Музей в чемодане история появления эпистолярного жанра. Экскурсия в школьный музей "чемодан памяти"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новогородская средняя общеобразовательная школа №3»
Экскурсия
в
чемодане
Паспорт проекта.
Название проекта: «Музей в чемодане»
Название образовательного учреждения (по уставу), в котором реализуется проект: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новогородская средняя общеобразовательная школа №3»
Адрес образовательного учреждения: 663803, Красноярский край, Иланский район, с. Новогородка, ул. Советская, 30
Осуществляется всеми участниками объединения «Наследие.
Финансовая поддержка проекта не потребуется, т.к. экспонаты необходимые для экскурсий хранятся в школьном музее.
2. Анализ ситуации. Постановка проблемы
Наша школа находится в 32 км. от районного центра. Не у всех жителей села есть возможность выехать, а тем более посетить музеи, театры. Связующим звеном сельского социума является школа. Тем более, что в нашей школе есть замечательный музей.
Учащиеся объединения «Наследие», участвующее в деятельности музея проводят для учащихся школы, ребят детского сада, жителей села и гостей экскурсии. За годы деятельности музея все экспонаты изучены и рассмотрены. Привычные экспонаты находящееся в стеллажах не вызывают у ребят должного интереса, прикоснуться к ним нельзя, тем самым понять для чего он предназначался, создать образ.
Поэтому перед нами встал вопрос, что – то нужно изменить? Совет музея остановился на создании проекта «Экскурсия в чемодане».
Для чего мы это делаем?
Привлечь жителей села к деятельности музея.
Внести новизну.
Дать возможность участникам проекта ощутить присутствие прошлого в настоящем и будущем посредством общения его с культурным наследием.
Цель проекта : привлечение к деятельности музея через выход в социум.
Задачи проекта:
Способствовать формированию ощущения присутствия прошлого в настоящем и будущем посредством общения с экспонатами.
Провести экскурсии для тех, кто не может прийти к нам (пожилые жители села, инвалиды).
Способствовать приобщению широкого круга детей и взрослых к сохранению исторической памяти.
Ожидаемые результаты
В результате реализации проекта ожидается, что:
Из пассивных слушателей, перейдут в активные, так как проект способствует развитию диалога с руководителем музея, экскурсоводом, музейным экспонатом, быть активными, самим принимать участие в исследованиях. Обязательным условием также является коллективный творческий характер вместе со сверстниками в неформальной обстановке.
В основе проекта лежит развитие познавательных навыков учащихся, критического и творческого мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, изучение культурного наследия, взаимодействие учащегося с материальными предметами школьного музея и т.д.
Увеличится количество желающих посещать школьный музей;
В ходе реализации проекта, экскурсии будут проведены для всех учащихся школы (105), ребят и работников детского сада (27), всех организаций находящихся на территории поселения (сельский дом культуры, сельская библиотека, администрация села и колхоза, почта). Посещение пожилых жителей села и инвалидов. В целом в ходе проекта мы можем охватить более 400 человек.
План реализации
Мероприятия | Сроки исполнения | Ответственные | Результат |
|
Опрос посетителей музея о смене форм деятельности | Сентябрь 2013 года | Совет школьного музея | Выявление мнений посетителей о деятельности музея |
|
Обработка опроса | Сентябрь 2013 года | Совет школьного музея | Смена экскурсионной работы (передвижная Экскурсия в чемодане) |
|
Разработка планируемых экскурсий: Школьные принадлежности; Великая Отечественная война; Мой край (80 -летие); Сибирское рукоделие | Октябрь –декабрь 2013 года | С.В. Лецрих руководитель музея, Михайловская О.Н. школьный библиотекарь, Федорова Галина Владимировна библиотекарь СДК, экскурсоводы музея, совет музея | Собран материала для создания текста экскурсий. Обязательно введен элемент общения со слушателями (вопросы, загадки, ребусы, практические задания). |
|
Отбор экспонатов необходимых для экскурсий, поиск чемодана. | Октябрь –декабрь 2013 года | С.В. Лецрих руководитель музея, совет музея | Отобраны экспонаты хранящиеся в музее для проведения экскурсий. Найден чемодан. |
|
Подготовка экскурсий | Январь - февраль 2014 года | С.В. Лецрих руководитель музея, Талай И.В. учитель русского языка, экскурсоводы. | Проведена работа в подготовке Экскурсоводов по темам экскурсий. |
|
Выезд в районный музейный центр для работы с экскурсоводами. | Январь - февраль 2014 года | С.В. Лецрих руководитель музея, экскурсоводы музея. | Проведен мастер-класс экскурсоводов районного музейного центра. |
|
Проведение экскурсий | Февраль – декабрь 2014 года | С.В. Лецрих руководитель музея, экскурсоводы. | Проведение экскурсий 1 |
|
Освещение реализации проекта в СМИ | В ходе проектной деятельности | С.В. Лецрих руководитель музея, совет музея, общественность | Выставление материала на школьном сайте, 2 опубликование в районной газете. |
|
Создание альбома, стенда о деятельности проект | По мере реализации проекта | С.В. Лецрих руководитель музея, совет музея, Фризоргер В.В. учитель ИЗО. | Создание фото-альбомов, стендов по каждой теме экскурсий 3 . |
|
Проведение опроса о проделанной работе | Декабрь 2014 года | Совет школьного музея | Оценка проекта |
Ресурсы
Для реализации проекта большая часть ресурсов у нас имеется, а именно:
Экспонаты
Материал для экскурсий
Экскурсоводы (имеющие опыт проведения экскурсий).
