Красота глаз Очки Россия

Вывод по рассказу слепой музыкант. Урок "Музыка – сила, творящая чудеса" (по этюду В.Г.Короленко "Слепой музыкант")

Разделы: Литература

Цели:

  • показать взаимодействие литературы с музыкой
  • показать духовное обновление человека с помощью музыки
  • сформировать читательскую самостоятельность
  • научить грамотному анализу отдельных эпизодов

План урока:

  1. Вступление. Разговор о видах искусства, отражённых в литературе.
  2. Анализ стихотворения А.А. Блока «Я никогда не понимал».
  3. Прослушивание фрагмента произведения для органа Иоганна Себастьяна Баха Toccata and a fugue ре a minor.
  4. Анализ этюда В.Г. Короленко «Слепой музыкант» (преображение героя, просветление его души с помощью музыки)
  5. Анализ стихотворения А.А. Ахматовой «Музыка».
  6. Подведение итогов урока.

ХОД УРОКА

1. Вступление

Учитель: Литература является отражением нашей жизни. Она вбирает в себя нравы общества, его законы, ценности. Люди издавна восхищались прекрасным. Какие виды искусства вы знаете?
Ученики: Живопись, скульптура, балет, театр, архитектура, литература, музыка.
Учитель: В литературе переплетаются и находят выражение разные виды искусства: автор нас может перенести на театральные подмостки и показать закулисную жизнь. Приведите пример таких произведений.
Ученики: Ю. Олеша «Три толстяка», А. Алексин «Актриса».
Учитель: Авторы также могут нарисовать словами, описать прекрасные картины, которые висят в домах персонажей его произведений. Вы знаете, что такие детали интерьера помогают нам понять и раскрыть замысел писателя. Давайте вспомним, в домах каких героев были картины.
Ученики: А.С. Пушкин «Станционный смотритель» - «Возвращение блудного сына», Н.В. Гоголь «Портрет» - портрет старика в азиатских одеждах, В. Железников «Чучело» - портрет родственницы Машеньки.
Учитель: Согласитесь, что несложно описать картину, скульптуру или театральное действо, но как же быть с музыкой?
Ученик: Музыку передать словами очень сложно, так как у каждого человека она пробуждает различные эмоции, перед глазами встают картины, известные только одному человеку.

2. Анализ стихотворения А.А. Блока «Я никогда не понимал»

Учитель: Вы правы, музыка пробуждает у каждого человека свои, особенные чувства. Мастера слова, наши поэты восхищались этим свойством музыки. Давайте прочитаем стихотворение А.А. Блока «Я никогда не понимал»:

Я никогда не понимал,
Искусства музыки священной,
А ныне слух мой различал
В ней чей-то голос сокровенный.

Я полюбил в ней ту мечту
И те души моей волненья,
Что всю былую красоту
Волной приносят из забвенья.

Под звуки прошлое встает
И близким кажется и ясным:
То для меня мечта поет,
То веет таинством прекрасным.

О чём говорится в стихотворении?

Ученик: Поэт раньше не понимал музыки, но постепенно из хаоса звуков для него начинает выделяться сокровенный голос. Это можно увидеть с помощью лексических средств — контекстуальных антонимов «никогда» и «ныне». Музыка пробуждает в его памяти прекрасные картины прошлого и надежду на светлое будущее. Звуки дарят спокойствие и умиротворение.
Учитель: Что значит «сокровенный голос»?
Ученик: Сокровенный — свято хранимый, тайный, затаённый. То есть тот голос, который понимает и слышит только поэт, потому что он является эхом его души.
Учитель: Что же так пленило в музыке поэта?
Ученик: Те чувства и образы, которые пробуждает музыка: мечту, эмоции, которые он испытывал - «волненье», «былую красоту», но их поэт воспринимает по-другому: прошлое кажется «близким и ясным».
Учитель: Но можно ли до конца понять музыку?
Ученик: Нет, не случайно сильные позиции текста — начало и конец — имеют одинаковую смысловую наполненность - «Я никогда не понимал» и «То веет таинством прекрасным». Музыка - это тайна, как и её создание, так и её понимание, у каждого оно своё.

3. Прослушивание фрагмента произведения для органа Иоганна Себастьяна Баха Toccata and a fugue ре a minor.

Учитель: Мы с вами правильно поняли мысли А.А. Блока. А теперь прослушаем известное вам музыкальное произведение. Вам нужно будет назвать композитора и какие чувства навеяла эта мелодия.
Учитель включает фрагмент записи Иоганн Себастьян Бах Toccata and a fugue ре a minor. (Приложение 1 )
Ученики: Это Иоганн Себастьян Бах. В ней звучала тревога / торжественности / сказочность / грандиозность.
Учитель: Действительно, это Иоганн Себастьян Бах. За свою жизнь он написал более 1000 произведений. Он рано лишился родителей, на воспитание его взял старший брат, который обучил его игре на органе и клавире. Бах не упускает возможности заниматься музыкой: обучаясь в гимназии, знакомится с произведениями немецких и французских композиторов.
После окончания обучения Бах занимает пост органиста церкви. В этот период он создаёт большую часть своих органных произведений. Он вынужден был переезжать из одного города в другой из-за политической обстановки, но никогда не прекращал писать своих произведений. Даже к концу жизни, когда Бах окончательно ослеп, он продолжал сочинять музыку, надиктовывая её своему зятю. Это подлинная преданность человека делу своей жизни.
Как вы думаете, почему мы обратились к творчеству именно этого композитора?
Ученики: Мы изучаем произведение В.Г. Короленко «Слепой музыкант», а Бах, даже будучи слепым, продолжал сочинять музыку, поскольку она делает светлыми души людей.

