Красота глаз Очки Россия

Обзор российских детских литературных премий. Премии в области детской и юношеской литературы в разных странах мира Международная детская литературная премия

Международная детская литературная премия имени писателя Владислава Петровича Крапивина присуждается раз в год российскому или зарубежному автору и вручается в день рождения писателя, 14 октября. Вместе с премией лауреату вручается диплом и памятная медаль.

Инициаторами премии выступила в 2006 году Ассоциация писателей Урала. В 2009 году Международная литературная премия им.В.П.Крапивина прекратила свое существование.

В 2010 году Содружество детских писателей объявило новую -- Международную детскую литературную премию им.В.П.Крапивна, стараясь сохранить традиции, связанные с именем писателя - день вручения премии в день рождения Крапивина, медаль, эскиз которой нарисовал Владислав Петрович.

Владислав Петрович Крапивин родился в городе Тюмени, 14 октября 1938 года, в семье педагогов. В 1956 году поступил на факультет журналистики Уральского государственного университета им. А. М. Горького. В 1961 году Владиславом Крапивиным был создан детский отряд «Каравелла» (в 1965 году над отрядом взял шефство журнал «Пионер»). Владислав Петрович руководил отрядом более тридцати лет, в настоящее время во главе «Каравеллы» молодые выпускники отряда. Первая книга Владислава Крапивина «Рейс «Ориона»» вышла в 1962 году в Свердловске. Спустя два года автор был принят в члены Союза писателей СССР.

В настоящее время у В. Крапивина издано порядка трехсот книг, многие из них переведены на иностранные языки. Его книги включены в «Золотую библиотеку избранных произведений для детей и юношества», «Библиотеку приключений и научной фантастики», «Библиотеку мировой литературы для детей», в японскую 26-томную серию «Избранные сочинения русских писателей для подростков».

Владислав Петрович Крапивин - профессор Тюменского государственного университета, Почётный Гражданин города Екатеринбурга, лауреат премий Ленинского комсомола, А. Гайдара, Л. Кассиля, Н. Кузнецова, А.Грина, литературной премии Союза писателей РСФСР и журнала «Уральский следопыт» «Аэлита» и литературной премии губернатора Свердловской области, премии Круглого стола МДО «Радуга сотрудничества» в номинации «Аметистовая сфера» и других литературных премий. На Всероссийском конкурсе читательских симпатий «Золотой ключик-96» отмечен в числе лучших.

За общественную деятельность награжден знаком А.Гайдара ЦК ВЛКСМ. В 1980 г. получил звание отличника народного просвещения РСФСР.

За литературную и общественную деятельность награжден орденами Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, медалью «За доблестный труд», орденом Почета. За вклад в воспитание молодых военнослужащих приказом начальника войск Дальневосточного пограничного округа награжден нагрудным знаком «Отличник погранвойск» второй степени.

1. Премия Президента в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества

Учредитель – Президент Российской Федерации. Это государственная премия за выдающиеся произведения для детей и юношества, целью которой является поддержка деятелей культуры, работающих для детской и юношеской аудитории и активизация их участия в творческой деятельности.

Согласно указу Президента РФ, с 2014 года вручаются три премии по 2,5 млн рублей каждая.

2. Всероссийская литературная премии им. П. П. Ершова за произведения для детей и юношества

Учредители премии: Союз писателей России и Культурный центр П. П. Ершова города Ишима, родины великого сказочника. На конкурс принимаются книги и рукописи в одном экземпляре. Ежегодно определяются пять победителей Премии: три лауреата и два призера. Цель конкурса: в соответствии с положениями «Национальной программы поддержки и развития чтения» поднять и укрепить престиж научного и художественного творчества, читательской культуры в сознании молодого читателя в России и в странах ближнего зарубежья; выявить новые таланты среди писателей, поэтов, публицистов, пишущих на русском языке.

3. Всероссийский конкурс на лучшее литературное произведение для детей и юношества «Книгуру»

Учредители конкурса: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям и Некоммерческое партнерство «Центр поддержки отечественной словесности».

Принимаются к рассмотрению и художественные, и познавательные тексты, а победителей определяет открытое жюри, сформированное из читателей от 10 до 16 лет. К рассмотрению принимаются рукописи и книги, изданные в течение года проведения конкурса, созданные на русском языке и адресованные читателям 10–16 лет. Выдвигать на конкурс тексты могут авторы произведений, книжные издательства, средства массовой информации, творческие союзы, библиотеки, образовательные и учебные учреждения. Цель конкурса – поиск новых имен и произведений в области литературы для подростков, поддержка молодых и талантливых авторов. Призовой фонд конкурса «Книгуру» составляет 1 миллион рублей.

Лауреаты прошлых лет: Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак, Эдуард Веркин, Ирина Лукьянова, Светлана Лаврова, Игорь Жуков, Владимир Березин, Ая эН.

4. Литературный конкурс «Новая детская книга»

Учредитель: Издательство «РОСМЭН». Цели конкурса – «привлечь внимание читателей к российской детской литературе, открыть для широкой общественности новых талантливых авторов детских книг». Конкурс проводится в пяти номинациях: «Детские сказки и рассказы»; «Воспитание чувств»; «Non-Fiction»; «Рассказы и сказки о животных и природе»; «Волшебный фонарь». Правом выдвижения произведения на конкурс обладает исключительно автор этого произведения (можно выдвинуть любое количество произведений). На конкурс предлагаются оригинальные произведения, созданные на русском языке и ранее не публиковавшиеся. Все лауреаты конкурса награждаются дипломами и специальными призами.

Лауреаты прошлых лет: Евгения Шляпникова, Юлия и Константин Снайгала, Наталья Поваляева, Елена Явецкая и Игорь Жуков, Александр Ягодкин и другие.

5. Всероссийская литературная премия им. С. Маршака

Ежегодная премия для детских литераторов имени Маршака была учреждена в 2003 году Союзом писателей Санкт-Петербурга и издательством «Детгиз».

Цель премии – выявление и награждение наиболее талантливых поэтов и писателей России, создающих литературу для детей.

Присуждается ежегодно за произведения детской литературы (кроме переводов), опубликованные отдельными изданиями или в журналах на территории России в предшествующем награждению календарном году.

В разные годы лауреатами премии становились детские писатели Валерий Воскобойников, Андрей Усачев и поэт Алексей Шевченко.

6. Премия имени Корнея Чуковского

Организаторы: Союз писателей Москвы и Мемориальный Дом-Музей Корнея Чуковского в Переделкине. Присуждается с 2007 года.

