Красота глаз Очки Россия

Изображение помещиков по поэме Мертвые души (Гоголь Н. )

Гоголь создавал свои произведения в тех исторических условиях, которые сложились в России после неудачи первого революционного выступле-ния — восстания декабристов 1825 го-да. Новая общественно-политическая обстановка поставила перед деятеля-ми русской общественной мысли и ли-тературы новые задачи, которые нашли глубокое отражение в творчестве Гого-ля. Обратившись к важнейшим общест-венным проблемам своего времени, пи-сатель пошел дальше по пути реализма, который был открыт Пушкиным и Грибо-едовым. Развивая принципы критичес-кого реализма, Гоголь стал одним из ве-личайших представителей этого на-правления в русской литературе. Как отмечает Белинский, «Гоголь первый взглянул смело и прямо на русскую дей-ствительность».

Одной из основных тем в творчестве Гоголя является жизнь русского поме-щичьего класса, русского дворянства как господствующего сословия, его судьба и роль в общественной жизни. Характерно, что основным способом изображения помещиков у Гоголя явля-ется сатира. В образах помещиков от-ражается процесс постепенной дегра-дации этого класса, выявляются все его пороки и недостатки. Сатира Гоголя ок-рашена иронией и «бьет прямо в лоб». Ирония помогла писателю говорить о том, о чем говорить в цензурных усло-виях было невозможно. Смех Гоголя ка-жется добродушным, но он никого не щадит, каждая фраза имеет глубокий, скрытый смысл, подтекст. Ирония — ха-рактерный элемент гоголевской сати-ры. Она присутствует не только в автор-ской речи, но и в речи персонажей. Иро-ния — одна из существенных примет поэтики Гоголя — придает повествова-нию больший реализм, став художест-венным средством критического анали-за действительности.

В крупнейшем произведении Гого-ля — поэме «Мертвые души» образы помещиков даны наиболее полно и многогранно. Поэма построена как история похождений Чичикова, чинов-ника, скупающего «мертвые души». Композиция поэмы позволила автору

рассказать о разных помещиках и их деревнях. Характеристике различных типов русских помещиков посвящена почти половина первого тома поэмы (пять глав из одиннадцати). Гоголь со-здает пять характеров, пять портре-тов, которые так непохожи друг на друга, и в то же время в каждом из них выступают типичные черты русского помещика.

Наше знакомство начинается с Мани-лова и заканчивается Плюшкиным. В такой последовательности есть своя логика: от одного помещика к другому углубляется процесс оскудения чело-веческой личности, развертывается все более страшная картина разложе-ния крепостнического общества.

Открывает портретную галерею по-мещиков Манилов. Уже в самой фами-лии проявляется его характер. Описа-ние начинается с картины деревни Маниловки, которая «не многих могла заманить своим местоположением». С иронией описывает автор господский двор, с претензией на «аглицкий сад с заросшим прудом», жиденькими кус-тиками и с бледной надписью: «Храм уединенного размышления». Говоря о Манилове, автор восклицает: «Один Бог разве мог сказать, какой был ха-рактер Манилова». Он добр по натуре, вежлив, обходителен, но все это при-няло у него уродливые формы. Мани-лов прекраснодушен и сентиментален до приторности. Отношения между людьми представляются ему идилли-ческими и праздничными. Манилов совершенно не знает жизни, реаль-ность подменяется у него пустой фан-тазией. Он любит поразмышлять и по-мечтать, при этом иногда даже о ве-щах, полезных для крестьян. Но его прожектерство далеко от запросов жизни. О действительных нуждах кре-стьян он не знает и никогда не думает. Манилов мнит себя носителем духов-ной культуры. Когда-то в армии он считался образованнейшим челове-ком. Иронично автор высказывается об обстановке дома Манилова, в кото-ром «вечно чего-нибудь недоставало», о его слащавых отношениях с женой. В момент разговора о мертвых душах Манилов сравнивается со слишком умным министром. Здесь ирония Го-голя как бы нечаянно вторгается в за-претную область. Сравнение Манило-ва с министром означает, что послед-ний не так уж и отличается от этого по-мещика, а «маниловщина» — типичное явление этого пошлого мира.

Третья глава поэмы посвящена обра-зу Коробочки, которую Гоголь относит к числу тех «небольших помещиц, ко-торые жалуются на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а меж-ду тем набирают понемногу деньжонки в пестрядевые мешочки, размещен-ные по ящикам комода». Эти деньжон-ки получаются от продажи самых раз-нообразных продуктов натурального хозяйства. Коробочка поняла выгоду торговли и после долгих уговоров со-глашается продать такой необычный товар, как мертвые души. Ироничен автор в описании диалога Чичикова и Коробочки. «Дубинноголовая» поме-щица долго не может понять, что от нее хотят, выводит Чичикова из себя, а потом долго торгуется, боясь «лишь бы не прогадать». Кругозор и интере-сы Коробочки не выходят за пределы ее усадьбы. Хозяйство и весь ее быт носят патриархальный характер.

