Красота глаз Очки Россия

Музей в чемодане история появления эпистолярного жанра. Экскурсия в школьный музей "чемодан памяти"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новогородская средняя общеобразовательная школа №3»

Экскурсия
в

чемодане

Паспорт проекта.

Название проекта: «Музей в чемодане»

Название образовательного учреждения (по уставу), в котором реализуется проект: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новогородская средняя общеобразовательная школа №3»

Адрес образовательного учреждения: 663803, Красноярский край, Иланский район, с. Новогородка, ул. Советская, 30

Осуществляется всеми участниками объединения «Наследие.

Финансовая поддержка проекта не потребуется, т.к. экспонаты необходимые для экскурсий хранятся в школьном музее.

2. Анализ ситуации. Постановка проблемы

Наша школа находится в 32 км. от районного центра. Не у всех жителей села есть возможность выехать, а тем более посетить музеи, театры. Связующим звеном сельского социума является школа. Тем более, что в нашей школе есть замечательный музей.

Учащиеся объединения «Наследие», участвующее в деятельности музея проводят для учащихся школы, ребят детского сада, жителей села и гостей экскурсии. За годы деятельности музея все экспонаты изучены и рассмотрены. Привычные экспонаты находящееся в стеллажах не вызывают у ребят должного интереса, прикоснуться к ним нельзя, тем самым понять для чего он предназначался, создать образ.

Поэтому перед нами встал вопрос, что – то нужно изменить? Совет музея остановился на создании проекта «Экскурсия в чемодане».

Для чего мы это делаем?

    Привлечь жителей села к деятельности музея.

    Внести новизну.

    Дать возможность участникам проекта ощутить присутствие прошлого в настоящем и будущем посредством общения его с культурным наследием.

Цель проекта : привлечение к деятельности музея через выход в социум.

Задачи проекта:

    Способствовать формированию ощущения присутствия прошлого в настоящем и будущем посредством общения с экспонатами.

    Провести экскурсии для тех, кто не может прийти к нам (пожилые жители села, инвалиды).

    Способствовать приобщению широкого круга детей и взрослых к сохранению исторической памяти.

Ожидаемые результаты

В результате реализации проекта ожидается, что:

    Из пассивных слушателей, перейдут в активные, так как проект способствует развитию диалога с руководителем музея, экскурсоводом, музейным экспонатом, быть активными, самим принимать участие в исследованиях. Обязательным условием также является коллективный творческий характер вместе со сверстниками в неформальной обстановке.

    В основе проекта лежит развитие познавательных навыков учащихся, критического и творческого мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, изучение культурного наследия, взаимодействие учащегося с материальными предметами школьного музея и т.д.

    Увеличится количество желающих посещать школьный музей;

В ходе реализации проекта, экскурсии будут проведены для всех учащихся школы (105), ребят и работников детского сада (27), всех организаций находящихся на территории поселения (сельский дом культуры, сельская библиотека, администрация села и колхоза, почта). Посещение пожилых жителей села и инвалидов. В целом в ходе проекта мы можем охватить более 400 человек.

План реализации

Мероприятия

Сроки исполнения

Ответственные

Результат

Опрос посетителей музея о смене форм деятельности

Сентябрь 2013 года

Совет школьного музея

Выявление мнений посетителей о деятельности музея

Обработка опроса

Сентябрь 2013 года

Совет школьного музея

Смена экскурсионной работы (передвижная Экскурсия в чемодане)

Разработка планируемых экскурсий:

    Школьные принадлежности;

    Великая Отечественная война;

    Мой край (80 -летие);

    Сибирское рукоделие

Октябрь –декабрь 2013 года

С.В. Лецрих руководитель музея, Михайловская О.Н. школьный библиотекарь, Федорова Галина Владимировна библиотекарь СДК, экскурсоводы музея, совет музея

Собран материала для создания текста экскурсий. Обязательно введен элемент общения со слушателями (вопросы, загадки, ребусы, практические задания).

Отбор экспонатов необходимых для экскурсий, поиск чемодана.

Октябрь –декабрь 2013 года

С.В. Лецрих руководитель музея, совет музея

Отобраны экспонаты хранящиеся в музее для проведения экскурсий. Найден чемодан.

Подготовка экскурсий

Январь - февраль 2014 года

С.В. Лецрих руководитель музея, Талай И.В. учитель русского языка, экскурсоводы.

Проведена работа в подготовке

Экскурсоводов по темам экскурсий.

Выезд в районный музейный центр для работы с экскурсоводами.

Январь - февраль 2014 года

С.В. Лецрих руководитель музея, экскурсоводы музея.

Проведен мастер-класс экскурсоводов районного музейного центра.

Проведение экскурсий

Февраль – декабрь 2014 года

С.В. Лецрих руководитель музея, экскурсоводы.