Нам необходимы кадровые ресурсы, для подготовки экскурсоводов, и дополнительного содержательного материала для экскурсий. Поэтому мы обращаемся за помощью к школьному и сельскому библиотекарю, а также учителю русского языка.
Для оформления стенда мы обращаемся к учителю ИЗО. Так же нам нужен чемодан в котором мы будем переносить экспонаты. Цифровой фотоаппарат нам предоставит школа. Фотографии распечатывает администрация сельского совета.
Оценка результатов
Оценка проекта будет осуществляться на основе анализа проведенного опроса, отзывов слушателей, мониторинга публикаций в СМИ.
Уникальность проекта в том, что теперь музей сам приходит в гости, наши экспонаты можно потрогать, узнать о них новое, придумать о нем сказку или рассказ, исследовать его.
Приложение №1
Результаты анкетирования о необходимости смене форм деятельности школьного музея
Анкетирование проводилось с учащимися, их родителями и учителями. Было опрошено более 130 человек
Анкета для выяснения необходимости проекта:
1. Как вы считаете, нужны ли нашему музею новые формы работы?
Да, нужны. Время движется вперед, все меняется, музей так же должен меняться.
Конечно.
Хотелось бы новенького….
Были и ответы респондентов, которых устраивало все
2. Какие темы экскурсий вы бы хотели услышать
Самые популярные варианты ответов:
О знаменитых людях села, края, тем более нам есть кем гордиться….
О земляках – фронтовиках, чтобы современное поколение на забыло
О нас, кто жил, живет и поднимет село
О традициях сельчан
Приложение №2
Благодарной строкой о первой Экскурсии в чемодане:
«Экскурсия в чемодане мне понравилась. Интересно, что музей сам пришел к нам. Я узнал, как завязывался пионерский галстук и попробовал сам. Яблоков Федор »
«Спасибо экскурсоводам музея. Было интересно!. Теперь мы знаем почему один ластик стирает хорошо, а другой нет. 2 класс».
«Было приятно окунутся в атмосферу детства. Вспомнить школьные годы. Такие экскурсии необходимы, они дают возможность поближе рассмотреть, потрогать экспонат, использовать его на практике. В ходе экскурсии возникло много идей о том, что можно положить в данный чемодан! Спасибо ребятам и руководителю музея. Федорова Г.В. »
1 На данный момент проводится экскурсия по второй теме: Великая Отечественная война, первая тема: Школьные принадлежности - проведена.
2 Выставлен материал на школьном сайте, отправлена статья в районную газету.
3 По двум первым экскурсиям созданы фото- альбом и стенд.
Введение
Где-то в дальнем углу антресолей
Дерматиновый, пылью покрытый,
Чемоданчик потертый, забытый.
В нем хранятся обрывки историй.
Татьяна Лаврова, «Ода о старом чемодане»
В последнее время, совершенствуя работу с экспонатами и экскурсантами, музеи активно используют разнообразные инновационные технологии, привлекая к участию посетителей (театрализации, интеллектуальные и ролевые игры, погружения в историческую атмосферу, интегрированные уроки, музейные праздники и т.д.) В своей деятельности они отходят от стереотипа - музея с застеклёнными экспозициями и табличками «Руками не трогать». Всё чаще экспонаты извлекаются из витрин и включаются в сферу общения всех тех, кто посещает музей.
Одной из интерактивных форм работы с музейными предметами, документами и материалами является так называемая идея создания «музея в чемодане», которая сегодня стала активно внедряться в практику. Экспозиция умещается в одном или нескольких чемоданах с музейными экспонатами, а также рисунками, текстами, фотодокументами, слайдами, фильмами, творческими заданиями. Отобранные вещи и материалы должны легко помещаться в чемодан.
Идея заключается в умении быстро развернуть мобильную выставку, в которой можно манипулировать музейными предметами, что очень важно для детей, поскольку они осваивают мир активно и практически.