Совершенно иную форму разложения дворянского сословия Гоголь рисует в образе Ноздрева (IV глава). Это ти-пичный человек «на все руки». В его ли-це было что-то открытое, прямое, уда-лое. Для него характерна своеобраз-ная «широта натуры». Как иронично отмечает автор, «Ноздрев был в неко-тором отношении исторический чело-век». Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без историй! Ноздрев с легким сердцем проигрывает в карты большие деньги, обыгрывает на ярмарке простака и тут же «проса-живает» все деньги. Ноздрев — мастер «лить пули», он бесшабашный хвастун и несусветный враль. Ноздрев везде ведет себя вызывающе, даже агрес-сивно. Речь героя насыщена бранными словами, при этом он имеет страстиш-ку «нагадить ближнему». В образе Ноздрева Гоголь создал новый в русской литературе социально-психологичес-кий тип «ноздревщины».

При описании Собакевича сатира ав-тора приобретает более обличитель-ный характер (V глава поэмы). Он мало похож на предыдущих помещиков это «помещик-кулак», хитрый, прижимистый торгаш. Он чужд мечтательному благодушию Манилова, буйному сума-сбродству Ноздрева, накопительству Коробочки. Он немногословен, обла-дает железной хваткой, себе на уме, и мало найдется людей, которым уда-лось бы его обмануть. Все у него проч-но и крепко. Гоголь находит отражение характера человека во всех окружаю-щих вещах его быта. В доме Собакевича все удивительно напоминало его са-мого. Каждая вещь как бы говорила: «И я тоже Собакевич». Гоголь рисует фигуру, поражающую своей грубостью. Чичикову он показался весьма похо-жим «на средней величины медведя». Собакевич — циник, не стыдящийся морального уродства ни в себе, ни в других. Это человек, далекий от про-свещения, твердолобый крепостник, заботящийся о крестьянах только как о рабочей силе. Характерно, что, кроме Собакевича, никто не понимал сущнос-ти «негодяя» Чичикова, а он прекрасно понял сущность предложения, которое отражает дух времени: все подлежит купле-продаже, из всего следует из-влечь выгоду.

VI глава поэмы посвящена Плюшкину, имя которого стало нарицательным для обозначения скупости и моральной деградации. Этот образ становится по-следней ступенью в вырождении поме-щичьего класса. Знакомство читателя с персонажем Гоголь начинает, как обычно, с описания деревни и усадьбы помещика. На всех строениях была за-метна «какая-то особенная ветхость». Писатель рисует картину полнейшего разорения когда-то богатого помещи-чьего хозяйства. Причиной этого явля-ется не мотовство и безделье помещи-ка, а болезненная скупость. Это злая сатира на помещика, ставшего «проре-хой на человечестве». Сам хозяин — бесполое существо, напоминающее ключницу. Этот герой не вызывает сме-ха, а только горькое сожаление.

Итак, пять характеров, созданных Гоголем в «Мертвых душах», разно-сторонне рисуют состояние дворянско-крепостнического класса. Мани-лов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин — все это различные формы одного явления — экономического, социального, духовного упадка класса помещиков-крепостников.

Изображение помещиков в поэме Гоголя "МЕРТВЫЕ ДУШИ"

Николай Васильевич Гоголь - великий писатель-реалист, творчество которого прочно вошло в русскую классическую литературу.

Его своеобразие состоит в том, что он один из первых дал широчайшее изображение уездной помещичье-чиновничьей России. В своей поэме "Мертвые души" Гоголь предельно обнажает противоречия современной ему русской действительности, показывает несостоятельность чиновничье-бюрократического аппарата, отмирание крепостническо-феодальных отношений, тяжелое положение простого народа. Поэтому поэму "Мертвые души" по праву называют энциклопедией русской провинциальной жизни первой трети XIX века. В поэме, наряду с отрицательными образами помещиков, чиновников, нового героя - зарождающегося предпринимателя, даны образы народа, Родины и самого автора.

Полное непонимание практической стороны жизни, бесхозяйственность отмечаем мы у помещика Манилова. Управлением своего поместья он не занимается, всецело передоверив это приказчику. Он не может даже сказать Чичикову, сколько у него крестьян и умирали ли они со времени последней ревизии. Его дом "стоял одиночкой на юру, открытый всем ветрам, каким только вздумается подуть". Вместо тенистого сада вокруг барского дома стояло пять-шесть берез "с жиденькими вершинами". Да и в самой деревне нигде не было "растущего деревца или какой-нибудь зелени". О его непрактичности говорит и внутренняя обстановка его дома, где рядом с великолепной мебелью "соседствовали два стула, обтянутые просто рогожей", или "горки выбитой из трубки золы", лежащие на дорогом полированном столе. Но самое яркое отражение характера Манилова мы находим в его языке, речевой манере: "...Конечно... если бы соседство было хорошее, если бы, например, такой человек, с которым бы в некотором роде можно было поговорить о любезности, о хорошем обращении, следить какую-нибудь этакую науку, чтобы этак расшевелило душу, дало бы, так сказало, паренье этакое". Здесь он еще что-то хотел выразить, но, заметивши, что несколько зарапортовался, ковырнул только рукой в воздухе".