Проведение экскурсий 1

Освещение реализации проекта в СМИ

В ходе проектной деятельности

С.В. Лецрих руководитель музея, совет музея, общественность

Выставление материала на школьном сайте, 2 опубликование в районной газете.

Создание альбома, стенда о деятельности проект

По мере реализации проекта

С.В. Лецрих руководитель музея, совет музея, Фризоргер В.В. учитель ИЗО.

Создание фото-альбомов, стендов по каждой теме экскурсий 3 .

Проведение опроса о проделанной работе

Декабрь 2014 года

Совет школьного музея

Оценка проекта

Ресурсы

Для реализации проекта большая часть ресурсов у нас имеется, а именно:

    Экспонаты

    Материал для экскурсий

    Экскурсоводы (имеющие опыт проведения экскурсий).

Нам необходимы кадровые ресурсы, для подготовки экскурсоводов, и дополнительного содержательного материала для экскурсий. Поэтому мы обращаемся за помощью к школьному и сельскому библиотекарю, а также учителю русского языка.

Для оформления стенда мы обращаемся к учителю ИЗО. Так же нам нужен чемодан в котором мы будем переносить экспонаты. Цифровой фотоаппарат нам предоставит школа. Фотографии распечатывает администрация сельского совета.

Оценка результатов

Оценка проекта будет осуществляться на основе анализа проведенного опроса, отзывов слушателей, мониторинга публикаций в СМИ.

Уникальность проекта в том, что теперь музей сам приходит в гости, наши экспонаты можно потрогать, узнать о них новое, придумать о нем сказку или рассказ, исследовать его.

Приложение №1

Результаты анкетирования о необходимости смене форм деятельности школьного музея

Анкетирование проводилось с учащимися, их родителями и учителями. Было опрошено более 130 человек

Анкета для выяснения необходимости проекта:

1. Как вы считаете, нужны ли нашему музею новые формы работы?

    Да, нужны. Время движется вперед, все меняется, музей так же должен меняться.

    Конечно.

    Хотелось бы новенького….

Были и ответы респондентов, которых устраивало все

2. Какие темы экскурсий вы бы хотели услышать

Самые популярные варианты ответов:

    О знаменитых людях села, края, тем более нам есть кем гордиться….

    О земляках – фронтовиках, чтобы современное поколение на забыло

    О нас, кто жил, живет и поднимет село

    О традициях сельчан

Приложение №2

Благодарной строкой о первой Экскурсии в чемодане:

«Экскурсия в чемодане мне понравилась. Интересно, что музей сам пришел к нам. Я узнал, как завязывался пионерский галстук и попробовал сам. Яблоков Федор »

«Спасибо экскурсоводам музея. Было интересно!. Теперь мы знаем почему один ластик стирает хорошо, а другой нет. 2 класс».

«Было приятно окунутся в атмосферу детства. Вспомнить школьные годы. Такие экскурсии необходимы, они дают возможность поближе рассмотреть, потрогать экспонат, использовать его на практике. В ходе экскурсии возникло много идей о том, что можно положить в данный чемодан! Спасибо ребятам и руководителю музея. Федорова Г.В. »

1 На данный момент проводится экскурсия по второй теме: Великая Отечественная война, первая тема: Школьные принадлежности - проведена.

2 Выставлен материал на школьном сайте, отправлена статья в районную газету.

3 По двум первым экскурсиям созданы фото- альбом и стенд.

Введение

Где-то в дальнем углу антресолей

Дерматиновый, пылью покрытый,

Чемоданчик потертый, забытый.

В нем хранятся обрывки историй.

Татьяна Лаврова, «Ода о старом чемодане»

В последнее время, совершенствуя работу с экспонатами и экскурсантами, музеи активно используют разнообразные инновационные технологии, привлекая к участию посетителей (театрализации, интеллектуальные и ролевые игры, погружения в историческую атмосферу, интегрированные уроки, музейные праздники и т.д.) В своей деятельности они отходят от стереотипа - музея с застеклёнными экспозициями и табличками «Руками не трогать». Всё чаще экспонаты извлекаются из витрин и включаются в сферу общения всех тех, кто посещает музей.

Одной из интерактивных форм работы с музейными предметами, документами и материалами является так называемая идея создания «музея в чемодане», которая сегодня стала активно внедряться в практику. Экспозиция умещается в одном или нескольких чемоданах с музейными экспонатами, а также рисунками, текстами, фотодокументами, слайдами, фильмами, творческими заданиями. Отобранные вещи и материалы должны легко помещаться в чемодан.

Идея заключается в умении быстро развернуть мобильную выставку, в которой можно манипулировать музейными предметами, что очень важно для детей, поскольку они осваивают мир активно и практически.