Премия вручается в четырех номинациях:

  • «За выдающиеся творческие достижения в отечественной детской поэзии»;
  • «За развитие новаторских традиций Корнея Чуковского в современной отечественной детской литературе;
  • «За плодотворную деятельность, стимулирующую интерес детей к чтению, к отечественной детской литературе»;
  • «Премия детского жюри «Золотой крокодил».

Лауреаты прошлых лет: Григорий Остер, Юрий Кушак, Александр Кушнер, Сергей Агапов и другие.

7. Международный литературный конкурс памяти поэтессы Ренаты Мухи «Самая умная Муха на свете!»

Учреждена в 2009 году. Премия вручается в трех номинациях: стихи для детей 11 лет, стихи для детей старше 11 лет и «ВСЯКОговорки» (не более двух строк каждая). Предпочтение отдается малым формам. На конкурс можно выдвигать и опубликованные, и неопубликованные произведения. Приз – специальный памятный знак им. Ренаты Мухи, а также диплом Лауреата от Федерации союзов писателей Израиля и Международного Творческого Объединения детских авторов, которые будут вручены Лауреатам каждой из трех номинаций.

Лауреаты премии: Андрей Сметанин, Лев Рахлис, Галина Ильина, Дмитрий Сиротин, Надежда Радченко и другие.

8. Международный конкурс имени Сергея Михалкова на лучшее художественное произведение для подростков

Учредители: Сергей Михалков, Российский Фонд Культуры и Совет по детской книге России.

Девиз конкурса: «Сегодня – дети, завтра – народ» (С. Михалков).

Конкурс проводится раз в два года, начиная с 2008-го. К рассмотрению принимаются рукописи, написанные на русском языке, в стихах или прозе, ранее не опубликованные. Премия за 1-е, 2-е, 3-е места включает в себя:

  • Диплом Лауреата;
  • Лауреатскую Золотую медаль;
  • денежное вознаграждение (1 000 000, 800 000, 500 000 рублей соответственно);
  • издание книги в книжной серии «Лауреаты Международного конкурса имени Сергея Михалкова».

Лауреаты прошлых лет: Тамара Михеева, Эдуард Веркин, Наталья Волкова, Анна Никольская , Ирина Богатырева.

10. Международная детская литературная премия имени Владислава Крапивина

Организаторы: Содружество детских писателей. Вручается с 2006 года.

Присуждается раз в год российскому или зарубежному автору и вручается в день рождения писателя, 14 октября. К рассмотрению принимаются опубликованные (книга не должна быть издана раньше, чем за два года до проведения конкурса) и неопубликованные тексты. Помимо денежного вознаграждения лауреату вручается диплом и памятная медаль.

Лауреаты прошлых лет: Наиль Измайлов, Эдуард Веркин, Альберт Лиханов, Елена Габова, Елена Ракитина, Юлия Кузнецова, Екатерина Каретникова, Павел Калмыков, Наталья Евдокимова.

11. Российская литературная премия имени Александра Грина

Учреждена в 2000 году Правительством Кировской области, администрацией Кирова, администрацией города Слободского. Соучредитель: Союз писателей России. Вручается ежегодно 23 августа – в день рождения писателя. Премия имени Александра Грина присуждается как за отдельное литературное произведение, так и за творчество в целом. Правом выдвижения автора на премию обладают любые органы власти любых территорий России, общественные, творческие, благотворительные, научные организации, издательства, редакции газет и журналов.

Приз – диплом и медаль с изображением А. Грина, а также денежная премия.

Лауреаты премии разных лет: Владислав Крапивин, Валерий Воскобойников, Георгий Пряхин, Сергей Лукьяненко, Владимир Железников, Спиридон Вангели и другие.

12. Литературная премия «Алиса»

Премия основана Киром Булычевым. Присуждается ежегодно лучшему произведению детской и подростковой фантастики, которое увидело свет в минувшем календарном году. Вручается в рамках конференции «РосКон».

13. Международный конкурс детской и юношеской художественной и научно-популярной литературы имени А. Н. Толстого

Учреждена в 2005 году. Организаторы: Союз писателей России, Товарищество детских и юношеских писателей России, Молодежная общественная палата. Произведения, представляемые на конкурс, «должны способствовать духовному и интеллектуальному взрослению читателей, расширять их кругозор, развивать лучшие традиции русской классической, советской, мировой литературы».

Международная премия имени Г.-Х. Андерсена. Hans Christian Andersen Award

Золотую медаль с профилем великого сказочника называют «малой Нобелевской премией» по детской литературе. Вручается она раз в два года, 2-го апреля , когда весь мир празднует день рождения Г.-Х. Андерсена и Международный день детской книги. С 1956 г. премию присуждает Международный совет по детской и юношеской книге (IBBY, International Board on Books for Young People ) - организации, объединяющая писателей, художников, литературоведов, библиотекарей более чем шестидесяти стран. С 1966 года эта награда достается также и художникам-иллюстраторам детских книг. Награду может получить только ныне живущие писатели и художники .

Международная литературная премия Астрид Линдгрен. The Astrid Lingren Memorial Award

П осле смерти всемирно известной сказочницы правительство Швеции учредило литературную премию ее имени с целью хранить память о любимой писательнице, а также «способствовать популяризации хорошей детской литературы и содействовать ее развитию» (слова премьер-министра Швеции Йоран Персона). Ежегодная Международная литературная премия Астрид Линдгрен за произведения для детей и юношества может присуждаться не только писателю или художнику за особенный вклад в развитие детской книги, но и за любую деятельность по пропаганде чтения и защите прав ребенка . Награда составляет 500 000 евро. Обладателей премии определяют 12 почетных граждан страны, члены Государственного культурного совета Швеции. По традиции, имя лауреата этой премии каждый год называется в марте на родине Астрид Линдгрен. Награду лауреату вручают в мае в Стокгольме.

Медаль Калдекотта. Caldecott Medal

Эта почётная медаль американской (ALSC, Association for Library Service to Children), с 1938 года ежегодно вручается в США «самому выдающемуся иллюстрированному детскому произведению ». Названа награда в честь известного британского художника, автора и иллюстратора 19-го века Рандольфа Калдекотта (Randolph Caldecott). На лицевой стороне медали верхом на скачущем коне изображен герой поэмы Вильяма Купера, а на обратной стороне медали можно увидеть фрагмент иллюстрации Калдекотта к сборнику традиционных английских детских стишков и песен «Sing a Song of Sixpence». Присудить данную премию могут книге с оригинальными иллюстрациями, опубликованной на английском языке в США в течение предшествующего награждению года. Иллюстрации должны составлять единое целое с текстом, гармонично дополнять сюжет, характер персонажей и настроение произведения. Художник должен быть гражданином или жителем США.