Совсем иное отношение к хозяйству у Коробочки. У нее "хорошенькая деревенька", двор полон всякой птицы, имеются "просторные огороды с капустой, луком, картофелем, свеклой и прочим хозяйственным овощем", есть "яблони и другие фруктовые деревья". Имена крестьян своих она знает наизусть. Но умственный кругозор ее крайне ограничен. Она тупа, невежественна, суеверна. Коробочка не видит ничего дальше "своего носа". Все "новое и небывалое" пугает ее. Она является типичным представителем мелких захолустных помещиков, ведущих натуральное хозяйство. Ее поведением (что можно отметить и у Собакевича) руководит страсть к наживе, корысть.

Но Собакевич значительно отличается от Коробочки. Он, по выражению Гоголя, "чертов кулак". Страсть к обогащению толкает его на хитрость, заставляет изыскивать разные средства наживы. Поэтому, в отличие от других помещиков, он применяет новшество - денежный оброк. Его нисколько не удивляет купля-продажа мертвых душ, а волнует лишь то, сколько он за них получит.

Представитель еще одного типа помещиков - Ноздрев. Он полная противоположность Манилову и Коробочке. Ноздрев - непоседа, герой ярмарок, попоек, карточного стола. Он кутила, буян и враль. Хозяйство его запущено. В отличном состоянии находится только псарня. Среди собак он как "отец родной" среди большого семейства (так и хочется сравнить его с фонвизинским Скотининым). Доходы, получаемые от подневольного труда крестьян, он тут же проматывает, что говорит о его нравственном падении, безразличии к крестьянам.

Полное моральное оскуднение, потеря человеческих качеств характерны для Плюшкина. Автор по праву окрестил его "прорехой на человечестве". Говоря о Плюшкине, Гоголь разоблачает ужасы крепостного права. Облекая в форму легкой шутки, Гоголь сообщает страшные вещи о том, что Плюшкин - "мошенник, всех людей переморил голодом, что в тюрьме колодники лучше живут, чем крепостные его". За "последние три года у Плюшкина умерло 80 человек. С жуткой миной полусумасшедшего он заявляет, что "народ-то больно прожорлив у него, от праздности завел привычку трескать". Около 70 крестьян у Плюшкина сбежало, стало людьми вне закона, не вытерпев голодной жизни. Дворовые его до поздней зимы бегают босыми, так как скупой Плюшкин имеет одни сапоги на всех, да и то надеваются они только тогда. когда дворовые входят в сени барского дома. Плюшкин и ему подобные тормозили хозяйственное развитие России: "На обширной территории поместья Плюшкина (а у него примерно 1000 душ) экономическая жизнь замерла: перестали двигаться мельницы, валяльни, суконные фабрики, столярные станки, прядильни; сено и хлеб гнили, клади и стога обращались в чистый навоз, мука превращалась в камень, к сукнам. холстам и домашним материям страшно было прикоснуться. А между тем в хозяйстве доход собирался по-прежнему, по-прежнему нес оброк мужик, несла холст баба. Все это сваливалось в кладовые, и все это становилось гнилью и прахом". Поистине "смех сквозь слезы".

Плюшкин и другие помещики, представленные Гоголем, "списаны с жизни;". являются порождением определенной социальной среды. Плюшкин был когда-то умным, бережливым хозяином; Манилов служил в армии и был скромным, деликатным, образованным офицером, но превратился в пошлого, праздного, слащавого мечтателя. С огромной силой Гоголь предъявил обвинение феодально-крепостническому строю, николаевскому режиму, всему укладу жизни, в которой маниловщина, ноздревщина, плюшкинское убожество - типичные, нормальные жизненные явления.

В этом показе насквозь порочного крепостнического порядка и политического строя России и заключалось великое значение поэмы "Мертвые души". "Поэма потрясла всю Россию" (Герцен), она пробуждала самосознание русского народа.

Мечта о будущем эпическом произведении, посвященном России, привела Гоголя к замыслу поэмы "Мёртвые души". Работа над произведением началась в 1835 году. сюжет поэмы подсказанный Пушкиным, определил первоначальную схему произведения: показать Русь с одного боку", т. е. с её отрицательной стороны. Однако конечной целью своего труда Гоголь планировал "выставить на всенародные очи" всё то хорошее, что таилось в русской жизни и что давало надежду на возможность её обновления. Широта замысла определила обращение писателя к эпическим формам.