Большой интерес вызвал мобильный вариант экспозиции «Станция любимая моя», представленный в начальной школе. Этот проект предполагал ввести в обычную школьную педагогику интерактивную настольную модель, которая рассказывала бы о истории создания российских железных дорог. Настольная экспозиция (фабула которой представляет путешествие) включает сложенные вдвое листы картона с рисунками, текстами и игровыми заданиями. Листы размещаются на столах и могут быть быстро развёрнуты. Школьники покупают билеты и начинают путешествие по выставочному пространству - включаются в те или иные жизненные ситуации во время путешествия. Чемодан с игрой-экспозицией остаётся в школе, и ученики всех классов могут дополнять игру и его наглядные пособия по ходу своего обучения. Учителя получают «Материалы для учителя», позволяющие продуктивно использовать и совершенствовать экспозицию.

Рассматривая эту новую форму музейной работы, следует отметить, что «Музей в чемодане» может применяться в двух вариантах: «Музей в чемодане» из музея (когда предметы какого-либо музея вывозятся за его пределы); «Музей в чемодане» для музея (когда редкие предметы собираются в чемоданы для конкретного музея, организации выставок с последующим возвратом их владельцам).

«Музей в чемодане», как переносной или передвижной, благодаря своей мобильности активно используется для организации выездных выставок, ведения занятий в отдалённых районах, разных городах, образовательных учреждениях и доступен самым широким слоям населения. Эта форма музейной работы позволяет решить целый ряд научно-исследовательских, образовательно-воспитательных и социально значимых задач, стоящих перед современными музеями.

Выставочная экспозиция «Музей в чемодане»: «Станция любимая моя»

Цель: Реализация «Программы по патриотическому воспитанию учащихся на 2011-2015гг.»

Задачи:

· Сформировать представление об истории населенного пункта.

· Представить подлинные материалы из фондов школьного музея.

· Показать самобытность исторического развития поселка и его связь с историей Отечества.

Экспозиция посвящена истории возникновения участковой железнодорожной станции 3 класса Южно-Уральской железной дороги (в некоторых источниках значится как станция 5 класса).

Станция находится в 26 километрах от Челябинска на линии Челябинск-Златоуст, на территории сельского Полетаевского поселения Сосновского района.

Основана в 1892 г. как станция Самаро-Златоустовской железной дороги.

Полетаево-1 - ровесник Транссибирской магистрали.

В «Путеводителе по Великой сибирской железной дороге» за 1900 год замечено: «За Миассом, у Челябинска, равнинная местность снова является земледельческою и скотоводческою, с золотопромышленною деятельностью».

На странице 118 «Путеводителя» под № 55 значится станция Полетаево.

Понимая всю важность строительства железной дороги в крае, золотопромышленник Михаил Борисов безвозмездно уступил казне золотоносный участок земли в районе села Полетаево для надобности железной дороги. Борисову была пожалована медаль «За усердие» для ношения на Станиславской ленте. Газета «Уфимские ведомости» за
24 октября 1892 года писала: «С разрешения господина Управляющего МПС с 25 октября сего года открывается правильное движение на участке Челябинск-Златоуст для перевозки пассажиров, почты, багажа, грузов….» Так участок, на котором находится станция Полетаево-1, был сдан в эксплуатацию.

На месте казачьего хутора, который входил в черту Челябинского станичного юрта 3 военного отдела Оренбургского казачьего войска, после строительства дороги вырос рабочий поселок, находящийся в муниципальной связи с селом Полетаево и деревней Полетаево, которые ведут свое летоисчисление с 1744 года. В документах же Полетаево упоминается с 1763года.

Экспозиция прослеживает историю станции и села Полетаево с 18 века по сегодняшний день.

В 2012 г. в МОУ Полетаевской СОШ начался капитальный ремонт. Помещение музея находится в состоянии ремонта. «Музей в чемодане» явился вынужденной формой работы с детьми. Ведь уникальность школьных музеев в том, что их работа никогда не заканчивается. Музейную педагогику остановить невозможно.

МОГИЛЕВ, 24 июн — Sputnik, Мария Зуева. Идея организовать акцию "Музей в каждый двор" родилась у директора Круглянского историко-краеведческого музея Вии Гапаевой. Недавно местные жители подарили музею старый советский чемодан. Он-то и натолкнул на создание необычной выездной экспозиции.

"У нас нет недостатка в посетителях. К нам часто приходят на экскурсии школьники. Но у родителей не всегда есть время привести к нам ребенка, и мы решили пойти к детям сами. Просто пройти по дворам и рассказать о том, как жили наши предки", — рассказала Виа Гапаева.

