хлеба в доме; только обернулось это дело бедой - дети стали пьяницами. Тип современной женщины, предпочитающей жить в пространстве личного комфорта, воссоздан Н. Н. Куратовой в образе Анны, героини повести с символическим названием «Oтка пoтка» (Птица-одиночка). Выросшая в городских условиях, она бросает мужа - сельского учителя и возвращается жить к родителям, не раздумывая над тем, что лишает сына отцовской любви. И дальше живет под родительским крылом, чтобы не тревожить себя семейными, чужими для нее заботами. Еще один тип современной женщины - подруга Анны Марго: работница торговли, выхоленная, одетая «в дефицит», который стал целью ее жизни, она смотрит на мир глазами лавочницы. Добытой вещью является и мужчина - ее муж, «угнанный» из другой семьи для престижа. Следующим звеном цепи является дочь Марго, подыскивающая себе обеспеченного и послушного мужа. Наряду с героинями, похожими на хищных птиц, осуждению подвергаются и герои-мужчины, безвольные и слабые. Есть в повести и другой ряд мужских персонажей - это воспитанный бабушкой сын Анны Виктор и его друг Ваня. Хорошие сыновья, они обладают и теми качествами, которые требует семейная жизнь от мужчины-отца. Тип мужчины-защитника, мужчины-опоры разрабатывается писательницей и в дальнейшем. Так, надежной путеводной звездой для героя повести «Урoдик кактус лэдзoма дзоридз» (Цветущий кактус), вошедшей в сборник «Аддзысьлам на тшук» (Увидимся непременно, 1995), является любовь: Егор Филиппович, Егорша, отдает много сил руководящей работе на шахте, но ясно осознает, что главным источником этих сил является любимая женщина, семья. Повесть содержит много подробностей из производственной жизни угольной шахты и в то же время очень лирична.

Одной из первых в коми литературе Н. Н. Куратова обратилась к теме «человек и государство». Неоправданность сталинских репрессий, равнодушие к человеку государства, объявившего своей целью счастье граждан, раскрывается писательницей в целом ряде произведений и особенно рельефно в повести «Сьoд синъяса томиник ныв» (Молоденькая девушка с черными глазами), героиня которой очутилась в лагере только за то, что не смогла бросить родных ей людей.

Герои Н. Н. Куратовой взрослеют вместе с ней. В произведениях, составивших ее книги «Йoктiгтырйи тувччoмoй» (Ступать, приплясывая, 2002), «Менам дона сикoтш-ожерельеoй» (Ожерелье мое драгоценное, 2009), повествование ведет человек, обладающий большим жизненным опытом. Связь поколений, которую нельзя потерять, - таков основной лейтмотив этих сборников.

Н. Н. Куратова - заслуженный работник культуры Республики Коми (1980), лауреат Государственной премии имени И. А. Куратова (1987), народный писатель Республики Коми (2001), заслуженный работник культуры Российской Федерации (2010).

Конспект урока

Тема урока: Проблема семьи, долга, любви в «Повести об отцах» Нины Куратовой и в рассказе К. Паустовского «Телеграмма».

Цели урока:

Познавательные:

— владеть коммуникативными умениями.

Развивающие: показать , как исполнена авторами гражданская и прозаическая миссия Нины Куратовой и К.Паустовского, как история страны преломляется и отражается в их героях;

Воспитательные :

— воспитание гражданской позиции у подростков, таких личностных качеств, как мужество, стойкость, любовь и верность семье в экстремальных ситуациях;

— выяснить, что такое истинный гуманизм в жизни каждого человека; что главное в жизни женщины: ее личное счастье или ее служение другим во имя счастья?

— способствовать формированию уважения к историческому прошлому страны, создание активной жизненной позиции.

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.

Вид урока: урок-знакомство с творческой биографией писательницы, анализ повести и рассказа.

Оборудование: мультимедийная установка, «Повесть об отцах», рассказ «Телеграмма», словарь С.И.Ожегова, использование регионального компонента.