Медаль Джона Ньюбери. John Newbery Medal

Американская литературная п ремия Ассоциации библиотечного обслуживания детей ( ALSC , Association for Library Service to Children) присуждается каждый год автору за выдающийся вклад в американскую литературу для детей. Вручается с 1922. Ассоциация, определяющая победителей, объединяет более 4200 детских и юношеских библиотек, экспертов по детской литературе, издателей, библиотекарей и школьных преподавателей. Книга-лауреат должна быть написана гражданином или постоянным жителем США.

The Dolly Gray Children’s Literature Award


С 2000 г. данная международная премия поощряет авторов, иллюстраторов и издателей книг, рассказывающих истории детей с ограниченными возможностями и пороками развития. Награждаются произведения, которые рассказывают миру о проблемах особенных детей и помогают обществу понять и принять их.

Премия Коста. Costa Book Award (до 2006 г. Уитбредовская премия. Whitbread Book Award)

Это одна из наиболее почетных литературных премий Великобритании , присуждаемая с 1971 г. в пяти номинациях: роман, биографический роман, поэзия, дебют и книга для детей. Победителей среди британских, а также ирландских писателей определяет Ассоциация книготорговцев Великобритании. 5 лауреатов получают по 5000 фунтов стерлингов. Из них также выбирается абсолютный победитель, который получает 25 тысяч, и чье произведение становится «Книгой года». Премия была переименована в честь ее главного спонсора компании Costa Coffee (сеть кофеен и магазинов кофе). Ее цель - распространение чтения на как можно более широкую аудиторию.

Медаль Карнеги. The Carnegie Medal

Британская ежегодная литературная премия, присуждаемая автору за выдающуюся книгу для детей и подростков, ведет свою историю с 1936 года. Премия названа в честь шотландского филантропа Эндрю Карнеги (Andrew Carnegie), который основал более 2800 библиотек в англоязычных странах всего мира. Премию могут получить только книги, изданные на английском языке в течение года в Великобритании. Изначально существовало также правило, что автор мог выиграть медаль только один раз в жизни. Впоследствии это ограничение было снято. Награда вручается в июне года, следующего за годом публикации книги. Победитель конкурса получает золотую медаль и книги на сумму 500 фунтов стерлингов, которые он должен передать в одну из общественных или школьных библиотек по своему выбору. Кому достанется данная премия решают 13 детских библиотекарей из Группы Детских Библиотек института CILIP ( The Chartered Institute of Library and Information Professionals ).

В будущих статьях мы расскажем о каждой премии, ее лауреатах и номинантах более подробно.

Подробности 18.04.2017

Национальная литературная премия «Большая книга»

Премия вручается за лучшее прозаическое произведение большой формы, опубликованное в отчетном году. Это крупнейшая в России и вторая в мире (после Нобелевской) литературная премия, учрежденная в 2005 году. Общий призовой фонд - 6,1 млн рублей, образуется из процентов по вкладам, внесенными крупными российскими бизнесменами и фирмами, создавшими «Центр поддержки отечественной словесности». Ежегодно присуждается три премии.

В 2016 году лауреатом премии стал Леонид Юзефович за роман «Зимняя дорога»

Леонид Юзефович – писатель сценарист, историк, кандидат исторических наук. Автор детективных и исторических романов. Лауреат литературных премий: «Национальный бестселлер» (2001, «Князь ветра») и «Большая книга» (2009, «Журавли и карлики»).

Вторая премия присуждена Евгению Водолазкину за роман «Авиатор»

Евгений Германович Водолазкин – специалист по древнерусской литературе, доктор филологических наук, ученик Д. С. Лихачева, писатель. В России его называют «русским Умберто Эко», в Америке – после выхода «Лавра» на английском – «русским Маркесом». Обладатель премии «Большая книга» и «Ясная Поляна», финалист «Русского Букера».

Очнувшись однажды на больничной койке, герой романа «Авиатор» понимает, что не помнит про себя ничего - ни имени, ни кто он такой, ни где находится. По совету лечащего врача, в надежде восстановить историю своей жизни, он начинает записывать посетившие его воспоминания. Читателю предоставляется возможность узнать о событиях прошлого из уст очевидца и услышать оценку настоящего из уст стороннего наблюдателя. Книга заняла 3-е место в читательском голосовании.

Третью премию получила Людмила Улицкая за роман «Лестница Якова»

Людмила Улицкая родилась в 1943 году в городе Давлеканово в Башкирии, где ее семья находилась в эвакуации. После войны вернулась в Москву. Окончила биологический факультет МГУ по специальности биолог-генетик. Сегодня Людмила Улицкая – писатель, сценарист и первая женщина, ставшая лауреатом премии «Русский Букер» (в 2001 году). В числе ее литературных достижений множество различных наград и премий: «Большая книга», «Книга года», Премия Симоны де Бовуар (Франция) и др. Ее произведения переведены на 25 языков мира.

Новое произведение Л. Улицкой «Лестница Якова» – это семейная хроника шести поколений семьи Осецких, с множеством героев и филигранно выстроенным сюжетом. Роман основан на документах личного архива - многолетней переписки бабушки и деда, из страхов «молчащего поколения» родителей, кропотливой работы и собственных чувств и переживаний.

В центре романа – параллельные судьбы Якова Осецкого, человека книги и интеллектуала, рожденного в конце XIX века, и его внучки Норы – театрального художника, личности своевольной и деятельной. Их «знакомство» состоялось в начале XXI века, когда Нора прочла переписку Якова и бабушки Марии и получила в архиве КГБ доступ к его личному делу...

«Национальный бестселлер»

«Национальный бестселлер» – одна из трех крупнейших российских литературных премий. Это единственная ежегодная общероссийская литературная премия, которая вручается в Петербурге за лучший роман, написанный на русском языке в течение календарного года. Девиз премии – «Проснуться знаменитым!». Премия была учреждена в 2001 году литературным критиком Виктором Топоровым и издателем Константином Тублиным. Среди прошлых лауреатов «Нацбеста» – Дмитрий Быков, Захар Прилепин, Виктор Пелевин, Александр Проханов и другие.

Победителем 16-го сезона стал Леонид Юзефович с романом «Зимняя дорога»

Леонид Юзефович – писатель, сценарист, историк, кандидат исторических наук. Автор детективных и исторических романов. Лауреат литературных премий: «Национальный бестселлер» (2001, «Князь ветра») и «Большая книга» (2009, «Журавли и карлики»).