© Sputnik Мария Зуева

В чемодане собраны предметы быта, музыкальные инструменты, тряпичные куклы-обереги. Экспонаты датированы XIX — первой половиной XX века. Диковинные вещи — иллюстрация обычной жизни белорусской деревни. Но современные дети на вопрос, к примеру, как гладили одежду наши предки, только развели руками. Некоторые и вовсе предположили, что прабабушки и прадедушки ходили в мятом.

© Sputnik Мария Зуева

Однако нехитрые деревянные приспособления — рубель и валек — убедили в обратном. Дети сами попробовали погладить льняную скатерть, и у них получилось. Увлекательным развлечением стала попытка поднять чугунок ухватом. Но особый восторг у детворы вызвали трещотки, бубны и дудки. Каждый был не против сыграть в детском оркестре народных инструментов.

"Я учусь в музыкальной школе, играю на фортепиано. Видела очень много разных инструментов. Но такие — впервые. Сейчас такого на концерте не увидишь", — поделилась девятилетняя Аня.

© Sputnik Мария Зуева

"Фишка" такой выставки, когда все экспонаты разрешено трогать руками, и притягивает детвору. Этого нет в обычных музеях. Чемоданная же экспозиция максимально удовлетворяет детскую любознательность. Даже сам момент открытия чемодана для этой публики — уже волшебство и чудо.

"Нам рассказали, что подкова раньше была в каждом доме. Чтобы была жизнь счастливая, ее вешали рогами вверх. Как чаша изобилия получалось. А на улице — наоборот. Это как защита от бед", — похвастался новыми знаниями восьмилетний Стас.

Задачи:

обучающие

развивающие:

воспитательные:

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа №1929

ЮАО г. Москвы

Сценарий

внеурочного мероприятия по истории «Музей в чемодане»

V, X классы

Учитель истории

Перевертай А.А.

2016 год

Цель: создание условий для углубления знаний, полученных школьниками на уроках

Задачи:

обучающие

Создать условий для закрепления знаний по истории Средних веков;

Формировать умения синхронизировать исторические события;

Закрепить знание основных достижений культуры средневековья;

развивающие:

Создать условия для развития коммуникативных способностей;

Продолжить работу над развитием интеллектуальных умений и навыков ставить цели, анализировать и устанавливать причинно-следственные связи;

Продолжить работу по развитию монологической речи;

Развивать умение эффективной организации своей деятельности;

Развивать навыки коллективной творческой деятельности;

воспитательные:

Способствовать воспитанию активной жизненной позиции;

Способствовать развитию толерантности в общении;

Формировать уважительное к достижениям культуры;

«Каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательно действующим гражданином»

(В. Ключевский).

«История - свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни»(Марк Туллий Цицерон)

Звучит средневековая музыка, на фоне средневекового замка стоят фигуры:

Богиня Клио

Фея

Прекрасная дама

Рыцарь

Фея (музыка затихает):

Мы приветствуем вас в средневековой гостиной и предлагаем прикоснуться к тайнам истории – увлекательной науки о прошлом и настоящем человечества. Не зная истории, трудно понять настоящее.

Венок на голове, и книга, и перо, старинный манускрипт
читать страницы прошлого лишь КЛИО суждено.

Клио напоминает о том, чего может достичь человек, помогает найти свое предназначение.

Клио.

Свидетельницей буду перед судом времен.

Хранительница лет, истории богиня,

Я рада видеть в гостиной тех,

Кто разгадать готов загадки Клио.

(Кладет саквояж на столик)

Звучит средневековая музыка. Рыцарь и Прекрасня дама выполняют несколько танцевальных движений.

Рыцарь

Средние века часто называют Темными веками, но на самом деле они были временем открытий и изобретений, которые и сейчас используются, а также временем, когда Запад перенимал многие достижения Востока.

Прекрасная дама

Я сгораю от любопытства. Давайте посмотрим, какие загадки приготовила для нас таинственная Клио!

Рыцарь

Песочные часы - один из важных приборов для учета времени на море. Предполагалось, что их использовали примерно с 11 века. Тем не менее, никаких подтверждений до 14 века не найдено. Изображение песочных часов появляется в картинах в 1328 году. Более ранние письменные свидетельства - это корабельные журналы. С 15 века песочные часы применяются очень широко - в морских путешествиях, в церкви, в производстве и даже в кулинарии.

Клио

Это был первое надежное и точное изобретение по измерению времени в Средние Века. Во время путешествия Фердинанда Магеллана вокруг света полагалось иметь 18 песочных часов на одном корабле. Была специальная должность для человека, который переворачивал песочные часы и замерял время для бортового журнала.

Фея

В 1268 году английский философ Роджер Бэкон написал об использовании линз для оптических целей. Увеличительные линзы, вставленные в оправы, использовались в то время для чтения и в Европе, и в Китае, что до сих пор порождает споры, где были изобретены очки на Западе или на Востока. В Европе первые очки появились в Италии.