Большой интерес вызвал мобильный вариант экспозиции «Станция любимая моя», представленный в начальной школе. Этот проект предполагал ввести в обычную школьную педагогику интерактивную настольную модель, которая рассказывала бы о истории создания российских железных дорог. Настольная экспозиция (фабула которой представляет путешествие) включает сложенные вдвое листы картона с рисунками, текстами и игровыми заданиями. Листы размещаются на столах и могут быть быстро развёрнуты. Школьники покупают билеты и начинают путешествие по выставочному пространству - включаются в те или иные жизненные ситуации во время путешествия. Чемодан с игрой-экспозицией остаётся в школе, и ученики всех классов могут дополнять игру и его наглядные пособия по ходу своего обучения. Учителя получают «Материалы для учителя», позволяющие продуктивно использовать и совершенствовать экспозицию.
Рассматривая эту новую форму музейной работы, следует отметить, что «Музей в чемодане» может применяться в двух вариантах: «Музей в чемодане» из музея (когда предметы какого-либо музея вывозятся за его пределы); «Музей в чемодане» для музея (когда редкие предметы собираются в чемоданы для конкретного музея, организации выставок с последующим возвратом их владельцам).
«Музей в чемодане», как переносной или передвижной, благодаря своей мобильности активно используется для организации выездных выставок, ведения занятий в отдалённых районах, разных городах, образовательных учреждениях и доступен самым широким слоям населения. Эта форма музейной работы позволяет решить целый ряд научно-исследовательских, образовательно-воспитательных и социально значимых задач, стоящих перед современными музеями.
Выставочная экспозиция «Музей в чемодане»: «Станция любимая моя»
Цель: Реализация «Программы по патриотическому воспитанию учащихся на 2011-2015гг.»
Задачи:
· Сформировать представление об истории населенного пункта.
· Представить подлинные материалы из фондов школьного музея.
· Показать самобытность исторического развития поселка и его связь с историей Отечества.
Экспозиция посвящена истории возникновения участковой железнодорожной станции 3 класса Южно-Уральской железной дороги (в некоторых источниках значится как станция 5 класса).
Станция находится в 26 километрах от Челябинска на линии Челябинск-Златоуст, на территории сельского Полетаевского поселения Сосновского района.
Основана в 1892 г. как станция Самаро-Златоустовской железной дороги.
Полетаево-1 - ровесник Транссибирской магистрали.
В «Путеводителе по Великой сибирской железной дороге» за 1900 год замечено: «За Миассом, у Челябинска, равнинная местность снова является земледельческою и скотоводческою, с золотопромышленною деятельностью».
На странице 118 «Путеводителя» под № 55 значится станция Полетаево.
Понимая всю важность строительства железной дороги в крае, золотопромышленник Михаил Борисов безвозмездно уступил казне золотоносный участок земли в районе села Полетаево для надобности железной дороги. Борисову была пожалована медаль «За усердие» для ношения на Станиславской ленте. Газета «Уфимские ведомости» за
24 октября 1892 года писала: «С разрешения господина Управляющего МПС с 25 октября сего года открывается правильное движение на участке Челябинск-Златоуст для перевозки пассажиров, почты, багажа, грузов….» Так участок, на котором находится станция Полетаево-1, был сдан в эксплуатацию.
На месте казачьего хутора, который входил в черту Челябинского станичного юрта 3 военного отдела Оренбургского казачьего войска, после строительства дороги вырос рабочий поселок, находящийся в муниципальной связи с селом Полетаево и деревней Полетаево, которые ведут свое летоисчисление с 1744 года. В документах же Полетаево упоминается с 1763года.
Экспозиция прослеживает историю станции и села Полетаево с 18 века по сегодняшний день.
В 2012 г. в МОУ Полетаевской СОШ начался капитальный ремонт. Помещение музея находится в состоянии ремонта. «Музей в чемодане» явился вынужденной формой работы с детьми. Ведь уникальность школьных музеев в том, что их работа никогда не заканчивается. Музейную педагогику остановить невозможно.
МОГИЛЕВ, 24 июн — Sputnik, Мария Зуева. Идея организовать акцию "Музей в каждый двор" родилась у директора Круглянского историко-краеведческого музея Вии Гапаевой. Недавно местные жители подарили музею старый советский чемодан. Он-то и натолкнул на создание необычной выездной экспозиции.
"У нас нет недостатка в посетителях. К нам часто приходят на экскурсии школьники. Но у родителей не всегда есть время привести к нам ребенка, и мы решили пойти к детям сами. Просто пройти по дворам и рассказать о том, как жили наши предки", — рассказала Виа Гапаева.