Новая книга автора рассказывает о том, как на бескрайних просторах Якутии в самом конце гражданской войны (1922-1923 годах) пересеклись жизненные пути белого генерала, правдоискателя Анатолия Пепеляева и красного командира, анархиста Ивана Строда. Две неординарные исторические фигуры, оба – идеалисты, фанатично следующие своим внутренним убеждениям. В центре книги их трагическое противостояние среди якутских снегов, история их жизни, любви и смерти. Судьбы их сложились по-разному. Пепеляев, после поражения и плена, отсидел 13 лет, Строд был награжден орденом Красного Знамени, окончил Академию имени Фрунзе. Оба при этом закончили жизнь одинаково – во время «большого террора» их обвинили в контрреволюционной деятельности и расстреляли. Они были реабилитированы – Строд в 1957-м, а Пепеляев – в 1989-м.

«Зимняя дорога» основана на архивных источниках, которые Леонид Юзефович собирал много лет, но написана в форме документального романа. Автор выступает в первую очередь внимательным и добросовестным историком, он не занимает ничью сторону, а просто и правдиво рассказывает о тех трагических событиях. Спокойный тон повествования, пожалуй, самое радикальное отличие его романа от большинства книг о войне.

Литературная премия «Русский Букер»

«Русский Букер» является первой негосударственной премией в России, учрежденной после 1917 г. Основана премия в 1991 году, первое вручение состоялось в 1992 г. «Русский Букер» ежегодно вручается за лучший роман года на русском языке. Считается одной из самых престижных российских литературных премий. Цель премии - привлечь внимание читающей публики к серьезной прозе, обеспечить коммерческий успех книг, утверждающих традиционную для русской литературы гуманистическую систему ценностей.

В 2016 году премия присуждалась в 25-й раз. Ее лауреатом стал Петр Алешковский за роман «Крепость» .

Петр Маркович Алешковский (1957) – писатель, историк, теле- и радиоведущий, журналист. Окончил исторический факультет Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (1979, кафедра археологии). Шесть лет участвовал в работах по реставрации памятников Русского Севера: Новгорода, Кирилло-Белозерского, Ферапонтова и Соловецкого монастырей. Ведущий программы «Азбука чтения» на «Радио Культура».

Главный герой романа Петра Алешковского «Крепость» – Иван Мальцов – историк, археолог. Он ведет раскопки в старинном русском городке и параллельно пишет книгу об истории Золотой Орды. Начальство его не ценит, а жена не понимает и не разделяет его взглядов и убеждений. Его крепость – в верности профессии, в честности перед собой и перед людьми. Она прочна, но именно из-за нее герой не способен договориться с обществом, не может приспособиться к сегодняшней действительности, в которой все решают деньги и связи. Такому человеку, как Иван Мальцов, с принципами и чувством собственного достоинства, очень сложно жить, когда вокруг предательство, лесть и деньги, ради которых люди забывают о человечности, о ценностях и своих корнях. Мальцов вступает в неравную и заведомо обреченную борьбу с системой во имя спасения древней Крепости, которой грозит уничтожение.

«Я работал над романом шесть лет. Назвал свою работу так, потому что сейчас самое главное – сохранить внутреннюю крепость, не сдаваться дешевым веяниям, которые на нас обрушиваются – бескультурью, желанию наживы, нежеланию исследовать прошлое, созданию мифов и поддержанию мифотворчества», – сказал Алешковский на праздничной церемонии.

Роман «Крепость» вышел в финал премии «Большая книга».

«Студенческий Букер»

Проект «Студенческий Букер» был создан в 2004 году Центром новейшей русской литературы Института филологии и истории РГГУ как молодежный вариант крупнейшей отечественной литературной премии «Русский Букер». Автор идеи и куратор премии – Дмитрий Петрович Бак. На первом этапе проекта проводится конкурс эссе о романах из лонг-листа премии «Русский Букер – 2016», победители которого составляют жюри премии «Студенческий Букер». На втором этапе - члены жюри определяют лучший отечественный роман 2016 года по версии российских студентов и объявляют лауреата премии «Студенческий Букер» на торжественном обеде в честь вручения премии «Русский Букер».

Лауреатом «Студенческого Букера» в 2016 году стала Ирина Богатырева за роман «Кадын» .

Ирина Богатырева – родилась в 1982 году в Казани, выросла в Ульяновске. Закончила Литературный институт им. Горького. Литературой занимается с раннего детства, художественную прозу начала писать в пятнадцать лет. Публиковалась в журналах «Октябрь», «Новый мир», «Дружба народов», «День и Ночь» и др. Финалист и лауреат многих литературных премий, в том числе “Дебют”, премии Гончарова и С. Михалкова. Член Союза писателей Москвы.

В одном из интервью Ирина Богатырева о книге «Кадын»: «Роман «Кадын» возник из любви к Алтаю, увлечения его культурой, природой, историей. В основе сюжета – легендао сестрах-богатырках, защищающих Алтай. Быт скифов я списывала с археологических материалов пазырыкской культуры (6-4 вв до н.э.), самой знаменитой находкой этого периода является мумия девушки с плато Укок (так называемая принцесса Укока). Но я хотела написать не исторический роман или фэнтэзи на историческую тему, а такой текст, в котором через призму мифического прошлого открывались бы вечные, архетипичные для любой культуры коды, и современный человек мог бы узнать себя».

Литературная премия «Ясная поляна»

«Ясная поляна» – это ежегодная общероссийская литературная премия, учрежденная в 2003 г. Государственным мемориальным и природным заповедником «Музей-усадьба Л. Н. Толстого» и компанией Samsung Electronics. Премия призвана отмечать произведения современных авторов, которые несут в себе идеалы человеколюбия, милосердия и нравственности, отражают гуманистические традиции классической русской литературы и творчества Л. Н. Толстого. Основными требованиями, которые предъявляются к работам номинантов, являются неоспоримые художественные достоинства текста, общечеловеческие моральные ценности, культурная, религиозная и расовая терпимость.

Вручается за лучшее художественное произведение традиционной формы в четырех номинациях:

Современная классика;

Детство. Отрочество. Юность;

Иностранная литература (с 2015 года).

Лауреатом номинации «Современная классика» в 2016 году стал

Владимир Маканин за книгу«Где сходилось небо с холмами».

Владимир Маканин (1937) – российский писатель. Его произведения переведены на многие языки мира, книги издаются во Франции, Германии, Испании, Италии, США и других странах. Он лауреат многих литературных премий: Государственная премия России, «Русский Букер», «Большая книга», Пушкинская премия фонда Тепфера (ФРГ) и другие.