Клио

В 1480 году Доменико Жиральдайо, изобразил Святого Иеронима за рабочим столом, с которого свисают очки. В итоге Святой Иероним стал покровителем создателей зрелищ. Самые ранние очки имели выпуклые линзы для дальнозорких. Вогнутые для близоруких впервые замечены на портрете Папы Льва Десятого кисти Рафаэля, сделанном в 1517 году.

Прекрасная дама

Кто изобрел механические часы неизвестно. Однако, первые такие устройства могли быть изобретены и использованы в монастырях, чтобы точно определять время, когда следует звоном колоколов созывать монахов на службу.

Клио

Первые механические часы, о которых известно точно, были большими, с тяжелым механизмом, который помещался в башне. Сейчас их называют башенными часами. На этих часах была только часовая стрелка. Самые старые из сохранившихся механических часов находятся в Англии, на соборе в Солсбери, и созданы в 1386 году. Часы, установленные в Руане, Франция, в 1389, до сих пор идут. А часы, сконструированные для собора в Уэльсе, сейчас хранятся в Музее Науки в Лондоне.

Рыцарь

А это что такое?

Клио

В 14 веке рост морской торговли и открытие, что чума завозится кораблями, которые возвращаются из Леванта, привели к введению карантина в Венеции. Карантин заключался в том, что прибывшие корабли изолировались на некоторый период до первых признаков болезни, если она была.

Фея

Изначально этот период составлял 30 дней и назывался трентиной, но затем его продлили до 40 дней, то есть до карантины. Выбор такого отрезка времени был символическим - именно столько Христос и Моисей провели в уединении в пустыне. В 1423 году в Венеции открыли первый лазаретто, карантинную станцию на острове неподалеку от города. Это делалось, чтобы исключить перенос чумы с людьми и товарами.

Клио

Венецианская система стала примером для остальных европейских стран, а также базой для распространенного карантинного контроля на несколько столетий.

Прекрасная дама

Этот предмет мне хорошо знаком. Без него обойтись невозможно! Утверждают, что впервые этот предмет описал францисканский монах в 13 веке.

Фея.

Без вилки тоже обойтись невозможно. Впервые вилка упоминается на Ближнем Востоке в IX веке.

Первоначально у вилки было только два зубца. Зубцы были прямыми, поэтому её можно было использовать только для нанизывания, а не зачерпывания пищи. В XI веке вилка была завезена из Византии в Италию. В Европе вилкой стали широко пользоваться к XIV веку, а в XVII веке вилка стала необходимым атрибутом на трапезах знати и купцов.

Клио.

В Северной Европе вилка появилась значительно позже. Впервые на английском языке она была описана в 17 веке. Интересно, что католическая церковь не приветствовала её использование, называя вилку «излишней роскошью». В России вилка появилась в 1606 году, и привезла её Марина Мнишек. На свадебном пиру в Кремле Марина с вилкой шокировала русское боярство и духовенство. Слово «вилка» окончательно вошло в русский язык лишь в XVIII веке, а до этого её называли «рогатиной» и «вильцами».

Рыцарь.

Эта вещица тоже всем известна

Появились она задолго до нашей эры, но использовалась только как украшение. Примерно в 12-13 веке о пуговицах вновь узнали в Европе, но теперь но теперь пуговицу застегивали в петли. В Средние века пуговицы стали настолько популярным аксессуаром, что по их количеству на одежде можно было судить о статусе владельца.

Клио. Например, на одном из нарядов французского короля Франциска I насчитывалось 13 600 пуговиц.

Рыцарь. А этот предмет мне незнаком.

Прекрасная дама

В 1498 в Китае появилась первая зубная щетка из щетины. Пётр I велел боярам чистить зубы толчёным мелом, нанесённым на влажную тряпочку. Магазинам города Провиденс, штата Род-Айленд, США, законом запрещено продавать зубные щётки в субботу.

Клио

Американская студентка запатентовала зубную щетку одноразового использования, которая может помочь в условиях отсутствия воды, зубной пасты и ополаскивателей. В апреле 2012 года это изобретение было запущено в производство несколькими фирмами в США.

(Звучит музыка)

Клио.

А теперь задание посложнее. Знаете ли вы, что такое анаграмма?

Фея.

Это - литературный приём, состоящий в перестановке букв или звуков определённого слова (или словосочетания), что в результате даёт другое слово или словосочетание.

Клио.

В Средние века анаграммам приписывалось магическое действие. В XVIII-XIX веке среди естествоиспытателей было принято зашифровывать свои открытия в виде анаграмм, что служило двум целям: скрыть гипотезу до её окончательной проверки и утвердить авторство на открытие, когда оно будет подтверждено. Попробуй расшифровать анаграммы и назови изобретения средних веков.