Методические приёмы: сообщения учеников, анализ произведений, беседа, составление кластера..

Особенность роли учителя: урок-презентация с представленным в мультимедийной форме информационным материалом сопровождает как рассказ учителя, так и заранее подготовленных учеников ученика.

Словарная работа : гуманизм, экстремальная ситуация,

Ход урока.

    Краткая биография Н.Куратовой. (Презентация)

Сообщение подготовленных учеников.

2. Анализ произведений

Кто являются главными героями?

? Подумайте и скажите, в какие ситуации ставит своих героев Нина Куратова?

? Где развиваются события? Кто герои?

(в коми деревне, где «не гремят орудия, не летают фашистские бомбардировщики, не падают бомбы».

? Почему, на ваш взгляд, произведение названо «Повесть об отцах»?

(писательница больше времени сосредотачивает на мужских характерах, особенно интересен Васька-кузнец. В коми селах встречаются обращения к взрослому человеку с прибавлением суффикса «к». В русском языке обращение «Васька»- пренебрежение, уменьшительный оттенок, а коми- ласкательный).

? Какие проблемы поставлены в повести Н.Куратовой?

? На чем должны основываться человеческие взаимоотношения? Какие они в данной семье? (на взаимной любви и доверии. Рая. спустя много лет, признается себе, что она любила отца больше всех. С.71-72 текста

? Что это за семья?

(Она радостно готовит ужин, а отец степенно сидит за столом, следит за порхающей матерью. Шутки, смех, веселье — в свободные минуты. Отец играл на балалайке, пел).

Как складывались отношения с людьми? В чем видит писательница истоки этой дружбы?? Какими чертами характера наделила Куратова своих героев? Как показаны герои в экстремальных условиях?

(война… моральные страдания людей, причиняемых войной; похоронка на Василия-кузнеца, нет писем от учителя. Горе убило молодую женщину).

Расскажите о дальнейших событиях жизни.

Женщина-труженица. Какая она? (твердость характера, мужество, вера в собственные силы, доброта. Она заменила мать сиротам).

Составление кластера

? осудила ли свою мать Рая, ведь она была еще мала? (Поняла, не осудила мать за «измену» памяти отца, она знала, что учитель — хороший человек. Детским умом старается понять учителя. С.82 (зачитать).

? Сильны ли эти люди? Правильно ли они поступили?? Что принесла война героям произведения?

-Письмо с фронта Василия-кузнеца. Какие чувства проявились у этих людей?

(Нравственная чистота, чувство долга, мудрость женщины, знание характера мужа удержали Дарью от сообщения на фронт о втором замужестве. Удержала от неверного шага Дарья и Василия- учителя.

? О чем прежде всего думала женщина?

О счастье детей. Долг перед детьми, необходимость сохранения семи.

? А каким вернулся Василий-кузнец? Оказался ли он сильным, узнав правду?

С.87 -89 текста

? Какова концовка повести? Учитель умер, Василий в один день собрался и уехал, чтобы помочь Дарье.

? Стал ли родным отцом для детей учителя Василий-кузнец?

? Что хотела писательница показать в образе Василия- кузнеца?

? В чем заключается истинный гуманизм в жизни человека.? В чем своеобразие рассказа?

?А что ценит в людях К.Паустовский? Вспомните рассказ «Телеграмма», который мы с Вами уже читали, анализировали. Попробуем сравнить с «Повестью об отцах». Что сближает эти произведения? (тема: взаимоотношения детей и родителей)

Почему рассказ назван «Телеграмма», если речь идет о взаимоотношениях матери и взрослой дочери? Телеграмма… слово-то какое! В «Повести…» Рая, получив телеграмму: « Отец при смерти приезжай», спешит в родительский дом, «вылечим. выходим, не дадим умереть…», а Настя…?

— «Телеграмма». Их две. Какую из них имел в виду автор и почему?

Доброта. Какая она должна быть?

Настя . Она секретарь в союзе художников. У нее много работы, конкурсы, выставки. Даже письмо матери некогда прочитать. А мать ждет, надеется.