Книга «Где сходилось небо с холмами» содержит три повести, объединенные общей темой – темой воспоминаний о прошлой жизни, когда герои мучительно переживают потерю связи прошлого с настоящим.

Вторая повесть, давшая название книги, рассказывает о талантливом композиторе Башилове, выросшем в маленьком уральском поселке. Размышляя об источнике своего дарования, взрослый мужчина скорбит по миру своего детства, где даже волнистая линия на горизонте, где сходится небо с холмами, рождала в мальчике мелодию. С болью и тоской он замечает, что с ростом его гения, гения композитора, мельчает и выдыхается «душа» поселка. Песни и мелодии, когда-то беспрестанно звучавшие там, теперь остаются только в его творениях. Это приводит Башилова к тяжелому душевному кризису, он винит себя в том, что каким-то непостижимым образом «высосал» из родного поселка не только его песенный потенциал, но и саму жизнь.

В номинации «XXI век» в 2016 году, впервые в истории литературной премии «Ясная Поляна», лауреатами стали сразу два автора: Наринэ Абгарян с повестью "С неба упали три яблока" и

Александр Григоренко с повестью "Потерял слепой дуду" .

Наринэ Абгарян – российская писательница армянского происхождения, член попечительского совета благотворительного фонда «Созидание», неоднократный лауреат различных литературных премий.

«С неба упали три яблока» – очень атмосферная книга, с горным колоритом, наполненная запахами армянской кухни. Это история одной маленькой деревушки, затерянной высоко в горах, и ее немногочисленных жителях, каждый из которых немножко чудак, немножко ворчун и в каждом из которых таятся настоящие сокровища духа. Простым и понятным языком Наринэ Абгарян рассказала о том, что испытывают и чем живут люди в любом месте нашей планеты – о детстве, о родителях и предках, о дружбе и любви, о страхе и боли, о доброте и верности, о чувстве Родины и о гордости за свой народ.

Александр Григоренко – журналист и писатель, автор книг «Мэбэт», «Ильгет». Публикуется с 1989 года. Финалист премий «Большая книга» (2012, 2014), НОС (2014), «Ясная Поляна» (2015). Живет в г. Дивногорске Красноярского края, работает в Восточно-Сибирском филиале «Российской газеты».

«Потерял слепой дуду» - произведение, в центре повествования которого история простой деревенской семьи Шпигулиных, где рождается долгожданный ребенок – Шурка. Не сразу семья понимает, что он родился глухонемым. Родители не смогли справиться с этим, и Шурку воспитывает бабушка, которой помогают многочисленные родственники. Автор с большим мастерством рассказывает историю жизни этого ребенка, его становление, превращение в мужчину. Он полуюродивый, полусвятой человек. Шурку все любят, но вся его жизнь идет к гибели…И, как сказал член жюри, писатель Владислав Отрошенко, "в этом произведении показана структура русского бытия, когда никто ни в чем не виноват, но все гибнет".

В номинации «Детство. Отрочество. Юность» лауреатом 2016 года стала

Марина Нефедова за книгу «Лесник и его нимфа» .

Марина Евгеньевна Нефедова (1973) – журналист, редактор, писатель. Окончила геологический факультет МГУ, специалист по минералогии. С 2003 года ее статьи выходили в различных СМИ, от «Литературной газеты» и «Русского репортера» до православного интернет-издания «Правмир.ру». В 2005-2013 гг. была корреспондентом, а затем выпускающим редактором журнала о православной жизни «Нескучный сад». Марина Нефедова – редактор издательства «Никея», специализирующегося на христианской литературе. Автор и составитель сборников «Миряне – кто они» и «Душа вашего ребенка. Сорок вопросов родителей о детях». Повесть «Лесник и его нимфа» – дебют автора в художественной прозе.

В номинации «Детство. Отрочество. Юность» отмечают книги, важные для поры взросления и способные заложить понятия справедливости, уважения, любви. Именно так можно охарактеризовать повесть Марины Нефедовой «Лесник и его нимфа». Эта повесть – путешествие в мир московских хиппи восьмидесятых годов прошлого века и в мир юношеского одиночества. Это история выбора между творчеством и любовью, в которой «все становится другим, когда соприкасается со смертью».

Главная героиня – талантливая семнадцатилетняя девушка, «вторая Дженис Джоплин», как о ней говорят. «Плохая девочка», которая, несмотря на бесконечные метания, в критической ситуации оказывается настоящим человеком. Но главное, что делает книгу абсолютно универсальной – тонко и точно переданное ощущение возраста, подростковых метаний и любви.

Победителем номинации «Иностранная литература», призванной выбрать самую значимую зарубежную книгу XXI века и отметить ее перевод на русский язык, в 2016 году стал Орхан Памук за книгу «Мои странные мысли».

Охран Памук (1952) – известный турецкий писатель, обладатель многочисленных национальных и международных премий, в числе которых Нобелевская премия по литературе (2006) за «поиск души своего меланхолического города». Популярен как в Турции, так и за ее пределами, произведения писателя переведены более чем на пятьдесят языков.

«Мои странные мысли» - роман о жизни турецкой деревенской семьи в большом городе. Улочки и кварталы Стамбула Памук показывает глазами Мевлюта, простого уличного торговца, который 40 с лишним лет по утрам разносит прохладный йогурт, а по вечерам – местный слабоалкогольный напиток бузу – и наблюдает за происходящим вокруг.

История органично вплетена в реальные исторические события, происходившие в мире с 1954-го по март 2012 года, - холодную войну, оккупацию Кипра турецкими войсками, развал СССР и многое другое. Времена сменяют друг друга, а Мевлют все бродит по знакомым кварталам, размышляя о мире и своем месте в нем. А вслед за ним по Стамбулу 50-х, 60-х и далее годов идет и читатель, наблюдая, как город теряет привычные старому поколению черты и превращается в современный мегаполис.

Получить более полную информацию о премии, ее лауреатах и их произведениях вы можете на сайте премии: http://www.yppremia.ru/

Конкурс «Книга года» учрежден Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям в 1999 году. Основная цель конкурса - поддержка отечественного книгоиздания, поощрение лучших образцов книжного искусства и полиграфии, а также пропаганда чтения в России. Вручается в ходе работы «Московской международной книжной ярмарки» в нескольких номинациях, от «Прозы года» до «Электронной книги».

Лауреатами «Книги года» в разное время становились Андрей Вознесенский, Кир Булычев, Василий Аксенов, Белла Ахмадулина, Евгений Евтушенко, Людмила Улицкая, Евгений Гришковец и многие другие известные писатели и поэты.

Лауреатом в номинации «Книга года» стала Ольга Берггольц за книгу «Блокадный дневник: (1941-1945)» .