4. Анализ этюда В.Г. Короленко «Слепой музыкант»

Учитель: Да, мы сегодня с вами поговорим о великой силе музыки, которая пробуждает чувства. Посмотрим, как мастерски В.Г. Короленко передаёт мелодии и звуки, которые слышит Пётр.
С самого детства Петра окружали звуки, которые он не мог соотнести с образами, поскольку он родился слепым. Как воспринимает маленький Петрусь всё многообразие звуков, неведомое им?
Ученик: Показательно описание звуков весны. Мы привыкли, что автор даёт пейзажные зарисовки пробуждающейся природы, а перед Короленко стояла сложная задача: ему необходимо было перенести читателя в состояние слепого, который может воспринимать мир только с помощью звуков, запахов.
Учитель: Прочитаем этот отрывок и выделим слова, которые помогают передавать звуки весны.
Ученик: «Для слепого мальчика она врывалась в комнату только своим торопливым шумом . Он слышал , как бегут потоки весенней воды, точно вдогонку друг за другом, прыгая по камням, прорезаясь в глубину размякшей земли; ветки буков шептались за окнами, сталкиваясь и звеня легкими ударами по стеклам . А торопливая весенняя капель от нависших на крыше сосулек, прихваченных утренним морозом и теперь разогретых солнцем, стучала тысячью звонких ударов . Эти звуки падали в комнату, подобно ярким и звонким камешкам , быстро отбивавшим переливчатую дробь . По временам сквозь этот звон и шум окрики журавлей плавно проносились с далекой высоты и постепенно смолкали , точно тихо тая в воздухе».
Учитель: А теперь закройте глаза, а я прочитаю только выделенные слова. Сможете ли вы «услышать» наступление весны?
«Весна врывалась шумом, он слышал, как бегут потоки, прыгая, прорезаясь, ветки шептались, сталкиваясь и звеня ударами по стёклам, торопливая капель стучала тысячью звонких ударов. Звуки падали подобно звонким камешкам, отбивающим переливчатую дробь. Сквозь звон и шум окрики журавлей проносились и смолкали»
Ученик 1: Много раз повторяется корень «звон», передавая радость прихода весны, обновление природы, ведь звон ассоциируется у нас с колокольным звоном, дарящим спокойствие и счастье.
Ученик 2: Также можно добавить, что Петрусь слышит очень резкие звуки, поэтому можем сделать вывод, что они для него новые, непривычные, они сливаются в шум, из которого он может различить окрики журавлей, птиц, символизирующих свет, солнце, весну, начало посевных работ. Как в прочитанном нами ранее стихотворении А.А. Блока «Я никогда не понимал» поэт смог сквозь музыку услышать сокровенный голос, символизирующий его прошлое.
Ученик 3: Но эти звуки очень непривычны для ребёнка, когда они выходят на прогулку с мамой и дядей Максимом мальчику стало плохо (читает, выделяя слова, обозначающие звуки) : «Но для слепого это была только необъяснимая тьма , которая необычно волновалась вокруг, шевелилась , рокотала и звенела, протягиваясь к нему, прикасаясь к его душе со всех сторон неизведанными еще, необычными впечатлениями, от наплыва которых болезненно билось детское сердце <..> Но теперь они приносили с собой то яркую трель жаворонка, то тихий шелест распустившейся березки, то чуть слышные всплески реки. <..> И звуки летели и падали один за другим, все еще слишком пестрые, слишком звонкие ... Охватившие мальчика волны вздымались все напряженнее , налетая из окружающего звеневшего и рокотавшего мрака и уходя в тот же мрак, сменяясь новыми волнами, новыми звуками ... быстрее, выше, мучительнее подымали они его, укачивали, баюкали ... Еще раз пролетела над этим тускнеющим хаосом длинная и печальная нота человеческого окрика , и затем все сразу смолкло .
Мальчик тихо застонал и откинулся назад на траву. Мать быстро повернулась к нему и тоже вскрикнула: он лежал на траве, бледный, в глубоком обмороке».
Ученик 4: Звуки не приносят радости мальчику, они не могут дать ему тех образов, которые мы привыкли соотносить с увиденным. Для Петра это вечная тьма, в которую волнами врываются звуки. Замечу, что образ волны, которая приносит «красоту из забвенья», был также в анализируемом стихотворении А.А. Блока «Я никогда не понимал». Музыка и звуки погружают нас в определённое состояние, но не навсегда, а лишь на миг, так как мелодия развивается дальше, и мы чувствуем, как всё новые и новые чувства и воспоминания готовятся нахлынуть, как волны.
Учитель: Но человек ко всему привыкает, осваивается. Кто помог мальчику разобраться в мире звуков?
Ученик 1: Дядя Максим. Он занялся воспитанием и обучением Петра, объясняя ему явления с помощью пространственных и звуковых представлений. Мальчик начинает постигать тьму, которая навсегда нависла над ним, гуляя, он прислушивается к происходящему вокруг него с особенным вниманием, так как это его единственный способ постичь мир. Мы знаем, что при потере одного чувства у человека обостряются другие.
Ученик 2: И это помогло ему почувствовать музыку, соотнести её со звуками природы — чистыми, первозданными, которые были уже понятны и различимы для мальчика.
«Когда дремота все гуще застилала его сознание, когда смутный шелест буков совсем стихал и он переставал уже различать и дальний лай деревенских собак, и щелканье соловья за рекой, и меланхолическое позвякивание бубенчиков , подвязанных к пасущемуся на лугу жеребенку, - когда все отдельные звуки стушевывались и терялись , ему начинало казаться, что все они, слившись в одну стройную гармонию , тихо влетают в окно и долго кружатся над его постелью, навевая неопределенные, но удивительно приятные грезы».
Учитель: что же создавало такую гармонию — благозвучие, стройность звуков?
Ученик 1: Такую гармонию создавали переливчатые тоны свирели, на которой играл конюх Иохим. Он сделал свирель своими руками.
Ученик 2: Иохим был воплощением природного начала, поэтому и музыка у него была понятная, созвучная знакомым для Петра звукам природы. Мальчик стал приходить вечером и слушать, как играет конюх, а вскоре и сам научился играть. «При этом каждая нота имела для него как бы свою особенную физиономию , свой индивидуальный характер ; он знал уже, в каком отверстии живет каждый из этих тонов, откуда его нужно выпустить».
Учитель: Любая музыка вызывала у Петра восторженные чувства?
Ученик: Нет, Анна Михайловна, намереваясь прекратить вечерние походы её сына к Иохиму, вспомнила, что сама умела играть на пианино. Заказала лучший инструмент венского мастера, который должен быть затмить «нехитрую деревенскую дудку», но при первых же звуках мальчику стало плохо.
Учитель: Из-за чего это произошло, это же была тоже музыка?
Ученик 1: Мелодии Иохима были рождены из звуков природы, которые Петрусь слышал с детства, умел различать. Верба, из которой была сделана дудочка, впитала в себя эту музыку, а пианино хоть и было сделано из дорогого дерева, но было чужим, неродным.