Чтение письма.

? Как Настя относится к своей работе?Как автор относится к Насте. (Он подчеркивает самолюбование Насти. Глаза — зеркало души человеческой.

Почему Настя почувствовала на себе насмешливый взгляд скульптуры Гоголя (олицетворение- художественный прием). А почему именно Гоголя?

Гоголь — сатирик, который легко угадывал человека. «А письмо-то в сумочке не распечатанное… Эх, ты, сорока!». И автор, и великий сатирик видят Настю изнутри, доброта ее показная, ненастоящая, не как у героев Нины Куратовой.

? От чего предостерегает нас К.Паустовский? Во что верит автор? (о т беспамятства, нелюбви. Когда мы забываем в суете повседневности о главном; верит автор в ее искреннее раскаяние и исправление, ведь Настя (греческое)-воскрешающая).

? Кого из героев рассказа можем назвать сердечным, душевным? (чувствуется симпатия и любовь автора к простым сельским жителям; это земля «любимая», родная для тех, кто здесь родился, рос, работал. И поэтому она разделяет их скорбь)

? Потеряна ли связь времен и поколений в рассказе? (да, любя искусство, служа ему, Настя могла бы сделать многое для увековечивания памяти своего дедеушки, и тогда бы связь времени и поколений не прервалась.Настя могла стать значимой на земле своих предков. Катерина Ивановна не терзалась бы вопросом: что будет с домом после ее смерти)

? Какую библейскую заповедь нарушает Настя? («Чти отца и матерь твою, да благо ти буде, и долголетен будешь на земле» (пятая заповедь Божия)

Вот как просто писал поэт В.Берестов:

Любили тебя без особых причин

За то, что ты – внук,

За то, что ты – сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то, что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

Вот эту – то опору в жизни потеряла Настя. От карьеризма пострадала ее душа.

Рефлексия. Сумели Вы решить поставленную перед собой задачу?

Что Вам в этом помогло?

Какие трудности возникли?

IV . Итоги урока. Оформите краткую запись в любой форме

Вывод. Проанализировав два произведения, мы не должны забывать о самых близких, самых родных, которые так нуждаются в вас, а то может оказаться поздно. «Будь человеком»- говорит Паустовский.- За добро плати добром!» Будьте ими.

Домашнее задание : написать сочинение на свободную тему: «Я хочу Вам рассказать…»

Использованная литература : .

1. Нина Куратова «Горсть солнца». Повести и рассказы. Перевод с коми. Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1980.-240с.

2. Н.Куратова — первая коми-писательница-прозаик.

3.Журнал «Литература в школе» №6 -1996г.

4.Приложение к журналу «Литература в школе» №2-2002

Село Куратово (до 1940 г. село Кибра) село на левом берегу реки Буб в Сысольском районе. Одно из древнейших коми селений. Впервые упомянуто в 1586 году: погост Кибра. 19 января 1940 года село переименовано в Куратово в честь земляка Ивана Алексеевича Куратова, основоположника коми литературы. В честь поэта в селе был открыт музей литературных героев И.А.Куратова «Кöч Закар керка» (Дом печника Захара). Ежегодно в начале июля в Куратово проходит республиканский праздник поэзии и народного творчества «Менам муза».

Куратова Нина Никитична

коми писательница

Родилась 17 февраля 1930 года в селе Кибра (ныне Куратово) Сысольского района Республики Коми.

После окончания в 1946 году Куратовской средней школы закончила Сыктывкарское дошкольное педучилище №2. Работала воспитателем в детских садах в городах Республики Коми. С 1956 по 1971 гг. работала в Германской Демократической Республике. С 1971 и до выхода на пенсию была на должности литературного консультанта Союза писателей Коми АССР.