© Sputnik Мария Зуева
В чемодане собраны предметы быта, музыкальные инструменты, тряпичные куклы-обереги. Экспонаты датированы XIX — первой половиной XX века. Диковинные вещи — иллюстрация обычной жизни белорусской деревни. Но современные дети на вопрос, к примеру, как гладили одежду наши предки, только развели руками. Некоторые и вовсе предположили, что прабабушки и прадедушки ходили в мятом.
© Sputnik Мария Зуева
Однако нехитрые деревянные приспособления — рубель и валек — убедили в обратном. Дети сами попробовали погладить льняную скатерть, и у них получилось. Увлекательным развлечением стала попытка поднять чугунок ухватом. Но особый восторг у детворы вызвали трещотки, бубны и дудки. Каждый был не против сыграть в детском оркестре народных инструментов.
"Я учусь в музыкальной школе, играю на фортепиано. Видела очень много разных инструментов. Но такие — впервые. Сейчас такого на концерте не увидишь", — поделилась девятилетняя Аня.
© Sputnik Мария Зуева
"Фишка" такой выставки, когда все экспонаты разрешено трогать руками, и притягивает детвору. Этого нет в обычных музеях. Чемоданная же экспозиция максимально удовлетворяет детскую любознательность. Даже сам момент открытия чемодана для этой публики — уже волшебство и чудо.
"Нам рассказали, что подкова раньше была в каждом доме. Чтобы была жизнь счастливая, ее вешали рогами вверх. Как чаша изобилия получалось. А на улице — наоборот. Это как защита от бед", — похвастался новыми знаниями восьмилетний Стас.
Задачи:
обучающие
развивающие:
воспитательные:
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГБОУ Школа №1929
ЮАО г. Москвы
Сценарий
внеурочного мероприятия по истории «Музей в чемодане»
V, X классы
Учитель истории
Перевертай А.А.
2016 год
Цель: создание условий для углубления знаний, полученных школьниками на уроках
Задачи:
обучающие
Создать условий для закрепления знаний по истории Средних веков;
Формировать умения синхронизировать исторические события;
Закрепить знание основных достижений культуры средневековья;
развивающие:
Создать условия для развития коммуникативных способностей;
Продолжить работу над развитием интеллектуальных умений и навыков ставить цели, анализировать и устанавливать причинно-следственные связи;
Продолжить работу по развитию монологической речи;
Развивать умение эффективной организации своей деятельности;
Развивать навыки коллективной творческой деятельности;
воспитательные:
Способствовать воспитанию активной жизненной позиции;
Способствовать развитию толерантности в общении;
Формировать уважительное к достижениям культуры;
«Каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательно действующим гражданином»
(В. Ключевский).
«История - свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни»(Марк Туллий Цицерон)
Звучит средневековая музыка, на фоне средневекового замка стоят фигуры:
Богиня Клио
Фея
Прекрасная дама
Рыцарь
Фея (музыка затихает):
Мы приветствуем вас в средневековой гостиной и предлагаем прикоснуться к тайнам истории – увлекательной науки о прошлом и настоящем человечества. Не зная истории, трудно понять настоящее.
Венок на голове, и книга, и перо, старинный манускрипт
читать страницы прошлого лишь КЛИО суждено.
Клио напоминает о том, чего может достичь человек, помогает найти свое предназначение.
Клио.
Свидетельницей буду перед судом времен.
Хранительница лет, истории богиня,
Я рада видеть в гостиной тех,
Кто разгадать готов загадки Клио.
(Кладет саквояж на столик)
Звучит средневековая музыка. Рыцарь и Прекрасня дама выполняют несколько танцевальных движений.
Рыцарь
Средние века часто называют Темными веками, но на самом деле они были временем открытий и изобретений, которые и сейчас используются, а также временем, когда Запад перенимал многие достижения Востока.
Прекрасная дама
Я сгораю от любопытства. Давайте посмотрим, какие загадки приготовила для нас таинственная Клио!
Рыцарь
Песочные часы - один из важных приборов для учета времени на море. Предполагалось, что их использовали примерно с 11 века. Тем не менее, никаких подтверждений до 14 века не найдено. Изображение песочных часов появляется в картинах в 1328 году. Более ранние письменные свидетельства - это корабельные журналы. С 15 века песочные часы применяются очень широко - в морских путешествиях, в церкви, в производстве и даже в кулинарии.
Клио
Это был первое надежное и точное изобретение по измерению времени в Средние Века. Во время путешествия Фердинанда Магеллана вокруг света полагалось иметь 18 песочных часов на одном корабле. Была специальная должность для человека, который переворачивал песочные часы и замерял время для бортового журнала.
Фея
В 1268 году английский философ Роджер Бэкон написал об использовании линз для оптических целей. Увеличительные линзы, вставленные в оправы, использовались в то время для чтения и в Европе, и в Китае, что до сих пор порождает споры, где были изобретены очки на Западе или на Востока. В Европе первые очки появились в Италии.