Ученик 2: У матери было желание победить Иохима, завоевать внимание сына, возможно, она играла силой и напряжением, что передавалось в музыке, а конюх обладал особенным музыкальным чувством: «Его учила несложным напевам эта природа , шум ее леса, тихий шепот степной травы, задумчивая, родная, старинная песня , которую он слушал еще над своею детскою колыбелью <..> Тайна этой поэзии, кооторую не выучишь по нотам, состояла в удивительной связи между давно умершим прошлым и вечно живущею , и вечно говорящею человеческому сердцу природой , свидетельницей этого прошлого. А он, грубый мужик в смазных сапогах и с мозолистыми руками, носил в себе эту гармонию, это живое чувство природы ».
Ученик 3: Но Анна Михайловна не сдалась. Она также играла по вечерам спокойную тихую мелодию, и постепенно Петрусь начал понимать и этот инструмент.
«Наконец его рука попала на гладкие клавиши. Тихий звук струны неуверенно дрогнул в воздухе. Мальчик долго прислушивался к исчезнувшим уже для слуха матери вибрациям и затем, с выражением полного внимания, тронул другую клавишу . Проведя после этого рукой по всей клавиатуре, он попал на ноту верхнего регистра . <..>
Но при этом казалось, что слепой придавал еще какие-то особенные свойства каждому звуку : когда из-под его руки вылетала веселая и яркая нота высокого регистра , он подымал оживленное лицо , будто провожая кверху эту звонкую летучую ноту. Наоборот, при густом, чуть слышном и глухом дрожании баса он наклонял ухо , ему казалось, это этот тяжелый тон должен непременно низко раскатиться над землею , рассыпаясь по полу и теряясь в дальних углах».
Учитель: С приходом музыки в жизнь Петра всё изменилось: «впечатления слуха получили первостепенное значение», он запоминал мотивы, песни, сочинял свои произведения, в которых соединялись народные мотивы и его личное творчество. Как помог его талант в обучении?
Ученик 1: Мама старалась показать с помощью разницы звуков разницу в ярких и тёмных цветах. Когда Петрусь гладил своего аиста по белым перьям, Анна Михайловна ударяла по клавише, и раздавалась высокая нота, а когда рука мальчика доходила до чёрных перьев, женщина нажимала другую клавишу, и раздавалась низкая басовая нота.
Ученик 2: Позже дядя Максим вспоминает об этом детском опыте и вместе с Эвелиной пытается с помощью звуков показать различие оттенков цветов.
«Что такое красный звон , ты можешь узнать не хуже меня: ты слышал его не раз в городах, в большие праздники , только в нашем краю не принято это выражение...
- Да, да, погоди, - сказал Петр, быстро открывая пианино. Он ударил своею умелою рукой по клавишам, подражая праздничному колокольному трезвону ».
Учитель: Вы в начале нашего разговора употребили словосочетание «колокольный звон», который приносит радость, а дядя Максим говорит, что такой звук слишком громкий, яркий, некоторые даже его не выносят. Почему же так происходит?
Ученик: Это зависит от того, кто играет. В произведении мы встречаем двух слепых звонарей — Роммана и Егория, последний поселяет в душу Петра грусть. Роман — человек добрый, отзывчивый, он ослеп в семь лет, а Егорий слепой от рождения и злится, что никогда не сможет видеть даже простых вещей. Он гордится тем, как он звонит в праздники. Возможно, именно об этом «праздничном трезвоне» говорил дядя Максим. Егорий хотел продемонстрировать своё мастерство, но «получилась только мелкая дробь, не распространившаяся дальше площадки колокольни». Когда же начал к вечерне звонить Роман, то это были «ровные, меланхолические удар, замиравшие в синих сумерках вечера», слышимые даже за несколько вёрст.
Учитель: После разговора со звонарём Пётр начинает задумываться о своём будущем, как он будет жить дальше, кем он станет, какую пользу принесёт своей семье, людям. Как он решает поступить?
Ученик 1: Пётр чувствует неудовлетворённость своим положением, он понимает, что должен уметь жить самостоятельно. Вдохновлённый рассказами о нищих музыкантах и о слепом Юрке-бандуристе, который поднимал боевой дух своих товарищей, Пётр принимает решение странствовать со слепыми. Этот опыт стал для него самым важным в жизни: «С каждым новым шагом навстречу ему лились новые звуки неведомого, широкого, необъятного мира, сменившего теперь ленивый и убаюкивающий шорох тихой усадьбы... Он совершенно одолел песню слепых , и день за днем под гул этого великого моря все более стихали на дне души личные порывания к невозможному... Чуткая память ловила всякую новую песню и мелодию ».
Учитель: Что происходит после возвращения Петра домой?
Ученик 2: В жизни Петра после возвращения из странствия произошло ещё одно событие — рождение ребёнка. Пётр боялся, что ребёнок тоже родится слепым, но, когда сказали, что малыш видит, с героем произошла разительная перемена: он как будто бы на мгновение прозрел. Исполнилась его заветная мечта. Этой секунды ему хватило навсегда, чтобы злость и обида на судьбу навсегда исчезли, произошло исцеление души.
Учитель: Как эти события отразились в мелодиях, которые сочинял Пётр?
Ученик: Пётр стал известным пианистом, музыка которого «захватывала сердце объединённой и замиравшей толпы», потому что он был воспитан в народных традициях, слышал мелодии, которые вобрали в себя звуки природы, знакомые ему с детства, Пётр познал людское горе, печаль, радость, узнал трагедию человеческой души, и всё это воплотил в своей музыке. «Среди яркой и оживленной мелодии , счастливой и свободной , как степной ветер, и, как он, беззаботной, среди пестрого и широкого гула жизни, среди то грустного, то величавого напева народной песни все чаще, все настойчивее и сильнее прорывалась какая-то за душу хватающая нота . <..> Через минуту над заколдованной толпой в огромной зале, властная и захватывающая , стояла уже одна только песня слепых ... <..> Но это уже была не просьба о милостыне и не жалкий вопль , заглушаемый шумом улицы. Теперь он одолел ее в своей душе и побеждал души этой толпы глубиной и ужасом жизненной правды ... Это была тьма на фоне яркого света , напоминание о горе среди полноты счастливой жизни ... Казалось, будто удар разразился над толпою, и каждое сердце дрожало , как будто он касался его своими быстро бегающими руками. Он давно уже смолк, но толпа хранила гробовое молчание . <..> Так дебютировал слепой музыкант».
Учитель: Сильное впечатление произвела музыка, которая показывала всю горечь и радость жизни. Музыка слепого музыканта заставила людей задуматься о судьбе своих близких и окружающих людей. А это главная задача творчества — заставлять задумываться не только о себе, делать мир лучше.