Первый рассказ "Аппассионата" был опубликован в 1964 году в журнале "Войвыв кодзув" (Северная звезда). Затем были напечатаны повести: «Марьюшка», «Батьяс йылысь повесть» (Повесть об отцах). С тех пор издано более 15 книг на коми и русском языках для детей и взрослых: «Горсть солнца» (1980), «Вайö тöдмасямöй» (Давайте знакомиться и дружить, 1984), «Бобöнянь кöр» (Вкус цветущего клевера, 1987), «Волчье лыко» (1989), «Мишук быдмö лунысь лун» (Миша растет день ото дня, 1991) и др.

Книги Н.Н.Куратовой печатались в Коми книжном издательстве, издательствах «Детская литература» и «Современник» (Москва); рассказы и повести переведены на болгарский и другие языки. Член Союза писателей СССР с 1978 года. Заслуженный работник культуры Коми АССР, лауреат Государственной премии Коми АССР им. И.А.Куратова. В 2001 году присвоено звание «Народный писатель Республики Коми».

Куратов Виталий Константинович

коми прозаик, журналист

Родился 6 января 1933 года в селе Куратово Сысольского района Коми автономной области. Окончил 7 классов Куратовской средней школы, а в 1950 - Краснозатонское ремесленное училище № 1 Сыктывкара. До 1952 работал на пароходах кочегаром. Затем служил в Советской Армии. После демобилизации трудился электриком в совхозе "Куратовский".

С 1960 он журналист, сотрудник газеты "Знамя коммунизма" и местного радио, инспектор райкома партии. В 1965 после окончания вечерней средней школы в Визинге был направлен на учёбу в Ленинградскую высшую партийную школу. С 1969 был заместителем главного редактора койгородской районной газеты "Новая жизнь". Затем работал экономистом в Министерстве сельского хозяйства Коми республики и в Сбербанке. Своё первое произведение - рассказ "Салдат тэрмасьӧ гортас" (Солдат спешит домой) - опубликовал в 1956 в журнале "Войвыв кодзув" (Северная звезда). С тех пор на страницах этого журнала выходили его повести "Мусуктӧ сьӧломыд борйӧ" (Любовь выбирает сердце), "Олӧмыс чуксалӧ" (Жизнь зовет) и несколько рассказов.

Югов Степан Александрович

коми литератор, переводчик

Родился 19 октября 1958 года в деревне Выльгрезд села Куратово Сысольского района Коми АССР. В 1976 окончил Куратовскую среднюю школу. Шесть лет работал трактористом, руководил комплексной бригадой совхоза "Куратовский". В 1982 поступил на подготовительное отделение СыктГУ и на следующий (1983) год стал студентом коми отделения филологического факультета.

В 1988 он стал стажёром-исследователем Коми научного центра, а через два года аспирантом-заочником. В 1997 защитил диссертацию по детской коми литературе в Чувашском университете. Сейчас является старшим научным сотрудником отдела литературы и фольклора Института языка, литературы и истории.

Статьи и заметки о коми литературе публиковал в журналах "Север", "Войвыв кодзув" (Северная звезда), в республиканских газетах.

1988 занимается переводами на коми язык. Им переведены сказки Жакова К.Ф. и две повести Габовой Е.В.

Семенчин Иван Иванович

Родился 31 мая 1957 года в городе Сыктывкаре. В детском возрасте был перевезен к бабушке в село Заречное Сысольского района, где и прошло его детство. Затем переехал с родителями в поселок Визиндор, где они поставили свой дом. До 4 класса жил в Визиндоре, учился в Куратовской средней школе. Затем уезжал учиться на Украину в город Кадиевку (Стаханов) в ГПТУ (Бурсу), после учебы вернулся в Визиндор, где и прожил до конца жизни.

Чтобы оставить светлую память о годах своей юности, он взял себе псевдоним «Бурсак». Под этим псевдонимом публиковал свои стихи на коми и русском языках, которые начал писать в 1981-1982 годы. Его стихи печатались в районной газете «Маяк Сысолы» и в сборниках «У каждого своя дорога»(1999), «Я не знаю другой такой земли» (2004).

Скончался в 2006 году.