Берггольц Ольга Федоровна (1910-1975) – поэт, прозаик. Многим она известна как «ленинградская Мадонна». В дни блокады благодаря правдивым, горьким стихам и радиопередачам Ольга стала символом осажденного Ленинграда. Ее называли «голосом Города». Ее стихи и слова, звучавшие из динамиков, помогали людям отыскать в себе последние силы, чтобы выжить, сохранив человеческое достоинство. Самые известные произведения Ольги Бергольц: «Февральский дневник», «Ленинградская поэма», «Говорит Ленинград», поэтические сборники: «Узел», «Верность», «Память».

Для Ольги Берггольц дневниковые записи были ее творческой мастерской. Без них она не могла существовать и вела их постоянно с 1923 по 1971 год. Долгое время они были на закрытом хранении: сначала по распоряжению госорганов, затем по воле наследников. Теперь они открыты.

«Блокадный дневник» открывает публикацию всего корпуса дневников Ольги Бергольц. В нем она предельно откровенна, беспощадна по отношению к самой себе, буквально «препарирует» собственные чувства, поступки, мысли.

Издание содержит комментарии и статьи, написанные историками, сотрудниками архива. Воспроизведены малоизвестные фотографии и документы из личного архива О. Ф. Берггольц (РГАЛИ), а также работы художников блокадного Ленинграда.

Победителем в номинации «Проза» стал Алексей Иванов за роман «Ненастье» .

Алексей Иванов (1969) – искусствовед, сценарист, писатель. Получил известность благодаря романам «Сердце Пармы» и «Географ глобус пропил», по мотивам которого был снят одноименный кинофильм. Неоднократный лауреат различных литературных премий: имени Д. Мамина-Сибиряка (2003), имени П. Бажова (2004), «Книга года» (2004), «Ясная поляна» (2006), «Странник» (2006), «Большая книга» (2006). «Большая книга» (2006). За роман «Ненастье» не только стал лауреатом премии «Книга года», но и получил премию Правительства РФ в области культуры.

Алексей Иванов о романе «Ненастье»: «2008 год. Простой водитель, бывший солдат Афганской войны, в одиночку устраивает дерзкое ограбление спецфургона, который перевозит деньги большого торгового центра. Так в миллионном, но захолустном городе Батуеве завершается долгая история могучего и деятельного союза ветеранов Афганистана – то ли общественной организации, то ли бизнес-альянса, то ли криминальной группировки: в лихие девяностые, когда этот союз образовался и набрал силу, сложно было отличить одно от другого.

Но роман не про деньги и не про криминал, а про ненастье в душе. Про отчаянные поиски причины, по которой человек должен доверять человеку в мире, где торжествуют только хищники, – но без доверия жить невозможно. Роман о том, что величие и отчаянье имеют одни и те же корни. О том, что каждый из нас рискует ненароком попасть в ненастье и уже не вырваться оттуда никогда, потому что ненастье – это убежище и ловушка, спасение и погибель, великое утешение и вечная боль жизни».

Лауреатом 2016 года в номинации «Поэзия» стал Олег Чухонцев за книгу «Выходящее из – уходящее за» .

Чухонцев Олег Григорьевич (1938) – российский поэт, переводчик, автор книг: «Из трех тетрадей», «Слуховое окно», «Ветром и пеплом», «Из сих пределов», «Речь молчания» и др. В разные годы работал в отделах поэзии журналов «Юность» и «Новый мир». Стихи Олега Чухонцева переведены на многие языки мира. Он – лауреат Государственной премии РФ, Пушкинской премии РФ, Пушкинской премии фонда Альфреда Тепфера (Германия), поэтической премии «Anthologia», большой премии «Триумф», большой премии им. Бориса Пастернака, Российской национальной премии «Поэт» и множества других.

В аннотации к книге «Выходящее из – уходящее за» скупо сказано: «В новую книгу, состоящую из трех разделов – «Гость нечаемый», «В тени актинидии», «Рукой юродивой», – вошли стихи, появившиеся после книги «Фифиа» (2003)». Автор затрагивает тему старости и ухода, посредством стихов передает свое восприятие мира через призму прожитых лет и жизненного опыта.

В номинации «Вместе с книгой мы растем» лауреатом 2016 года стал

Григорий Кружков за книгу «Чашка по-английски».

Григорий Кружков (1945) – поэт, переводчик, эссеист, исследователь англо-русских литературных связей. Автор семи книг стихов. Лауреат различных литературных премий (Государственной премии Российской Федерации, премии Александра Солженицына и др.).

В предисловии к изданию «Чашка по-английски» автор поясняет, что получившиеся на русском языке тексты трудно назвать переводами, это скорее пересказ английского оригинального текста Спайка Миллигана. Главное, что эти тексты объединяет – игра слов. Григорий Кружков смело экспериментирует со словами, а художник Евгений Антоненков поддерживает игру поэта. В его остроумных и очень емких образах можно увидеть много интересного. Это не игра словами, а жонглирование образами. Подчас необычными и неожиданными.

Победителем 2016 года в номинации «Книга и кино» стал Алексей Баталов за книгу «Сундук артиста» .

Алексей Владимирович Баталов (1928) – актер театра и кино, кинорежиссер, сценарист, педагог и общественный деятель. Лауреат нескольких Государственных премий в области искусства и кинематографии, обладатель различных общественных наград. Актер является почетным членом Академии в области литературы, искусства и журналистики, участвует во многих кинематографических учреждениях и ежегодно жертвует большую часть гонорара таким организациям, как «Фонд Мира» и Ассоциация «Родина».

«Сундук артиста» – иллюстрированная хроника более чем полувека отечественного кино и отчасти театра. Будучи замечательным рассказчиком, Баталов повествует о выдающихся актерах и режиссерах, поэтах и художниках. Уделено внимание истории многих известных кинокартин, в которых снимался Баталов, смешным, а порой и трагическим эпизодам съемок.

В текст книги включены и его сказки, которые автор характеризует как «не совсем сказки и, наверное, не совсем для детей». А между тем, по ним созданы мультфильмы «Чужая шуба» и «Зайчонок и муха».

Алексей Владимирович предстает перед читателями не только как актер, но и как художник Баталов. В книгу включены его картины и рассказ о том, как он был учеником замечательного, но не угодного тогда властям Фалька.

В книге также собраны никогда не публиковавшиеся ранее фотографии дорогих его сердцу людей, семейных реликвий, долгие годы хранившихся в доме автора.

Все это Алексей Владимирович заботливо сложил в свой «сундук артиста»..