5. Анализ стихотворения А.А. Ахматовой «Музыка»

Предлагаю вам прочесть стихотворение А.А. Ахматовой «Музыка», посвящённое русскому композитору Д.Д. Шостаковичу:

В ней что-то чудотворное горит,
И на глазах ее края гранятся,
Она одна со мною говорит,
Когда другие подойти боятся.

Когда последний друг отвел глаза,
Она была со мной в моей могиле
И пела, словно первая гроза
Иль будто все цветы заговорили.

Как вы думаете, можно ли уловить что-то схожее с произведением В.Г. Короленко «Слепой музыкант»?
Ученик 1: Шостакович, как и Пётр, сочинял музыку. Это люди-творцы, которые через свои произведения хотят сказать о чём-то важном людям. А о чём, решает каждый человек для себя, поэтому и «на глазах», то есть «сейчас», «в эту минуту», «края гранятся» - музыка обретает множество граней, смыслов.
Ученик 2: Слово «чудотворное» относится к тому преображению души человека, которое совершает музыка. Она всегда рядом, она не предаст, будет до конца, даже в самые трудные дни («была со мной в могиле»).
Ученик 3: Интересны сравнения «пела, будто первая гроза» и «будто все цветы заговорили». Как Петрусь отождествлял мелодию свирели Иохима со звуками природы, так и у А.А. Ахматовой происходит отождествление музыки Шостаковича с самой чистой, первозданной музыкой природы. А значит эта музыка самая настоящая!

6. Подведение итогов

Учитель: А теперь после анализа обратимся к жанру произведения. Это этюд. Этюд — это музыкальная пьеса для одного инструмента или голоса, предназначенная для развития технического мастерства исполнителя. Как вы думаете, почему Короленко отнёс именно к этому, не свойственному для литературы, жанру своё творение?
Ученик: Данный жанр показывает соединение видов искусств: литература неразрывно связана с музыкой. Всё произведение явилось развитием технического мастерства Петра, с самого первого звука он шёл к пониманию музыки, созданию своей композиции, которая останется навсегда в сердцах его слушателей, и у него это получилось.
Учитель: Что нового вы сегодня узнали на уроке?
Ученики: Мы сегодня проследили, как музыка помогла прозреть слепому человеку, как изменила его, а он, не храня эти знания в себе, несёт их в мир, делая его лучше, чище, добрее. Таким образом, музыка способна творить чудеса!

СЛЕПОЙ МУЗЫКАНТ Этюд (1886) Попельский Петр (Петя, Потрусь, Петрик) - главный герой. Подзаголовком - «этюд» - автор, очевидно, хотел выразить экспериментальный характер своего произведения, связанный не только с чисто литературными, но и с естественнонаучными, медицинскими проблемами. «Основной психологический мотив этюда составляет инстинктивное, органическое влечение к свету», - писал автор в предисловии к шестому изданию своей повести. Подробнее он рассуждал в одном из писем: «Мне говорили часто и говорят еще теперь, что человек может тосковать лишь о том, что он испытал. Слепорожденный не знал света и не может тосковать по нем. Я вывожу это чувство из давления внутренней потребности, случайно не находящей приложения. Концевой аппарат испорчен - но весь внутренний аппарат, реагировавший на свет у бесчисленных предков, остался и требует своей доли света». П. родился в богатой семье помещика Юго-Западного края. Мать, установив его слепоту, пыталась окружить младенца излишней опекой, начала баловать его, но ее брат Максим, потерявший на войне ногу, потребовал, чтобы к племяннику не проявляли «глупую заботливость, устраняющую от него необходимость усилий».


в дальнейшем дядя Максим оставался строгим и добрым другом П., не позволяя ему чувствовать свою неполноценность, в конце концов вселив в него уверенность в возможность духовного прозрения, что и происходит в финальной сцене повести: П., уже испытавший счастье семейной жизни, отец зрячего сына, став пианистом, завораживает своей игрой огромный зал. Повесть, редкая по силе оптимизма, дающая убедительный пример несломленной судьбы, поэтичная и правдивая в деталях, не раз вызывала сугубо профессиональные споры, сводившие ее содержание к проблеме убедительности или неубедительности описания истории болезни. К таковым относится выступление слепого профессора психологии А. М. Щербины (1916). На критику Короленко отвечал так: «Щербина - позитивист до мозга костей. Он или судьба за него сделали то, что хотел сделать мой Максим. Разбил задачу на массу деталей, последовательных этапов, разрешил их одну за другой… и это закрыло от него дразнящую тайну недостижимого светящегося мира. И он успокоился… в сознании. И уверяет, что он доволен и счастлив без полноты существования. Доволен - да. Счастлив - наверное нет».

Я никогда не задумывалась о смысле жизни. Чтобы найти ответ на этот вопрос, я обратилась к произведению В.Г.Короленко «Слепой музыкант».