Гонев Николай Иванович

Родился 6 августа 1937 года в селе Куратово, здесь закончил 5 классов. После службы в армии (авиация) окончил в вечерней школе 7 классов. Поступил учиться в Ухтинский техникум, но учебу пришлось оставить из–за тяжелого материального положения.

Более тридцати лет работал трактористом в лесу в поселке Визиндор, до выхода на пенсию успел поработать на Сыктывкарском механическом заводе.

Писать начал 80-е годы. Его рассказы и очерки печатались в республиканских журналах «Чушканзi» (Оса) и «Войвыв кодзув» (Северная звезда) и газете «Коми му» (Коми земля)

В настоящее время живет в Сыктывкаре.

Парначёва Мария Михайловна

Родилась в 1959 году в селе Куратово. В 1976 году окончила школу, затем торговое училище, много лет проработала по специальности в торговле. В настоящее время живет в деревне Горьковской. Стихи на коми языке пишет со школьной скамьи. В последнее время начала писать песни и подбирать к ним музыку. «Пишу, когда на сердце тяжело, пишу, когда хочется писать». Публиковалась в районной газете «Маяк Сысолы», в сборниках «Я не знаю другой такой земли» (1999), «Визувтас мед сöстöм ёль моз олöм» (Пусть жизнь течет чистым родником,2011).

Принимала активное участие в районных творческих конкурсах «Я люблю свое село», «Новая песня Коми края», «Слагая строки в честь Победы».

Куратов Василий Алексеевич (1820 - 1862)

церковнослужитель, собиратель коми народного фольклора

Родился 28 февраля 1820 года в селе Кибра Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии. В 1842 окончил Вологодскую духовную семинарию. Служил священником в Визингской Троицкой церкви, затем в Шатеневской церкви Никольского уезда Вологодской губернии. Работал над грамматикой коми языка, собирал фольклор, писал стихи на родном языке. Однако ни стихотворения его, ни письма, ни главное сочинение "Апология" не найдены. За полемическое сочинение "Апология" был сослан в Велико-Устюжский монастырь. Единственным произведением, дошедшим до нас, является собрание песен "Бöрданкывъяс верöс сайö ныв сетöм дырйи" (Причитания невесты при выдаче её замуж), помещённое в прибавлении к "Грамматике зырянского языка" профессора Савваитова П.И. При записи и подготовке этого произведения к печати Куратову В.А. удалось сохранить эстетическую глубину произведения, отточенные изобразительные средства, свойственные народной эстетике. Это позволило его младшему брату Куратову И.А. назвать "Причитания невесты..." самым замечательным из всех произведений зырянского художественного слова. "Причитания невесты...", записанные Куратовым В.А., оказали значительное влияние на творчество основоположника коми литературы Куратова И.А.

Куратов В.А. умер в с. Вознесенье-Вохма Никольского уезда Вологодской губернии.

Куратов Афанасий Алексеевич (1831 - 1886)

священник, писатель

Родился 1 июля 1831 года в селе Кибра Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии. В 1854 окончил Вологодскую духовную семинарию и тогда же был определён священником Межадорской Введенской церкви. В 1871 по состоянию здоровья был отстранён от должности. Как отметила куратовед Фёдорова А.Н., он "перевёл на коми язык несколько книг духовного содержания, в том числе и "Краткую священную историю", произносил проповеди на родном языке. В рукописях И.А.Куратова сохранилась проповедь Куратова А.А. "Слово по случаю вступления на паству" на русском и коми языках. Его переводы не были напечатаны, в это время уже существовали напечатанные переводы этих книг, сделанные Поповым". Другой исследователь его жизни и трудов - Малыхина А.Г. - пишет, что Куратов А.А. "в 1860 году получил благодарность от Императорского казначейского экономического общества за составление описаний о состоянии промышленности, народного образования и нравственности зырян. В 1864 году получил признательность от епархиального начальства «за похвальное усердие к пользе зырян в отношении перевода с русского языка на зырянский язык».

Куратов А.А. умер в селе Межадор Сысольского района.