Клио
В 1480 году Доменико Жиральдайо, изобразил Святого Иеронима за рабочим столом, с которого свисают очки. В итоге Святой Иероним стал покровителем создателей зрелищ. Самые ранние очки имели выпуклые линзы для дальнозорких. Вогнутые для близоруких впервые замечены на портрете Папы Льва Десятого кисти Рафаэля, сделанном в 1517 году.
Прекрасная дама
Кто изобрел механические часы неизвестно. Однако, первые такие устройства могли быть изобретены и использованы в монастырях, чтобы точно определять время, когда следует звоном колоколов созывать монахов на службу.
Клио
Первые механические часы, о которых известно точно, были большими, с тяжелым механизмом, который помещался в башне. Сейчас их называют башенными часами. На этих часах была только часовая стрелка. Самые старые из сохранившихся механических часов находятся в Англии, на соборе в Солсбери, и созданы в 1386 году. Часы, установленные в Руане, Франция, в 1389, до сих пор идут. А часы, сконструированные для собора в Уэльсе, сейчас хранятся в Музее Науки в Лондоне.
Рыцарь
А это что такое?
Клио
В 14 веке рост морской торговли и открытие, что чума завозится кораблями, которые возвращаются из Леванта, привели к введению карантина в Венеции. Карантин заключался в том, что прибывшие корабли изолировались на некоторый период до первых признаков болезни, если она была.
Фея
Изначально этот период составлял 30 дней и назывался трентиной, но затем его продлили до 40 дней, то есть до карантины. Выбор такого отрезка времени был символическим - именно столько Христос и Моисей провели в уединении в пустыне. В 1423 году в Венеции открыли первый лазаретто, карантинную станцию на острове неподалеку от города. Это делалось, чтобы исключить перенос чумы с людьми и товарами.
Клио
Венецианская система стала примером для остальных европейских стран, а также базой для распространенного карантинного контроля на несколько столетий.
Прекрасная дама
Этот предмет мне хорошо знаком. Без него обойтись невозможно! Утверждают, что впервые этот предмет описал францисканский монах в 13 веке.
Фея.
Без вилки тоже обойтись невозможно. Впервые вилка упоминается на Ближнем Востоке в IX веке.
Первоначально у вилки было только два зубца. Зубцы были прямыми, поэтому её можно было использовать только для нанизывания, а не зачерпывания пищи. В XI веке вилка была завезена из Византии в Италию. В Европе вилкой стали широко пользоваться к XIV веку, а в XVII веке вилка стала необходимым атрибутом на трапезах знати и купцов.
Клио.
В Северной Европе вилка появилась значительно позже. Впервые на английском языке она была описана в 17 веке. Интересно, что католическая церковь не приветствовала её использование, называя вилку «излишней роскошью». В России вилка появилась в 1606 году, и привезла её Марина Мнишек. На свадебном пиру в Кремле Марина с вилкой шокировала русское боярство и духовенство. Слово «вилка» окончательно вошло в русский язык лишь в XVIII веке, а до этого её называли «рогатиной» и «вильцами».
Рыцарь.
Эта вещица тоже всем известна
Появились она задолго до нашей эры, но использовалась только как украшение. Примерно в 12-13 веке о пуговицах вновь узнали в Европе, но теперь но теперь пуговицу застегивали в петли. В Средние века пуговицы стали настолько популярным аксессуаром, что по их количеству на одежде можно было судить о статусе владельца.
Клио. Например, на одном из нарядов французского короля Франциска I насчитывалось 13 600 пуговиц.
Рыцарь. А этот предмет мне незнаком.
Прекрасная дама
В 1498 в Китае появилась первая зубная щетка из щетины. Пётр I велел боярам чистить зубы толчёным мелом, нанесённым на влажную тряпочку. Магазинам города Провиденс, штата Род-Айленд, США, законом запрещено продавать зубные щётки в субботу.
Клио
Американская студентка запатентовала зубную щетку одноразового использования, которая может помочь в условиях отсутствия воды, зубной пасты и ополаскивателей. В апреле 2012 года это изобретение было запущено в производство несколькими фирмами в США.
(Звучит музыка)
Клио.
А теперь задание посложнее. Знаете ли вы, что такое анаграмма?
Фея.
Это - литературный приём, состоящий в перестановке букв или звуков определённого слова (или словосочетания), что в результате даёт другое слово или словосочетание.
Клио.
В Средние века анаграммам приписывалось магическое действие. В XVIII-XIX веке среди естествоиспытателей было принято зашифровывать свои открытия в виде анаграмм, что служило двум целям: скрыть гипотезу до её окончательной проверки и утвердить авторство на открытие, когда оно будет подтверждено. Попробуй расшифровать анаграммы и назови изобретения средних веков.