Для каждого человека в определённое время встаёт вопрос о его дальнейшей судьбе, об отношении к людям и к миру. Мир вокруг огромен, в нём множество разных дорог, и будущее человека, его счастье зависит от правильного выбора своего жизненного пути. Но как быть тому, кому неизвестен это огромный мир, — слепому? Герою Короленко — слепорождённому Петру — приходится пройти немало препятствий на пути к счастью. С детства он знал один только мир, спокойный и надёжный. Он знал тепло семьи и доброе дружеское участие Эвелины. Невозможность увидеть свет, красоту окружающей природы огорчала его, но он представлял себе этот мир благодаря чуткому восприятию его звуков. Однако первой встречей с реальным миром, первым потрясением Петруси становится встреча с семьёй Ставрученков. Он узнаёт о существовании другого мира, мира вне усадьбы. Сначала к этим беседам, спорам слепой прислушивался «с выражением восторженного изумления, но вскоре он не мог не заметить, что эта живая волна катится мимо него, что ей до него нет дела». Он чувствует себя чужим. Эта встреча резко обострила его страдания, поселила в душе сомнения. Очень сильно меняется отношение Петруси к жизни после встречи со слепыми звонарями во время посещения монастыря. Один из них — Роман — был добрым, но он ослеп, когда ему было семь лет отроду, другой же — Егорий — был злым, ненавидел детей, он ненавидел этот мир, эту судьбу, которая так жестока его обделила.
тр чувствовал свою схожесть с Егорием, теперь он считал, что все слепорождённые злые, он завидовал слепым нищим, которые в заботе о пропитании и тепле забывают о своём горе. Но встреча с настоящим слепым нищим потрясает его. И твёрдый, как сталь, дядя Максим предлагает Петру бросить все преимущества богатой жизни и по-настоящему испытать все тяготы, участь несчастных. «Ты умеешь только кощунствовать со своею сытою завистью к чужому голоду!» — бросает Максим своему племяннику. И Пётр в конце концов присоединяется к бродячим слепым музыкантам. После бродяжничества со слепыми и паломничества к чудотворной иконе озлобление проходит: Пётр действительно вылечился, но не от физического недуга, а от недуга душевного. На смену злобе приходит чувство сострадания к людям, желание им помочь. Слепой обретает силы в музыке. Через музыку он может воздействовать на людей, рассказывать им то главное о жизни, что так трудно понял он сам. Не менее важную роль в жизни Петра сыграла его подруга Эвелина. Она была светлым пятном, той самой надеждой, которая помогла Петру преодолеть своё горе и найти счастье. С детства они были вместе, общество и заботливое внимание девочки помогало и поддерживало слепого. Их дружба много дала и Эвелине; как и Пётр, она почти не имела представления о жизни за пределами усадьбы. Встреча с братьями Ставрученко была и для неё встречей с незнакомым и большим миром, который был готов принять её.
лодые люди пытаются увлечь мечтами и ожиданиями, мечты опьяняют её, но в той жизни нет места Петру. Она понимает страдания и сомнения Петра и совершает «тихий подвиг любви»: она первая говорит о своём чувстве Петру. Ради него она сразу и навсегда закрывает перед собой путь, так заманчиво обрисованный студентами. И писатель смог нас убедить, что это была не жертва, а проявление искренней и очень самоотверженной любви. Я считаю, что Петруся нашёл своё счастье, он преодолел препятствия, трудности, встречавшиеся на его пути. Он поборол ту злобу, тот эгоизм, с которым, как он считал, живут все слепорождённые. Слепой музыкант проделал нелёгкий путь к счастью. Но это и есть жизнь, это и есть счастье. Нужно жить, несмотря ни на что, преодолевая трудности, идти к намеченной цели. Ведь жизнь состоит в постоянном стремлении, достижении и новом стремлении. Нужно побеждать тёмные стороны своей жизни, поэтому «приходится налегать на вёсла» и идти к свету, солнцу, счастью!

«Слепой музыкант» анализ произведения В. Короленко приведен в этой статье. Тема, идея, жанр, проблематика, главные герои, сюжет и композиция произведения «Слепой музыкант» раскрыты в этой статье.

«Слепой музыкант» Короленко анализ

Год написания — 1886

Толкование названия:

«Слепой» (калека, неполноценный человек, что требует ухода)
«Музыкант» (творческий, талантливый человек, что нашел свое призвание)
Тема: Духовное испытание личности, которая должна найти саму себя, смысл своего существования среди людей. Роль искусства в формировании личности

Идея: Упорным трудом, при поддержке родных и друзей человек может преодолеть любые препятствия, преодолеть даже такой ужасный недостаток, как слепота.

Жанр: Повесть

Главные герои «Слепой музыкант»

Петр Попельский — слепой музыкант;
мать Анна Михайловна (урожденная Яценко);
дядя Максим (брат матери);
конюх Иохим;
Эвелина — любимая Петра;
братья Ставрученко;
Егорий, Роман -звонари;
слепые

Проблематика «Слепой музыкант»

воспитание;
формирования позитивной жизненной позиции;
поиска смысла жизни;
сочувствие человеческому горю;
отношение к людям с ограниченными возможностями;
смириться или бросить вызов судьбе

Композиция — 7 разделов и эпилог

Сюжет «Слепой музыкант»

два рассказа

  • о том, как елипородженный мальчик тянулся к свету, к жизни;
  • о том, как подавленный личным несчастьем человек поборол в себе пассивное страдание, нашел место в жизни и сумел воспитать в себе понимание и сострадание ко всем обездоленным.

Элементы сюжета «Слепой музыкант»

Экспозиция: предчувствие беды — и приговор: «Ребенок родился слепой». Это трагедия. Как сложится его жизнь?
Развитие действия: влияние окружающих на судьбу мальчика: (мама, дядя Максим, Иохим, Эвелина, слепые певцы).
Кульминация: Смириться и страдать или бросить вызов судьбе? (Встреча с звонарем, паломничество со слепцами).
Развязка: путь поисков, долгожданное счастье: жена, сын, талант, признание.
Эпилог: вместо слепого, эгоистического страдания он нашел в душе ощущение жизни. «… Он стал чувствовать и человеческое горе и человеческую радость».