По законам эпоса Гоголь воссоздает в поэме картину жизни, стремясь к максимальной широте охвата. Мир этот уродлив. Мир этот страшен. Это мир перевернутых ценностей, духовные ориентиры в нем извращены, законы, по которым он существует, - аморальны. Но живя внутри этого мира, родившись в нем и восприняв его законы, практически невозможно оценить степень его аморальности, увидеть пропасть, отделяющую его от мира истинных ценностей. Более того, невозможно понять причину, вызывающую духовную деградацию, нравственный распад общества. В этом миру живут Плюшкин, Ноздрев, Манилов, прокурор, полицмейстер и другие герои, являющие собой своеобразные карикатуры на современников Гоголя. Целую галерею характеров и типов, лишенных души, создал Гоголь в поэме, все они многообразны, но всех их объединяет одно - ни у кого из них нет души. Первым в галерее этих характеров идет Манилов. Для создания его образа Гоголь использует различные художественные средства, и в том числе пейзаж, ландшафт поместья Манилова, интерьер его жилища. Вещи, окружающие его, характеризуют Манилова не в меньшей степени, чем портрет и поведение: "У всякого есть свой задор, но у Манилова ничего не было". Главная его черта - неопределенность. Внешнее благополучие Манилова, его доброжелательность и готовность к услугам представляются Гоголю чертами страшными. Все это в Манилове гипертрофированно. Глаза его, "сладкие, как сахар" ничего не выражают. И эта сладость облика привносит ощущение неестественности каждого движения героя: вот на лице его появляется "выражение не только сладкое", но даже приторное, подобное той микстуре, которую ловкий доктор засластил немилосердно, воображая ею обрадовать пациента". Что за "микстуру" засластила приторность Манилова? Пустоту, никчемность его, бездушие при бесконечных рассуждениях о счастии дружбы. Пока этот помещик благоденствует и мечтает, его имение разрушается, крестьяне разучились трудиться. Совсем другое отношение к хозяйству у Коробочки. У нее "хорошенькая деревенька", двор полон всякой птицы. Но Коробочка не видит ничего дальше своего носа, все "новое и небывалое" пугает ее. Ее поведением (что можно отметить и у Собакевича) руководит страсть к наживе, корысть. Но Собакевич сильно отличается от Коробочки. Он, по выражению Гоголя, "чертов кулак". Страсть к обогащению толкает его на хитрость, заставляет изыскивать разные средства наживы. Поэтому, в отличие от других помещиков, он применяет новшество - денежный оброк. Его нисколько не удивляет купля-продажа мертвых душ, а волнует лишь то, сколько он за них получит. Его жизнь - монотонна. Она располагает к безделью и пустомыслию. Кругозор помещика узок, а характер ничтожен. Таков Манилов, которого автор не случайно наделяет характерной фамилией, каждый слог которой можно тянуть. Ни одного резкого звука. Плавность, тягучесть, скука. Сравнивая героя с котом, автор подчеркивает доброту, обходительность, вежливость Манилова, которые доведены до гротеска. Комичен эпизод, когда герой, не желая первым войти в комнату, втискивается боком в дверь одновременно с Чичиковым. Но все эти черты принимают уродливые формы. За всю свою жизнь Манилов не сделал ничего полезного. Его существование бесцельно. Это подчеркивается Гоголем даже в описании его поместья, где царят бесхозяйственность, запустение. А вся умственная деятельность хозяина ограничивается бесплодными фантазиями, что хорошо бы провести "подземный ход" или выстроить "каменный мост" через пруд. Выделяя в портрете персонажа "сладкие, как сахар", глаза, Гоголь подчеркивает, что "герой" прекраснодушен и сентиментален до приторности. Отношения между людьми ему представляются идиллическими и праздничными, без столкновений, без противоречий. Жизни он совершенно не знает, реальность подменяется у него пустой фантазией, игрой вялого воображения. Манилов на все смотрит сквозь розовые очки. Убог духовный мир русского помещика, затхл и примитивен жизненный уклад. Коробочка в галерее "мертвых душ" поражает жадностью и мелочностью, хитростью и скупостью. Отсюда и такая фамилия, вызывающая ассоциации с различными коробочками, сундучками и ящичками, в которые бережно складываются различные вещи. Таким образом, Коробочка – одна из тех "тетушек", которые "плачутся на неурожаи", а между тем "набирают понемножку деньжонок". Отличительной чертой героини является ее нечеловеческая тупость. Гоголь метко называет ее "дубинноголовой" и "крепко
лобой". Но не все помещики тихи и безобидны, как Коробочка и Манилов. Деревенское безделье и жизнь без забот порой так деградировали человека, что тот превращался в опасного, наглого хулигана. Картежник, сплетник, пьяница и дебошир Ноздрев на редкость типичен для русского дворянского общества. Болтовня, хвастовство, ругань и вранье – вот все, на что он способен. Этот балагур держит себя развязно и нагло, имеет "страстишку нагадить ближнему". Язык героя засорен всякими искаженными словами, придуманными нелепыми выражениями, бранными словечками, алогизмами. Дополняет портрет Ноздрева его фамилия, состоящая из большого количества согласных, создающих впечатление взрыва. Кроме того, сочетание букв вызывает ассоциацию с любимым словечком героя "вздор". Не по душе Гоголю и другая крайность – доведенная до абсурда домовитость и усадистость крепких помещиков. Быт людей типа Собакевича устроен добротно, на совесть. В отличие от Ноздрева и Манилова герой связан с хозяйственной деятельностью. У него все "упористо", без шаткости, в каком-то "крепком и неуклюжем порядке". Даже избы крестьян построены на века, а колодец сработан из такого дуба, "который идет только … на корабли". Внешний могучий облик Собакевича подчеркивается через интерьер дома. На картинах изображены богатыри, а мебель похожа на хозяина. Каждый стул как бы говорит: "…я Собакевич". Питается помещик в соответствии с свои обликом. Блюда подаются большие и сытные. Если свинья, то целиком на стол, если баран, то тоже целиком на стол. Постепенно складывается образ обжорливого "человека-кулака", "медведя" и вместе с тем хитрого пройдохи, интересы которого сводятся к личному материальному благополучию. Галерею помещиков "венчает" Плюшкин, самый карикатурный и одновременно страшный персонаж. Это единственный "герой", чья душа неуклонно деградирует. Плюшкин – помещик, целиком утративший человеческий облик, а, по существу, и рассудок. В людях он видит лишь врагов, расхитителей его имущества, никому не доверяет. Поэтому он отказался от общества, от родной дочери, проклял сына, не принимает гостей и сам нигде не бывает. А люди у него мрут, как "мухи". Крестьян он считает тунеядцами и ворами, питает к ним ненависть и видит в них существа низшего порядка. Уже внешний вид деревни говорит об их тяжелой и беспросветной доле. Глубокий упадок всего крепостного уклада жизни наиболее ярко выражен именно в образе Плюшкина.