Батлера (Арбалет)
Прекрасная дама.
Арбалеты были еще в Древней Греции в V веке до нашей эры. Греческий арбалет назывался брюшным луком. Во II веке до н. э. арбалеты были изобретены в Китае. Затем арбалеты упоминаются в Европе уже в эпоху крестовых походов. С X века арбалеты появляются в Южной Руси.
Окосел бузачето (Зубчатое колесо)
Это колесо с зубьями по его окружности, назначение зубьев – входить в зацепление с такими же зубьями на другом техническом устройстве; таким образом, может быть передана сила с одного устройства на другое
Тумох (Хомут)
Хому́т является важной составной частью конской упряжи. Он используется для распределения нагрузки на шею и плечи лошади и передачи усилия по перемещению того или иного сельскохозяйственного орудия, например, сохи, плуга...
Фея
Знаю: средних веков не погашено пламя,
Но в ладонях его так не просто сберечь.
Старый замок, и мост, и тяжелое знамя –
Знамя наших разлук и забывшихся встреч,
Ярких факелов свет в переходах старинных,
Шелест платья и взгляд – долгий взгляд за спиной,
Свет былой красоты с гобеленов старинных –
В этот вечер меня позовут за собой…
Сценарий э кскурсии
«Музей в чемодане»
Выполнила: Иванова Маргарита Петровна,
учитель чувашского языка
МБОУ «СОШ № 57» г. Чебоксары
Оглавление
I. Введение ……………………………………………………………………….. стр. 2
II. Основная часть ……………………………………………………………… стр. 3-8
1. Разработка экскурсии «Музей в чемодане»
III. Заключение …………………………………………………………………… стр. 9
IV. Список литературы ………………………………………………………….. стр. 10
V. Приложение ………………………………………………………………….... стр. 11
Введение
В последнее время, совершенствуя работу с экспонатами и экскурсантами, музеи активно используют разнообразные инновационные технологии, привлекая к участию посетителей (театрализации, интеллектуальные и ролевые игры, погружения в историческую атмосферу, интегрированные уроки, музейные праздники и т.д.)
Но привычные экспонаты находящееся в стеллажах не вызывают у ребят должного интереса, поэтому перед нами встал вопрос, что – то нужно изменить? Одной из интерактивных форм работы с музейными предметами, документами и материалами является «музей в чемодане», которая сегодня стала активно внедряться в практику. Совет музея нашей школы тоже остановился на разработке проекта «Музей в чемодане»: «Старину не забываем». Такой музей предлагает новую форму знакомства с историей родного края. Экскурсовод приглашает заглянуть в "волшебный чемоданчик" и узнать о богатствах нашего края. Для чего мы это делаем? Перед собой поставили такие цели и задачи.
Цель мероприятия: расширять, обогащать, систематизировать и закреплять знания детей о родном крае, его истории, привить учащимся интерес к предметам быта своего народа; воспитывать чувство гордости за свой народ.
Задачи: познакомить с бытом и предметами обихода чувашского народа, расширить и углубить знания детей об истории родного края, чувашского народа;
развивать логическое мышление, любознательность, умение проводить сравнительный анализ;
воспитывать любовь к родному краю, уважение к нашим предкам, гордость за свой народ;
привлечь воспитанников детских садов, учащихся школ к деятельности музея.
Также «Музей в чемодане», как переносной или передвижной, благодаря своей мобильности активно используется для организации выездных выставок, ведения занятий в отдалённых районах, образовательных учреждениях.
Основная часть
Экскурсия «Музей в чемодане»
(сценарий театрализованной экскурсии для детей 5-11 лет)
Действующие лица: бабушка - Хранительница, внучка, домовенок Фука (управçă Хукка).
Оборудование: компьютер, проектор, проекционный экран, колонки, макет из картона «Деревенская печка».
Предметы: чемодан, утюг, рубель и валек, лапти, горшок, чугунок, ухват, сковородник, сверток бумажный с надписью: «Сядьте рядышком на лавку. Вместе с вами я сижу, загадаю вам загадки, кто смышленей погляжу».
Ход экскурсионного занятия
(Входят бабушка - Хранительница и внучка).
Хранительница: Добрый день, уважаемые ребята, я с внучкой рады видеть вас. Сегодня у нас с вами необычная встреча, мы к вам пришли с школьного этнографического музея и с необычными сюрпризами. Угадайте мою загадку:
Пузат дедушка Алендей
Наглотался вещей.
Что это? ( слайд 2 ).
Посмотрите, пожалуйста, что это? Где вы видели такой предмет? Вот такой предмет хранится в нашем музее (показывает на чемодан).
Ребята, а этот чемоданчик волшебный! Там хранятся волшебные предметы.
А вы хотите узнать, что спрятано сегодня в этом чемодане? (ответы детей).