Символы в произведении «Слепой музыкант»

Свет — это не только свет солнца, недоступное слепому, но и реальный мир, с его жизнью и болью, радостью и страданием.


Темнота — это не только вечная ночь в глазах главного героя, но и тихий, отгороженный от мира уголок усадьбы, это и душа Петруся, замкнутая в своем страдании.

Путь слепого музыканта — это преодоление темноты в себе, что является важным для человека.

Чему учит произведение «Слепой музыкант»? Быть милосердными к окружающим, человечными, терпимыми к человеческому страданию и как прожить достойную и полноценную жизнь.

Чему учит повесть Короленко » Слепой музыкант? «

В. Г. Короленко писал свою повесть почти 13 лет, и закончил работу над ней в 1885 году. А через год её напечатали в газете «Русские ведомости». Читателям понравилось произведение, и она переиздавалась 15 раз.

Герой произведения Пётр имел реальный прототип. Автор был знаком со слепым музыкантом, а в детстве ему довелось дружить со слепой девочкой. Общаясь с ней, Короленко имел представления об ощущениях слепых, и сумел описать их.

Жанр произведения - реалистическая повесть. Характер главного героя изменяется в соответствии с реальными событиями, его окружением. Мальчик растёт в любящей семье, поэтому он эгоистичен, избалован. Дядя Максим занял в жизни племянника главное место. Сам став инвалидом, и раздумывая над вопросом о своей ненужности и бесполезности, он вдруг находит родственную душу в племяннике и посвящает себя его воспитанию и образованию. Подруга Петра Эвелина подходит под романтически образ. У неё красивые глаза, длинная русая коса, но характер - реалистичный. Узнав впервые про слепоту мальчика, Эвелина заплакала. После знакомства с Петром, она стала его судьбой. Её предназначение в любви и заботе о нём.

Мать Петра Анна – гордая и чувствительная натура. Смысл своей жизни она видит в счастье сына.

Большое место в повествовании занимает природа, она влияет на становление Петруся.

В повести решаются философские и психологические проблемы. Любовь и счастье – любимые темы писателя. Сам автор называет своё произведение этюдом, и исследует, как слепой человек, инвалид находит смысл в жизни.

Один из первых В. Короленко в своём произведении поднимает проблемы инвалидов, ставшие актуальными в наши дни.

События повести развиваются в течение 20 лет: от рождения Петруся до того момента, пока у него родится свой сын. Повесть состоит из 7 глав и эпилога. Петр достигает своей главной цели, он становится музыкантом, на его концерт приходят люди.

В 5 лет услышав игру на свирели конюха Иохима, мальчик был очарован простой мелодией и вскоре научился играть на ней. Взрослея, Петрусь освоил игру на пианино, и стало понятно, что дальнейшая жизнь его будет связана с музыкой. Кульминация происходит в шестой главе. Узнав о слепом музыканте Юрко, встречаясь со слепыми звонарями, путешествуя со слепыми нищими. Пётр понимает, что, благодаря своему таланту он может служить людям, жить полной жизнью и быть счастливым.

Вариант 2

Для начала следует отметить, что при работе над «Слепым музыкантом» Короленко практически не использовал недостоверных данных. Ведь писатель довольно часто сталкивался с лишенными зрения людьми, потому мог в полной мере прочувствовать и передать их душевное состояние.

В детстве литератор знал одну слепорожденную девушку – возможно, именно ее ощущения он впоследствии мог спроецировать на главного героя. Еще у Короленко был ученик, имеющий проблемы со зрением (оно периодически пропадало), а также знакомые слепые музыканты.

Возможно, именно поэтому описание получилось таким реалистичным. А сцена со звонарями и вовсе была взята из жизни.

Поразительным является тот факт, что произведение переиздавалось 15 раз, что говорит о безоговорочной любви к нему современников.

Можно сказать, что «Слепой музыкант» - повесть о жизненном пути, о становлении личности. Характер героя постоянно претерпевает изменения – можно сказать, что он находится на стадии формирования. Разумеется, на это влияют окружение и обстоятельства.

Ощущения полноценной картины нет – потому, можно осмелиться сказать, что Короленко намеренно оставляет персонажа на пике возможностей, как бы предлагая читателям додумать некоторые детали.

Можно сказать, что повесть является психологической и философской. Примечательно и то, что писатель называет творение «этюдом» - а это понятие свойственно и музыкальным произведениям. Вполне вероятно, что он делает это неслучайно.

Присутствует некий гуманизм, ведь автор считает, что ключ к достижению собственного счастья – это умение дарить радость другим. Однако в понимании Короленко движение к свету инстинктивно, порой сам человек не осознает, что находится на «верном» пути, он лишь делает то, что подсознательно считает необходимым.

Несмотря на особенности, главный герой, музыкант Петр добрый и активный. Однако он боится новизны – иногда она заставляет его впасть в ступор. Это говорит о свойственной творческим личностям, эмоциональности. Он не привык скрывать мысли и чувства (кстати, Короленко считает, что у слепых имеется то, чего нет у зрячих – их искренние эмоции отражаются на лице, и скрыть их невозможно), прошел довольно долгий путь, в результате чего понял, что его миссия на этой земле – развлекать людей музыкой.

Петр всерьез считает, что своим творчеством служит бедным и обездоленным, делая их жизнь чуточку легче.

Отдельного восхищения заслуживают описания природы – можно сказать, что она влияет на становление музыканта. Присутствует много философских рассуждений о жизни, душе, предназначении человека. Именно это служит своеобразной «изюминкой», и причиной того, почему «Слепого музыканта» хочется перечитывать снова и снова, всякий раз находя определенное количество упущенных по невнимательности, деталей.