Показывая все уродство и духовное убожество своих героев, он все время переживает утрату в них человеческого начала. Это "смех сквозь слезы", как определил писатель своеобразие своего творческого метода. Поэму восторженно приветствовал Белинский, увидевший в ней "творение чисто русское, национальное, выхваченное из тайника народной жизни, столько же истинное, сколько и патриотическое, беспощадно сдергивающее покров с действительности и дышащее страстною, кровною любовию к плодовитому зерну русской жизни: творение необъятно художественное…".

Гоголь – великий писатель-реалист, творчество которого вошло в русскую классическую литературу. Его своеобразие состоит в том, что он один из первых дал широчайшее изображение помещичье-чиновничьей Руси. В совей поэме «Мёртвые души» Гоголь предельно обнажает противоречия современной ему русской действительности, показывает несостоятельность чиновничье-бюрократического аппарата, крепостнических отношений, положение русского народа. Поэтому поэму «Мёртвые души» по праву можно назвать энциклопедией русской провинциальной жизни первой трети 19 века. В поэме, наряду с отрицательными образами помещиков, чиновников, дан образ нарождающегося предпринимателя, даны образы крестьян, образ Родины и самого автора.

Полное непонимание практической стороны жизни, бесхозяйственность отмечает Гоголь у Манилова. Управлением своего поместья он не занимается, полностью передоверив его приказчику. Он даже не может сказать Чичикову, сколько у него крестьян и умирали ли они со времени последней ревизии. Его дом «стоял одиночкой на юру, открытый всем ветрам, каким только вздумается подуть». Вместо тенистого сада вокруг барского дома стояло пять-шесть берёз с «жиденькими вершинами». Да и в самой деревне не было видно «растущего деревца или какой-нибудь зелени». О его непрактичности говорит и внутреннее убранство дома, где рядом с великолепной мебелью «соседствовали два стула, обтянутые просто рогожей», а также «горки выбитой из трубок золы», лежащие на дорогом полированном столе. Но самое яркое впечатление производит его речевая манера: «…Конечно… если бы соседство было хорошее, если бы, например, такой человек, с которым бы в некотором роде можно было поговорить о любезности, о хорошем обращении, следить какую-нибудь эдакую науку, чтобы этак расшевелить душу, дало бы, так сказать, паренье этакое». Но сам Манилов так и не смог выразить свою мысль.

Совсем иное отношение к хозяйству у Коробочки. У неё «хорошенькая деревенька», двор полон всякой птицы, имеются «просторные огороды с капустой, луком, картофелем свёклой и прочим хозяйственным овощем». Имена крестьян своих она знает наизусть. Но умственный кругозор её совершенно ограничен. Она тупа невежественна, суеверна. Всё новое и небывалое пугает её.



Представителем ещё одного типа помещиков является Ноздрёв, полная противоположность Манилову и Коробочке. Он непоседа, героя ярмарок, попоек, карточного стола, кутила, буян и враль. Хозяйство его запущено В отличном состоянии у него только псарня. Среди собак он как «отец родной». Доходы, полученные с имения, он тут же проматывает.

Собакевич, «чёртов кулак», по выражению Гоголя, одержим страстью к обогащению, изыскивает самые разнообразные способы наживы.