Татьяна Валерьевна, читающей публике хорошо известны премии, которые вручаются за взрослые книги. Их не так много, как хотелось бы, но они все-таки есть. А какие премии существуют сегодня в области детской книги?

Для начала надо назвать две самые заметные премии: это Государственная премия в области литературы и искусства для детей и юношества и Премия Правительства Российской Федерации в области культуры.

Государственная премия в ХХI веке присуждалась только один раз: в 2002 году ее получила Ирина Токмакова за книгу стихов «Счастливого пути». Заслуженная и вполне предсказуемая награда. Можно считать, что этой премией мы завершили ХХ век - «золотой век» советской детской литературы.

Премией Правительства РФ в области культуры из детских писателей были отмечены Эдуард Успенский за книгу «Истории про девочку со странным именем» и Альберт Лиханов за дилогию «Русские мальчики. Мужская школа». Но это тоже скорее признание заслуг, нежели реальная рекомендация читателям. У награжденных авторов принципиально разные подходы к детской литературе: Эдуард Успенский - мастер современной иронической сказки, Альберт Лиханов - представитель реалистической школы (так и хочется сказать «социалистического реализма»). О возрастной адресации премированных произведений говорить сложно. Книга Эдуарда Успенского написана просто и рассчитана, вроде бы, на младших школьников, но в ней много непонятных ребенку отсылов к политической истории современной России. То есть здесь как раз та ситуация, когда автор прячется за ширму стандартной рекомендации «для чтения взрослыми детям». А повести Альберта Лиханова адресованы старшим подросткам и взрослым.

В 2011 году лауреатом правительственной премии стали Валерий Воскобойников за серию книг «Жизнь замечательных детей» и Юнна Мориц за книгу «Крыша ехала домой». Это детские, хорошие, правильные и нужные книги.

Как вы сказали, смысл этих премий - в признании заслуг. По большому счету, они родственны премиям советских времен. Вряд ли можно сказать, что они как-то влияют на рынок детской литературы или стимулируют книгоиздательский процесс. Изменилась ли в этом смысле ситуация с премиями?

С 2003 по 2008 год существовал Всероссийский конкурс «Алые паруса», учрежденный Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям. Среди его лауреатов - очень непохожие в своем творчестве писатели и поэты. На конкурсе также отмечались художники книги и целые проекты: например, детский проект Людмилы Улицкой «Другой. Другие. О других» по воспитанию толерантности. В одной из номинаций отмечались литературные критики.

С 2005 по 2009 год существовала Национальная детская литературная премия «Заветная мечта», которая была учреждена по инициативе Группы компаний «МИАН» и Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Этот проект сильно отличался от всего, что существовало ранее. В частности, на соискание премии принимались прозаические произведения для детей среднего и старшего школьного возраста, написанные на русском языке, а также авторские переводы текстов, написанных на других языках. У премии была сложная структура: большая и малая премии (по объему произведений), внутри каждой из них - три места, а кроме того - премии в специальных номинациях и еще «приз симпатий литературного совета». Победившие в двух первых сезонах произведения были изданы за счет учредителей колоссальным тиражом, который бесплатно распространялся по детским и школьным библиотекам страны. Можно спорить о качестве отобранных для издания рукописей, но это споры из области вкусовых предпочтений. Факт остается фактом: такого мощного проекта не было раньше, и сейчас больше нет.

- «Алый парус», «Заветная мечта» - это все в прошлом. А в настоящем? Какие премии существуют сегодня?

Ежегодно профессиональное сообщество книгоиздателей присуждает премию «Книга года», которая вручается на Международной московской книжной выставке-ярмарке. В номинации «Вместе с книгой мы растем» рассматриваются книги отечественных авторов для детей и юношества, получившие признание читателей, положительные отзывы критики и детских библиотек. Причем рассматривается именно книга как целостный полиграфический продукт, а не только текст.

Правильно ли я понимаю, что эту премию издатели вручают издателям? То есть людям, которые сами же эти книги и печатают. Конечно, хорошо, что есть и такая премия. Но получается, что это «внутрицеховая» премия, и она, по-видимому, решает какие-то локальные задачи. Ведь известно, что интересы издателей и писателей (художников, переводчиков) пересекаются, но никогда полностью не совпадают.

Есть и другие «внутрицеховые» премии. Например, премия «Мастер», учрежденная гильдией «Мастера литературного перевода». В 2010 году эта премия впервые была вручена за литературный перевод книг для подростковой аудитории.

К разряду «внутрицеховых» можно отнести также Литературную премию имени Самуила Маршака и Литературную премию Корнея Чуковского.
Премия С. Маршака учреждена Союзом писателей Санкт-Петербурга и Администрацией города и ежегодно присуждается за произведения детской литературы (кроме переводов), опубликованные в России в предшествующем награждению календарном году.

Премия К. Чуковского учреждена Союзом писателей Москвы и Государственным Литературным музеем (отдел «Дом-музей Чуковского в Переделкине») при поддержке Правительства Москвы и вручается по совокупности заслуг детским поэтам, пишущим на русском языке в жанре игровой поэзии.

То есть по смыслу премия имени К. Чуковского похожа на государственную: через эту премию писательское сообщество объявляет о причислении того или иного поэта к «лику» классиков. Имена награжденных об этом красноречиво свидетельствуют.

Существуют и другие именные премии, каждая со своей идеологией: премия А.Н. Толстого, конкурс имени Сергея Михалкова, Международная детская литературная премия имени В.П. Крапивина.

Среди учредителей этих премий обязательно фигурирует либо Союз писателей, либо содружество писателей. То есть все они в большей или меньшей степени внутрицеховые.

Я бы не стала недооценивать «внутрицеховые» оценки. Столь придирчиво, как сами переводчики, художники, писатели, никто коллегу не оценит.

Я совсем не против внутрицеховых премий! Они, безусловно, престижные. Просто я считаю, что они решают определенные задачи на определенном поле. А за границами этого поля остается много других задач. Поэтому только внутрицеховых премий недостаточно.

Есть еще конкурсы, которые проводят издательства.

Победителями этих конкурсов чаще всего становятся те, кто написал не просто интересное произведение, а такое, которое в наибольшей степени отвечает издательской политике конкретного издательства.

Некоторые издательства обращаются к результатам литературных конкурсов («Время, «Самокат», «Нарния», «КомпасГид»). Но большинство рукописей лонг- и шорт-листов, увы, так и не находит своего издателя.

Важно назвать журнальные премии, точнее одну ныне существующую заметную премию - имени Юрия Коваля, которую присуждает своим авторам и художникам журнал «Мурзилка». А в 2008 году фонд «Династия» учредил премию «Просветитель» - за лучшее произведение научно-популярной литературы. Среди получивших эту премию книг есть и адресованные умным детям старшего возраста.