Хранительница: Этот чемодан непростой, он волшебный, передан он мне был моей бабушкой, а ей её бабушкой. Чемодан - это переносная сумка, имеющая прямоугольную форму, используется для хранения и транспортировки различных вещей.
Сегодня в нём находятся вещи, которые «заплутали» в избе, случайно в чемодан попали и теперь не ведают, кто они и для чего нужны людям.
Из далекой старины
Эти вещи к нам пришли.
Если в руки их возьмешь,
И рассмотришь, то поймешь,
Для чего они нужны.
Чем полезны и важны
Человеку раньше были,
Что за службу сослужили.
Вы поможете вернуть вещи на свои места? (Ответы детей).
Вот и хорошо, вот и ладненько. Если открыть чемодан - вещи сами о себе заговорят. Но открыть его сможет тот, кто знает, сколько лет исполнится г.Чебоксары в 2019 году.
Внучка : Я знаю, что город Чебоксары был основан 1469 году, поэтому городу в 2019 году будет 550 лет. (слайд 4) (муз. заставка чувашской песни «Илемлĕ, илемлĕ»).
Ой, с мотрите чемодан приглашает к себе... Я вижу здесь какой-то свёрток, давайте его развернём (разворачивает свёрток) (слайд 5).
Хранительница: Ну и чем же чемодан нас задумал удивить? Прочитай внученька, я слепа уже стала, не разгляжу – плывут буковки то...
Внучка: Хорошо, бабулечка... (читает записку).
«Чтобы узнать, что я прячу, вам нужно будет отгадать загадки...» (удивлённо качает головой ) Да-а…
Хранительница: Хм... Ну и чемодан, ну и хитрец!
Внучка: Будем отгадывать? (спрашивает у детей) Ладно, слушайте... (слайд 6).
В полотняной стране;
По реке простыне
Плывет пароход,
То назад, то вперед,
А за ним такая гладь,
Ни морщинки не видать.
(прислушивается, слышится кашель, чихание)
Ребята, вы слышите кто – то пыхтит, чихает, кашляет…?
Ой, ребята, тише, тише…
Чьи-то я шаги здесь слышу!
Слышу, музыка звучит,
Кто-то в гости к нам спешит.
(Все прислушиваются. Из – за печки вылезает сказочный герой Домовёнок Фука ( Управçă Хукка)
Хранительница: Ребята, вы узнали кто это такой?
Хукка: Я домовёнок, зовут меня Хукка. А загадка простешенька: утюг это (вытаскивает утюг из чемодана) (слайд 7-8).
Внучка : Да, Хукка, правильно... утюг. Постой, а что же ты делаешь за печкой?
Хукка: Что, что... Уголь собираю.
Внучка : Для чего тебе нужен уголь, Хукка?
Хукка: Смеётся. Что за люди пошли, совсем не понимают, для чего нужен уголь.
Хранительница: Ребята, а вы знаете, для чего нужен уголь?
Хранительница: Хукка, расскажи нам, для чего тебе нужен уголь.
Хукка: Ну как же! Вы пришли ко мне в гости, в избу. Я хотел сделать вам подарок. Подарить вам платочек. А вот платочек не успел погладить. Вот сейчас наберу угли, положу их в утюг и поглажу. Обращает внимание, что верхнюю часть утюга можно открыть.
(Хукка демонстрирует, как будет класть и гладить…)
Хранительница: Хукка, можно мы с ребятами рассмотрим твой утюг?
Хукка: Конечно можно. Только не уроните, он у меня очень тяжёлый.
( Дети внимательно рассматривают предмет, пробуют поднять и т.д.)
«Я когда был моложе, был у меня другой утюг. Сплошное мучение... Бывало, постираешь одёжку, слегка её просушишь, а потом намотаешь на эту палку и вот гладишь рубелем...» (слайд 9).
В прежние времена утюг стоил недешево и зачастую являлся не просто бытовым прибором, но и признаком достатка, благополучия семьи, элементом роскоши. Утюг в доме ставился на видное место, на вышитую или кружевную салфетку рядом с самоваром и с гордостью демонстрировался всем гостям. Учитывая это, мастера старались делать утюги нарядными и красивыми, украшая их фигурами животных, птиц, растительным орнаментом. Утюги передавались по наследству от матери к дочери, а иногда служили веским аргументом при сватовстве. «Иди за него замуж, дочка, не упрямься, ведь в этом доме есть утюг», наставляла мать свою дочь...
Хукка: Послушайте еще одну мою загадку:
«Из липы свито дырявое корыто,
Днем заперто, а ночью открыто.
В лес идет – клетки кладет,
Из леса идет – перекладывает»
Что это?
Внучка: Это же лапти. Лапти - это повседневная обувь крестьян из лыка.
(слайд 10).