Но самое страшное впечатление производит Плюшкин. Автор по праву назвал его «прорехой на человечестве». Плюшкин - «мошенник, всех людей переморил голодом». «В тюрьме колодники лучше живут, чем крепостные его». За последние три года у него умерло 80 крестьян. С жуткой миной полусумасшедшего он заявляет, что «народ-то больно прожорлив у него, от праздности завёл привычку трескать». Около 70 крестьян сбежало, не выдержав голодной жизни. Дворовые его до поздней зимы бегают босиком, так как скупой Плюшкин имеет только одни сапоги на всех. И это хозяин, у которого около 1000 душ крепостных!....

Грибоедов А.С.

1.. Начало работы – 1820 г. Закончена в 1824 г. Напечатать и поставить на сцене было нельзя из-за политического свободомыслия и направленности против существующих порядков. Разошлась по спискам. Первое издание – 1831 г., уже после смерти автора. !862 год – первое неискажённое издание. Причина – общественно-политическая обстановка в России первой трети 19 века. На грани столетий сложнее. Богаче стал духовный мир людей. Лучших представителей объединяло стремление к прекрасному, мечте, героическому. Но воины, прошедшие войну и победившие Наполеона, особенно остро воспринимали несправедливость сословного общества, где приоритетными были богатство, чины, близость к власти, где ценилось умение выслужиться и любыми средствами обогатиться. Простой же народ оставался закрепощённым. Прогрессивное молодое поколение, столкнувшись с гнётом, несправедливостью, злоупотреблениями чиновников, смело выражало свой протест в обличительных сатирических и романтических произведениях, наивно мечтало исправить недостатки русского общества. Старое же поколение ничего не хотело менять в своей сытой, удобной, но безнравственной жизни, в традициях и принципах «века минувшего». Конфликт поколений был неизбежен, и трагическое столкновение двух эпох нашло своё отражение и в театре, и в литературе. К числу произведений, отразивших конфликт старого и нового, относится комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». Оценить художественное своеобразие комедии можно словами А.С. Пушкина о комедии Мольера: « «Высокая комедия не основана единственно на смехе, но на развитии характеров, и… нередко близко подходит к трагедии». Отмечая новаторство комедии, Пушкин сказал: «Цель его – характеры и резкая картина нравов». С этой оценкой согласен и Ф.М. Достоевский: «Горе от ума» сильно своими яркими художественными типами и характерами». В это кроется и глубокое внутреннее содержание комедии. Отличительные особенности высокой комедии В.Г. Белинский увидел в бурном негодовании автора и его героя «при виде гнилого общества ничтожных людей, в души которых не проникал луч Божьего света, которые живут по обветшалым преданиям старины, по системе пошлых и безнравственных правил, которых мелкие и низкие стремления направлены только к призракам жизни – чинам, деньгам, сплетням, унижению человеческого достоинства».



Борьба консервативного и прогрессивного лагерей, общественные характеры, нравы и быт Москвы – обстановка всей страны. Это зеркало феодально-крепостнической России с её социальными противоречиями, борьбой уходящего мира и нового, призванного победить. Отражены взгляды декабристов.

Первоначальное название – «Горе уму». Произошло и изменение идей. Первое название – «ум» пассивен, изменить он ничего не может, отсюда – драматический конфликт. Второе - активен ум, сам навлекает на себя горе и поэтому смешон Фамусовы, Молчалиным.

Соответствие жанру только в одном – герой противостоит обществу и смешон, потому что не находит поддержки «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека», говорил сам автор. . Грустно и горько.

Стихотворная форма , яркий, образный язык. Многое стало афоризмами. Сохранил и передал живой язык эпохи. Язык комедии позволяет представить и характерные особенности русских летописей, и высокий стиль проповедей, од, делающих монологи Чацкого богатыми и выразительными. «Нельзя представить себе, чтоб могла явиться когда-нибудь другая, более естественная, простая, более взятая из жизни речь», - писал И.А. Гончаров. «О стихах я не говорю: половина – должны войти в пословицу», - отмечал А.С. Пушкин. Образец вольной разговорной речи, со всеми её неправильностями, намёками, интонациями, поговорками. В ней отражён острый, меткий русский ум, великолепный юмор, сделавший многие фразы крылатыми: «Счастливые часов не наблюдают», «нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок», «А судьи кто?», «Подписано, так с плеч долой». «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь» и т.д..

Классицизм . Но Грибоедов расширил число действующих лиц, ввёл внесценических персонажей: ловкого вельможу Максима Петровича, Фому Фомича, важную барыню Татьяну Юрьевну, могущественную княгиню Марью Алексеевну, двоюродного брата Скалозуба и др. Все они, мастерски обрисованные автором, обогащают действие, оттеняют действующих персонажей и помогают создать коллективный образ общественной среды. Характеры всех персонажей глубоко реалистичны. Яркая особенность комедии – персонажи являются не толпой, не одновременно, а подчиняются сюжету и замыслу автора. Это позволило автору не только расширить границы комедии, но и придать комедии и её конфликту общественный характер.