Но, наверное, самым интересным и независимым сегодня является литературный конкурс «Книгуру».

Эта премия подхватила эстафету «Заветной мечты». В рамках проекта «Книгуру» осуществляется принципиально новый подход к выбору лауреатов. Членом детского жюри может стать любой читающий подросток от 10 до 16 лет. Для этого надо зарегистрироваться на сайте конкурса и отправить заявку о включении в состав жюри. Голосуют зарегистрированные члены жюри в Интернете. Параллельно с детским голосованием идет голосование взрослых. Рукописи произведений, представленных на конкурс, выложены на сайте. С ними может познакомиться каждый желающий. Конкурс открытый, и рукописей приходит довольно много. В первом сезоне их было 403, а в шорт-лист вошло лишь 14. Кстати, результаты взрослого и детского голосований не совпали. В этом году результаты конкурса будут объявлены 20 марта, в канун Недели детской книги.

Одним из итогов конкурса является создание временной общедоступной интернет-библиотеки современной литературы для подростков, которая выставлена на сайте «книгуру.рф» в течение полугода.

В некоторых библиотеках придуманы свои способы отмечать лучшие книги.
Так, признанием качества книги можно считать ее включение в каталог «100 новых книг для детей и подростков», который выпускает Центральная государственная детская библиотека им. А.П. Гайдара, Издательский дом «Самокат», Издательская группа «Гранд-Фаир» и независимый литературный критик Ксения Молдавская.

В создании этого каталога принимают участие издательства. Не означает ли это, что они будут лоббировать свои собственные книги?

Механизм составления каталога «100 книг» мне не просто хорошо известен, но мы его сами и вырабатывали все шесть лет существования. Да, издательство «Самокат» инициировало рождение каталога, но, по нашим правилам, мнение «Самоката» по поводу собственных книг рассматривается наряду со всеми остальными точками зрения. А то, что в каталоге много книг «Самоката» - это отражение реальной книгоиздательской ситуации с книгами для подростков. «Самокат» - признанный лидер в издании подростковой литературы.

Наверное, нужно признать, что сейчас на поле подростковой литературы появились новые «игроки», которых в момент создания каталога еще не было или которые в то время еще «не доросли» до выпуска подростковых книг. Возможно, что конкуренция за лидерство усиливается. Но хочется верить, что коллектив «Гайдаровки» - признанный лидер среди экспертов библиотечного сообщества - имеет достаточно веса и сил, чтобы пересиливать неправильные тенденции. А вообще насколько заметно участие библиотек в «премиальной жизни» детских книг?

Яркий пример подобной активности демонстрируют читатели Ленинградской областной детской библиотеки. Там ежегодно составляют список лучших книг - определяют десятку года. Эти книги в фонде библиотеки маркируются значком «Нравится детям Ленинградской области». Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М.И. Рудомино ежегодно отправляет несколько отечественных книг в Мюнхенскую библиотеку. Там решается вопрос о включении лучших, по мнению наших немецких коллег, книг в международный список «Белые вороны».

Насколько я знаю, книги для рассмотрения мюнхенскими экспертами могут отправлять и сами издательства. Только они почему-то не прилагают особых усилий в этом направлении.

Давайте попробуем подвести итоги. Есть несколько внутрицеховых премий (среди них можно выделить более или менее престижные); есть премия «Просветитель» (к сожалению, с очень слабой информационной поддержкой); есть каталог «100 лучших книг», и всего одна премия, которая основана на голосовании читателей. Причем работает эта премия только в подростковом секторе. Ну, и знак качества «Нравится детям Ленинградской области» - прекрасная такая вещь, отражающая читательскую жизнь библиотек одного культурного региона, но тоже ориентированная на подростковую литературу.

Прямо скажем, не густо. Особенно - в области премий, инициированных общественными организациями и независимыми читательскими сообществами.

И что же потом удивляться, что маленькие издательства делают свой бизнес в основном на переводной литературе, а крупные издательства гонят невероятное количество макулатуры?

Издательства странным образом не заинтересованы в появлении новых авторов, боятся их. Так и говорят писателям: вещь ваша неплохая (или даже хорошая), но вы - неизвестный автор. А потому мы не можем вас печатать.
Кроме того, маленькое издательство не в состоянии справиться с оценкой потока рукописей. У него для этого нет человеческих ресурсов.

Маленькое издательство не решается экспериментировать с книжным дизайном, потому что у него нет гарантий, что будущая книга, которую ему предлагают, найдет своего читателя на рынке. А большому издательству нет нужды экспериментировать, потому что оно и не пытается выдать себя за элитное, имеющее изысканные эстетические амбиции.

Думаю, что наше книгоиздание будет зависеть от западных брендов и неконкурентным на мировом книжном рынке до тех пор, пока у нас не появится много разных премий. И инициировать эти премии должно не только государство, но и общественные организации, объединения читателей, а также бизнес, далекий от книгоиздательства.

Не думаю, что большое количество премий и конкурсов спасет читателей и издателей.

И не соглашусь с тем, что маленькие издательства не решаются экспериментировать с книжным дизайном. Мне кажется, что в основном они-то сегодня и экспериментируют, идут на риск.

Что до «независимости суждений», то я не доверяла бы на все сто процентов читательско-родительскому сообществу, если речь идет о детской литературе. Любой премии необходим экспертный совет. Это не снобизм. Если бы на читательский суд было бы представлено то количество непрофессионально написанных текстов, которые приходят на конкурсы, градус отечественной словесности резко понизился бы.

Но читатель-то есть разный. И мы говорим о создании компетентного, понимающего читательского сообщества, обладающего высоким вкусом. Понятно, что такое сообщество нужно бережно выращивать, формируя его активную читательскую позицию. И начинать растить такого читателя надо с того момента, когда малыш только говорить учится. У нас же достойной внимания считается только книга, адресованная подросткам. А как быть с книгами для самых маленьких? Для тех, кто только стартует как самостоятельный читатель?

О механизмах отбора рукописей для самых маленьких думать необходимо, здесь я с вами согласна.
В предыдущие два десятилетия обнаружились лакуны в подростковой литературе, и силы издателей, писателей и переводчиков были брошены туда.

Событиями в книгоиздании для маленьких становились переводные книги - такие как «Очень голодная гусеница». Сейчас ситуация изменилась. И в оценке книг для малышей должны принимать участие не только литературные критики, но и психологи, читательская общественность. Однако здесь у меня больше вопросов, чем ответов.