Хукка: Правильно, это лапти. А как точно подмечено, что похожи – то они на корыто! В смекалке да наблюдательности не откажешь нашим предкам! Подошва лаптя называлась спинкой, передняя часть – головой, ушками называли веревочки, удерживающие лапоть на ноге. Днем лапти на ногах человека, значит, заперты. Ночью их снимали с ног – вот и открыты. След лаптей похож на клетки. В лес клетки направлены в одну сторону, а из леса в обратную. Вот такую удивительную обувь носили наши прабабушки и прадедушки в старину. Можно было купить её на ярмарке, но в каждой семье мужчины должны были уметь плести лапти, и мальчиков учили этому ремеслу с 6 лет. А плели лапти из лыка. Лыко – это полоски липовой или березовой коры. вот эти петельки, в которые продевались...» А рядом лежит калăп (приложение 5) , форма для лаптей. С ним пользовались, когда плели лапти.
Внучка : Послушайте еще одну загадку.
«Был я копан, был я топтан,
Был на пожаре, был на базаре.
Сколько было сил, всю семью кормил.
Сам терпел – ничего не ел.
Сделался стар, пеленаться стал.
А как пал, так и пропал.
Выбросили за окно, и собакам не надобен...» (слайд 11).
Внучка: «А из чего делали горшки?» (ответы детей).
Хукка: «Верно, из глины. Сначала глину надо было накопать, потом замесить. Глину мяли или топтали ногами, а потом на гончарном круге – кружале – изготавливали горшок, обжигали его в печи, затем на базаре продавали. Для семьи горшок был предметом первой необходимости. В нем варили и щи, и кашу, и любое другое вкусное блюдо. Прямо в горшке блюдо подавалось на стол... Когда горшок становился старым и давал первые трещинки, его обматывали берестяными полосками, и он продолжал служить людям (слайд 12). Правда, в печь его уже не ставили. Ну, а если падал и разбивался, то черепки выбрасывали в окно.
Хранительница: А ты знаешь, внученька у горшка есть брат – близнец, который никогда не бился.
Книзу узок, верх широк,
не кастрюля …
Был на базаре,
очутился на пожаре.
Огня не боится,
в нём каша томится (слайд 13-14).
Внучка: Я не знаю. Может дети помогут (ответы детей).
Хукка: Я могу подсказать, это чугунок.
Хранительница: Да. Это чугунок. Он, как и горшок, был незаменим в хозяйстве, но по весу он более тяжелый, потому что сделан из чугуна, особого вида металла, который не бился и выдерживал даже самое высокую температуру. В нем печи варили и щи, и кашу.
Внучка: А как же из печи доставали голыми руками?
Хранительница: Голыми руками в печь не полезешь. Для этого были специальные печные инструменты. Это ухват или рогач. (слайд 14). Им хозяйка ставила в печь и горшок, и чугунок. Предмет назван по его функции: буквально – «то, с помощью чего ухватывают, берут. Если чугунки ставили в печь и поднимали ухватом-рогачом, то сковороды - специальным крюком на длинной ручке – сковородником.
Все:
Вот так вещи жили – были
И хозяевам служили.
А теперь они в музее,
Чтобы мы на них смотрели
И гордились стариной
Так, как я и мы с тобой...
Викторина…
Хранительница:
Но вот пришло время расставанья.
До свиданья, до свиданья!
Заключение.
В ходе проектной работы мы многое узнали интересного о родном крае, познакомились с бытом и предметами обихода чувашского народа. Мини-музей «Старину не забываем» играет важную роль в воспитании учащихся, он учит любить родной край, помнить своих предков. Все мы гордо можем сказать, что нет будущего без прошлого.
Также мы с экскурсоводами провели эту экскурсию перед учащимися начальных классов. Экскурсия им очень понравилась. Я думаю, что цели и задачи выполнены.
Список литературы и Интернет-ресурсов
1. http://kladraz.ru/zagadki-dlja-detei/zagadki-o-predmetah-byta.html «Загадки о предметах быта».
Приложение
Приложение 1
Презентация «Музей в чемодане»: «Старину не забываем».
Приложение 2
Викторина.
1. В каком году впервые упоминается наш город Чебоксары?
(1469г.)
2. Для чего в быту использовали чемодан?
( Чемодан - это переносная сумка, имеющая прямоугольную форму, используется для хранения и транспортировки различных вещей. )
3. Почему утюги назвали угольными?
(закладывались угольки для нагрева)
4. Какие предметы служили для глажки белья до появления утюгов?
(валек и рубель)
5. Со скольких лет мальчиков учили плести лапти?
(с 6 лет)
6. Чем отличаются горшки от чугунов?
(материалом изготовления)
7. Для чего нужен ухват?
(для передвигания в печи горшков и чугунов)