Несколько интересных сочинений

  • Анализ рассказа Астафьева Конь с розовой гривой 6 класс
  • Некоторые учителя навсегда оставляют свой след в нашей жизни. Они заставляют нас думать, работать над собой, овладевать чем-то новым, порой трудным и непонятным

  • Анализ рассказа Платонова Усомнившийся Макар 11 класс

    Многие произведения Платонова, так или иначе, задевают тему человеческих отношений, раскрывая саму её суть, показывая человеческую натуру, и создавая из неё весьма неприятный для восприятия образ

  • С самого детства мне нравились тигры. У меня была игрушка плюшевый тигр. Но влюбилась в это животное я когда посмотрела передачу по телевизору. Там показывали этих животных. С самого рождения и до старости.

  • Образ и характеристика Шпекина почтмейстера в комедии Ревизор Гоголя сочинение

    Шпекин Иван Кузьмич – один из второстепенных героев в комедии "Ревизор" Николая Васильевича Гоголя. Шпекин – почтмейстер, начальник почтовой фирмы.

По повести

«Слепой музыкант».

Тема урока. Нравственные проблемы в повести

«Слепой музыкант».

Тип урока : Совершенствование знаний, умений и навыков, целевое

применение усвоения.

Вид урока: Урок – исследование с элементами анализа 2-х эпизодов.

Образовательная

задача: повышение уровня восприятия и глубины проникновения

в художественный текст;

показать духовное обновление человека, обиженного

судьбой, путь к осознанию своего предназначения.

Задача развития:

воспитание внимательного и вдумчивого читателя;

умение работать с художественным произведением,

анализировать прочитанное, отбирать главное;

обучение грамотному анализу отдельных эпизодов;

умение говорить.

Воспитательная

задача: помочь учащимся услышать нравственное звучание

повести, ее житейские мудрости;

воспитание терпимости, милосердия.

Оборудование: портрет,

рисунки учащихся к различным эпизодам,

фрагмент из фильма,

музыкальное сопровождение,

иллюстрации,

выставка книг.

1. Тема, идея, жанр, сюжет, композиция произведения. /Название/.

Тема: о преодолении трудностей, об испытаниях, выпавших на долю героя с самого

рождения, о важности человеческого участи.

Идея : показать трудный путь к осознанию своего предназначения.

«Моя задача была не специально психология слепого, а

психология общечеловеческой тоски по полноте

существования».

Жанр: повесть.

Сюжет: включает в себя как бы 2 повествования:

1 – о том, как слепорожденный мальчик тянулся к свету, к жизни;


2 – история о том, как подавленный личным несчастьем человек поборол в

себе пассивное страдание, нашел место в жизни и сумел воспитать в себе

понимание и сочувствие ко всем обездоленным.

Композиция :

Экспозиция: 1, 2 гл. – предчувствие беды - и приговор: «Ребенок родился слепым».

Это трагедия. Как сложится его жизнь?

Развитие действия : Судьба мальчика зависит от окружающих, от участия близких:

/мама, дядя Максим, Эвелина/.

Кульминация: Смириться и страдать или бросить вызов судьбе?

/встреча со звонарем, разговор с дядей/.

Развязка : Путь поисков, обретение счастья: жена, сын, талант, признание.

Эпилог: Вместо слепого, эгоистичного страдания он обрел в душе ощущение жизни

«… он стал чувствовать и людское горе и людскую радость».

1. Вступительное слово учителя .

Для каждого молодого человека в определенное время встает вопрос о его дальнейшей судьбе, об отношении к людям и к миру. Мир вокруг огромен, в нем есть множество разных дорог, и будущее человека зависит от правильного выбора своего жизненного пути.

Жизнь требует от каждого не только умения выживать, но и гражданской ответственности . И, лишь осознав эту проблему (выбора пути), приняв ответственность за избранный путь, человек может двигаться дальше.

Об этом сегодня на уроке пойдет разговор.

Но как быть тому, кому неизвестен этот огромный мир – слепому?

ИТАК:

Тема нашего внеклассного чтения - Нравственные проблемы в повести

«Слепой музыкант».

Цель нашего урока – попытаться понять, какие нравственные заповеди оставил автор потомкам в своей повести?

К сегодняшнему уроку были даны задания и вопросы для каждой группы.

Итак, я приглашаю вас к беседе и к размышлению о прочитанном.

Главный вопрос , который поставил в повести автор – это:

«Для чего, собственно, создан человек?»

«Человек создан для счастья, как птица для полета». Но с горькой иронией отвечает герой рассказа:

« … только счастье не всегда создано для него».

Вопросу о том, что такое счастье? Где его границы? В чем его смысл?

Способен ли человек, как личность, сопротивляться обстоятельствам, изменить эти обстоятельства? – автор посвятил одно из самых замечательных своих произведений «Слепой музыкант», впервые опубликованный в 1886 году.

Рождение слепого ребенка – это трагедия.

Что с ним будет?

2. Работа в группах.

Рассмотрим этапы

становления личности, в ходе которой формируется главный герой:

1 – этап:

1. Пути познания мира.

/1 –й контакт с миром природы происходит у мальчика приблизительно в

3 года. Как тонко и удивительно точно передает автор чувства, которые

испытывает слепой ребенок. Короленко подмечает едва уловимые

переживания, впечатления детской души. Мальчик болезненно

вслушивается в мир звуков. Чтобы показать мир восприятия мальчика,


Звенящая капель,

нежно журчащая вода,

черемуха, шелестящая листвой,

трели соловьиной песни,

грохот, шум, скрип телег, шуршание колеса,

людской говор ярмарки,

стук веток о стекло,

окрики журавлей. / 1 глава, подзаголовок 6/.

- Как происходит познание окружающего мира?

Болезненно вслушивается, встревожено протягивает руки,

разыскивает мать, прижимается к ней.

Вывод: мир воспринимается мальчиком через звуки, запахи, ощущения.

Итак: Звуковые формы стали главными формами его мысли.

Какие чувства вызывает этот мир? / Любопытство, страх/.

Вывод:

Но ему повезло.

Два человека приняли сначала особое участие в судьбе ребенка:

его мать и дядя Максим. Два разных начала –

нежность и поэтичность матери

и мужество старого воина – помогли Петру узнать мир.

Вывод. Роль дяди неоценима. Он не мог оставаться равнодушным к судьбе племянника. И не только потому, что судьбы их схожи:

оба инвалиды: он без ног,

у другого - зрение.