Батлера (Арбалет)

Прекрасная дама.

Арбалеты были еще в Древней Греции в V веке до нашей эры. Греческий арбалет назывался брюшным луком. Во II веке до н. э. арбалеты были изобретены в Китае. Затем арбалеты упоминаются в Европе уже в эпоху крестовых походов. С X века арбалеты появляются в Южной Руси.

Окосел бузачето (Зубчатое колесо)

Это колесо с зубьями по его окружности, назначение зубьев – входить в зацепление с такими же зубьями на другом техническом устройстве; таким образом, может быть передана сила с одного устройства на другое

Тумох (Хомут)

Хому́т является важной составной частью конской упряжи. Он используется для распределения нагрузки на шею и плечи лошади и передачи усилия по перемещению того или иного сельскохозяйственного орудия, например, сохи, плуга...

Фея

Знаю: средних веков не погашено пламя,

Но в ладонях его так не просто сберечь.

Старый замок, и мост, и тяжелое знамя –

Знамя наших разлук и забывшихся встреч,

Ярких факелов свет в переходах старинных,

Шелест платья и взгляд – долгий взгляд за спиной,

Свет былой красоты с гобеленов старинных –

В этот вечер меня позовут за собой…

Сценарий э кскурсии

«Музей в чемодане»

Выполнила: Иванова Маргарита Петровна,

учитель чувашского языка

МБОУ «СОШ № 57» г. Чебоксары

Оглавление

I. Введение ……………………………………………………………………….. стр. 2

II. Основная часть ……………………………………………………………… стр. 3-8

1. Разработка экскурсии «Музей в чемодане»

III. Заключение …………………………………………………………………… стр. 9

IV. Список литературы ………………………………………………………….. стр. 10

V. Приложение ………………………………………………………………….... стр. 11

    Введение

В последнее время, совершенствуя работу с экспонатами и экскурсантами, музеи активно используют разнообразные инновационные технологии, привлекая к участию посетителей (театрализации, интеллектуальные и ролевые игры, погружения в историческую атмосферу, интегрированные уроки, музейные праздники и т.д.)

Но привычные экспонаты находящееся в стеллажах не вызывают у ребят должного интереса, поэтому перед нами встал вопрос, что – то нужно изменить? Одной из интерактивных форм работы с музейными предметами, документами и материалами является «музей в чемодане», которая сегодня стала активно внедряться в практику. Совет музея нашей школы тоже остановился на разработке проекта «Музей в чемодане»: «Старину не забываем». Такой музей предлагает новую форму знакомства с историей родного края. Экскурсовод приглашает заглянуть в "волшебный чемоданчик" и узнать о богатствах нашего края. Для чего мы это делаем? Перед собой поставили такие цели и задачи.

Цель мероприятия: расширять, обогащать, систематизировать и закреплять знания детей о родном крае, его истории, привить учащимся интерес к предметам быта своего народа; воспитывать чувство гордости за свой народ.

Задачи: познакомить с бытом и предметами обихода чувашского народа, расширить и углубить знания детей об истории родного края, чувашского народа;

развивать логическое мышление, любознательность, умение проводить сравнительный анализ;

воспитывать любовь к родному краю, уважение к нашим предкам, гордость за свой народ;

привлечь воспитанников детских садов, учащихся школ к деятельности музея.

Также «Музей в чемодане», как переносной или передвижной, благодаря своей мобильности активно используется для организации выездных выставок, ведения занятий в отдалённых районах, образовательных учреждениях.

    Основная часть

Экскурсия «Музей в чемодане»

(сценарий театрализованной экскурсии для детей 5-11 лет)

Действующие лица: бабушка - Хранительница, внучка, домовенок Фука (управçă Хукка).

Оборудование: компьютер, проектор, проекционный экран, колонки, макет из картона «Деревенская печка».

Предметы: чемодан, утюг, рубель и валек, лапти, горшок, чугунок, ухват, сковородник, сверток бумажный с надписью: «Сядьте рядышком на лавку. Вместе с вами я сижу, загадаю вам загадки, кто смышленей погляжу».

Ход экскурсионного занятия

(Входят бабушка - Хранительница и внучка).

Хранительница: Добрый день, уважаемые ребята, я с внучкой рады видеть вас. Сегодня у нас с вами необычная встреча, мы к вам пришли с школьного этнографического музея и с необычными сюрпризами. Угадайте мою загадку:

Пузат дедушка Алендей

Наглотался вещей.

Что это? ( слайд 2 ).

Посмотрите, пожалуйста, что это? Где вы видели такой предмет? Вот такой предмет хранится в нашем музее (показывает на чемодан).

Ребята, а этот чемоданчик волшебный! Там хранятся волшебные предметы.

А вы хотите узнать, что спрятано сегодня в этом чемодане? (ответы детей).