Обилие монологов, которые раскрывают характеры героев.

Герои – конкретные люди --- знаковые фигуры.

Фамусов – символ устойчивости, материальной основы бытия.

Чацкий – символ борьбы против безнравственности, символ романтического протеста

Молчалин – символ посредственности и молчаливого согласия с большинством.

Сюжет и композиция

Экспозиция – 1-6 явления: знакомство с хозяином, дочерью его, со слугами, с Молчалиным. Обстановка, нравственные устои, первоначальная характеристика персонажей.

Завязка – с 7 явления. Приезд Чацкого, расстановка сил, зарождение конфликта: личного и общественного.Завязка происходит в седьмом явлении первого действия, когда появляется сам Чацкий. Сразу завязываются две сюжетные линии - любовная и социальная. Любовная построена на банальном треугольнике, где имеются два соперника, Чацкий и Молчалин, и одна герои­ня, Софья. Вторая сюжетная линия - социальная - обусловлена иде­ологическим противостоянием Чацкого и косной общественной сре­ды. Главный герой в своих монологах обличает взгляды и убеждения «века минувшего». Сначала на первый план выдвигается любовная сюжетная линия: Чацкий и раньше был влюблён в Софью, и «даль разлуки» не охладила его чувств. Однако за время отсутствия Чацкого в доме Фамусова многое изменилось: «дама сердца» встречает его холодно, Фамусов говорит о Скалозубе как о предполагаемом женихе, Молчалин падает с лошади, а Софья, увидев это, не может скрыть своей тревоги. Её поведение настораживает Чацкого:

Развитие действия: личный конфликт

– 2-3 действия (2 действие – Чацкий пытается узнать, нет ли жениха; 3 действие – хочет добиться признания Софьи). Общественный конфликт -2-3 действия (2 действие – обличение фамусовского общества; 3 действие - бал в доме Фамусова, сплетня)

Кульминация. Комедия строится на двух конфликтах: столкновении Чацкого с московским обществом и его слепой вере в любовь Софьи. Личный конфликт – 4 действие – прозрение Чацкого; общественный конфликт – объявляют сумасшедшим, Чацкий одинок Оба сценических конфликта объединяет Софья, распустившая сплетню о безумии Чацкого, в единый сюжетный узел, получивший разъяснение в финале комедии. Кульминация любовной сюжетной линии - это окончательное объяснение Софьи и Чацкого перед балом, когда героиня заявляет, что есть люди, которых она любит больше, чем Чацкого, и расхваливает Молчалина. Социальный конфликт развивается параллельно с любовным. В первом же разговоре с Фамусовым Чацкий начинает высказываться по общественным и идеологическим вопросам, и его мнение оказывается резко противоположным взглядам Фамусова. Фамусов советует служить и приводит в пример своего дядю Максима Петровича, ко­торый умел вовремя упасть и выгодно рассмешить императрицу Екатерину. Чацкий заявляет, что «служить бы рад, прислуживаться тошно». Фамусов хвалит Москву и московское дворянство, кото­рое, как повелось от века, продолжает ценить человека исключитель­но по знатному роду и богатству. Чацкий видит в московской жизни «подлейшего житья подлейшие черты». Но всё-таки сначала социальные споры отступают на второй план, позволяя полностью раз­вернуться любовной сюжетной линии. После объяснения Чацкого и Софьи перед балом любовная история исчерпана, но драматург не спешит с её развязкой: ему важно развернуть социальный конфликт, который теперь выходит на первый план и начинает активно развиваться. Поэтому Грибоедов придумывает остроумный поворот в любовной сюжетной линии, который очень понравился Пушкину. Чацкий не поверил Софье: такая девушка не может любить ничтожного Молчалина. Разговор Чацкого и Молчалина, который следует сразу за кульминацией любовной сюжетной линии, укрепляет главного героя в мысли, что Софья пошутила: «Шалит, она его не любит» На балу противостояние Чацкого и фамусовского общества достигает высшего накала - наступает кульминация социальной сюжетной линии. Все гости радостно подхватывают сплетню о сумасшествии Чацкого и демонстративно отворачиваются от него в конце третье­го действия.

Развязка– наступает в четвёртом действии, причём одна и та же сцена развязывает и любовную, и социальную сюжетные линии. В заключительном монологе Чацкий гордо разрывает с Софьей и в последний раз беспощадно обличает фамусовское общество. В письме к П.А.Катенину Грибоедов писал: «Если я по первой сцене угадываю десятую, то раззеваюсь и вон бегу из театра. Чем неожиданнее развивается действие или внезапнее заканчивается, тем увлекательнее пьеса». Сделав финалом отъезд разочарованного и потерявшего, кажется, всё Чацкого, Грибоедов вполне добился эффекта, которого желал: Чацкий изгоняется из фамусовского общества и оказывается при этом победителем, так как нарушил безмятежно-праздную жизнь «века минувшего» и показал его нравственную несостоятельность Прозревший Чацкий стремится уехать из Москвы. В полной мере развязки нет, т.к. нет конца борьбе «века нынешнего» и «века минувшего». Три человека начинают рано утром действие комедии и завершают в финальной сцене всеобщих открытий, прозрений, сетований.