Именно он не дает сестре сделать из ребенка « тепличное растение». И мы убеждаемся в его правоте.

Что бы стало с мальчиком без участия дяди?

/Ушел бы в себя/.

Рядом с ним любящие люди. Он знал тепло семьи, доброе дружеское участие окружающих.

Ему дарован талант: любовь к музыке /Иохим/.

Судьба подарила Петру в образе Эвелины Ангела – хранителя.

2 – этап.

Казалось, что все хорошо.

Но дядя решил расширить границы пространства. Знакомит с людьми разных общественных положений:

- встреча с семьей Ставрученков, слепые нищие-бандуристы….

Он узнал о существовании другого мира, мира вне усадьбы. Он почувствовал себя чужим, ущербным. Петр целиком погрузился во мрак, в личное несчастье.

Этот мир ему неизвестен и захочет ли этот мир принять слепого?

- Обострились страдания в его душе и после встречи со звонарем.

Что он почувствовал?

/ Он почувствовал, что участь слепых – злость и обида. Наступил душевный кризис/. Просмотр эпизода.

АНАЛИЗ ЭПИЗОДА.

«Я хотел, чтобы ты почувствовал чужое горе и перестал носиться

со своим», - с гневом говорит он юноше.

«Ты умеешь только кощунствовать со своею сытою завистью к

чужому голоду!...»– бросает Максим Яценко племяннику.

Почему дядя так с ним разговаривает?

/ Дядя раскрывает перед юношей всю глубину людских страданий:

внушает, что личные несчастья ничтожны по сравнению со страданиями народа/.

Вывод:

Этот эпизод имеет особое значение. Т. К . герой получает свой нравственный урок, слова дяди являются определяющими и вносят в мысли и поступки героя ясность:

Вывод: Петр делает выбор: уходит странствовать со слепыми по совету дяди.

После долгого странствования, на смену злобе приходит сострадание к людям и желание помочь им. В конце концов страдания, о которых он узнал по собственному опыту, излечили его, душа исцелилась: « как будто кошмар навсегда исчез из усадьбы», куда Петр возвратился.

Мы видим, что помогла ему обрести душевный мир народная музыка, которой он овладел в совершенстве.

А вскоре он овладел и высотами классической музыки.

Он обретает силу в музыке, которая может воздействовать на людей, рассказать им то главное о жизни, что так трудно понял сам.

Повесть заканчивается концертом, где мы видим Петра уверенного, сильного.

Этого он достиг лишь с помощью окружения и собственного упорства.

Замечателен в произведении еще один образ – образ Эвелины.

Не менее сложный выбор сделала и она. Но это ее выбор. И писатель убеждает нас, что это была не жертва, а проявление искренней и очень самоотверженной любви. Автор воспевает любовь девушки, которая готова ради счастья любимого человека пожертвовать своим благополучием. Личный подвиг Эвелины приобретает высоко гражданский смысл.

Итак, повесть о сложном постижении мира,

о его маленьких победах над недугом, о том, что человек

должен бороться за право быть человеком, несмотря на

обстоятельства.

Вывод: Итак, что же помогло Петру вернуться к полноценной жизни?

- любовь близких,

- человеческое участи,

- милосердие окружающих,

- собственная воля.

Сочинение миниатюра. Чему учит нас повесть?

Подведение итогов.

по литературе:

Нравственные проблемы

в повести

«Слепой музыкант».

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.

2. Работа в группах.

- Тема, идея, название произведения, жанр, сюжет, композиция повести.

- Этапы становления личности, в ходе которой формируются наиболее

общие распространенные черты.

- Мастерство писателя.

- Отношение окружающих к главному герою.

- Анализ эпизодов.

3. Прослушивание музыки.

4. Сочинение – миниатюра.

1. Чему учит нас повесть? или

2. Способен ли я на сострадание, чуткость к ближнему?

5.Подведение итогов.

Проблемы:

Проблема нравственного и гражданского выбора.

Как научиться жить с людьми?

О любви к ближнему.

О сострадании, об умении сострадать обиженному судьбой.

О непростом обретении своего места в жизни.

Смириться или бросить вызов судьбе?

Для чего собственно создан человек?

Владимир Галактионович Короленко в своей повести «Слепой музыкант» пытается раскрыть перед читателем горе человека, родившегося слепым. Он хочет показать нам, как трудно человеку, родившемуся слепым, найти свое предназначение в жизни. Петр представляет весь мир в звуках и ощущениях. Он представляет некоторые совершенно незнакомые ему понятия в звуках. Но в то же время, эти же звуки сыплются на него со всех сторон, не давая отдыха. Иногда он даже не может выдержать напора эмоций. Каждый новый звук затрагивал в душе Петра как бы отдельную струнку. А если затронуть сразу все струнки, то механизм расстраивается. Так было, когда он впервые вышел на весеннюю природу. После этого он несколько дней был в бреду.
Воспринимая каждый звук в отдельности, он мог сложить мелодию. А, услышав замечательную игру конюха Иохима и своей мамы, у него появилось влечение к музыке. Музыка – вот способ выразить эмоции, которые захлестывают его со всех сторон. Дядя Максим и его сестра, мама Петра, помогают ему найти себя в жизни. И Петр не без их помощи понимает свое предназначение. Девочка Эвелина, будущая жена Петра, поняла его и помогла ему своей любовью, лаской, чуткостью и состраданием.
Петр «носился» со своим горем, не зная и не понимая своего назначения в жизни, однако после встречи с нищим и бродягами он понимает, что он живет в достатке. А нищие хоть и зрячие, но они сидят на морозе ради копеек. Это две сюжетные линии, без которых рассказ потерял бы свой смысл. Без сострадания к другим Петр не понял бы, что он не один несчастный в этом мире. Просто есть разные стороны несчастий.
Повесть заканчивается концертом, который отмечает конец юношества в жизни слепого музыканта. А воспитавший его дядя Максим говорит себе: «Да он прозрел…и сумеет напомнить счастливым о несчастных.»