Хранительница: Этот чемодан непростой, он волшебный, передан он мне был моей бабушкой, а ей её бабушкой. Чемодан - это переносная сумка, имеющая прямоугольную форму, используется для хранения и транспортировки различных вещей.

Сегодня в нём находятся вещи, которые «заплутали» в избе, случайно в чемодан попали и теперь не ведают, кто они и для чего нужны людям.

Из далекой старины

Эти вещи к нам пришли.

Если в руки их возьмешь,

И рассмотришь, то поймешь,

Для чего они нужны.

Чем полезны и важны

Человеку раньше были,

Что за службу сослужили.

Вы поможете вернуть вещи на свои места? (Ответы детей).

Вот и хорошо, вот и ладненько. Если открыть чемодан - вещи сами о себе заговорят. Но открыть его сможет тот, кто знает, сколько лет исполнится г.Чебоксары в 2019 году.

Внучка : Я знаю, что город Чебоксары был основан 1469 году, поэтому городу в 2019 году будет 550 лет. (слайд 4) (муз. заставка чувашской песни «Илемлĕ, илемлĕ»).

Ой, с мотрите чемодан приглашает к себе... Я вижу здесь какой-то свёрток, давайте его развернём (разворачивает свёрток) (слайд 5).

Хранительница: Ну и чем же чемодан нас задумал удивить? Прочитай внученька, я слепа уже стала, не разгляжу – плывут буковки то...

Внучка: Хорошо, бабулечка... (читает записку).

«Чтобы узнать, что я прячу, вам нужно будет отгадать загадки...» (удивлённо качает головой ) Да-а…

Хранительница: Хм... Ну и чемодан, ну и хитрец!

Внучка: Будем отгадывать? (спрашивает у детей) Ладно, слушайте... (слайд 6).

В полотняной стране;

По реке простыне

Плывет пароход,

То назад, то вперед,

А за ним такая гладь,

Ни морщинки не видать.

(прислушивается, слышится кашель, чихание)

Ребята, вы слышите кто – то пыхтит, чихает, кашляет…?

Ой, ребята, тише, тише…

Чьи-то я шаги здесь слышу!

Слышу, музыка звучит,

Кто-то в гости к нам спешит.

(Все прислушиваются. Из – за печки вылезает сказочный герой Домовёнок Фука ( Управçă Хукка)

Хранительница: Ребята, вы узнали кто это такой?

Хукка: Я домовёнок, зовут меня Хукка. А загадка простешенька: утюг это (вытаскивает утюг из чемодана) (слайд 7-8).

Внучка : Да, Хукка, правильно... утюг. Постой, а что же ты делаешь за печкой?

Хукка: Что, что... Уголь собираю.

Внучка : Для чего тебе нужен уголь, Хукка?

Хукка: Смеётся. Что за люди пошли, совсем не понимают, для чего нужен уголь.

Хранительница: Ребята, а вы знаете, для чего нужен уголь?

Хранительница: Хукка, расскажи нам, для чего тебе нужен уголь.

Хукка: Ну как же! Вы пришли ко мне в гости, в избу. Я хотел сделать вам подарок. Подарить вам платочек. А вот платочек не успел погладить. Вот сейчас наберу угли, положу их в утюг и поглажу. Обращает внимание, что верхнюю часть утюга можно открыть.

(Хукка демонстрирует, как будет класть и гладить…)

Хранительница: Хукка, можно мы с ребятами рассмотрим твой утюг?

Хукка: Конечно можно. Только не уроните, он у меня очень тяжёлый.

( Дети внимательно рассматривают предмет, пробуют поднять и т.д.)

«Я когда был моложе, был у меня другой утюг. Сплошное мучение... Бывало, постираешь одёжку, слегка её просушишь, а потом намотаешь на эту палку и вот гладишь рубелем...» (слайд 9).

В прежние времена утюг стоил недешево и зачастую являлся не просто бытовым прибором, но и признаком достатка, благополучия семьи, элементом роскоши. Утюг в доме ставился на видное место, на вышитую или кружевную салфетку рядом с самоваром и с гордостью демонстрировался всем гостям. Учитывая это, мастера старались делать утюги нарядными и красивыми, украшая их фигурами животных, птиц, растительным орнаментом. Утюги передавались по наследству от матери к дочери, а иногда служили веским аргументом при сватовстве. «Иди за него замуж, дочка, не упрямься, ведь в этом доме есть утюг», наставляла мать свою дочь...

Хукка: Послушайте еще одну мою загадку:

«Из липы свито дырявое корыто,

Днем заперто, а ночью открыто.

В лес идет – клетки кладет,

Из леса идет – перекладывает»

Что это?

Внучка: Это же лапти. Лапти - это повседневная обувь крестьян из лыка.

(слайд 10).