Приёмы изображения : несоответствие (черты комедии) в изображении героев: Фамусов: управляющий, но отношение к обязанностям халатное; говорит о своём монашеском поведении – волочится за служанкой. Скалозуб – уважение оказывается недостойному человеку: Молчалин – несоответствие мыслей и поведения; Чацкий – несоответствие ума и ситуации, в которую он попал; комические ситуации, приём гротеска (спор гостей). (черты драмы) драматический конфликт главного героя и общества; трагедийность любви Чацкого и Софьи.

Изображение помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

Центральное место в поэме Гоголя “Мертвые души” занимают пять глав, в которых представлены образы помещиков: Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина. Главы расположены в особой последовательности по степени деградации героев.
Образ Манилова как бы вырастает из пословицы: человек ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан. Он оторван от жизни, неприспособлен. Его дом стоит на юру, “открытом всем ветрам”. В беседке с надписью “Храм уединенного размышления” Манилов строит планы провести подземный ход и выстроить через пруд каменный мост. Это только пустые фантазии. В реальности хозяйство Манилова разваливается. Мужики пьянствуют, ключница ворует, слуги бездельничают. Досуг помещика занят бесцельным складыванием пепла из трубки в горки, а книга в его кабинете два года лежит с закладкой на 14-й странице.
Портрет и характер Манилова созданы по принципу: “в приятность, казалось, чересчур было передано сахару”. На лице Манилова было “выражение не только сладкое, но даже приторное, подобное той микстуре, которую ловкий светский доктор засластил немилосердно…”
Любовь Манилова и его жены чересчур слащава и сентиментальна: “Разинь, душенька, свой ротик, я тебе положу этот кусочек”.
Но несмотря на “чрезмерность”, Манилов действительно добрый, любезный, безобидный человек. Он единственный из всех помещиков отдает Чичикову “мертвые души” бесплатно.
Коробочка тоже отличается “чрезмерностью”, но иного рода - чрезмерной бережливостью, недоверчивостью, боязливостью, ограниченностью. Она “одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожай, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки”. Вещи в ее доме
отражают ее наивное представление о достатке и красоте и в то же время - ее мелочность и ограниченность. “Комната была обвешана старенькими полосатыми обоями; картины с какими-то птицами; между окон старинные маленькие зеркала с темными рамками в виде свернувшихся листьев; за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок; стенные часы с нарисованными цветами на циферблате”. Гоголь называет Коробочку “дубинноголовой”. Она боится продешевить при продаже “мертвых душ”, чтобы как-нибудь “не понести убытку”. Коробочка решается продать души только из страха, потому что Чичиков пожелал: “…да пропади и околей со всей вашей деревней!” “Дубинноголовость” Коробочки - черта человека, который “как зарубил что себе в голову, то уж ничем его не пересилишь”.
Собакевич внешне напоминает былинного богатыря: сапог исполинского размера, ватрушки “гораздо больше тарелки”, “ни разу не был болен”. Но поступки его отнюдь не богатырские. Он ругает всех подряд, видит во всех мерзавцев и мошенников. Весь город, по его словам, - “мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет… один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья”. Портреты на стенах, изображающие героев, говорят о нереализованных богатырских, героических возможностях “омертвелой” души Собакевича. Собакевич - “человек-кулак”. Он выражает общечеловеческую страсть к тяжелому, земному, отсутствие возвышенных идеалов.
Ноздрев - “разбитной малый”, кутила. Главная его страсть - “нагадить ближнему”, продолжая оставаться его другом.
“Чуткий нос его слышал за несколько десятков верст, где была ярмарка со всякими съездами и балами”. В кабинете Ноздрева вместо книг - сабли и турецкие кинжалы, на одном из которых написано: “Мастер Савелий Сибиряков”. Даже блохи в доме Ноздрева “пребойкие насекомые”. Еда у Ноздрева выражает его бесшабашный дух: “кое-что пригорело, кое-что и вовсе не сварилось… словом, катай-валяй, было бы горячо, а вкус какой-нибудь, верно, выйдет”. Однако активность, деятельность Ноздрева лишена смысла и тем более общественной пользы, потому он тоже “мертв”.
Плюшкин предстает в поэме бесполым существом, которого Чичиков принимает за ключницу. Образы, окружающие этого героя, - заплесневелый сухарь, засаленный халат, крыша, как решето. И предметы, и сам хозяин подвержены тлению. Когда-то образцовый хозяин и семьянин, Плюшкин теперь превратился в паука-отшельника. Он подозрителен, скуп, мелочен, деградирует умственно.
Показывая последовательно быт и характер пяти помещиков, Гоголь изображает процесс постепенной деградации помещичьего класса, выявляет все его пороки и недостатки.