Хукка: Правильно, это лапти. А как точно подмечено, что похожи – то они на корыто! В смекалке да наблюдательности не откажешь нашим предкам! Подошва лаптя называлась спинкой, передняя часть – головой, ушками называли веревочки, удерживающие лапоть на ноге. Днем лапти на ногах человека, значит, заперты. Ночью их снимали с ног – вот и открыты. След лаптей похож на клетки. В лес клетки направлены в одну сторону, а из леса в обратную. Вот такую удивительную обувь носили наши прабабушки и прадедушки в старину. Можно было купить её на ярмарке, но в каждой семье мужчины должны были уметь плести лапти, и мальчиков учили этому ремеслу с 6 лет. А плели лапти из лыка. Лыко – это полоски липовой или березовой коры. вот эти петельки, в которые продевались...» А рядом лежит калăп (приложение 5) , форма для лаптей. С ним пользовались, когда плели лапти.

Внучка : Послушайте еще одну загадку.

«Был я копан, был я топтан,

Был на пожаре, был на базаре.

Сколько было сил, всю семью кормил.

Сам терпел – ничего не ел.

Сделался стар, пеленаться стал.

А как пал, так и пропал.

Выбросили за окно, и собакам не надобен...» (слайд 11).

Внучка: «А из чего делали горшки?» (ответы детей).

Хукка: «Верно, из глины. Сначала глину надо было накопать, потом замесить. Глину мяли или топтали ногами, а потом на гончарном круге – кружале – изготавливали горшок, обжигали его в печи, затем на базаре продавали. Для семьи горшок был предметом первой необходимости. В нем варили и щи, и кашу, и любое другое вкусное блюдо. Прямо в горшке блюдо подавалось на стол... Когда горшок становился старым и давал первые трещинки, его обматывали берестяными полосками, и он продолжал служить людям (слайд 12). Правда, в печь его уже не ставили. Ну, а если падал и разбивался, то черепки выбрасывали в окно.

Хранительница: А ты знаешь, внученька у горшка есть брат – близнец, который никогда не бился.

Книзу узок, верх широк,

не кастрюля …

Был на базаре,

очутился на пожаре.

Огня не боится,

в нём каша томится (слайд 13-14).

Внучка: Я не знаю. Может дети помогут (ответы детей).

Хукка: Я могу подсказать, это чугунок.

Хранительница: Да. Это чугунок. Он, как и горшок, был незаменим в хозяйстве, но по весу он более тяжелый, потому что сделан из чугуна, особого вида металла, который не бился и выдерживал даже самое высокую температуру. В нем печи варили и щи, и кашу.

Внучка: А как же из печи доставали голыми руками?

Хранительница: Голыми руками в печь не полезешь. Для этого были специальные печные инструменты. Это ухват или рогач. (слайд 14). Им хозяйка ставила в печь и горшок, и чугунок. Предмет назван по его функции: буквально – «то, с помощью чего ухватывают, берут. Если чугунки ставили в печь и поднимали ухватом-рогачом, то сковороды - специальным крюком на длинной ручке – сковородником.

Все:

Вот так вещи жили – были

И хозяевам служили.

А теперь они в музее,

Чтобы мы на них смотрели

И гордились стариной

Так, как я и мы с тобой...

Викторина…

Хранительница:

Но вот пришло время расставанья.

До свиданья, до свиданья!

    Заключение.

В ходе проектной работы мы многое узнали интересного о родном крае, познакомились с бытом и предметами обихода чувашского народа. Мини-музей «Старину не забываем» играет важную роль в воспитании учащихся, он учит любить родной край, помнить своих предков. Все мы гордо можем сказать, что нет будущего без прошлого.

Также мы с экскурсоводами провели эту экскурсию перед учащимися начальных классов. Экскурсия им очень понравилась. Я думаю, что цели и задачи выполнены.

Список литературы и Интернет-ресурсов

1. http://kladraz.ru/zagadki-dlja-detei/zagadki-o-predmetah-byta.html «Загадки о предметах быта».

Приложение

Приложение 1

Презентация «Музей в чемодане»: «Старину не забываем».

Приложение 2

Викторина.

1. В каком году впервые упоминается наш город Чебоксары?

(1469г.)

2. Для чего в быту использовали чемодан?

( Чемодан - это переносная сумка, имеющая прямоугольную форму, используется для хранения и транспортировки различных вещей. )

3. Почему утюги назвали угольными?

(закладывались угольки для нагрева)

4. Какие предметы служили для глажки белья до появления утюгов?

(валек и рубель)

5. Со скольких лет мальчиков учили плести лапти?

(с 6 лет)

6. Чем отличаются горшки от чугунов?

(материалом изготовления)

7. Для чего нужен ухват?

(для передвигания в печи горшков и чугунов)